Подготовка мотоцикла к езде после зимовки.
Ка дворе весна, и мотолюбителя охватывает беспокойство. В его душе происходит титаническая борьба: с одной стороны, он сознает необходимость глубокого изучения новых Правил дорожного движения и тщательной подготовки мотоцикла, с другой — его обуревает желание просто выкатить свой «мустанг» на солнышко и тотчас же пуститься в поездку, минуя скучный подготовительный этап.
Представим себе, что добродетель восторжествовала (по крайней мере, так должно быть). В этом случае мото-любителю предстоит выполнить немало обязательных довольно хлопотных и, может быть, грязных работ, связанных с расконсервацией машины. Если же мотоциклист по какой-то «веской» причине осенью пренебрег консервацией (известное дело: осень — время темное, холодное, сырое...), то впоследствии, он, порою сам этого не замечая, дорого расплачивается. На зеркале цилиндра, поршневых кольцах, роликах и их беговых дорожках, цапфах коленчатого вала, поршневых пальцах и других не менее ответственных деталях появляются очаги коррозии, в дальнейшем резко сокращающие срок жизни двигателя. В первое время никаких особых признаков старения машины нерадивый мотолюбитель не замечает. Но уже через год-два мотоциклы таких ездоков, независимо от марки или модели, даже внешне становятся похожи один на другой: все они рыжеватого оттенка из-за бесчисленных точек и пятен ржавчины как на хромированных, так и на окрашенных деталях. Естественно, что мотолюбитель этой «школы» начинает очередной сезон с ходу. Но очень возможно, что этот сезон окажется для его неухоженного «коня» и последним. Такому мы не советчики. И обращаемся здесь к трудягам, тем, кто, несмотря на холод и дождь, возились осенью со своими ИЖами, Восходами или Явами.
Вы кропотливо смазывали каждый квадратный сантиметр облицовки, каждую спицу и гайку. Теперь не менее кропотливо должны удалить эту смазку со всех деталей мотоцикла. Ибо всюду, где останутся следы смазки, вскоре осядет дорожная пыль.
Бензобак. Осенью вы заполнили его до горловины. Это, с одной стороны, помогло борьбе с коррозией, с другой — уменьшило возможность конденсации водяных паров на стенках и скапливания воды на дне. Вот эта-то, «неизвестно откуда появившаяся» вода, попав впоследствии в карбюратор, порой доставляла немало волнений тысячам беззаботных мотоциклистов.
Из-за ухудшения пусковых качеств бензина (в результате длительного хранения) из бака рекомендуется слить содержимое, которое может включать в себя и упомянутую воду. Только убедившись, что в баке сухо и чисто, заливают свежий бензин (топливную смесь).
В карбюраторе, особенно при неблагоприятных условиях хранения, может также оказаться вода, а кроме нее — смолистый осадок, выпадающий из масла и бензина. Поэтому перед первым выездом карбюратор следует снять и тщательно очистить, обращая особое внимание на поплавковую камеру, воздушные и топливные каналы и жиклеры. Но только ни в коем случае нельзя пользоваться для этого булавками, гвоздями, проволокой и другими «подходящими» предметами.
Смена масла в амортизаторах передней и задней вилок, в воздухоочистителе, в коробке передач, как правило, машине не вредит. В случае, если масло в вилку или коробку передач было залито лишь осенью, а пробег машины за это время невелик, менять масло нет смысла. Однако если осенью в расчете на низкую температуру воздуха в амортизаторы и коробку передач были залиты менее вязкие («зимние») сорта масел, то весной их необходимо сменить тотчас лее после устойчивого потепления воздуха до плюс 10—15° .
Допустим, вы решили сменить масло в коробке передач. Не следует сразу же брать в руки гаечный ключ и отвертывать пробку. Вначале необходимо прогреть двигатель до рабочей температуры, поездив 10—15 минут. А прежде чем выезжать, придется проверить еще ряд систем мотоцикла.
Так, аккумуляторную батарею перед началом эксплуатации следует полностью зарядить, затем разрядить «10-часовым» разрядным током (равным по величине 0,1 номинальной емкости аккумулятора) и, проверив таким образом емкость и работоспособность батареи, вновь полностью зарядить. Одновременно контролируем уровень и плотность электролита. Пониженный уровень грозит ускоренной сульфата-цией пластин, повышенный — порчей аккумуляторного ящика и близлежащих деталей мотоцикла.
Перед установкой батареи на мотоцикл кое-кто упаковывает ее в полиэтиленовый мешочек. Однако стандартные, имеющиеся в продаже пакеты сделаны из очень тонкой пленки и легко рвутся. Лучше взять лист более толстого полиэтилена и завернуть в него батарею, укрепив «конверт» резиновым кольцом из старой камеры. При необходимости можно легко развернуть лист и смыть с него остатки электролита. Хорошей защитой служит подходящего размера полиэтиленовая банка из-под масла со срезанным верхом или старая резиновая грелка.
Перед первым выездом опытные мотолюбители не забывают смазать все тросы. Если трос нельзя извлечь из оболочки (в большинстве случаев так и бывает), то его смазывают жидким моторным маслом, которое подводят хотя бы при помощи мягких трубок или флакона. Эта несложная работа впоследствии оберегает не только нервы водителя от перегрузки излишне острыми ощущениями, но порой и жизнь. Мягкость работы тросов — это и плавное управление мотоциклом, и «отзывчивый» двигатель, и надежные тормоза. Одновременно следует смазать гибкий вал («трос») привода спидометра, дабы продлить срок его службы и повысить точность показаний.
Мало смазать тросы — нужно еще проверить наличие смазки во вращающейся рукоятке «газа», в шарнирах рычагов тормоза и сцепления, в механизме выключения сцепления и т. п.
Смазывая педаль ножного (заднего) тормоза, одновременно проверьте работу включателя стоп-сигнала, поскольку при длительном зимнем хранении его контакты могли окислиться.
Весной, в преддверии интенсивной летней эксплуатации мотоцикла, желательно сменить смазку в подшипниках колес. При этом, смыв старую смазку бензином, обязательно как следует просушите подшипники и только после этого набивайте в них новую смазку (остатки бензина могут ее раз-жижить). Одним из лучших для этой цели средств является ЦИАТИМ-201, при отсутствии его используют смазки 1-13 или ЯНЗ-2. При выполнении этой работы необходимо уделить серьезное внимание состоянию сальников, которые защищают подшипник от грязи, а тормозной барабан — от попадания в него смазки из подшипников.
При помощи мягких трубки или флакона тросы можно быстро смазать прямо на мотоцикле.
Колеса вместе с шинами рекомендуется отбалансировать при помощи, например, свинцовой ленты или проволоки, наматываемой на спицы около обода в «легкой» точке колеса. Хорошо отбалансированное колесо, вращаясь на оси, должно останавливаться и любом положении. К сожалению, большинство владельцев мотоциклов этим пренебрегают и расплачиваются неравномерным (по окружности колеса) износом шины, появлением "плешин" по ее периметру, усилением вибрации, отчетливо ощущаемым на передней вилке и руле. У мотоциклов, имеющих одинаковые шины на всех колесах, стоит поменять их местами, чтобы износ был равномерным.
Если мотоциклист «забыл» осенью правильно смазать заднюю цепную передачу и вернулся к ней только весной, перед ним может предстать малопривлекательная картина: красновато-рыжая цепь, отдельные звенья которой будто спаялись ржавчиной и грязью. Такую цепь невозможно правильно отрегулировать: она слишком туго натягивается, когда на малую звездочку накатывается участок из «спаявшихся» звеньев, и сильно провисает, когда подходят нормальные звенья. Нагрузка на зубья звездочек, а также на подшипники становится чрезмерной, из-за чего и те, и другие, и посадочные гнезда быстро изнашиваются. Любителям быстрой езды не худо помнить и о том, что движение с такой цепью приводит к большим потерям мощности на преодоление сил дополнительного трения между звеньями, а также в подшипниках цепной передачи — мотоцикл не достигает максимальной (для нормального состояния) скорости и плохо движется накатом.
Чтобы избежать подобных неприятностей, цепь надо тщательно подготовить к эксплуатации. Ее снимают, моют в керосине и контролируют вытяжку. Если она не превышает 2 процентов по сравнению с новой (два звена на 100 звеньев), цепь пригодна к дальнейшей эксплуатации. Теперь встает вопрос о смазке. Лучше всего проварить цепь, положив в сосуд с нагретой до 80—100 градусов графитной смазкой, которую можно приготовить самостоятельно, смешав солидол с 3—5 процентами (по массе) коллоидного
графита. Чтобы ускорить проникновение смазки внутрь звеньев, цепь непрерывно перемещают. Когда на поверхности перестанут подниматься воздушные пузырьки, цепь вынимают и дают стечь смазке, после чего удаляют ее излишки сухой тряпкой.
Пластмассовая банка из-под масла служит хорошей защитой мотоцикла от электролита батареи.
Не всякому эта процедура по душе. Но надо знать, что если не проварить цепь, то придется чаще смазывать ее прямо на мотоцикле моторным маслом или специальной графитной смазкой для цепей, заключенной в аэрозольном баллончике. Конечно, цепь при этом будет служить меньше (на 2— 4 тысячи километров пробега).
Натягивая цепь, сразу же проверяют, находятся ли колеса в одной плоскости, например при помощи доски или веревки.
Проваривание цепи в масле продлит срок ее службы.
Ну вот, дело подходит к концу. Остается очистить детали двигателя и выпускной системы (включая и выпускные окна) от нагара. Наиболее требовательные к мощности мотоциклисты делают это довольно часто — через 2—3 тысячи километров пробега.
Чтобы пустить «залитый» топливом двигатель, лучше вывернуть и очистить свечу, чем испытывать силу ног.
Покончив с «грязными» работами, приступают к приятной — пуску двигателя. Если еще холодно, следует чуть дольше, чем обычно, нажимать на утолитель карбюратора или немного больше обогатить смесь посредством корректора. Действовать при этом надо осторожно. Случается, пуск затруднен из-за сильного замасливания свечи в результате зимней консервации, а самоуверенный и упрямый мотоциклист, думая, что смесь недостаточно богата, продолжает давить на у топите ль, буквально заливая двигатель горючим. После этого даже хорошая сухая свеча иной раз не может помочь делу — ее "забрасывает" при первом же обороте коленчатого вала. Приступая к пуску двигателя после зимней «спячки», неплохо иметь под рукой несколько вполне надежных и, желательно, более «горячих» свеч (А10У, А11У, А14У, «ПАЛ-Супер» с индексами 14-5 или 14-7).
Разрез замка цепи должен смотреть назад по отношению к направлению движения цепи.
При прогреве двигателя масло в коробке передач нагревается медленнее металла цилиндро-поршневой группы, поэтому у мотоциклов, имеющих муфту сцепления с дисками в масляной ванне, «склеенными» после длительной стоянки холодным, вязким маслом, не следует спешить включать передачу. Слипшиеся диски разобщают -на неработающем двигателе. Для этого, включив первую передачу, нажимают рычаг сцепления и толкают мотоцикл вперед или назад до тех пор, пока не почувствуется резкое уменьшение сопротивления качению.
Работу коробки передач при низких температурах можно улучшить применением менее вязкого масла (например, добавляя к «летнему» вязкому маслу 10—20 процентов веретенного). Это касается главным образом тех нетерпеливых мотоциклистов, которые появляются на дорогах при звоне первой капели.
Э. КОНОП, инженер
1973N04P18-19
Как только выглянет весеннее солнце, автомобилисты и мотоциклисты начинают готовиться к дальним пробегам. С каждым годом все больше людей путешествует по стране на машинах. Именно для них и предназначены помещаемые здесь советы бывалых. С этим вопросом в весенние дни сталкивается каждый мотоциклист. У мотоцикла много труднодоступных для очистки и покраски участков, особенно в местах сопряжения деталей. Поэтому перед окраской его приходится разбирать.Полностью окрашивают мотоцикл только в случае крайней необходимости. Обычно же ограничиваются частичной подкраской.Приспособления и материалы. Прежде всего надо подобрать нужные приспособления. Для шпаклевки служат резиновые пластины толщиной 5—8 мм с рабочими кромками различной формы. Краску наносят обычным косметическим пульверизатором, но лучше пользоваться небольшим пистолетом-разбрызгивателем заводского производства. Баллон для сжатого воздуха нетрудно изготовить из обрезка большой камеры. Если ее поместить в веревочную сет...
Читать далее >>Усовершенствованный гидроамортизатор передней и задней подвесок На заводе Кировского совнархоза разработан усовершенствованный гидроамортизатор передней и задней подвесок Вятки. Вместо резиновых колец он имеет сальниковое уплотнение с подпружинивающим кольцом (см. рисунок), что значительно улучшило его герметичность. Заводские испытания и всероссийские моторалли, в которых приняли участие спортсмены на мотороллерах «Вятка», показали, что новые амортизаторы обладают высокими эксплуатационными качествами. В гидроамортизаторе упрощен процесс смены масла. Теперь для этого требуется лишь отвинтить гайку корпуса сальника, несколько приподнять ее вместе со штоком и через отверстие, имеющееся в корпусе, залить новое масло. Полностью отвертывать корпус сальника, как это делалось раньше, не надо. К этому прибегают только при осмотре перепускной системы цилиндра или поршня амортизатора. У нового гидроамортизатора клапан цилиндра одностороннего действия, обеспечивающий хо...
Читать далее >>Шаг вперед венгерской мотопромышленности Немецкий журнал «Дер Штрассенферкер» опубликовал в № 1 за 1961 год подробный отчет об испытании новой модели венгерского мотоцикла «Паннония», выпускаемого заводами Чепель в Будапеште. Этот отчет представляет тем больший интерес, что два года назад, проведя испытания мотоцикла «Паннония» модели 1958 года, журнал подверг дружественной, но весьма серьезной критике продукцию будапештского завода. «Признаться, мы с некоторым опасением начинали испытания новой «Паннонии», памятуя наши впечатления 1958 года. — пишет журнал сейчас. — Тем более приятно было убедиться в обратном; «детские болезни» прежней модели остались позади и теперь речь идет об отличном мотоцикле, который способен выдержать сравнение с лучшими моделями этого класса». По сравнению с моделью 1958 года значительно удобнее стала посадка на мотоцикле. Сиденье теперь не слишком удалено от руля и по...
Читать далее >>Защитные прокладки на шпильки После длительной эксплуатации мотоцикла ЯВА, особенно в сельской местности, бывает трудно снять цилиндры: пыль и песок, смешиваясь с маслом, плотно забивают отверстия под шпильки. К тому же при разборке часть этой грязи попадает в картер, как ни стараешься его закрыть. Прокладка под головку Я избавился от этой неприятности следующим образом. Из сырой резины толщиной около 2 мм вырезал шесть прокладок (согласно рисунку) и надел их на шпильки до установки головки. При работе двигателя от нагрева они вулканизуются и надежно закрывают отверстия от пыли. Уже несколько лет я успешно применяю этот способ. В. КОРОТЧИКОВ Гомельская область, г. Озераны 1989N07P33
Читать далее >>ПРАВИЛЬНАЯ ОБКАТКА — ЗАЛОГ ДОЛГОВЕЧНОСТИ В ХОЛОДНОМ ДВИГАТЕЛЕ ИНТЕНСИВНЕЙ ИЗНОСВЫШЕ ОБОРОТЫ — ЛЕГЧЕ ДВИГАТЕЛЮЧАЩЕ ОБСЛУЖИВАЕШЬ — РЕЖЕ РЕМОНТИРУЕШЬПриобретая мотоцикл новой для себя марки, человек, естественно, интересуется всем, что касается этой машины. На что обратить внимание при обкатке, в чем особенности вождения и обслуживания, какова долговечность основных узлов и агрегатов и т. п.? Эти вопросы часто встречаются в письмах читателей. Ответы на них содержатся в публикуемом здесь материале о Jawa-350, но многое в нем справедливо и для других мотоциклов с двухтактным двигателем («Восход», ИЖ и др.). Подготовил его опытный мотоциклист, консультант журнала инженер Э. Коноп.Эксплуатировать Jawa-350 типа 634 модели 8-00 мы начали четыре года назад, ездили в самых разнообразных условиях, при различных нагрузках, на всех мыслимых режимах. Тогда, весной 1977 года, вынутая нами из ящика ЯВА ничем не отличалась от множества других, находившихся во дворе ма...
Читать далее >>