Как только выглянет весеннее солнце, автомобилисты и мотоциклисты начинают готовиться к дальним пробегам. С каждым годом все больше людей путешествует по стране на машинах. Именно для них и предназначены помещаемые здесь советы бывалых.
С этим вопросом в весенние дни сталкивается каждый мотоциклист. У мотоцикла много труднодоступных для очистки и покраски участков, особенно в местах сопряжения деталей. Поэтому перед окраской его приходится разбирать.
Полностью окрашивают мотоцикл только в случае крайней необходимости. Обычно же ограничиваются частичной подкраской.
Приспособления и материалы. Прежде всего надо подобрать нужные приспособления. Для шпаклевки служат резиновые пластины толщиной 5—8 мм с рабочими кромками различной формы. Краску наносят обычным косметическим пульверизатором, но лучше пользоваться небольшим пистолетом-разбрызгивателем заводского производства. Баллон для сжатого воздуха нетрудно изготовить из обрезка большой камеры. Если ее поместить в веревочную сетку, она выдержит давление до 2 атм.
Источником получения сжатого воздуха могут служить компрессор с электроприводом или приводом от мотоциклетного двигателя, пылесос, а при отсутствии их — ручной насос. Следует, однако, иметь в виду, что нужное давление при использовании ручного насоса достигается только в том случае, если его попеременно качают 2—3 человека.
При окраске понадобятся также мягкая кисть для грунтовки, мелкая медная сетка или марля для фильтрации краски и растворителя, молоток с округленными гранями и фигурные металлические подставки для выправления вмятин на деталях из тонкой стали.
Заранее надо запастись и материалами. Из трех видов эмалей — синтетической, глифталевой и нитрокраски лучше всего применять последнюю. Ее основное преимущество в том, что она быстро, за 20—30 минут, сохнет. Если с мотоцикла не полностью удаляют старую краску, то следует пользоваться такой же эмалью, какой он был окрашен прежде. Иначе новый красочный слой потрескается и начнет отставать.
Рис. 1. Пластины для шпаклевки: а — труб; б — узких длинных пазов; в — ровных поверхностей; г — вогнутых поверхностей; д — выпуклых поверхностей.
При окраске мотоцикла можно пользоваться следующими материалами: грунт №№ 138, 138а, 622; нитрошпаклевка ЛШ-1, ЛШ-2, АШ-24, ХВШ-4, М-702, подмазка № 200; растворители №№ 647 и 648 для нитроэмалей, № 138 и сольвент каменноугольный (ГОСТ 1928—50) для глифталевых красок, а также различные составы для удаления старой краски (см. статью «Покрасить автомобиль можно самому». «За рулем» № 2, 1961 г.).
Рис. 2. Устройство для окраски.
Подготовка к окраске. Каждую деталь мотоцикла перед грунтовкой надо тщательно очистить от грязи и масла. Старую краску удаляют специальным составом или обжигая паяльной лампой. При пользовании ею нельзя сильно нагревать металл, чтобы не понизить его прочность. Можно удалять краску также наждачной бумагой или металлическим скребком, однако это отнимает много времени. Иногда старую эмаль оставляют, но тогда снижается качество окраски.
Детали, имеющие вмятины, перед покраской рихтуют. Металлическая подставка при рихтовке должна по возможности соответствовать форме выправляемого участка.
На очищенные, выправленные и обезжиренные поверхности мягкой кистью наносят грунт в один слой. При этом нужно стараться избежать потеков. После грунтовки детали просушивают в течение суток.
Загрунтованную поверхность шпаклюют при помощи резиновых пластин в местах, где требуется скрыть неровности. Наносить шпаклевку необходимо одним мазком (сильно нажимая рукой на резиновую пластинку) так, чтобы она оставалась только в углублениях. Второй мазок во избежание задиров делают лишь после полного просыхания и шлифовки первого слоя шпаклевки наждачной бумагой.
Шпаклевку наносят тонким слоем до полного сглаживания неровностей. Затем тщательно отделывают поверхность наждачной бумагой, начиная с грубой и постепенно переходя к более тонкой, так, чтобы после окончательной шлифовки не оставалось заметных для глаза рисок. Лучшие результаты достигаются при использовании водостойкой наждачной бумаги, смоченной мыльной водой.
Следует помнить: чем тщательнее подготовлена поверхность к окраске, тем выше будет ее качество.
Окраска и шлифовка. Перед окраской эмаль разжижают до рабочей консистенции. На 1 часть нитроэмали берут около 4 частей растворителя № 647. Однако, учитывая, что густота краски бывает различной, окончательную пропорцию устанавливают практическим путем.
Синтетическую и глифталевую эмали растворяют в соотношении 1 : 3. Причем при подкраске поврежденных мест этими эмалями каждый слой необходимо просушивать при температуре 120— 130° в течение 30 минут, для чего можно использовать медицинский рефлектор.
Доведенную до нужной густоты эмаль тщательно перемешивают и фильтруют. Если для окраски применяют косметический пульверизатор, краску необходимо разжижать несколько больше. Трубку пульверизатора, по которой проходит краска, прочищают периодически тонкой стальной проволокой длиной 15— 20 см.
Прежде чем приступить к окраске мотоцикла, полезно потренироваться наносить краску без потеков. Одновременно можно окончательно подобрать требуемую густоту эмали. Важно добиться, чтобы краска распылялась равномерно и однообразно.
Лучше всего пользоваться следующим приемом. Отведя пульверизатор в сторону от окрашиваемой детали, подать воздух. Когда начнется распыление, эмульсионный конус следует вести вдоль окрашиваемой поверхности как можно медленнее, но не допуская при этом потеков. Наносят ее непрерывным движением в одном направлении. Последующий слой кладут после того, как высохнет предыдущий. Если водить пульверизатором вперед и назад, то хорошей окраски не получится.
Всего наносят четыре слоя краски. Не следует смущаться, если не сразу удается достигнуть равномерного тона. После нанесения первого слоя могут также выявиться не замеченные ранее неровности. В этом случае требуется дополнительная шпаклевка и шлифовка.
После нанесения последнего слоя краски поверхность шлифуют абразивной полировочной пастой. Она продается в магазинах, и способ ее употребления указан на этикетке.
Рис. 3. Нанесение шпаклевки.
Если применялась нитроэмаль, то после четвертого слоя и шлифовки пастой наносят пятый слой. Нитроэмаль в этом случае разводят в растворителе № 648 в соотношении 1 : 8.
На этом окраска заканчивается. Для большего блеска и сохранности краски поверхность покрывают восковой полировочной пастой, не содержащей абразивных компонентов.
А. БУКАНОВ, преподаватель-инструктор.
1962N04P22
О модернизированной модели мотороллера — Турист-М рассказывают конструкторы Тульского машиностроительного заводаНаш завод начал выпуск модернизированного мотороллера — Турист-М, отличающегося от предыдущей модели более высокими техническими и эксплуатационными показателями. Проектируя «Турист-М», мы учли замечания и предложения владельцев машин, результаты разнообразных испытаний, в том числе проведенных редакцией журнала «За рулем» (1971, № 2, стр. 10).В чем же преимущества новой модели? Прежде всего — в большей мощности двигателя (12 л. с.) и максимальной скорости (90 км/час). Этого удалось достичь увеличением степени сжатия до 7,8 (топливо — бензин А-76) и подбором системы выпуска отработавших газов. Нам пришлось заменить прежний коробчатый глушитель сигарообразным мотоциклетного типа и применить выпускную трубу большего диаметра. Чтобы уменьшить возросшую в связи с этим теплонапряженность двигателя, под капотом установили дефлектор, н...
Читать далее >>В редакцию приходят письма от владельцев венгерских мотоциклов Паннония с вопросами об устройстве коробки передач, ее неисправностях и способах их устранения. Учитывая, что у нас в стране эксплуатируются десятки тысяч этих мотоциклов, мы отвечаем на вопросы читателей публикуемой ниже статьей.Немного об устройствеУ коробки передач «Паннонии» (рис. 1) два вала: первичный (ведущий) и вторичный (ведомый). Нетрудно заметить, что четыре ведущих шестерни (1—4) первичного вала находятся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями (5—8) вторичного вала. Включение той или иной передачи осуществляется передвижением пар II и III передач вдоль валов при помощи вилок механизма переключения. Рассмотрим этот процесс подробнее. Рис. 1. Схема коробки передач и положения шестерен при включении передач0 — нейтральная передача; I—I передача; II—II передача; III—III передача; IV—IV передача; 1 — шестерня I передачи (z=12); 2 — ше...
Читать далее >>Тяжелый мотоцикл с установленным на нем опытным образцом двигателя РД— 515. Высокая удельная мощность, компактность, технологичность изготовления — таковы основные достоинства, благодаря которым поршневой двигатель внутреннего сгорания (ДВС) не только занял ведущее место среди тепловых машин, но и успешно противостоит попыткам заменить его другими силовыми установками. Между тем этому двигателю присущи и серьезные органические недостатки. Один из самых существенных — возвратно-поступательное движение поршня и порождаемые им силы инерции, которые не всегда можно уравновесить. Отсюда — дополнительные динамические нагрузки, вибрации, шум. Другой — наличие в четырехтактных двигателях довольно сложного газораспределительного механизма, требовательного к уходу. Вот почему параллельно с совершенствованием традиционных поршневых ДВС инженеры, изобретатели десятилетиями работали над схемами двигателей, где рабочий орган — поршень совершал бы ...
Читать далее >>Советы: - как при помощи карандаша избежать преждевременного износа резьба в отверстии головки цилиндра; - калибровки поврежденной резьбы в отверстии головки для свечи; - как улучшить охлаждение цилиндра; - как выровнять бак мотоцикла; - как облегчить монтаж тормозных колодок; - установка индикатора высокого напряжения. Очень любят мотоциклы в Латвии. Свидетельство тому — многие тысячи зрителей, собирающиеся на гонки, большое число машин на дорогах республики. И не случайно научно-популярный журнал «Наука и техника», издаваемый в Риге, помещает материалы для мотоциклистов. Несколько опубликованных на его страницах советов инженера А. Рибовского мы предлагаем читателям.При помощи карандашаИз-за частого ввертывания и вывертывания свечи зажигания изнашивается резьба в отверстии головки цилиндра, особенно сильно, если она из алюминиевого сплава. В результате приходится заменять или ремонтировать головку,Чтобы избежать преждевременного износа, советуем резьбу на свече &laq...
Читать далее >>Мотоцикл Ява 638 модель 5-00 Со второй половины 1984 года в СССР стали поступать чехословацкие мотоциклы . Это модель переходная между хорошо известной машиной Ява-634 и новой конструкцией Ява-638-0-00 («За рулем», 1984, №10). Новые двигатель, электрооборудование, передняя вилка — вот что прежде всего отличает модель 638-5-00. Двигатель. Хотя компоновка его принципиально не изменилась, он подвергся основательной модернизации. Цилиндры не из чугуна, а из алюминиевого сплава с запрессованной чугунной гильзой. У алюминиевых головок теперь по-иному расположены ребра. Результат — более эффективное охлаждение цилиндров и головок, более равномерное распределение тепловых нагрузок. Также в целях лучшего охлаждения наклон осей цилиндров относительно вертикали уменьшен с 25 до 15°. 1. Расстояние между осями цилиндров увеличено на 12 мм по сравнению с моделью ЯВА-634. Это позволило в интересах повышения долговечности установить среднюю шейку коле...
Читать далее >>