Путешествие на мотоцикле Тула из Ленинграда в Тулу

На Туле из Ленинграда в Тулу

Дальнобой на мотоциле Тула

Покупая мотоцикл, я скорости предпочел устойчивость: опыт у меня достаточный, но возраст (мне 55 лет) сделал реакцию уже не той, чтобы ездить на «Планете-спорт». «Тула» представлялась идеальной.

Сразу с покупки начались сюрпризы, говорящие о недоброкачественной сборке. Сначала коротило в проводке. После долгих поисков установил, что низковольтная клемма катушки зажигания касалась бензобака. Только и всего. При сборке свежая краска держала напряжение, и все было в порядке. При транспортировке она протерлась — появился ненужный, но надежный контакт.

Когда при первом же выезде пришлось размонтировать колесо, один из трех болтов заклинило так, что и хромованадиевые ключи не помогли. Выручили хорошая торцовая головка и ручные тиски.

Кикстартер стоял в таком нелепом положении, что заводить мотоцикл можно было разве что лежа. А при попытке переставить его выяснилось, что крепящий болт фактически не имеет резьбы.

Двигатель завелся сразу и работал сносно, но дымил. А при троганье захлебывался и глох. Не буду интриговать: в поплавковой камере обнаружил отдельно лежащий жиклер 0,69 мм, а бензин шел прямотоком через распылитель диаметром 2,8 мм! И на том спасибо — все-таки положили жиклер, не забыли.

Я очень сокращаю свои заметки и потому опускаю все, что пришлось услышать и увидеть, когда по наивности обратился на ленинградскую гарантийную станцию № 5. Но после этого обращения (тут как раз подошло время отпуска) у меня и созрела идея съездить в Тулу — там и запчасти, и сервис. Доверчив покупатель, ох, доверчив!

В Нарве купил и приспособил по месту ветровой щиток, за субботу знакомые сварщики i-рямо на мотоцикле и «по вкусу потребителя» сделали багажник (вот бы госсервис так разворачивался, а то что ни попроси, либо нет, нельзя, либо бери что дают), запасся маслом (в Ленинграде дефицит, на колонки надежды нет), повесил 12-литровую канистру для бензина, палатку, рюкзак с «непромоканцами», чемодан с чистым — и готов! Кстати, заправка на «Туле» с проблемами: горловина в баке узкая, только-только пистолет заправочный входит, емкость маленькая, а давление в колонке такое, что того и гляди половину в бак, половину в лицо. Так что предпочтительнее сначала в канистру, а потом не спеша с маслицем через воронку в бак. Для этого и канистру беру даже на колонку.

Итак, на спидометре 2,3 тысячи километров, в 13 часов выезжаю на Московское шоссе. Покрытие в городе, несмотря на удвоенный налог, ухудшается с каждым днем. При довольно мягких «восходовских» амортизаторах и килограммах 50 багажа подкидывает на кочках довольно внушительно. Рельеф у нас ровный, и мотоцикл не спеша набирает скорость 70—75 км/ч. Но даже на небольшом подъеме на IV передаче скорость либо не набирается вовсе, либо падает. Дело в том. что двигатель развивает максимальную мощность и крутящий момент почти на предельных оборотах — 4800 и 5200 соответственно. Поэтому мотоциклисты, привыкшие, чуть тронув газ, сразу включать следующую передачу, на «Туле» должны переучиваться: двигатель, особо на III передаче, надо хорошо раскручивать. Вообще на скоростях менее 60 км/ч лучше пользоваться III передачей, на подъемах это правило обязательно. Все же на кочках, трещинах и даже на проклятой всеми мотоциклистами щебенке сказываются широченные шины — катишь, почти не замечая помех, и даже там, где щебенка разлетается веером, только по тому, как начинают шарахаться от тебя «жигулята» и «москвичи», понимаешь, что за тобой, как за самосвалом, — град камней. Первой заправки хватило на 250 километров. Расход в среднем держится около 5 литров, фактическая емкость бака примерно 12—12,5 литра.

В Торжке свернул на тверское Пушкинское кольцо, 35 километров ехал по приличному асфальту, потом пошли глина и песок. Последние полкилометра буду вспоминать долго: на дорогу выполз «Кировец», и после этого она стала непроходимой. Но мой «конек-горбунок» и тут справился, спасибо ему.

Если до сих пор с ночлегом и вообще приютом не было проблем, то в Подмосковье об этом и не думай. Верх сервиса — это шашлык на обочине по 25 рублей килограмм. Меня последовательно выпроводили из «Оки» в Серпухове, из «Тулавтосервиса». Так к 23 часам и добрался до цели — тульского пригорода Горелки, где находится станция гарантийного обслуживания.

Утром под вывеской «Ремонт мототехники» оказался один мастер — Александра Васильевна и ее единственный подчиненный — слесарь Саша. Довольно просторный цех заполнен и инвалидной коляской, и мопедами, и грузовыми «муравьями», есть ИЖ. «Восход», еще одна «Тула». И на все — один Саша! Естественно, он принялся за коляску ветерана войны, пока ходившего на двух костылях. Меня поджимает время, поэтому я достаю «бортовой» инструмент и под руководством Саши снимаю головку и цилиндр для осмотра. Кстати, я далеко не единственный «самодельщик» — тут же двое ребят потрошат «Муравья». Другой Саша, арендатор из ближнего района (он вместе с напарником откармливает 180 телок, ему ждать — привесы терять, а в его новеньком «Муравье» треснула рама), сам поагрегатно раскидал весь мотороллер и собрал его заново на новую раму — за два дня. Я не слишком торопился: за два с половиной дня снял — поставил цилиндр и головку, обдув и генератор, поменял правый сальник. Чтобы снять вилку, потребовалось сжать пружины. Дело нетрудное — доехал до ближайшей выбоины в асфальте и подкатил обратно с зажатой до упора вилкой. Но вот снять колесо в этом положении оказалось невозможно — ось никак не выходила. Пришлось воспользоваться уже накопленным опытом — поставить мотоцикл на подставку и, уперевшись ногой в гайку оси, дернуть за руль. Не сразу, но вилка отошла, ось подалась, дальнейшая разборка не составила труда. Пусть меня простит гарантийная служба, но подозреваю, что вилка моя, которую заменили, была в полном порядке, не считая того, что собрана была наискосок.

На этом можно было и закончить историю с ремонтом, если бы она не имела продолжения. А оно, увы, было.

На обратном пути, уже в районе Калинина, заклинило заднее колесо: рассыпался подшипник, сальник — в клочья, тормозной барабан в глубоких задирах. Было это в воскресенье. Впрочем, на магазины и в другие дни надежды никакой. А потому, использовав электричку, я во вторник утром снова предстал перед Александрой Васильевной в Туле.

Скоро сказка сказывается — да не скоро дело делается. Нужных деталей не оказалось ни на складе «гарантики», ни в отделе сбыта завода. Пару подшипников и тормозной диск мне, в порядке исключения, продали на базе Посылторга через почту. Два сальника нашел в передней ступице от мотороллера, которую достал по случаю. С тем вернулся в Калинин, реанимировал «Тулу» и с легким сердцем отправился дальше.

Несмотря на обилие приключений, я пришел к выводу, что «Тула» вполне пригодна к дальним рейсам, хотя и не ее это стихия. Если же говорить о проселках, то тут ей просто нет равных.

И еще одно впечатление от этой поездки до сих пор живет в моей памяти.

За длинную дорогу пришлось видеть множество аварий, в большинстве своем до крайности нелепых, вроде бы даже беспричинных. А когда вдумаешься, причина одна — неуступчивость, агрессивность водителей, их полное равнодушие к чужой беде.

Под Вышним Волочком на моих глазах попал в аварию мотоциклист. Окровавленный парень умирал рядом с мотоциклом, тут же на проезжей части умоляла о помощи раненая его пассажирка, а мимо, отворачивая ближе к кювету, проносились машины за машиной, будто это не люди лежали на дороге, а лягушки. Честное слово, это равнодушие потрясает больше, чем открытая враждебность. За ним стоит какая-то холодная жестокость. Не это ли и превращает наши дороги в истинные поля сражений?

И последнее. Когда-то можно было путешествовать пешком и приютить путника на ночь мог любой деревенский дом — только постучи в ставни. На моей памяти и то время, когда мотоциклисты в дороге останавливались ночевать где вздумается: хоть в лесозащитной полосе, хоть на автобусной остановке. Теперь же даже группа автомобилистов не рискует ночевать на природе. Только на стоянках, рядом с дальнобойщиками, народом отчаянным и не утратившим чувства взаимовыручки. Грустно все это до душевной боли. Ибо если уж мы разучились делать добро друг другу и сопереживать, если стали бояться любого встречного — значит, дошли до самой крайней черты, за которой тьма и пустота. Значит, надо остановиться, пока не поздно.

В. ЯКОВЛЕВ, слесарь-электрик
г. Ленинград



1990N0809P21-22

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Кик-стартер и новый фильтр мотороллера Тула

Как устроены и работают   За последние годы в конструкцию мотороллера «Тула-200» внесены существенные изменения. В двигатель введен дополнительный механизм — кик-стартер, установлен воздушный фильтр с масляной ванной, повышена герметичность сальников амортизаторов, применен плавкий предохранитель в электроцепи (на участке династартер— реле-регулятор) и т. д.Многих мотолюбителей интересует, как устроены и работают кик-стартер и новый воздушный фильтр, можно ли установить их на машинах первых выпусков)   Рис. 1. Кик-стартер: 1— вал; 2 — рычаг; 3 — каркас сальника; 4 — сальник; 5 — пружина рычага; 6 — опорная шайба; 7 — стопорное кольцо; 8 — держатель пружины; 9 — пружина храповика; 10 — храповик; 11— шестерня; 12 — опорная шайба; 13 — заглушка; 14 — стопорная шайба; 15 — упор.   Рис. 2. Воздушный фильтр с масляной ванной. Кик-стартер обеспечивает пуск двига...

Читать далее >>

Обтекатель на мотоцикл

  Большинству мотоциклистов не надо объяснять, что такое обтекатель — всем знаком облик мотоцикла для шоссейных гонок. Однако сегодня речь пойдет не о спортивных машинах, а о дорожных. Если обтекатель устанавливают на гоночный мотоцикл, то этим преследуется одна цель — максимально снизить аэродинамический коэффициент сопротивления мотоцикла с гонщиком ради достижения наивысшей скорости. Такой обтекатель, как правило, совершенно не годится для дорожного мотоцикла, причем не только потому что гонщик принимает иную, полулежачую посадку. Дело в том, что щиток, устанавливаемый на дорожный мотоцикл, должен выполнять и другую важную функцию — защищать водителя й пассажира от прямого воздействия встречного воздушного потока. Известно, как нелегко ехать на мотоцикле без щитка с высокой скоростью, а при сильном встречном ветре 70 км/ч покажутся весьма высокой, — мышцы спины и рук очень быстро дают знать об этом. Обтекатель должен избавить водителя от необходимости с...

Читать далее >>

Чем смазывать узлы мотоцикла. Какими смазками можно пользоваться при обслуживании машины

Какими смазками можно пользоваться при обслуживании машины Владельцы мотоциклов, особенно прежних выпусков, часто спрашивают, какими смазками можно пользоваться при обслуживании машины, если те, что указаны в инструкции, ныне не производятся или в данный момент их не удалось приобрести. Слово опытному мотоциклисту В. СЕКРЕТОВУ из г. Коврова Владимирской области.Вероятно, сегодня нет необходимости доказывать мотолюбителям, даже молодым, что своевременная смазка узлов трения — необходимое условие их безотказной и долговечной работы, поскольку она снижает сопротивление скольжению и качению деталей, их износ. Сколько прослужат, например, подшипники колес без смазки? Чтобы выяснить это, ни один мотоциклист не станет проводить эксперимент, потому что знает: считанные километры.Наилучшей смазкой для подшипников является минеральное масло. Но его применение возможно лишь в герметичных узлах, где невелики потери из-за утечки. Для узлов трения, которые трудно загерметизировать, обычно...

Читать далее >>

Установка переключателя День-Ночь на мотоцикл ИЖ Юпитер 5

Правила дорожного движения требуют: в светлое время суток у мотоцикла должен быть включен ближний свет фар. Чтобы при этом бесполезно не горели другие лампы, нагружая аккумуляторную батарею и генератор, целесообразно ввести переключатель «День-Ночь». На ИЖ Юпитер 5 с этой целью я дополнительно поставил такой же переключатель, как для указателей поворота, введя его в разрыв черного провода, идущего от вывода 6 замка зажигания, как показано на рисунке.В положении «День» (переключатель выключен) горит только ближний свет фары, в положении «Ночь» (переключатель включен) система освещения действует как обычно.Б. БОБКОВМосковская область, п. Лопатино  Схема подсоединенияпереключателя «День—Ночь»: 1 — замок зажигания; 2 — дополнительный переключатель.   1988N07P33

Читать далее >>

Три совета владельцам Явы 634

На мотоциклах Ява 634-01, 634-08 трубка, по которой отводятся пары электролита из батареи, заканчивается у заднего колеса. Во время движения, особенно летом, электролит попадает на колесо, глушитель, другие детали и повреждает их покрытие. Фото 1. Установка пузырька для сбора электролита. Я избавился от этой неприятности, укоротив трубку и опустив ее в пузырек с пробкой, который установил в правом инструментальном ящике, как показано на фото 1. Чтобы пузырек не разбился, сделал для него рамку из пенопласта. Скопившийся в пузырьке электролит можно использовать, доливая его в батарею. * * * Снять поршень с шатуна, имеющего игольчатый подшипник в верхней головке, — дело простое (нужно лишь следить, чтобы иглы не попали в картер). А вот без специальных приспособлений, описанных в февральском номере «За рулем» за 1978 год. установить его трудно. Если это приходится делать в дороге, можно воспользоваться простейшей втулкой внутренним диаметром 16 мм, длиной 21 мм, ко...

Читать далее >>