За последние годы в конструкцию мотороллера «Тула-200» внесены существенные изменения. В двигатель введен дополнительный механизм — кик-стартер, установлен воздушный фильтр с масляной ванной, повышена герметичность сальников амортизаторов, применен плавкий предохранитель в электроцепи (на участке династартер— реле-регулятор) и т. д.
Многих мотолюбителей интересует, как устроены и работают кик-стартер и новый воздушный фильтр, можно ли установить их на машинах первых выпусков)
Рис. 1. Кик-стартер:
1— вал; 2 — рычаг; 3 — каркас сальника; 4 — сальник; 5 — пружина рычага; 6 — опорная шайба; 7 — стопорное кольцо; 8 — держатель пружины; 9 — пружина храповика; 10 — храповик; 11— шестерня; 12 — опорная шайба; 13 — заглушка; 14 — стопорная шайба; 15 — упор.
Рис. 2. Воздушный фильтр с масляной ванной.
Кик-стартер обеспечивает пуск двигателя при разряженной (до определенного предела) аккумуляторной батарее. Им пользуются также для прокручивания коленчатого вала перед пуском двигателя при низкой температуре, тем самым сберегая аккумуляторную батарею.
Работает кик-стартер следующим образом. При нажатии на рычаг 2 (рис. 1) провертывается вал 1. Храповик 10 скосом скользит по упору 15, установленному в левой половине картера, и перемещается по шлицам вала, входя в зацепление с торцовыми зубьями шестерни 11. Пружина 9 исключает перемещение его по шлицам и прижимает к упору в картере при невключенном положении.
При дальнейшем повороте рычага храповик вращает шестерню, находящуюся в постоянном зацеплении с шестерней первой передачи ведомого вала, и через переднюю передачу, связывающую барабан сцепления с коленчатым валом, приводит его во вращение. Проворачиваясь, вал кик-стартера закручивает возвратную пружину 5 рычага, один конец которой закреплен в держателе 8, а другой — в отверстии крышки картера.
После того как рычаг отпущен, вал под действием пружины возвращается в первоначальное положение. В конце обратного его вращения храповик своим скосом начинает скользить по упору, в результате зубья храповика разобщаются с зубьями шестерни, давая ей возможность свободно вращаться на валу при работе двигателя. Чтобы предотвратить вытекание масла из пространства под крышкой картера, между ней и рычагом механизма имеется сальниковое уплотнение.
Установить кик-стартер на мотороллерах первых выпусков можно своими силами. Особое внимание следует уделить расточке отверстий для вала в крышке и левой половине картера двигателя.
Чтобы разметить отверстие для шестерни кик-стартера, надо ввести в зацепление ее зубья и зубья шестерни
первой передачи ведомого вала. Отверстие просверливают в центре литой бобышки левой половины картера. После этого легко разметить отверстие в его крышке, вставляя гладкий валик соответствующего диаметра.
Установив кик-стартер, проверяют, хорошо ли работает пружина, быстро ли она возвращается в первоначальное положение после нажатия на рычаг.
При эксплуатации мотороллера Т-200 выяснилось, что контактно-сетчатый воздушный фильтр недостаточно эффективен. Сейчас принят в производство новый, более совершенный воздушный фильтр (рис. 2), одновременно выполняющий роль глушителя шума впуска. Он состоит из металлических корпуса 5 и ванны 2, соединяемых между собой винтами. В корпусе между двумя решетками 4 помещается путанка из капронового волокна 3 толщиной 0,07—0,08 мм. На входное отверстие фильтра «надет резиновый патрубок 1, который плотно прижимается к боковой плоскости крыла.
Перед эксплуатацией мотороллера заливают в ванну 100 г масла (марки АК-10) и промасливают волокно. Чтобы избежать подтекания масла, между ванной и корпусом установлено фетровое уплотнение. Зимой, ввиду незначительного количества пыли, заливать масло в ванну не обязательно.
Крепят воздухофильтр в двух точках: к карбюратору и к коробке электрооборудования. Установка нового воздушного фильтра повлекла за собой ряд изменений в конструкции «Тулы-200». В частности, для размещения его под коробкой электрооборудования пришлось перенести на 104 мм вперед ось эксцентриков зажима крыльев мотороллера, что потребовало и изменения всей компоновки коробки. Поэтому самостоятельная установка воздушного фильтра с масляной ванной на мотороллерах Т-200 первого выпуска затруднительна. Она возможна только при наличии новой коробки электрооборудования, применяемой на модели Т-200М. Крылья же можно использовать, но для этого их ребра с пятой нужно перенести вперед на указанную выше величину.
Введение кик-стартера и нового воздухофильтра на мотороллера «Тула-200» значительно улучшило его эксплуатационные качества.
А. ЛОТОЦКИЙ, главный конструктор,
В. КАМЕРИЛОВ, инженер-конструктор,
г. Тула.
1962N07P16
Новый мотороллер на базе Ковровца-175 Мотороллер и мотоцикл. У каждого из них есть свои достоинства и недостатки. По комфортабельности и удобствам мотороллеры значительно превосходят мотоциклы, но уступают им в устойчивости и проходимости. Как создать машину, которая воплотила бы в себе положительные качества мотоцикла и была бы лишена недостатков, присущих мотороллеру? После длительных экспериментов, изучения отечественного и зарубежного опыта конструкторы пришли к выводу, что такой мотороллер можно сделать, используя мотоциклетные агрегаты. Общность назначения, конструктивная близость этих машин — хорошая основа для унификации их узлов и деталей. Учитывая это, ЦКЭБ мотоциклостроения разработало конструкцию и построило опытный образец мотороллера М-175 на базе «Ковровца-175». Двигатель мотороллера унифицирован с двигателем этого мотоцикла; его рабочий объем — 173,7 см3, диаметр цилиндра — 61,75 мм, ход поршня — 58 мм, степень сжатия &...
Читать далее >>Да поможет дизайн! В прошлой пятилетке, как известно, в нашей мотоциклетной промышленности разразился мопедный кризис. Львовские и рижские машины лишились сбыта. Их технический уровень, в частности двигателей, а также дизайн и качество не выдерживали никакой критики. В конечном итоге производство этих машин резко упало, был даже период, когда на рижской «Саркана звайгзне» пришлось остановить конвейер. Распутывание тугого технико-экономического узла завод начал с создания нового семейства мопедов и мини-мокиков. Одновременно шяуляйский завод «Вайрас» занимался переоснащением производства, конструированием нового двигателя. Большие надежды связывали с пробретением в ГДР лицензии на моторы «Симсон». Но их конструкцию сегодня уже нельзя считать современной, и специалисты «Вайрас» спроектировали собственный силовой агрегат В-90, выпуск которого намечено начать в 1991 году. Сейчас идет его доводка. А рижане тем временем создали свои нов...
Читать далее >>С 1979 года тульский машиностроительный завод имени Рябицова выпускает мотороллер «Тулица» взамен «Туриста—М». Различия этих моделей были описаны в августовском номере «За рулем» 1979 года. Но просьбе многих владельцев тульских мотороллеров публикуем материал об особенностях нового двигателя и возможности его применения на прежних моделях.Ныне завод выпускает двигатели Т—200Т для грузового мотороллера «Муравей» и Т—200A для «Тулицы». Их внешние скоростные характеристики, представленные на рисунке, говорят о том, что повышение максимальной мощности у Т—200A не повлекло ухудшения параметров двигателя на малых и средних оборотах. Фактически мощность мотора Т—200A вследствие технологического разброса при изготовлении деталей колеблется в пределах 14 — 16 л. с. Экономические же характеристики двигателей примерно одинаковы.Мощность нового мотора поднята увеличением степени сжатия (первоначал...
Читать далее >>Colortune - помощь в регулировке карбюратора Чтобы правильно отрегулировать карбюратор на работающем двигателе, важно знать, «хорошо ли горит» смесь. Увидеть и заключить по цвету пламени, обеднена или обогащена смесь, дает возможность несложный прибор Колортьюн ( Colortune ), разработанный венгерским инженером Иштваном Силади. Последняя модель, выпускаемая по лицензии английской фирмой «Гансонс Колорплаг», показана на рисунке. Прибор ввинчивают в головку двигателя вместо свечи. Его верхняя часть представляет собой колбу из тугоплавкого боросили-катного стекла, сообщающуюся с камерой сгорания. Внутри колбы — вольфрамовый электрод, соединяемый проводом с центральным электродом свечи, вывернутой из этого цилиндра. «Колортьюн» рассчитан на рядового автолюбителя, не обладающего специальными знаниями и опытом. Он позволяет довольно точно отрегулировать карбюратор. а также может быть применен для диагностики отдельных неисправностей в системе ...
Читать далее >>Молодым мотоциклистам Кажется, что может быть неприятней в пути, чем возня с безнадежно замолкшим двигателем. Правда, бывалые люди говорят, что спустившая шина хуже. В первом случае не поедешь, но можно хоть катить, во втором — лишаешься и этого преимущества. Все же мне хочется рассказать об одном таком типичном случае. Двое бегом катят «Ковровца». Расположение участников «прогулки» классическое: один, ухватив руль, бежит сбоку, другой — толкает сзади. Слышно, коленчатый вал крутится вовсю, но двигатель хлопков не издает. Мотоциклисты — дюжие ребята — уже изрядно взмокли. Набегавшись досыта, они принялись заводить двигатель так, как это стали бы делать очень многие на их месте. Они без устали толкали, сменяя друг друга, пусковую педаль, энергично вертя ручку управления дросселем карбюратора. При этом то закрывали, то открывали бензокран, заменяли намокавшую свечу. «Ковровец», вероятно, боясь, что его доконают, изредка ...
Читать далее >>