Почему умолк двигатель

Молодым мотоциклистам

 

Почему умолк двигатель

Кажется, что может быть неприятней в пути, чем возня с безнадежно замолкшим двигателем. Правда, бывалые люди говорят, что спустившая шина хуже. В первом случае не поедешь, но можно хоть катить, во втором — лишаешься и этого преимущества. Все же мне хочется рассказать об одном таком типичном случае.

Двое бегом катят «Ковровца». Расположение участников «прогулки» классическое: один, ухватив руль, бежит сбоку, другой — толкает сзади. Слышно, коленчатый вал крутится вовсю, но двигатель хлопков не издает. Мотоциклисты — дюжие ребята — уже изрядно взмокли. Набегавшись досыта, они принялись заводить двигатель так, как это стали бы делать очень многие на их месте. Они без устали толкали, сменяя друг друга, пусковую педаль, энергично вертя ручку управления дросселем карбюратора. При этом то закрывали, то открывали бензокран, заменяли намокавшую свечу. «Ковровец», вероятно, боясь, что его доконают, изредка обнадеживающе чихал и подхлопывал, чем воодушевлял мотоциклистов, уже хватавшихся было за инструменты, чтобы что-нибудь развинтить.

Вероятно, новички не знали, что для пуска двухтактного двигателя необходимы определенные условия.

Первое: достаточно сильная искра в свече зажигания. Проверка проста — свечу в наконечнике приближают к массе не меньше чем на 4 мм. Между электродами и между корпусом и массой должна проскакивать искра.

Второе: рабочая смесь в цилиндре. У холодного двигателя после безуспешных попыток пуска вывернутая свеча бывает влажной (в дальнейшем могут появиться потеки топлива на выпускной трубе и даже капли его из глушителя). У горячего — из глушителя выходят пары не сгоревшего топлива.
Третье: установка зажигания, соответствующая норме, указанной заводом.

Четвертое: правильное газораспределение.Оно обеспечивается выполнением соответствующих правил при сборке, а также свободным проходом воздуха, горючей смеси и отработавших газов соответственно через воздухоочиститель, каналы цилиндра и через глушитель.

Пятое: достаточная компрессия в цилиндре, обнаруживаемая при прокручивании кривошипа пусковой педалью. Чтобы уточнить это, кривошип прокручивают при завинченной и вывинченной свече. В первом случае упругое сопротивление велико, во втором - незначительно.

Шестое: герметичность картера, при которой в нем образуются достаточные разрежение и давление для впуска и продувки. При нарушении герметичности (из-за повреждения сальников, прокладок, ослабления затяжки соединений и износа) свеча сухая, и горючая смесь попадает в цилиндр только после многих попыток пуска.

Седьмое: нормальное содержание масла в бензине.

Состояние двигателя «Ковровца» как будто отвечало всем этим условиям. Почему же тогда не было вспышек? Не надо быть Шерлоком Холмсом, чтобы восстановить цепь обстоятельств, в результате которых поездка на мотоцикле превратилась в пешую прогулку с ним. Двое оседлали в летний день, может быть, еще не полностью обкатанного «Ковровца». Остановились для перекура. Не будем усложнять обстоятельств и предполагать, что в топливе содержалось излишнее масло, дозирующая игла установлена слишком высоко, завышен уровень топлива, под запорную иглу попала соринка, пропускал сальник на левой шейке кривошипа, — причин ухудшения воспламеняемости рабочей смеси можно привести много.

Вероятнее, все дело обстояло более прозаично: горячий двигатель попросту не завелся с первого нажима на педаль, и водитель недавил утолитель поплавка.

В этом простом случае (как и в более сложном) в картере двигателя в результате избыточного попадания топлива при пуске, переобогащения смеси и увеличенного содержания масла в бензине возможно скопление конденсата жидкого топлива. На ходу двигатель может, как говорят, «проработать» обогатившуюся смесь, и существенного нарушения в его работе не произойдет. Но если двигатель сильно нагреется да мотоцикл еще постоит, то пары испаряющегося конденсата вызовут переобогащение рабочей смеси в цилиндре и вспышки не будет. Чтобы смесь опять приобрела способность воспламеняться, необходимо либо продуть двигатель, либо дать ему остыть. Желательно и то и другое.

Продувают двигатель, медленно проворачивая коленчатый вал при открытом дроссельном золотнике и декомпрессоре. Иногда для ускорения вывинчивают свечу, а в тех случаях, когда топливо уже капает из глушителя, полезно перекрыть бензокран. При «пересосе» и перегреве продувка воздухом облегчает пуск и служит самым надежным способом заставить двигатель давать вспышки.

Из-за быстрого же прокручивания коленчатого вала, в особенности при прикрытом дросселе, происходит не ожидаемая продувка воздухом, а дальнейшее засасывание горючей смеси. Перекрывая бензокран, необходимо учитывать, что вначале это не дает результата, так как уровень топлива в поплавковой камере понижаетсямедленно (вспомните: «на карбюраторе» проезжают не одну сотню метров). Эффект будет при длительном прокручивании.

Наши знакомые, пытавшиеся пустить «Ковровца», вероятно, всего этого не знали и не имели опыта, не привыкли еще к особенностям новой машины, зря торопились и старались как можно сильнее толкать педаль. Недостаточно продув двигатель, они спешили пробовать: «авось, заведется». Прикрывали дроссельную заслонку и даже топили поплавок, после чего опять требовалось продувать двигатель.

О нормализации рабочей смеси при прокручивании двигателя с открытыми дроссельной заслонкой и декомпрессором сигнализируют вспышки в цилиндре. Чтобы не вызвать в горячем двигателе «пересоса», рекомендуется начинать пуск при полностью открытом дросселе, а в случае неудачи постепенно прикрывать его.

Эту короткую лекцию мотоциклисты выслушали с явным недоверием. Пришлось взяться за ручку управления дросселем. Минуты ожидания — и замученный «Ковровец», раздраженно вздрагивая, начал давать редкие вспышки, выталкивая струи дыма. Затем он пришел в себя и как ни в чем не бывало бодро застрекотал, приглашая мотоциклистов в путь-дорогу.

М. ГИНЦБУРГ




1966N11P17

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Мотоцикл Восход 3М

По восходящей от 3 к 3М     Ковровский завод имени В. А. Дегтярева с 1983 года перешел на выпуск модернизированного мотоцикла «Восход— ЗМ». Изменения, направленные на повышение безопасности, надежности и долговечности машины, в том или ином объеме затронули практически все узлы и системы. Покажем важнейшие отличия новой машины от «Восхода — 3» («За рулем», 1979, N11). ДВИГАТЕЛЬ. В верхней головке шатуна установлен игольчатый подшипник, горловина цилиндра на картере имеет теперь ребра с увеличенной поверхностью охлаждения. Тем самым улучшены условия работы деталей, повышен моторесурс. В результате срок гарантии на мотоцикл увеличен с 18 до 20 месяцев. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ. На «Восходе — ЗМ» напряжение 12 В. Это позволило облегчить пуск двигателя, применить световые приборы с улучшенными характеристиками, отвечающие требованиям пассивной и активной безопасности: фару ФГ-137Б с рассеивателем типа «европейски...

Читать далее >>

Доводка и некоторые усовершенствования деталей двигателей минских мотоциклов

Польза несомненна Мотоциклы на наших заводах выпускают крупными сериями. Такое поточное производство при нынешней технологии, к сожалению, дает значительный разброс по качеству.Однако то, что бывает не под силу устранить в условиях массового производства, часто оказывается по плечу рядовому мотоциклисту, имеющему желание сделать свой мотоцикл лучше. Для них и предназначен этот материал.Речь здесь пойдет о доводке и некоторых усовершенствованиях деталей двигателей минских мотоциклов, хотя не исключено, что это может оказаться полезным и владельцам других марок.Начну с системы впуска. Хорошо известно, что износ цилиндро-поршневой группы и кривошипного механизма непосредственно зависит от количества абразивных частиц, вместе с воздухом поступающих в двигатель. Минские мотоциклы имеют весьма эффективные воздушные фильтры с бумажным элементом. Однако неплотности в соединениях системы впуска могут снизить и часто действительно снижают качество очистки воздуха.У старых моделей, где фильтрующи...

Читать далее >>

Карбюраторы Миккарб VM-24SH и Пакко P-47R

Карбюраторы из Индии С мая 1989 года на часть мотоциклов Минского мотовелозавода (ММВЗ) устанавливают карбюраторы «Миккарб» VM-24SH и «Пакко» P-47R, изготовленные в Индии. Разработаны они японской фирмой «Микуни» довольно давно. По конструкторскому замыслу отечественный прибор К62 более совершенен и современен. Однако делают его настолько плохо, что стали массовыми жалобы потребителей: невозможно добиться приемлемой работы двигателя, отрегулировать карбюратор. Мотоциклисты охотно меняют его на старый — типа К36, давно снятый с производства. Кроме низкого качества изготовления, сказываются и ошибочно выбранные для нашего двигателя параметры К62 — скажем, велик диаметр диффузора. На предложения ММВЗ и жалобы потребителей Ленинградский карбюраторный завод не реагирует, модернизация откладывается год за годом. В этой ситуации на мотовелозаводе не нашли иного выхода, кроме импорта карбюраторов из Индии.Статья конструктора ММВЗ Г. ПИЛЮКЕВИ...

Читать далее >>

Берегите генератор

Владельцам мотоциклов ИЖ Если на мотоцикле ИЖ во время движения загорелась контрольная лампа работы генератора, немедленно остановитесь, даже когда вы почти у цели. Дело в том, что чаще всего генератор отказывает из-за неплотного прилегания щеток к коллектору. Электрическое сопротивление на этом участке цепи растет, сильно повышается температура, что быстро приводит к обугливанию и межвитковому замыканию обмотки якоря (установлено на горьком опыте).Чтобы избежать этого, восстановите контакт щеток с коллектором, очистив щеткодержатель (из-за скопившейся грязи щетки теряют подвижность) зачистите кольца на коллекторе либо замените чрезмерно изношенные щетки или ослабшие пружинки.Случается, что в пути устранить неполадку не удается, тогда отключите генератор, отсоединив одну щетку Добраться до дома можно «на аккумуляторе». Днем его емкости хватает не на одну сотню километров.В. АЛЕКСЕЕВ347927 г. Таганрог,ул. Ново-Ватутина, 17, кв. 8.1980N06P33

Читать далее >>

Мотоцикл ИЖ. Как избавиться от стука в передней вилке

Как избавиться от стука При поездках по плохим дорогам на мотоциклах ИЖ часто слышен стук в передней вилке. Мотолюбители предлагали несколько вариантов, исключающих это неприятное явление (см. например, «За рулем», 1973, № 10).Мы используем более доступный способ, который дает тоже неплохие результаты: вводим в амортизатор два резиновых кольца, как показано на рисунке.Переделка амортизатора передней вилки: 1 — шток; 2 — наконечник; 3 — верхнее кольцо; 4 — шайба; 5 — клапан; 6 — шпонка; 7 — нижнее кольцо; 8 — поршень; 9 — корпус амортизатора.Верхнее кольцо 3 толщиной 5 мм надевается на шток выше обратного клапана. нижнее — 7 толщиной 2 мм — на шток между обратным клапаном и поршнем (его роль — повысить компрессию). Чтобы верхнее кольцо служило дольше и не разбивалось обратным клапаном, можно между ними надеть дополнительно металлическую шайбу 4 толщиной 2 мм. Резиновые кольца вырубаем гильзой от охо...

Читать далее >>