Почему не заводится мотоцикл ?

Почему умолк двигатель?


В минском издательстве «Полымя» вышла в свет книга «Ваш спутник мотоцикл». В числе ее авторов два давних друга нашей редакции Владимир ЗАХАРИН и Геннадий ПИЛЮКЕВИЧ — мастера спорта по мототуризму, большие энтузиасты этого прекрасного вида активного отдыха и самоотверженные его пропагандисты.

Мы решили вместо рецензии предложить нашим читателям-мотоциклистам несколько отрывков из книги, поскольку тираж ее, к сожалению, слишком мал, всего 60 тысяч.

Первый отрывок посвящен неисправностям двигателя. И хотя он построен главным образом на примере конкретного двигателя ММВЗ, все рекомендации авторов, безусловно, имеют силу и для других моторов, а потому будут представлять интерес для самого широкого круга мотоциклистов. Материал с согласия авторов несколько сокращен и доработан.

Иногда в шутку говорят, что двигатель не заводится, когда в цилиндре «зажечь нечего или нечем». Это действительно так, хотя еще чаще бывает наоборот: «есть что и есть чем», а он все-таки не заводится.

Предположим, однако, что система зажигания исправна (искра на свече регулярна и достаточно сильна), и обратимся к системе питания.

Избыток топлива. Если есть полная уверенность, что в баке достаточно топлива (это нетрудно проверить), и при нажатии на утопитель поплавка оно вытекает из карбюратора, то, вполне вероятно, мотор не пускается из-за того, что мотоциклисты называют «пересосом». Может быть, вы слишком долго держали нажатым утопитель; возможно, пропускают топливный кран и запорная игла поплавкового механизма и избыток топлива в кривошипной камере образовался еще до пуска.

Выключите зажигание, ручкой газа полностью поднимите дроссельный золотник и плавно несколько раз нажмите на педаль кикстартера, прокручивая коленчатый вал. Продолжительность прокрутки зависит от степени «пересоса». Затем включите зажигание и при полном газе попытайтесь энергично запустить двигатель, не открывая топливный кран. При первых вспышках в цилиндре мотоцикл с карбюратором, имеющим боковую поплавковую камеру, бывает полезно сильно наклонить в левую сторону, почти положив «на себя». Применительно ко всем другим остается ждать, когда двигатель заработает бесперебойно. При этом не следует манипулировать ручкой газа — держите ее все еще полностью открытой и прикрывайте только при увеличении оборотов.

Если продувка не дает положительного эффекта, а в исправности системы зажигания вы по-прежнему не сомневаетесь, еще раз присмотритесь к карбюратору: не течет ли из него топливо постоянно при закрытом кране? Не исключено, что поплавок заело в нижнем положении (у карбюраторов типа К-62, К-63 это случается, когда поплавок смещается и задевает за стенку) или же под запорную иглу попала соринка. Гораздо реже, но все-таки бывает, что прохудившийся поплавок уже не прижимает клапан к седлу и потому топливо беспрепятственно поступает в поплавковую камеру.

Методы устранения неисправности разные. Иногда достаточно постучать рукояткой отвертки по корпусу поплавковой камеры. Хотя это, конечно, полумера. В карбюраторах с боковой поплавковой камерой следует тщательно очистить спичкой углубление на дне, куда входит нижний конец иглы поплавка. У карбюраторов типа К-62 нередко при разборке и сборке теряют крохотную прозрачную уплотнительную шайбу, установленную на запорной игле. Без нее герметичность клапана обеспечить невозможно. Подобрать же подходящую шайбу трудно, правда, иногда и удается, подыскав провод в полихлорвиниловой изоляции и отрезав от этой изоляции тонкий кружок.

Бывает, что «пересос» становится хроническим. И тогда это однозначно указывает на негерметичность иглы или поплавка и постоянное переполнение поплавковой камеры. Прохудившийся поплавок (если его потрясти около уха, вы услышите, как в нем плещется бензин) следует выпарить, поместив в горячую воду. Трещину увидите по пузырькам, выходящим из нее, и устраните, аккуратно заплавив нагретым паяльником.

Недостаток топлива. Вторая, не менее распространенная неисправность — засорение системы питания.

Повторим в сотый раз вслед за другими авторами: смешивать топливо с маслом надо в чистой емкости; заливать его в бак следует через очень частую сетку или капроновый чулок; прежде чем разбирать карбюратор или ругать ни в чем не повинную систему зажигания, загляните в бак и убедитесь, есть ли там вообще топливо. Если его мало — переведите кран в положение «Резерв», сдерните с его штуцера шланг и посмотрите, насколько активно вытекает топливо из крана. В случае сомнений продуйте кран насосом.

Если после этого при нажатии на утопитель топливо капает из карбюратора, а двигатель не заводится и свеча, вывернутая из головки цилиндра, совершенно сухая, — вероятно, засорился главный жиклер карбюратора и его необходимо прочистить. Но не ограничивайтесь этим: заодно прочистите жиклеры пусковой системы (если она есть) и холостого хода.

Для прочистки можно использовать деревянные палочки, капроновую леску и даже медный провод, но ни в коем случае не стальные проволоку или иглу — последние могут поцарапать канал, изменить его форму и даже диаметр и, в конечном счете, нарушить условия истечения топлива и пропускную способность. Проверка жиклеров «на просвет», кажущаяся самой убедительной, иногда обманывает: прозрачная песчинка или капля воды могут напрочь перекрыть путь топливу и оставаться при том незамеченными. Удалите грязь из всех уголков поплавковой камеры и продуйте каналы насосом.

Иногда трудный пуск и характерные признаки явного обеднения смеси появляются после ремонта. Это случается, когда на выпуске образовались неплотности в соединениях и через них подсасывается воздух. Например, у двигателей «ИЖ-Юпитер» такое бывает, если после ремонта цилиндры закрепить на картере, а затем устанавливать впускной патрубок карбюратора. Нужно делать наоборот: посадив цилиндры на место и лишь слегка закрепив их гайками, присоединить впускной патрубок, плотно затянуть винты его крепления и лишь после этого окончательно закрепить цилиндры, подтягивая гайки крест-накрест поочередно.

Неисправности системы зажигания.

При первых же затруднениях с пуском двигателя рекомендуется вывернуть свечу и внимательно ее осмотреть. Совершенно сухая нижняя часть, работающая в камере сгорания, говорит о слишком бедной смеси; мокрая свеча свидетельствует о чрезмерном количестве топлива или отсутствии искры. Мы бы рекомендовали иметь всегда в запасе контрольную свечу, не новую, а уже немного поработавшую и не вызывающую никаких сомнений. Если при установке контрольной свечи мотор ожил — система зажигания в целом в порядке, виновата только свеча. Очистка ее электродов и изолятора может дать какой-то эффект. Но лучше взять за правило менять свечи через 7 —10 тысяч километров, тогда внезапных отказов станет гораздо меньше.

А если искры на свече нет? Тогда придется последовательно проверить все звенья цепи от свечи до прерывателя или даже замка зажигания.

Прежде снимите наконечник с провода высокого напряжения и, поднося провод к ребрам цилиндра на 5—7 мм, посмотрите, есть ли искра. Есть — бракуйте наконечник, нет — проверяйте цепь дальше. Отсоединяйте провод от катушки зажигания, вставляйте в ее центральное гнездо любой другой провод и «ищите искру» снова. Есть — бракуйте провод, нет — продолжайте поиск.

Отказы катушки зажигания, вообще говоря, довольно редки. Поэтому можно, оставив ее под подозрением, перейти все же к следующему этапу и проверить прерыватель (если он есть) или установку датчика в бесконтактной системе. Возможно, зазор в прерывателе слишком мал или слишком велик; может быть, на контакты попала грязь. В бесконтактной системе нужно правильно установить выступ датчика относительно паза в роторе. Если и теперь искры нет — попробуйте заменить катушку зажигания заведомо исправной. Появится искра — дело в катушке. Нет — ищите дальше. В контактной системе виноват может быть конденсатор. Замените его. В бесконтактной нужно проверить коммутатор КЭТ-1А.

 

1989N01P18

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Два года на Яве

Я давно езжу на мотоциклах, в том числе на чехословацких Явах ( Jawa ). Были у меня модели "360" и "634", и вот почти два года эксплуатирую новую ЯВУ-638-5. Их уже немало в нашей стране, и мотолюбителям знакомы основные характеристики, хотя бы по описанию в журнале "За рулем" (1986, N3). Поэтому я расскажу о качествах машины, проявляющихся в деле. Первые поездки, которые пришлись на зиму, были не очень радостными из-за трудностей пуска двигателя в морозную погоду. Дело в том, что карбюратор не обеспечивает подачу в цилиндры достаточного количества топлива. Его пусковое устройство эффективно действует лишь при положительных температурах, а утопителя поплавка у него нет. Вероятно, тем, кто ездит зимой, есть смысл сделать его, позаимствовав детали, если они сохранились, с приборов прежних моделей. Я же вынужден был, чтобы оживить двигатель, заливать бензин в цилиндры через свечные отверстия. Занимаясь карбюратором, обнаружил приятную особенность - для разборки его можно не снимать с двиг...

Читать далее >>

Чезет 350 модель 472.5

Четыре года назад и нам поступили первые дорожные мотоциклы CZ-350 типа 472. В редакционном тесте модели 472.3 («За рулем», 1977, № 4) мы, в общем положительно оценив машину, высказали ряд замечаний и пожеланий,. которые позже поддержали владельцы CZ. Завод оперативно откликнулся на них и уже год спустя произвел отдельные конструктивные изменения, с которыми предстала следующая модель 472.4 («За рулем», 1979, №3). Продолжая совершенствовать машину, чехословацкие мотоциклостроители в нынешнем году приступили к серийному выпуску еще одной новой модели — 472.5. Один из опытных образцов завод и внешнеторговое объединение «Мотоков» передали в прошлом году в распоряжение редакции. 8000 километров самых разных дорог, пройденных на этом мотоцикле, позволили нам -познакомиться с нововведениями, оценить их достоинства. 1. Новый топливный бак большой емкости, черная вилка с резиновыми чехлами преобразили привычный вид CZ Что нового в новой мо...

Читать далее >>

Владельцам ИЖ Планета Спорт

 На этих мотоциклах последних выпусков для улучшения проходимости задняя часть глушителя приподнята. Теперь, чтобы вынуть ось при демонтаже заднего колеса, приходится отсоединять глушитель. Этого можно избежать, если вставлять ось с правой стороны, для чего достаточно уменьшить вдвое толщину шайбы, устанавливаемой под гайку крепления оси. * * *В журнале «За рулем» сообщалось, что вместо штатного реле-регулятора ИЖ-РР2С, который приобрести довольно трудно, можно использовать реле от автомобиля «Москвич» последних моделей. Еще удобнее применить реле напряжения РР380 от «жигулей». Для его установки не требуется искать другого места, поскольку оно размещается на месте прежнего (в этом и состоит преимущество).Клеммы «15» и «67» реле соединяются соответственно с выводами « + » и «Ш» генератора («минус» реле выведен на «массу»). В. ПАЛАГИН346421, г. Новочеркасск, Ростовское шо...

Читать далее >>

Мотоцикл ИЖ Юпитер 4 с коляской

  В первом материале о редакционных испытаниях мотоцикла «ИЖ-Юпитер—4» с коляской («За рулем», 1981, №11) было рассказано о том, что отличает эту модель от предыдущих, и о начале обкатки. Теперь мотоцикл прошел около 7000 километров, и появилась возможность оценить его ходовые качества, конструкцию некоторых узлов. Когда на счетчике спидометра было чуть больше 6000 километров и двигатель работал прекрасно, нас стал беспокоить шум, источник которого находился где-то под левой крышкой картера. Шум не звонкий, но достаточно сильный неприятный (заметим, что, к сожалению, этот звук хорошо знаком многим поклонникам «Юпитера»). Возникло предположение, что неисправность надо искать в моторной цепной передаче. Когда на СТО в Загорске была снята крышка картера, диагноз подтвердился: цепь моторной передачи оказалась сильно вытянутой. Волей-неволей пришлось ее заменить новой. Этот факт, естественно, не может не огорчать, так как пробег мотоцикла, ска...

Читать далее >>

Установка генератора Г424 на двигатели К750, К750М, К750М-01, М-72

Новый генератор на старые машины    При капитальном ремонте двигателя тяжелых мотоциклов с 6-вольтовым электрооборудованием или б случаях, когда выходит из строя "родной" генератор Г414, у владельца машины возникает естественное желание применить более совершенный и мощный 12-вольтовый Г424. С ним надежнее работает электро-оборудование, выше световые характеристики приборов, можно использовать широко распространенные автомобильные лампы. Поскольку по посадочному месту эти генераторы невзаимозаменяемы, совет об установке Г424 на двигатель К750М-01, опубликованный в октябрьском номере журнала за прошлый год, вызвал интерес читателей и просьбу рассказать подробнее, как это сделать на мотоциклах других марок и моделей.Предоставляем слово специалисту по ремонту тяжелых мотоциклов инженеру А. СМИРНОВУ, которого редакция познакомила с предложениями читателей на эту тему.Прежде всего должен напомнить, что переделка электрооборудования не ограничивается установкой новог...

Читать далее >>