Установка генератора Г424 на двигатели К750, К750М, К750М-01, М-72

Новый генератор на старые машины

 

 

 

При капитальном ремонте двигателя тяжелых мотоциклов с 6-вольтовым электрооборудованием или б случаях, когда выходит из строя "родной" генератор Г414, у владельца машины возникает естественное желание применить более совершенный и мощный 12-вольтовый Г424. С ним надежнее работает электро-оборудование, выше световые характеристики приборов, можно использовать широко распространенные автомобильные лампы. Поскольку по посадочному месту эти генераторы невзаимозаменяемы, совет об установке Г424 на двигатель К750М-01, опубликованный в октябрьском номере журнала за прошлый год, вызвал интерес читателей и просьбу рассказать подробнее, как это сделать на мотоциклах других марок и моделей.

Предоставляем слово специалисту по ремонту тяжелых мотоциклов инженеру А. СМИРНОВУ, которого редакция познакомила с предложениями читателей на эту тему.

Прежде всего должен напомнить, что переделка электрооборудования не ограничивается установкой нового генератора. Дополнительно придется приобрести и смонтировать катушку зажигания В204 (или автомобильную Б115), реле-регулятор РР330, реле указателей поворота РС427, еще одну 6-вольто-вую аккумуляторную батарею ЗМТ-6 (или вместо старой одну 12-вольтовую 6МТ-9), звуковой сигнал С304 или С205 и все лампы (об этом подробно рассказано в ноябрьском номере журнала за 1983 год).

Суть работ по установке Г424 на картер старого мотоцикла состоит в том, что надо сделать переходную деталь, подготовить место для ее установки и закрепить ее и генератор. Здесь, вероятно, может быть множество вариантов. Рассмотрим наиболее рациональный, обеспечивающий необходимую точность установки генератора. Он основан на предложении читателя журнала Г. Остроумова из г. Благовещенска Амурской области и способе, примененном группой работников предприятия, занимающегося ремонтом тяжелых мотоциклов. Правда, этот вариант относится к категории выполняемых на станочном оборудовании при полностью или частично разобранном (без масляного поддона, крышки и шестерен газораспределения, генератора, масляного насоса и ряда других деталей) двигателе, снятом с мотоцикла. Последовательность работ такова.

 

Переходник

Рис.1. Переходник.

 

Надо изготовить на токарном станке переходник (рис. 1) из алюминиевого сплава или стали любой марки. Установить и закрепить картер или частично разобранный двигатель на столе фрезерного станка и обработать поверхности А и Б (рис. 2). Установить переходник в гнездо картера, предварительно смазав поверхность Б клеем ВФ-2 с алюминиевой пудрой или эпоксидным. Можно вместо клея поставить бумажную прокладку на краске. Сжать детали при помощи кондуктора (рис. 3). Просверлить по кондуктору два отверстия (одновременно в переходнике и картере) диаметром 8,7 мм на-проход. После отверждения клея снять кондуктор с картера.

 

Обработка картера. А и Б — обрабатываемые плоскости

Рис.2. Обработка картера. А и Б — обрабатываемые плоскости.

 

Сверление отверстий по кондуктору

Рис.3. Сверление отверстий по кондуктору: 1 — кондукторная планка (2 шт.); 2 — картер; 3 — сверло; 4 — шайба; 5 — болт М12—50; 6 — привалочная плоскость.

 

Снять две фаски 2x45°, нарезать резьбу М10х1,25 в переходнике и картере напроход. (Г. Остроумов предлагает использовать при этом только первый метчик — предварительный, чтобы обеспечить плотность резьбового соединения. Так можно поступить, если переходник изготовлен из алюминиевого сплава.)

 

Шпилька

Рис.4. Шпилька.

 

Ввернуть две шпильки (рис. 4) в переходник и картер на клее БФ-2 или раскернить их после ввертывания со стороны прерывателя.

Установить картер или частично разобранный двигатель на стол координатно-расточного или фрезерного станка и расточить окончательно отверстие диаметром 70 мм в переходнике и картере, выдержав расстояние до оси распределительного вала 86,5 +0,2 мм (см. рис. 2).

Установить генератор Г424 на собранный после окончания станочных операций двигатель, предварительно подложив под его фланец уплотнительную бумажную или паронитовую прокладку. Отрегулировать зацепление шестерен и окончательно закрепить гайками М10Х1,25 с подложенными под них плоскими шайбами. Для более плотной посадки можно обрезать кромку на крышке генератора, которая прикрывает сальник вала ротора.

Мотолюбитель Ю.Бурыкин из г. Гомеля предлагает несколько упрощенный вариант переделки картера, пригодный, однако, только для двигателей К750, К750М, К750М-01 и М72. Он заслуживает внимания, потому что не требует снятия двигателя с мотоцикла и его частичной разборки. Правда, при этом объем ручных, в основном опиловочных работ возрастает, а точность исполнения снижается.

Порядок работы таков.

 

Переходник (для К750, К750М, 750М-01, М72)

Рис.5. Переходник (для К750, К750М, 750М-01, М72).

 

Следует изготовить из стали переходник (рис. 5). Обработать картер напильником и шарошками по поверхностям А и Б (см. рис. 2).

 

Шпилька

Рис.6. Шпилька.

 

Снять крышку шестерен газораспределения, вынуть провода высокого напряжения, просверлить с двух сторон на стыке два новых отверстия для них диаметром 6 мм. Изготовить из стали две шпильки (рис. 6) и три втулки (рис. 7).

 

Втулка

Рис.7. Втулка.

 

Изготовить, установить на шпильки и закрепить гайками стальной уголок на картере двигателя, как показано на рис. 8. Вставить два длинных болта М10 в отверстия картера, болт М10 длиной 25 мм — в угольник, переходник — в отверстие диаметром 80 мм в картере двигателя (см. рис. 8). Надеть на болты втулки, отметить места их расположения на наружной цилиндрической поверхности переходника и, если есть возможность, прихватить электросваркой, Вынуть переходник из картера, снять втулки с болтов и приварить их к переходнику. Установить и закрепить переходник и крышку распределительных шестерен в картере посредством трех болтов (при необходимости головки их подрезать сбоку), шайб, гаек, предварительно обработав привалочную плоскость картера клеем или установив бумажную прокладку на краске.

 

Размещение втулок на переходнике

Рис.8. Размещение втулок на переходнике: 1 — втулка (см. рис. 7 — 3 шт.); 2 — болт М10 (3 шт.); 3 — уголок; 4 — картер; 5 — переходник.

 

После установки приборов 12-вольтовой системы электрооборудования (катушка зажигания, реле-регулятор, электролампы, аккумулятор и др.) и их подсоединения делают пробный пуск двигателя и окончательно регулируют систему, помня, что даже кратковременное отсутствие нагрузки на генераторе Г424 (работа без подсоединенного аккумулятора или других потребителей электроэнергии) приводит к пробою выпрямительного блока и выходу из строя самой генераторной установки.


 

1986N06P22-23

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Ява 638-1-04

Что новенького в Яве ?   Летом прошлого года редакция получила от ВТО «Мотоков» для испытаний последнюю модификацию ЯВА-350 638-1-04. Красивый мотоцикл, ничего не скажешь! При беглом осмотре мотоцикл показался чуть выше привычной для нас базовой модели. Стали разбираться. Действительно, задние амортизаторы установлены с большим наклоном в результате смещения вперед точек крепления на раме. Сочетание прогрессивно навитых пружин и наклона амортизаторов обеспечило хорошую плавность хода. Уже нет нужды привставать на подножках, когда заднее колесо влетает в небольшую яму или выбоину на дороге. На переднем колесе нашей ЯВЫ шина с характерным шоссейным протектором (ею комплектуют отдельные партии мотоциклов). С такой шиной мотоцикл уверенно чувствует себя при торможении, в повороте. Через какое-то время у водителя возникает ощущение, что он сможет проехать знакомый ему поворот с большим углом наклона и, понятно, на большей скорости. Это до тех пор, пока дорога сухая. Стоит ...

Читать далее >>

Чезет 350 модель 472.5

Четыре года назад и нам поступили первые дорожные мотоциклы CZ-350 типа 472. В редакционном тесте модели 472.3 («За рулем», 1977, № 4) мы, в общем положительно оценив машину, высказали ряд замечаний и пожеланий,. которые позже поддержали владельцы CZ. Завод оперативно откликнулся на них и уже год спустя произвел отдельные конструктивные изменения, с которыми предстала следующая модель 472.4 («За рулем», 1979, №3). Продолжая совершенствовать машину, чехословацкие мотоциклостроители в нынешнем году приступили к серийному выпуску еще одной новой модели — 472.5. Один из опытных образцов завод и внешнеторговое объединение «Мотоков» передали в прошлом году в распоряжение редакции. 8000 километров самых разных дорог, пройденных на этом мотоцикле, позволили нам -познакомиться с нововведениями, оценить их достоинства. 1. Новый топливный бак большой емкости, черная вилка с резиновыми чехлами преобразили привычный вид CZ Что нового в новой мо...

Читать далее >>

Чезет 350 модель 472.3

Возвращение Чезета ( CZ 472 3) Марка CZ хорошо известна у нас по кроссовым мотоциклам, поступающим в спортивные клубы, и, конечно, по тем машинам, на которых ведущие мотоспортсмены страны завоевывали призовые места на чемпионатах мира. Однако старые мотоциклисты помнят и дорожные ЧЗ классов 175 и 250 смЗ, поступившие в СССР в небольшом количестве лет пятнадцать тому назад.Прошлой осенью возобновились поставки дорожных мотоциклов этого известного завода (см. «За рулем», 1976, № 12), и редакция получила возможность испытать новую модель CZ-472 класса 350 см3.Мотор нового ЧЗ почти не отличается от хорошо уже известного двигателя Ява-634; разница лишь в небольшом изменении заднего крепления к раме (у ЧЗ оно уже), наличии механизма полуавтоматического выключения сцепления и указателя нейтрали в коробке передач. И хотя наступившая вскоре зима прервала испытание, с ЧЗ-472 мы успели познакомиться достаточно подробно.Общее впечатление таково: это довольно хороший дорожный мотоц...

Читать далее >>

Надежная фиксация крышки инструментального ящика на мотоцикле CZ

Надежный запор У мотоциклов CZ инструментальные ящики запираются винтом (см. рисунок), который во время движения иногда отворачивается (этот недостаток отмечен в редакционном тесте — «За рулем», 1981 №1). Чтобы избавиться от него, я переделал фиксатор. С винта 3 удалил резьбу и просверлил насквозь отверстие в кронштейне 4 крышки. На винт надел подходящие шайбы 5 и пружину 6, ограничив ее ход шплинтом 7, для которого в винте просверлил отверстие. Фиксация крышки инструментального ящика: а — до переделки; б — после переделки; 1 — крышка ящика; 2 — корпус глушителя впуска; 3 — винт; 4 — кронштейн крышки; 5 — шайбы; б — пружина; 7 — шплинт. Теперь, чтобы открыть ящик, достаточно оттянуть винт за головку. За два года эксплуатации пружинный фиксатор доказал свои преимущества перед винтовым.В. ВАСИЛЬЕВ Донецкая область, г. Краматорск  1981N08P41

Читать далее >>

Кроссовые CZ - Чезет 980, 981, 984

Чезет 980, 981, 984 Советским гонщикам хорошо знакомы Мотоциклы «Чезет-980» которые состоят на вооружении многих спортивных клубов.Производственная программа чехословацкого завода «Чезет» наряду с дорожными мотоциклами классов 125 и 175 см3 включает и спортивные, предназначенные для кроссов. Эти машины пользуются самой широкой известностью. На них выступают многие гонщики Советского Союза, ГДР, ПНР, Австрии, Бельгии, США и других стран. Чтобы удовлетворить спрос экспортного рынка, предприятию пришлось резко увеличить выпуск кроссовых машин. Если в 1970 году из ворот завода в г. Страконице их вышло 2000, то в 1971 году-уже 5000. В нынешнем году намечено изготовить более 8000 кроссовых «чезетов» разных моделей. Сегодня предприятие выпускает машины трех международных классов: 125, 250 и 500 см3. Эти модели имеют соответственно заводские индексы: «984», «980» и «981». Все они довольно сходны по конструкции, а две ...

Читать далее >>