Неисправности передней (моторной) передачи, сцепления, коробки передач и задней (главной) передачи

Неисправности передней (моторной) передачи, сцепления, коробки передач и задней (главной) передачи


Продолжаем публикацию материалов из книги «Ваш спутник мотоцикл» (начало — в предыдущем номере). На этот раз по нашей просьбе В. ЗАХАРИН и Г. ПИЛЮКЕВИЧ подготовили статью о трансмиссии.

В трансмиссию входят передняя (моторная) передача, сцепление, коробка передач и задняя (главная) передача. В таком порядке мы их и рассмотрим.

Передняя передача. У мотоциклов тяжелого типа ее нет, поскольку сцепление находится непосредственно на маховике. У «ИЖ-Планеты-спорт» передняя передача состоит из двух косозубых шестерен: одна, ведущая, сидит на левой цапфе коленчатого вала, другая, ведомая, является венцом барабана сцепления. Шестерни находятся в постоянном зацеплении, работают в масляной ванне и в уходе не нуждаются.

У всех остальных двигателей отечественных мотоциклов передняя передача цепная. Наиболее распространенный дефект ее вытекает из конструкции: цепь со временем вытягивается, провисает, начинает сильно шуметь. Нередко нижняя, ненагруженная ветвь сильно изношенной цепи начинает задевать за картер, выгрызая в нем дорожку.

Поскольку на мотоциклах не применяются устройства, компенсирующие изменение длины (натяжители), то при заметном износе цепь следует сразу же менять. Если это не сделать, цепь с изменившимся шагом станет интенсивно изменять под себя профили зубьев — и тогда ремонт обойдется дороже, поскольку придется менять вскоре и звездочку и барабан сцепления.

Можно считать достаточно верной следующую оценку: если на барабане сцепления цепь рукой оттягивается на полную высоту зуба — она предельно изношена.

Существует и обратная связь: сильно сработавшиеся звездочки катастрофически изнашивают цепь. Но тут критерий другой. Когда на глаз заметно, что профиль зубьев стал саблевидным, их верхушки загнулись — необходима срочная замена звездочек.

Сцепление. Если исключить чисто механические поломки, то останутся, пожалуй, две наиболее типичные неисправности - взаимное проскальзывание дисков (сцепление «буксует») и неполное выключение (сцепление «ведет»). Признаком пробуксовки является несоответствие скорости мотоцикла частоте вращения коленчатого вала, проявляющееся на режиме разгона и на подъеме. Причинами пробуксовки могут быть нарушение регулировки привода сцепления, износ дисков, ослабление нажимных пружин, заедание червяка и троса. У мотоциклов «Днепр» и «Урал» с сухим сцеплением к пробуксовке может привести замасливание накладок.

О регулировках привода сцепления мы рассказывать не станем — об этом достаточно подробно сказано в инструкциях. Подчеркнем лишь, что особенно тщательно следует регулировать привод у тех мотоциклов, где он сблокирован с переключением передач («ИЖ-Юпитер», МТ—9 и т. п.), поскольку от качества регулировки здесь зависит и четкость переключения.

Пробуксовка многодискового сцепления нередко возникает из-за того, что в пазах барабанов появляется заметная выработка (лунки) — тогда диски зависают и, естественно, не соприкасаются один с другим.

Устраняется неисправность просто. Сцепление нужно разобрать и надфилем аккуратно зачистить торцы пазов. При ослаблении пружин иногда достаточно завернуть на один-два оборота гайки (ИЖ) или немного ввернуть сами пружины в ведомый барабан (ММВЗ). Если диски сильно изношены, часто помогает добавление к существующему пакету еще одной пары, но следует перед окончательной сборкой двигателя проверить, не выходят ли диски из пазов барабанов при выключении сцепления и не упирается ли теперь пакет в крышку картера.

Трос, случается, заедает в оболочке из-за обрыва одной или нескольких жилок, и тогда его ход уменьшается, а это может вызывать неполное включение сцепления. Замена троса — решение радикальное и наиболее правильное.

Если заедает червяк — нужно разобрать узел, промыть детали, хорошо смазать и собрать снова.

«Ведет» сцепление обычно по одной из следующих причин: нарушена регулировка привода, перекашивается пакет дисков из-за неравномерной затяжки пружин, изогнут грибок или шток, изношен шарик между ними, в картер залито слишком вязкое масло; на тяжелых мотоциклах сцепление может «вести» вследствие износа пальцев маховика. Казалось бы, причины эти настолько очевидны, что и говорить-то по этому поводу нечего. Однако практика показывает, что молодые мотоциклисты не могут связать причину и следствие и, например, упорно ищут дефект в коробке передач, когда достаточно лишь отрегулировать сцепление.

Хотим обратить внимание на следующее обстоятельство: торцовые зубья шестерен-кареток в коробке сделаны в форме обратной трапеции, то есть «с поднутрением». Цель такого решения понятна — обеспечить надежное включение передач. Когда на ведущем валу (шестерне) есть хоть какой-то крутящий момент, зубья уже прижаты боковыми поверхностями и выключить (или включить) передачу тем труднее, чем сильнее «ведет» сцепление. Обеспечьте его полное выключение — и коробка заработает гораздо четче. И еще одна «мелочь». Регулировать натяжение пружин лучше всего у мотоцикла, уложенного на правый бок; левая крышка картера при этом должна быть .снята. Выключая сцепление рычагом на руле и наблюдая за перемещением пакета дисков, а оно всего 2— 2,5 мм, подтягивайте гайки и добивайтесь, чтобы пакет перемещался без перекоса.

Наконец, последнее замечание. Поскольку на поведение сцепления (многодискового) сильно влияет вязкость масла, перед регулировкой нужно мотор хорошо прогреть.

Коробка передач. Рассмотрим несколько типовых ситуаций.

Ситуация первая: передачи не включаются или не выключаются. Независимо от типа мотоцикла начните с проверки работы сцепления (см. выше). Если здесь все в порядке, возможны такие причины. У минских мотоциклов — ослабли винты, крепящие основание механизма переключения, или заклинило в корпусе одну из собачек. У «Восхода», вероятно, сломалась голов ка оси механизма переключения или пружина собачки. На ижевских мотоциклах к таким последствиям приводит ослабление крепления упора у механизма переключения передач. Коробки тяжелых «уралов» и «днепров» ведут себя подобным образом при поломке одного из штифтов в диске переключения. Рекомендация понятна: подтянуть и закернить винты, заменить сломанные детали.

Ситуация вторая: передачи выключаются сами собой. Наиболее вероятные причины — большой осевой люфт валов и шестерен; поломка фиксатора, износ шестерен или вилок переключения передач; нарушение регулировок. Устранение почти всех этих дефектов связано с разборкой двигателя — на этом процессе специально мы здесь не останавливаемся. На мотоциклах ИЖ-Юпитер, однако, часто можно поправить положение простым способом: ослабьте крепление кулачка у автомата сцепления, уприте кулачок в массивный брус и молотком дошлите вал переключения передач слева направо до упора, после чего снова закрепите кулачок болтом.

Случай третий, простой: педаль переключения передач свободно болтается, не возвращается в исходное положение. Причина ясна — сломалась возвратная пружина. К сожалению, в таком простом случае требуется почти всегда полная разборка двигателя — иначе к пружине не подобраться.

Течь масла в соединениях возникает вследствие засорения сапуна (прочистить), ослабления винтов, стягивающих половины картера (подтянуть), разрывов прокладок (заменить, поставить на герме-тик или густую нитрокраску).

Шум в коробке появляется, когда мало масла, оно не подходит по вязкости, изношены подшипники или есть сколы на шестернях.

Задняя (главная) передача. Типичные неисправности: износ цепи, звездочек, чехлов; для карданной передачи — большое биение, износ крестовин и муфты, шум в редукторе.

Задняя цепь считается полностью изношенной, если ее удлинение превышает 3% от первоначальной величины. Обычно это совпадает с тем, что полностью используется запас регулировки. Как крайняя мера, притом временная, допускается укорачивание цепи на два звена. Но при первой возможности такую цепь нужно заменить. О причинах и последствиях мы уже говорили в начале статьи.

Износ или повреждение чехлов цепи могут быть либо естественными, от времени, либо спровоцированными водителем, который не подтянул вовремя цепь, не заложил в чехлы смазку. Временно можно наложить на чехол заплату, обмотать ее пленкой и изоляционной лентой; поменять местами верхний и нижний чехлы. При удобном случае чехлы нужно заменить — они сохранят цепь.

В карданной передаче тяжелых четырехтактных мотоциклов наиболее уязвимый узел — резиновая упругая муфта в соединении переднего конца кардана с коробкой передач. Характерный признак неисправности — стук в сочленении при троганье с места. Муфту можно только заменить, ремонту она не подлежит.

Шум в редукторе главной передачи может появиться из-за недостатка масла в картере, ослабления затяжки клинового болта или болтов крепления ведомой шестерни, износа подшипников или нарушения зазора в зубьях конической пары.


 

1989N02P12

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Ява 634-01. Подробное описание новинки

Знакомьтесь: новая Ява В этом году на смену популярным в СССР мотоциклам ЯВА-250 и ЯВА-350 моделей «559-07» и «360-00» приходит Ява 350 модели 634-01. Мотолюбители уже знают об этом новом мотоцикле из статей, публиковавшихся в журналах «За рулем» (1973, № 12) и «Чехословацкое мотор-ревю».Чем же этот мотоцикл отличается от своих предшественников) Об этом мы попросили рассказать представителя внешнеторгового объединения «Мотоков» Яна БУЗЕКА.Новая машина разрабатывалась с учетом огромного опыта, накопленного при эксплуатации мотоциклов ЯВА, которых в СССР к настоящему времени поставлено почти миллион. Следует отметить, что эти мотоциклы предназначались, главным образом, для работы на дорогах достаточно высокого качества. Тем не менее, как известно, благодаря прежде всего исключительной надежности двигателей мотоциклы ЯВА забрались и в такие районы вашей необъятной страны, на которые они, по существу, не были рассчитаны: это ...

Читать далее >>

Ява 350 634-01. Новинка

Jawa 350 634-01 Новая модель Ява 634 01 Редакцию посетили гости из Чехословакии — директор завода ЯВА С. ОЛДРЖИХ, главный конструктор Я. КРЖИВКА и директор конторы внешнеторгового объединения «Мотоков» А. МОГИЛА. Они рассказали о совместных работах советских и чехословацких мотоцикло-строителей, о достижениях мотоциклетной промышленности ЧССР» перспективах ее развития и спортивных успехах — четыре года подряд команды на мотоциклах ЯВА завоевывали главный приз мотоолимпиады — «Всемирный трофей» и три раза — «Серебряную вазу». Когда разговор перешел к машинам, поставляемым в СССР, гости рассказали о разработке новой дорожной модели, которая должна прийти на смену популярным у нас мотоциклов Ява-250 и Ява-350. Мотоцикл Ява 350 634-01 с новым боковым прицепом Велорекс Поскольку наших мотолюбителей этот вопрос интересует особенно, приводим подробную запись беседы. С. Олдржих. Сегодня можно говорить уже не об опытной ...

Читать далее >>

CZ 977.3 Кроссовый мотоцикл

ЧЗ держит шаг В последние годы обострилась борьба в соревнованиях по мотокроссу, особенно в классе 250 смЗ. Сегодня добрых два десятка фирм в разных странах выпускают такие мотоциклы для клубных гонщиков. Технические показатели машин значительно сблизились, и конструкторам приходится практически ежегодно обновлять спортивные машины.Чехословацкий завод CZ на 1979 год включил в свою производственную программу усовершенствованную модель CZ 977.3. Изменения по сравнению с известной у нас машиной ЧЗ-980 коснулись выпускной системы, передней и задней вилок, расположения спиц в колесах, натяжного устройства цепи, тормоза переднего колеса. Техническая характеристика кроссового мотоцикла ЧЗ 977.3Общие данные. Масса — 102 кг. База — 1420 мм. Дорожный просвет — 160 мм. Высота седла — 870 мм. Емкость бензобака — 8 л. Двигатель. Число цилиндров — 1 Рабочий объем — 246 см3. Топливо — бензин с октановым числом 96. Степень сжатия — 11,0. ...

Читать далее >>

Ремонт центральной подставки на мотоцикле ИЖ

 На мотоциклах ИЖ в результате износа упоров, приваренных к раме, центральная подставка скручивается и ломает упоры. Приваривать их снова не стоит. так как это довольно сложно и небезвредно для рамы. Установка упоров на подставку: 1 подставка; 2 — упоры. Я, а затем еще несколько владельцев ИЖей приварили упоры (пластины, вырезанные из стального листа толщиной 5 мм) к самой подставке, как показано на рисунке. Уже несколько лет переделанные подставки не доставляют нам никаких хлопот. Н. МЕЛАНКО 330067, г. Запорожье, ул. Учительская, 17а 1976N01P38

Читать далее >>

Продление срока службы реле РП1С у мотоциклов ИЖ-Планета 3, Юпитер-3

Более надежный способ   У части мотоциклов ИЖ-П3, ИЖ-Ю3 электронное реле РП1С указателей поворота постоянно включено вместе с зажиганием, что сокращает срок его службы.Чтобы оно работало только при включении указателей поворота, предлагалась (в книжке Б. Ф. Демченко «Советы мотоциклистам», изд. ДОСААФ, 1986 и журнале «За рулем») незначительная переделка реле посредством изменения цепей питания и введения двух диодов. Однако они, как оказалось, ухудшают четкость срабатывания реле. С целью исключить этот недостаток я нашел более надежный способ подключения реле с тем же изменением цепей питания, но без дополнительных диодов. Вместо штатного переключателя указателей поворота ставим переключатель света П25 А (он продается во всех автомотомагазинах) и подключаем его, как показано на рисунке (б). Три дополнительных вывода из реле не забудьте загерметизировать наподобие имеющихся. А. КОРОЛЬЧУК Волынская область, с. Милуши     Выходной каскад реле РП1С и...

Читать далее >>