На мотоцикле в горах

Маршруты мотоциклетных путешествий нередко пролегают по горным дорогам, а значит нелишне поговорить о специфике езды в этих необычных условиях.

Горные дороги, нередко предъявляющие довольно жесткие требования к водителю, — отличная школа езды, но они совсем не подходящее место для «учебы на ошибках», последствия которых бывают самыми грустными. Поэтому, если вы впервые пробуете свои силы на серпантинах, постарайтесь, чтобы рядом с вами был более опытный мотоциклист, умеющий когда надо помочь, показать.

Что же отличает горную трассу от обычной? Конечно, и здесь встречаются прямые многополосные участки, не представляющие сложностей даже для тех, кому лишь вчера вручили водительские права. Но таких дорог пока мало, и лицо Кавказа, а тем бо^ее Памира определяют не они. Горные дороги, как правило, изобилуют поворотами, крутыми подъемами и спусками с узкой проезжей частью — по одной полосе для каждого направления и узкими обочинами (иногда их вообще может не быть). На этих трассах вполне обычны повороты на 180°, когда дорога лесенкой поднимается на хребет так, что закругления буквально вырублены в склоне горы. Встречаются здесь закрытые повороты, заканчивающиеся тоннелями, и многие другие «прелести», которых новички побаиваются, а мотоциклисты со стажем просто обожают. Действительно, когда освоишься, ездить по горной трассе куда интереснее, чем по равнинной магистрали.

Нереально от каждого требовать мастерства гонщика, но мы хотим подсказать новичку, как надо вести машину. Такой уровень подготовки сравнительно легко достигается при вдумчивом освоении хорошо известных мотолюбителям дорог Крыма, Карпат, Черноморского побережья Кавказа. Не спешите в высокогорье, где ситуация значительно усложняется объективными факторами — разреженным воздухом, падением мощности двигателя, ненастной погодой, которая там нередка и в летнее время.

Внимательность за рулем в горах приобретает особое значение. Даже не зная характера дороги впереди, внимательный новичок, двигаясь за опытным ведущим, по малейшим изменениям в наклоне его мотоцикла, по загоревшемуся «стопу» легко поймет, какой сложности предстоит вираж, по дымку, пахнувшему из глушителей, сообразит, что сразу же за поворотом крутой подъем. Ехать в такой связке значительно легче, чем самому реагировать на дорожные головоломки.

На горной дороге, как бы ни был прекрасен пейзаж вокруг, не отвлекайтесь. Даже мастера руля со стажем за это расплачивались. Остановитесь, и тогда уж любуйтесь природой. Но помните, что и на стоянке надо неукоснительно выполнять требования Правил. Оставленная за закрытым поворотом машина не раз становилась причиной несчастья. Ни в коем случае не паркуйтесь в местах, где дорога усеяна упавшими с гор камнями: кто скажет, когда и куда упадет следующий? Кстати, имейте в виду, что если дорога вырублена в скале, то под ее навесом всегда безопаснее, чем на открытой стороне.

Известно, что смотрят все, но далеко не все умеют видеть то, что надо. Горная дорога учит водителя видеть. Распространенная ошибка многих мотоциклистов заключается в том, что они сосредоточивают все внимание на частностях, не охватывая дорогу как целое. Грех, прямо скажем, совершенно непростительный, особенно на узкой, петляющей, загруженной дороге. Поэтому не привыкайте смотреть только на камешки, катящиеся под переднее колесо. Старайтесь охватить взглядом всю дорогу насколько возможно. Тогда будете более точно представлять себе, что вас ждет через 5, 10, 15 секунд, а это очень важно.

Новичок в горах нередко испытывает большую психическую нагрузку. Не поддавайтесь страху, который может оказать вам плохую услугу. Замечено, с водителем чаще происходят как раз те неприятности, которых он боится. Чаще падают мотоциклисты именно робкие, «сверхосторожные». Едва успевает сложиться на дороге трудная ситуация, как они сразу внутренне «ломаются», теряют способность правильно действовать, и падение представляется им единственным выходом.

Типичный случай. Вы вошли в поворот вслед за ведущим, все, казалось бы, делаете, как он, но в поворот почему-то «не вписываетесь» и вас куда-то выносит. Становится жутковато — обочина уже рядом... Что делать? Затормозить? А вдруг — занос? Выровнять мотоцикл? Тогда уж точно будете за дорогой. Безвыходное положение? Конечно, нет! Просто заставьте себя еще чуть добавить крен — и прекрасно пройдете этот «ужасный» поворот.

Путешествуя по горным дорогам, почаще устраивайте отдых. Из-за нервных перегрузок водители порой утрачивают способность ориентироваться в пространстве и у них могут возникать опасные иллюзии. Никогда не стесняйтесь признаться, что устали. Остановитесь, расслабьтесь, придите в себя, ибо продолжать движение в таком состоянии крайне опасно как для самого водителя, так и для окружающих.

Только в горах мотоциклист может по-настоящему оценить свое умение пользоваться коробкой передач, так, на хорошо известной туристам дороге от Туапсе до Сочи немало мест, где ЯВА-634 (без коляски) должна двигаться на третьей, второй, а то и первой передаче, к которой приходится прибегать на характерных здесь очень «острых» поворотах, особенно правых, сразу переходящих в крутой подъем. В «углах» этих поворотов приходится сбавлять скорость до 10—15 км/ч, а вторая передача тут уже слабовата. Высшей передачей в горах пользуются мало, так как прямые участки встречаются редко.

У ижевских мотоциклов низшие передачи не столь скоростные, как у ЯВЫ, что во многих случаях позволяет на крутых поворотах включать вторую, а не первую, но это не принципиально. Главное — быстро, точно и правильно выбрать нужную передачу (в зависимости от типа машины). Почувствовав ошибку, а это происходит, когда после прямого участка дорога резко поворачивает и уходит на подъем, мгновенно включайте пониженную передачу, не дожидаясь, пока скорость упадет настолько, что вы потеряете равновесие.

Иногда среди мотоциклистов возникает спор: что опасней — подъем или спуск? Если исходить из тяжести последствий, наиболее частых ошибок, то опасней все-таки спуск. Но и подъемы требуют к себе уважения, особенно во время дождя, когда трудно разглядеть на асфальте масляную дорожку, оставшуюся между колесами сотен медленно и тяжело идущих грузовиков. Опытный водитель двухколесной машины всегда держится подальше от такой дорожки — нередки здесь падения даме на сухом асфальте. Это сложнее всего опять-таки на поворотах, так как приходится двигаться в очень узкой полосе между масляной дорожкой и правой кромкой асфальта. Вести мотоцикл в таком коридоре на повороте не так уж сложно, если вы научитесь уверенно управлять им даже при значительном крене.

Неопытные мотоциклисты на поворотах чувствуют себя довольно скованно, боясь шевельнуть рулем. При этом мотоцикл выписывает на дороге почти идеальную, циркульную дугу, в которой-то и кроется опасность, так как запросто можно наехать на «гипнотизирующий» камень или другой подобный предмет, оказавшийся на пути. Поэтому старайтесь избавиться от скованности, быть хозяином положения. Даже накренив мотоцикл, не идите у него на поводу, управляйте им, только руль при этом старайтесь поворачивать плавно — это значительно уменьшает риск сорваться в занос.

Когда обстоятельства заставляют вас сместиться к внешней стороне поворота, надо либо сохранить скорость, но уменьшить наклон мотоцикла, либо, при приемистом моторе, сохранить наклон, но энергично наращивать скорость. Последний прием очень красив, однако выполним не на всяком мотоцикле, а к тому же требует большого умения, так что новичкам его не рекомендуем.

Мотоциклист высокой квалификации выполняет все эти маневры автоматически. Двигаясь в пределах поворота почти по любой диктуемой обстоятельствами кривой, он при необходимости легко меняет угол крена, скорость машины, передачу.

Осваивая управление мотоциклом на повороте, не увлекайтесь чрезмерно быстрой ездой. О том, что вы приблизились к предельному для данного покрытия скоростному режиму, вам подскажет характерный «скрип» шин на сухой дороге. В этом случае надо сразу «сбросить газ», чтобы не оказаться в больнице. Когда мы говорим о маневрах на повороте, то, в первую очередь, подразумеваем разумный стиль езды.

Если по каким-либо причинам дорожное покрытие оказывается таким скользким, что приходится ехать словно на цыпочках, важно не выпускать из поля зрения обочину. Случается, что мощный мотоцикл на асфальте ведет себя как на льду — отказывается стоять. Именно д этих ситуациях многих выручали обочины, которые, кстати, в гористой местности почти всегда прочные — каменистые или засыпанные гравием. На небольшой скорости по такой обочине можно объехать скользкий участок. Разумеется, когда вместо нее сбоку что-то вроде канавы с крупными, позеленевшими от мха камнями, то спускаться туда на мотоцикле не надо — трудно будет выбираться обратно.

Спуск. Здесь главная опасность в недооценке величины уклона. Легкомысленный водитель успевает иногда так разогнать мотоцикл, что внизу умудряется не вписаться в простейший поворот. Результаты бывают очень плачевны, так как все происходит обычно на скорости порядка 70 — 80 км/ч. Возьмите за правило спускаться на той же передаче, на какой здесь пришлось бы подниматься. Если на третьей при закрытом дросселе мотоцикл на спуске быстро набирает скорость, немедленно включайте вторую! В противном случае вам придется жечь колодки тормозов, и тогда пусть вас не удивляет, что они откажут через час-другой такой езды. А то и раньше.

Даже при совершенно правильном пользовании тормозами на спуске заметно сжимаются пружины передней вилки. При таком «клевке» мотоцикла уменьшается вылет переднего колеса, что несколько ухудшает устойчивость и затрудняет вход в поворот. Вообще приучайте себя заканчивать торможение до начала поворота. Это избавит от опасности срыва мотоцикла в занос. Дело в том, что при сильном торможении колеса и так уже бывают на грани юза, если же к этому добавить еще центробежные силы, то это почти гарантированный срыв машины в неуправляемый занос. Поэтому энергично тормозите до поворота. Другими словами, на самом повороте не тормозят, а только притормаживают, лишь корректируя траекторию так, как мы уже рассказали выше.

Надо всегда иметь в виду, что летом на спусках горных дорог мягкий асфальт от действия тысяч колес сильно ползет, образуя волны и складки, и к тому •же замасливается. Особенно опасна эта «гребенка» в дождь, так как сама неравномерность контакта колес с покрытием уже достаточный повод для заноса, а тут еще и очень низкий коэффициент сцепления.

Несколько неожиданная на первый взгляд опасность подстерегает на спусках с поворотами сравнительно опытных мотоциклистов, которые ездят достаточно быстро. На крутом повороте амортизаторы мотоцикла под воздействием центробежной силы дополнительно сжимаются, к этому добавляются толчки от неровностей, в результате дорожный просвет машины сильно уменьшается, и при значительном крене подставка мотоцикла может неожиданно задеть выступ асфальта. Толчок иногда оказывается столь сильным, что нарушается равновесие и происходит неуправляемый съезд с дороги. Так что, двигаясь в глубоком крене, держитесь подальше от бугров на асфальте. Если они встречаются на дороге постоянно, то найдите возможность остановиться и отрегулировать пружины амортизаторов на увеличенную нагрузку.

Известно, что успех путешествия во многом определяется тем, насколько добросовестно подготовлен к нему мотоцикл. Движение, связанное с постоянным маневрированием, требует абсолютной исправности ходовой части: передней и задней вилок, амортизаторов, колес, рулевого механизма, а также всех остальных агрегатов мотоцикла, от которых зависит безопасность движения. Например, если кольца подшипников рулевой колонки имеют выработку в местах контакта с шариками, то плавно повернуть руль во время движения не удается, а происходящие при этом рывки мотоцикла в ту или иную сторону делают положение водителя на горной 'дороге весьма незавидным.

Перед тем как отправиться в путь, тщательно подготовьте машину. В дороге будьте осторожны, никогда не теряйте голову. А мы, со своей стороны, постарались дать советы, которые помогут вам сделать путешествие не только интересным, но и безопасным.

Э. КОНОП, инженер

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Проблемы Явы - 638 (характерные "болячки")

Что болит у Явы 638 - наиболее часто встречающиеся проблемы у владельцев Jawa 638: Для того чтобы оценить новую модель ЯВЫ ( Jawa 638 ), надо вспомнить недостатки предыдущей: слабое шестивольтовое электрооборудование, хронический недозаряд аккумулятора, малоемкие инструментальные ящики и вечнотекущие сальники передней вилки. Все эти «узкие» места успешно «расшиты» в новой модели с индексом 638. Мотоцикл имеет рациональный и законченный внешний вид. Новое седло, которое на 50 мм шире и на 70 мм длиннее, гораздо удобнее прежнего. К сожалению, немного добрых слов можно сказать о двигателе, в котором, хотя и собраны удачные конструкторские находки, имеются серьезные недостатки. Вообще же на сегодняшний день среди мотоциклистов принято считать лучшим двигатель ЧЗ-350 ( CZ-350) модели «472-6», который сочетает в себе надежность Jawa 634 и 12V- генератор. Двигатель Явы 638 хорошо скомпонован. Его легкие алюминиевые цилиндры с развитым оребрением неплохо охл...

Читать далее >>

Ява 210 аутоматик - JAWA 210 AUTOMATIC

JAWA 210 AUTOMATIC  Мопеды ЯВА, выпускаемые в г. Поважска-Бистрица (ЧССР), продолжают традицию завода, где в послевоенные годы делали микромотоциклы «Манет», а в 50-е — «ЯВА-пионер», ЯВА-50, поставлявшиеся и в нашу страну. Среди сегодняшней его продукции — мопеды ЯВА-207, известные также под маркой «Бабетта» («За рулем», 1980, № 5). Недорогие экономичные машины весьма популярны; 80% их выпуска идет на экспорт в 35 стран. Недавно заводом освоена еще одна модель мопеда — ЯВА-210. Сцепление и коробка передач у него автоматические, благодаря чему мопед особенно прост в управлении. Имеет он и ножной педальный привод. Одноместная машина развивает до 40 км/ч. Колодочные тормоза колес приводятся рычагами на руле. Техническая характеристика мопеда Ява 210 аутоматик Общие данные: снаряженная масса — 54 кг; грузоподъемность (включая 5 кг багажа) — 90 кг; скорость — 40 км/ч; запас топлива — 3,8 л; расх...

Читать далее >>

Советы по устранению неисправностей мотоциклов Ява

Тем, кто ездит на мотоциклах Ява     В редакцию приходит множество писем от владельцев мотоцикла Ява. Они просят советов по устранению неисправностей, появляющихся в процессе эксплуатации. Редакция обратилась к специалистам и публикует их ответы на эти вопросы. Рассказывает механик московской мастерской гарантийного ремонта мотоциклов Ява и Чезет В. Т. БОЙКО.   О неисправностях механизма сцепления, коробки передач и кик-стертера Механизм сцепления. Если правильно отрегулированное сцепление включается не плавно, а рывками, то для установления дефекта необходимо сцепление разобрать. Прежде всего снимают левую крышку. Педаль переключения перед этим демонтировать не нужно: ее следует установить в положение для переключения передач, а не в положение пуска двигателя. Педаль снимают вместе с крышкой и валом переключения (осторожно, чтобы не потерять отжимную крышку вала). Перед снятием крышки сливают масло из картера коробки передач или кладут мотоцикл на правый бок, предварите...

Читать далее >>

Причины неисправностей коробки передач ИЖ Планета и Юпитер

 На всех ижевских мотоциклах — одноцилиндровых «планетах» и двухцилиндровых «юпитерах» стоят коробки передач одинакового устройства, но различающиеся механизмом переключения и передаточными числами.На выпускаемых ныне моделях ИЖ-П3, ИЖ-ПС, ИЖ-Ю4 используют унифицированные шестерни (см. таблицу), которые можно установить и на прежние модели — ИЖ—49. ИЖ—56, ИЖ-П, ИЖ-П2, но только вместе с первичным валом, барабанами сцепления и вилками переключения от ИЖ-П3.В процессе эксплуатации неисправности в коробке возникают чаще всего от перегрузок, грубого, силового переключения передач, несвоевременной замены масла. Нередки случаи повреждения деталей после домашнего ремонта коробки, когда допускают ошибки при ее сборке и регулировке. Рассмотрим наиболее частые неисправности.Не включаются вторая и третья передачи (первая и четвертая включаются). На «планетах» этот дефект появляется из-за ослабления винтов, крепящих упор механизма пе...

Читать далее >>

Пять лет эксплуатации ИЖ Юпитер 4К

Эксплуатация ИЖ Юпитер 4 с коляской: Пять лет на ИЖе Самая распространенная марка мотоцикла в нашей стране — ИЖ — и выпускается давно и тираж наибольший. Так же велик накопленный опыт эксплуатации этих машин, поскольку каждая новая модель создается на основе предшествующей (за исключением «Планеты-спорт» ). Но известен этот опыт не так широко, как следовало бы, свидетельством чему служат письма в редакционной почте. Среди них немало и таких, где новые владельцы ИЖей просят рассказать вообще о машине и особенностях ее эксплуатации в сельских условиях. Выполняя эти просьбы, публикуем рассказ опытного мотоциклиста Ю. БУГАЕВА из Черкасской области об эксплуатации «Юпитера—4» с коляской, имеющего много общего с «Юпитером— 5», выпуск которого начат недавно. Вот уже пять лет я езжу на ИЖ-Ю4К. За это время пробег его составил 30 тысяч километров, в основном по районным дорогам: булыжным, щебеночным, грунтовым и лишь иногда по асфал...

Читать далее >>