Новая модель Ява 634 01
Редакцию посетили гости из Чехословакии — директор завода ЯВА С. ОЛДРЖИХ, главный конструктор Я. КРЖИВКА и директор конторы внешнеторгового объединения «Мотоков» А. МОГИЛА. Они рассказали о совместных работах советских и чехословацких мотоцикло-строителей, о достижениях мотоциклетной промышленности ЧССР» перспективах ее развития и спортивных успехах — четыре года подряд команды на мотоциклах ЯВА завоевывали главный приз мотоолимпиады — «Всемирный трофей» и три раза — «Серебряную вазу». Когда разговор перешел к машинам, поставляемым в СССР, гости рассказали о разработке новой дорожной модели, которая должна прийти на смену популярным у нас мотоциклов Ява-250 и Ява-350.
Мотоцикл Ява 350 634-01 с новым боковым прицепом Велорекс
Поскольку наших мотолюбителей этот вопрос интересует особенно, приводим подробную запись беседы.
С. Олдржих. Сегодня можно говорить уже не об опытной разработке, а о готовой машине. Она прошла все необходимые испытания и передана на завод для серийного производства.
Когда же она начнет сходить с конвейера?
Как раз в декабре выпускаем первую. правда небольшую, промышленную партию, а затем постепенно полностью перейдем на производство новой модели.
Когда появятся эти машины в СССР?
А. Могила. Сразу же. как только будут собраны. Первые 500 штук согласно контракту с нашим партнером — «Автоэкспортом СССР» мы отправляем в декабре. чтобы скорее получить отзывы советских мотоциклистов. Ведь они основные потребители наших машин. Вместе с новой моделью будем поставлять в 1974 году и мотоциклы прежней конструкции.
Вы говорите об одной новой модели, тогда как старых две — ЯВА-250 и ЯВА-350. Будет ли еще одна новинка?
С. Олдржих. Изучение спроса показывает, что подавляющее большинство советских мотоциклистов отдает предпочтение большей кубатуре — 350 см5. Поэтому мы, вероятно, пока будем выпускать только такую машину." Тем более, что она лучше приспособлена для эксплуатации с очень популярным в вашей стране боковым прицепом.
Рассматривая фотографии новой машины, мы находим в ней очень мало общего с предшественницей. Чем вызвана такая основательная переделка?
Я. Крживка. Вы, наверное, помните, что первые мотоциклы ЯВА-250 и ЯВА-350 начали поступать в СССР в 1955 году. С тех пор они много раз модернизировались в соответствии с требованиями времени. Если вначале их покупали в основном жители городов, поскольку ЯВА предназначена главным образом для хороших дорог, то в последние годы эта география значительно расширилась. Руководствуясь тем. чтобы мотоцикл в большей мере отвечал сегодняшним требованиям как городских, так и сельских жителей, мы пришли к выводу, что его дальнейшая модернизация нецелесообразна, и поэтому создали новую модель. В ее конструкцию заложили такие решения, которые в первую очередь устраивали бы советских мотолюбителей и были бы проверены практикой. Рама, например, взята от многодневного мотоцикла.
А как вы сформулировали для себя эти требования?
Примерно так. Надежность, выносливость, высокая проходи,мость. минимальный уход, простота обслуживания и ремонта.
А мощность, скорость, внешний вид?
Это не специфические требования. Мы не очень гнались за мощностью и скоростью и думаем, что 22 л. с. и 130 км/час вполне достаточны для машины, рассчитанной на среднеоктановый бензин (ваш А-76).
Что же касается внешности, которой, кстати. ЯВА всегда славилась, то, надеемся, этот мотоцикл тоже будет нравиться.
По фотографии наши читатели смогут познакомиться с внешним видом новой ЯВЫ. Расскажите коротко о том. чего не видно на снимке.
Основу мотора для этой машины мы создали довольно давно. Он с некоторыми изменениями применялся на других моделях и зарекомендовал себя с луч шей стороны. Главные его отличия — более развитые ребра цилиндров и головки. игольчатый подшипник без сепаратора в верхней головке шатуна и сепараторный игольчатый подшипник в нижней, смазка среднего подшипника коленчатого вала через шприц-масленку (каждые 10 000 километров), двойная цепь моторной передачи, новая коробка передач.
В электрооборудовании применен генератор повышенной мощности — 75 вт, реле-регулятор «переехал> с двигателя в более прохладное место, все осветительные приборы отвечают европейским требованиям.
Рама — дуплексного типа, как я уже говорил, почти такая же, -как на спортивных многодневных мотоциклах. Колеса с шинами большего диаметра — 18 дюймов. Бак вмещает 16 литров топлива. Весит мотоцикл 152 килограмма.
А. Могила. Вы сможете рассказать читателям о новой машине подробнее, когда познакомитесь с ней ближе. Надеемся, что вы не откажетесь провести эксплуатационные испытания новой Явы, как делаете это обычно.
1973N12P30
В дальней поездке на мотоцикле ЯВА-350 модели «634.01» неожиданно отказал генератор. В результате разборки и прозвонки при помощи лампочки и аккумулятора я обнаружил, что какая-то из обмоток якоря пробита на «массу», из-за чего генератор давал недостаточное напряжение. Внешним осмотром место замыкания найти не удалось, и я поступил следующим образом. Обмотав коллектор якоря медным проводом (соединив таким образом все обмотки якоря параллельно), подключил мощный автомобильный аккумулятор 12 В между коллектором и сердечником якоря. Неисправная обмотка быстро нагрелась, задымила и заискрила в месте замыкания — там, где обмоточный провод изгибается и входит в паз сердечника. Дальше — уже дело техники. Отодвинув провод от острой грани сердечника, изолировал провод и залил место ремонта лаком для ногтей. Генератор заработал. С этим якорем я благополучно вернулся домой, езжу до сих пор. уже более 5000 километров, и не замечал ни перебоев, ни каких-либ...
Читать далее >>Переделка электрооборудования Явы В нашем журнале не раз шла речь о недостатках электропитания мотоцикла ЯВА-634, выпускавшегося до 1985 года. При малых оборотах коленчатого вала (до 1800 в минуту) 6-вольтовый генератор не вырабатывает энергию, и все потребители в это время питаются от аккумулятора. Если включено освещение и фара, батарея быстро разряжается, что при многократных циклах приводит к выходу ее из строя. Единственная мера, позволяющая избежать этой неприятности, — поддерживать средние обороты даже на плохой дороге или остановках у перекрестков. Ясно, что это доставляет большие неудобства, особенно жителям сельской местности. В выпускаемой ныне ЯВЕ модели «638» применена 12-вольтовая система электрооборудования (ее описание и схема приведены в № 6 за 1987 год), где более совершенный и мощный генератор начинает работать уже при 1000 об/мин.Понятно, что многие владельцы старой модели хотят перейти на новое электрооборудование, но встречают препятствие:...
Читать далее >>ЧЗ держит шаг В последние годы обострилась борьба в соревнованиях по мотокроссу, особенно в классе 250 смЗ. Сегодня добрых два десятка фирм в разных странах выпускают такие мотоциклы для клубных гонщиков. Технические показатели машин значительно сблизились, и конструкторам приходится практически ежегодно обновлять спортивные машины.Чехословацкий завод CZ на 1979 год включил в свою производственную программу усовершенствованную модель CZ 977.3. Изменения по сравнению с известной у нас машиной ЧЗ-980 коснулись выпускной системы, передней и задней вилок, расположения спиц в колесах, натяжного устройства цепи, тормоза переднего колеса. Техническая характеристика кроссового мотоцикла ЧЗ 977.3Общие данные. Масса — 102 кг. База — 1420 мм. Дорожный просвет — 160 мм. Высота седла — 870 мм. Емкость бензобака — 8 л. Двигатель. Число цилиндров — 1 Рабочий объем — 246 см3. Топливо — бензин с октановым числом 96. Степень сжатия — 11,0. ...
Читать далее >>Чезет 980, 981, 984 Советским гонщикам хорошо знакомы Мотоциклы «Чезет-980» которые состоят на вооружении многих спортивных клубов.Производственная программа чехословацкого завода «Чезет» наряду с дорожными мотоциклами классов 125 и 175 см3 включает и спортивные, предназначенные для кроссов. Эти машины пользуются самой широкой известностью. На них выступают многие гонщики Советского Союза, ГДР, ПНР, Австрии, Бельгии, США и других стран. Чтобы удовлетворить спрос экспортного рынка, предприятию пришлось резко увеличить выпуск кроссовых машин. Если в 1970 году из ворот завода в г. Страконице их вышло 2000, то в 1971 году-уже 5000. В нынешнем году намечено изготовить более 8000 кроссовых «чезетов» разных моделей. Сегодня предприятие выпускает машины трех международных классов: 125, 250 и 500 см3. Эти модели имеют соответственно заводские индексы: «984», «980» и «981». Все они довольно сходны по конструкции, а две ...
Читать далее >>Основные неисправности электроники, методы обнаружения и устранения. Все ижевские мотоциклы последних лет выпуска оборудованы электронными прерывателями указателей поворота, а те из них, у которых 12-вольтовое оборудование, — еще и выпрямительными блоками.Характеристики и надежность этих приборов выше, чем механических, но и с ними случаются неполадки. Как правило, отказавший прибор заменяют новым, что влечет дополнительные затраты и расход запасных частей. Между тем, если знать схему прибора и методику ремонта, в большинстве случаев его можно восстановить. Это доступно многим мотоциклистам, знакомым с электро- или радиотехникой. Предлагаем им рекомендации, подготовленные инженерами-конструкторами из Ижевска В. АРДАШЕВЫМ и В. МЕЗРИНЫМ. Тема этой первой статьи — описание конструкции, проверка и ремонт прерывателя.На мотоциклах ИЖ П3-02, ИЖ Ю3-02, ИЖ ПС, ИЖ Ю4 с 1980 года ставят универсальный электронный прерыватель указателей поворота ИЖ РП 2СМ-10. Он полностью заменяе...
Читать далее >>