Мотоцикл ИЖ Юпитер 5

Пятый старт Юпитера

 

С конвейера объединения «Ижмаш» начали сходить новые мотоциклы «ИЖ-Юпитер—5» и «ИЖ-Юпитер—5К» (их индексы по отраслевой нормали — ИЖ—6.113 и ИЖ—6.114). При разработке этих мотоциклов конструкторы стремились максимально учесть замечания и пожелания, высказанные владельцами «юпитеров» четвертого поколения. Они касались главным образом электрооборудования, экономичности, приспособляемости двигателя к изменению условий движения.

 

«ИЖ-Юпитер—5» получил двигатель с более «тяговитой» характеристикой и улучшенное электрооборудование.

«ИЖ-Юпитер—5» получил двигатель с более «тяговитой» характеристикой и улучшенное электрооборудование.

 

У «Юпитера—5» — основательно модернизированный двигатель. Подбором наивыгоднейших фаз газораспределения, улучшением продувки цилиндра повышены тягово-динамические качества машины. Отраднее всего, что возрос так называемый коэффициент приспособляемости, который характеризует способность двигателя сохранять обороты при увеличении сопротивления движению, именуемую еще гибкостью работы. Это особенно важно при езде с коляской по грунтовым дорогам, пересеченной местности.

 

Новый боковой прицеп, легко превращаемый из пассажирского в грузовой. Видно запасное колесо с шиной повышенной проходимости.

Новый боковой прицеп, легко превращаемый из пассажирского в грузовой. Видно запасное колесо с шиной повышенной проходимости.

 

Как выглядит характеристика нового двигателя в сравнении с прежним? Из графиков видно, что максимальный крутящий момент увеличился с 3,4 до 3,5 кгс•м, причем обороты, на которых он достигается, стали на 600—900 об/мин ниже. Снизились и минимально устойчивые обороты — до 1300 об/мин. Выгодно изменилась кривая мощности (внешняя характеристика) двигателя. Пожертвовав четырьмя силами максимальной мощности (24 против 28 л.с. у «Юпитера—4»), удалось увеличить на 1—2 л. с. мощность, развиваемую на средних, наиболее часто используемых оборотах. Частота вращения, соответствующая максимальной мощности, также снижена — до 4800—5600 об/мин (у «четвертого» — 5600—6200 об/мин).

 

Сравнительная внешняя характеристика (мощность в зависимости от числа оборотов) для «ИЖ-Юпитера—5» (прерывистая линия) и «ИЖ-Юпитера— 4» (сплошная линия).

Сравнительная внешняя характеристика (мощность в зависимости от числа оборотов) для «ИЖ-Юпитера—5» (прерывистая линия) и «ИЖ-Юпитера— 4» (сплошная линия).

 

 

Сравнительный график времени разгона «ИЖ-Юпитера—5» (прерывистая линия) и «ИЖ-Юпитера—4» (сплошная линия).

Сравнительный график времени разгона «ИЖ-Юпитера—5» (прерывистая линия) и «ИЖ-Юпитера—4» (сплошная линия).

 

За этими цифрами и графиками стоит реальная польза для владельца мотоцикла: теперь он даже с полной нагрузкой легко разгоняется и уверенно движется на высших передачах, поэтому переключать их приходится гораздо реже, чем на «Юпитере—4». Такое качество, надеемся, по достоинству оценят и сельские мотоциклисты, и водители-горожане.

Расход топлива уменьшился: контрольные цифры — 5,9 л/100 км против 6,2 у одиночного и 7,1 вместо 7,5 л/100 км у мотоцикла с коляской.

Новая конструкция оребрения головок и цилиндров способствовала снижению шума двигателя.

Помимо улучшения эксплуатационных характеристик, уделено внимание повышению надежности двигателя: увеличена износостойкость поршневых колец, улучшена герметизация картера, усовершенствованы механизм кик-стартера и храповой механизм у барабана сцепления. Фланцевое крепление выпускных труб к цилиндрам обеспечило лучшую герметичность стыка, облегчило разъединение этих деталей при ремонте.

Многочисленны изменения в конструкции и технологии изготовления деталей и узлов экипажной части. Среди них — руль с эластичным креплением, двухкулачковый передний тормоз, задние амортизаторы с дополнительным уплотнительным кольцом. Внедрены передний грязезащитный щиток со штампованным кронштейном и седло с рельефным рисунком, обивка которого соединяется с основанием без заклепок.

Электрооборудование у «Юпитера—5» осталось в общем таким же, как у прежней модели, но схема и конструкция приборов значительно усовершенствованы. Благодаря этому улучшился пуск двигателя, надежнее стала работать система зажигания, стабильнее заряжается аккумулятор. Лучшие пусковые качества даже при неблагоприятных условиях — после движения с включенным освещением, при слабо заряженной батарее — успели оценить уже владельцы «Юпитера—4» выпуска 1984 года. Они достигнуты повышением мощности искрообразования благодаря применению в обмотке катушки провода с увеличенным сечением. Обеспечена устойчивая искра на свече при напряжении 7,3—8 В в холодном состоянии и 9,5—9,7 в в горячем.

С целью снизить потери в электрических соединениях изменена схема включения ка-
тушек зажигания и аварийного выключения двигателя. Катушки соединены непосредственно с замком зажигания, из их цепи исключены штеккерные разъемы. Аварийный выключатель выведен из цепи катушек, изменена его схема: он стал нормально разомкнутым, что лучше отвечает его назначению. При необходимости экстренно остановить двигатель теперь не разрывается цепь зажигания, а осуществляется замыкание на «массу» прерывателями катушек. Разумеется, пользоваться аварийным выключателем следует только в крайних случаях.

Еще одно новшество — снабженная сильной пружиной кнопка для выключения значительной части потребителей электроэнергии и коммутационных приборов. Ей следует пользоваться в случаях, когда аккумулятор практически полностью разряжен и пуск двигателя обычным способом затруднен или невозможен. В такой ситуации, чтобы пустить двигатель с хода, необходимо, нажав кнопку, подключить непосредственно к обмоткам возбуждения генератора любой источник питания (даже плоскую батарейку от карманного фонарика).

Количество штеккерных соединений в цепях включения аккумулятора и выпрямителя-регулятора напряжения БПВ 14-10 сокращено. Это благоприятно отразилось на работе генераторной установки и повысило стабильность зарядки батареи. Изменена и сама конструкция блока БПВ 14-10: введена дополнительная (дублирующая) клемма третьей фазы генератора. Наряду с другими улучшениями схемы и параметров блока эта мера также способствовала повышению его надежности.

На «ИЖ-Юпитере—5» применены усовершенствованные переключатели указателей поворота и освещения («день—ночь»). Их контактные группы стали прочнее, а сам механизм более четко фиксирует заданное положение.

У нового мотоцикла будет комплектация повышенной проходимости. В нее входят подрессоренный передний щиток, устанавливаемое между машиной и боковым прицепом запасное колесо, у которого шина повышенной проходимости (с увеличенными грунтозацепами). Для поездки по грунтовым дорогам или даже непосредственно перед труднопроходимым участком мотоциклист сможет смонтировать его вместо штатного ведущего колеса. Такой вариант по достоинству оценят в первую очередь сельские труженики. Удобен он и для любителей туризма, охотников, грибников. На этот круг потребителей в первую очередь рассчитан и универсальный боковой прицеп новой конструкции, разработанный для «ИЖ-Юпитера—5К» вятско-полянским машиностроительным заводом. Его можно быстро переоборудовать из пассажирского в грузовой, рассчитанный на 120 кг. Откидывающиеся капот и крышка багажника делают прицеп удобнее.

М. ПЕРЕПЕЛИЦА, инженер «Ижмаша»
г. Ижевск

 

Техническая характеристика мотоцикла ИЖ—6.113 («ИЖ-ЮПИТЕР—5»)

(в скобках — отличающиеся данные варианта ИЖ—-6.114-«ИЖ-Юпитер—5К»)

Общие данные: сухая масса — 160 (255) кг; максимальная нагрузка — 150 (265) кг; наибольшая скорость — 125 (95) км/ч; время разгона на участке 400 м — 21 (27) с; тормозной путь со скорости 60 км/ч — не более 23 (25) м; контрольный расход топлива — 5,9 (7,1) л/100 км; запас топлива — 17 л.

Размеры: длина — 2170 (2200) мм; ширина — 810 (1700) мм; высота — 1170 (1300) мм; база — 1450 мм; дорожный просвет — 135 (125) мм.

Двигатель: двухтактный, двухцилиндровый, воздушного охлаждения; рабочий объем — 348 см3; диаметр цилиндров — 62 мм; ход поршня — 57,6 мм; степень сжатия — 9,3; мощность — 24 л. с./18 кВт при 4800—5600 об/мин; топливо — смесь бензина АИ-93 или А-76 и масла (25:1).

Электрооборудование: напряжение — 12 В, с генератором переменного тока и электронным блоком «выпрямитель—регулятор напряжения».

Трансмиссия: сцепление — многодисковое, в масляной ванне; коробка передач — четырехступенчатая (I — 3,17; II — 1,81; III — 1,26; IV — 1,0); передняя передача — цепная: 2,57; задняя передача — цепная: 2,22.

Ходовая часть: рама — трубчатая, сварная; передняя вилка — телескопическая; задняя подвеска — маятниковая, с регулируемым усилием пружин и гидравлическими амортизаторами; ход колес: переднего — не менее 155 мм, заднего — не менее 90 мм.


 

1985N01P10-11

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Ява 634-7-00

Новая модель В магазинах, торгующих мотоциклами, в нынешнем году появилась ЯВА-634 7.00. Эта машина представляет собой дальнейшую модернизацию базовой модели ЯВА-634 («За рулем». 1974, № 8). которая после усовершенствований в 1977 году получила индекс ЯВА-634.8.00 («За рулем», 1977, № 3). Новый блок контрольных приборов: слева — спидометр, справа — тахометр, в центре — сигнальные лампы. Мотоцикл ЯВА образца 1981 года отличается от предшествующих модификаций прежде всего новым блоком контрольных приборов (тахометр, спидометр, четыре сигнальные лампы), эластично укрепленным на передней вилке. Тахометр (новинка на дорожных машинах этой марки) имеет механический привод. Кроме того, изменена форма переключателей (производства завода «Пирна» в ГДР) и рычагов управления, расположенных на руле. Бензобак, переключатели и рычаги на руле. Среди других нововведений — увеличенная с 16,2 до 17 л емкость и измененное...

Читать далее >>

Ява 634-01. Подробное описание новинки

Знакомьтесь: новая Ява В этом году на смену популярным в СССР мотоциклам ЯВА-250 и ЯВА-350 моделей «559-07» и «360-00» приходит Ява 350 модели 634-01. Мотолюбители уже знают об этом новом мотоцикле из статей, публиковавшихся в журналах «За рулем» (1973, № 12) и «Чехословацкое мотор-ревю».Чем же этот мотоцикл отличается от своих предшественников) Об этом мы попросили рассказать представителя внешнеторгового объединения «Мотоков» Яна БУЗЕКА.Новая машина разрабатывалась с учетом огромного опыта, накопленного при эксплуатации мотоциклов ЯВА, которых в СССР к настоящему времени поставлено почти миллион. Следует отметить, что эти мотоциклы предназначались, главным образом, для работы на дорогах достаточно высокого качества. Тем не менее, как известно, благодаря прежде всего исключительной надежности двигателей мотоциклы ЯВА забрались и в такие районы вашей необъятной страны, на которые они, по существу, не были рассчитаны: это ...

Читать далее >>

Сложности при переключении передач на мотоцикле ИЖ Юпитер

Причина в сцеплении   «На моем мотоцикле «ИЖ-Юпитер» что-то непонятное происходит с переключением передач. На стоянке, когда мотор не работает, все передачи переключаются совершенно четко. Когда же заведу двигатель — включить или выключить передачу чрезвычайно трудно. В чем дело!» — спрашивает Ю. Гринько из Ирбита.Устранение этого дефекта надо начинать с регулировки привода выключения сцепления. Поскольку у мотоциклов «Юпитер» переключение передач сблокировано с выключением сцепления, то в операции регулировки есть несколько особенностей. Для начала необходимо полностью ввернуть штуцер на левой стороне руля, чтобы полностью освободить трос сцепления. После этого откройте лючок на левой крышке картера (о том, что предварительно надо снять рычаг переключения передач, можно бы и не говорить), ослабьте стопорную гайку регулировки сцепления и, ввертывая или вывертывая регулировочный винт в центре нажимного диска, найдите такое его положен...

Читать далее >>

После расточки цилиндра и установки новых поршня и колец в двигателе мотоцикла ИЖ появились стуки

 «. причина которых мне непонятна. В чем может быть дело?» — спрашивает К. Симаков из Хабаровска.Наиболее вероятно, что стук издают кольца при встрече с кромками окон, в которые они немного западают во время движения поршня. Это явление, характерное для двухтактных двигателей, приводит и интенсивному износу цилиндра в месте расположения окон, а иногда и к поломке колец.Чтобы устранить их задевание, демонтируйте цилиндр и кольца. Снимите с нижних и верхних кромок окон при помощи надфиля и шкурки фаски, нак показано на рисунке, и тщательно удалите продукты обработки. Притупите наружные ребра колец на токарном станке (в оправке) или вручную напильником и шкуркой. После сборки двигателя, если работа выполнена правильно, вместо стуков вы должны услышать легкий шелест, издаваемый кольцами при перемещении в канавках поршня и переходе через окна, свидетельствующий о нормальной работе этих деталей.1974N03P18

Читать далее >>

ИЖ Планета Спорт. Схема реле указалетей поворота ИЖ РП-2С

Схема ИЖ РП-2С «Просим опубликовать схему реле указателей поворота, применяемую на мотоцикле ИЖ Планета-спорт, поскольку ее нет в инструкции». С таким пожеланием обратились в редакцию мотолюбители В. Верещако из Донецкой области, К. Николаев из Перми и другие. Представляем схему реле ИЖ РП-2С (рис. 1) и для справок — цоколевку транзисторов (рис. 2). Рис. 1. Электрическая схема реле ИЖ РП-2С: резисторы R1 — R7 типа ВС; R8, R9 — типа МЛТ; конденсаторы С1 и С2 типа К50-3; величины напряжений могут отличаться от указанных на схеме на ±20%; R4 — подбирают при регулировании; приборы, обведенные пунктиром, установлены на мотоцикле.  Рис. 2. Цоколевка транзисторов: 1 — ГТ403В, 2 — КТ315Б, 3 — П216Б; Б — база; К — коллектор; Э — эмиттер.  1979N03P31

Читать далее >>