Мотоцикл ИЖ Юпитер 5

Пятый старт Юпитера

 

С конвейера объединения «Ижмаш» начали сходить новые мотоциклы «ИЖ-Юпитер—5» и «ИЖ-Юпитер—5К» (их индексы по отраслевой нормали — ИЖ—6.113 и ИЖ—6.114). При разработке этих мотоциклов конструкторы стремились максимально учесть замечания и пожелания, высказанные владельцами «юпитеров» четвертого поколения. Они касались главным образом электрооборудования, экономичности, приспособляемости двигателя к изменению условий движения.

 

«ИЖ-Юпитер—5» получил двигатель с более «тяговитой» характеристикой и улучшенное электрооборудование.

«ИЖ-Юпитер—5» получил двигатель с более «тяговитой» характеристикой и улучшенное электрооборудование.

 

У «Юпитера—5» — основательно модернизированный двигатель. Подбором наивыгоднейших фаз газораспределения, улучшением продувки цилиндра повышены тягово-динамические качества машины. Отраднее всего, что возрос так называемый коэффициент приспособляемости, который характеризует способность двигателя сохранять обороты при увеличении сопротивления движению, именуемую еще гибкостью работы. Это особенно важно при езде с коляской по грунтовым дорогам, пересеченной местности.

 

Новый боковой прицеп, легко превращаемый из пассажирского в грузовой. Видно запасное колесо с шиной повышенной проходимости.

Новый боковой прицеп, легко превращаемый из пассажирского в грузовой. Видно запасное колесо с шиной повышенной проходимости.

 

Как выглядит характеристика нового двигателя в сравнении с прежним? Из графиков видно, что максимальный крутящий момент увеличился с 3,4 до 3,5 кгс•м, причем обороты, на которых он достигается, стали на 600—900 об/мин ниже. Снизились и минимально устойчивые обороты — до 1300 об/мин. Выгодно изменилась кривая мощности (внешняя характеристика) двигателя. Пожертвовав четырьмя силами максимальной мощности (24 против 28 л.с. у «Юпитера—4»), удалось увеличить на 1—2 л. с. мощность, развиваемую на средних, наиболее часто используемых оборотах. Частота вращения, соответствующая максимальной мощности, также снижена — до 4800—5600 об/мин (у «четвертого» — 5600—6200 об/мин).

 

Сравнительная внешняя характеристика (мощность в зависимости от числа оборотов) для «ИЖ-Юпитера—5» (прерывистая линия) и «ИЖ-Юпитера— 4» (сплошная линия).

Сравнительная внешняя характеристика (мощность в зависимости от числа оборотов) для «ИЖ-Юпитера—5» (прерывистая линия) и «ИЖ-Юпитера— 4» (сплошная линия).

 

 

Сравнительный график времени разгона «ИЖ-Юпитера—5» (прерывистая линия) и «ИЖ-Юпитера—4» (сплошная линия).

Сравнительный график времени разгона «ИЖ-Юпитера—5» (прерывистая линия) и «ИЖ-Юпитера—4» (сплошная линия).

 

За этими цифрами и графиками стоит реальная польза для владельца мотоцикла: теперь он даже с полной нагрузкой легко разгоняется и уверенно движется на высших передачах, поэтому переключать их приходится гораздо реже, чем на «Юпитере—4». Такое качество, надеемся, по достоинству оценят и сельские мотоциклисты, и водители-горожане.

Расход топлива уменьшился: контрольные цифры — 5,9 л/100 км против 6,2 у одиночного и 7,1 вместо 7,5 л/100 км у мотоцикла с коляской.

Новая конструкция оребрения головок и цилиндров способствовала снижению шума двигателя.

Помимо улучшения эксплуатационных характеристик, уделено внимание повышению надежности двигателя: увеличена износостойкость поршневых колец, улучшена герметизация картера, усовершенствованы механизм кик-стартера и храповой механизм у барабана сцепления. Фланцевое крепление выпускных труб к цилиндрам обеспечило лучшую герметичность стыка, облегчило разъединение этих деталей при ремонте.

Многочисленны изменения в конструкции и технологии изготовления деталей и узлов экипажной части. Среди них — руль с эластичным креплением, двухкулачковый передний тормоз, задние амортизаторы с дополнительным уплотнительным кольцом. Внедрены передний грязезащитный щиток со штампованным кронштейном и седло с рельефным рисунком, обивка которого соединяется с основанием без заклепок.

Электрооборудование у «Юпитера—5» осталось в общем таким же, как у прежней модели, но схема и конструкция приборов значительно усовершенствованы. Благодаря этому улучшился пуск двигателя, надежнее стала работать система зажигания, стабильнее заряжается аккумулятор. Лучшие пусковые качества даже при неблагоприятных условиях — после движения с включенным освещением, при слабо заряженной батарее — успели оценить уже владельцы «Юпитера—4» выпуска 1984 года. Они достигнуты повышением мощности искрообразования благодаря применению в обмотке катушки провода с увеличенным сечением. Обеспечена устойчивая искра на свече при напряжении 7,3—8 В в холодном состоянии и 9,5—9,7 в в горячем.

С целью снизить потери в электрических соединениях изменена схема включения ка-
тушек зажигания и аварийного выключения двигателя. Катушки соединены непосредственно с замком зажигания, из их цепи исключены штеккерные разъемы. Аварийный выключатель выведен из цепи катушек, изменена его схема: он стал нормально разомкнутым, что лучше отвечает его назначению. При необходимости экстренно остановить двигатель теперь не разрывается цепь зажигания, а осуществляется замыкание на «массу» прерывателями катушек. Разумеется, пользоваться аварийным выключателем следует только в крайних случаях.

Еще одно новшество — снабженная сильной пружиной кнопка для выключения значительной части потребителей электроэнергии и коммутационных приборов. Ей следует пользоваться в случаях, когда аккумулятор практически полностью разряжен и пуск двигателя обычным способом затруднен или невозможен. В такой ситуации, чтобы пустить двигатель с хода, необходимо, нажав кнопку, подключить непосредственно к обмоткам возбуждения генератора любой источник питания (даже плоскую батарейку от карманного фонарика).

Количество штеккерных соединений в цепях включения аккумулятора и выпрямителя-регулятора напряжения БПВ 14-10 сокращено. Это благоприятно отразилось на работе генераторной установки и повысило стабильность зарядки батареи. Изменена и сама конструкция блока БПВ 14-10: введена дополнительная (дублирующая) клемма третьей фазы генератора. Наряду с другими улучшениями схемы и параметров блока эта мера также способствовала повышению его надежности.

На «ИЖ-Юпитере—5» применены усовершенствованные переключатели указателей поворота и освещения («день—ночь»). Их контактные группы стали прочнее, а сам механизм более четко фиксирует заданное положение.

У нового мотоцикла будет комплектация повышенной проходимости. В нее входят подрессоренный передний щиток, устанавливаемое между машиной и боковым прицепом запасное колесо, у которого шина повышенной проходимости (с увеличенными грунтозацепами). Для поездки по грунтовым дорогам или даже непосредственно перед труднопроходимым участком мотоциклист сможет смонтировать его вместо штатного ведущего колеса. Такой вариант по достоинству оценят в первую очередь сельские труженики. Удобен он и для любителей туризма, охотников, грибников. На этот круг потребителей в первую очередь рассчитан и универсальный боковой прицеп новой конструкции, разработанный для «ИЖ-Юпитера—5К» вятско-полянским машиностроительным заводом. Его можно быстро переоборудовать из пассажирского в грузовой, рассчитанный на 120 кг. Откидывающиеся капот и крышка багажника делают прицеп удобнее.

М. ПЕРЕПЕЛИЦА, инженер «Ижмаша»
г. Ижевск

 

Техническая характеристика мотоцикла ИЖ—6.113 («ИЖ-ЮПИТЕР—5»)

(в скобках — отличающиеся данные варианта ИЖ—-6.114-«ИЖ-Юпитер—5К»)

Общие данные: сухая масса — 160 (255) кг; максимальная нагрузка — 150 (265) кг; наибольшая скорость — 125 (95) км/ч; время разгона на участке 400 м — 21 (27) с; тормозной путь со скорости 60 км/ч — не более 23 (25) м; контрольный расход топлива — 5,9 (7,1) л/100 км; запас топлива — 17 л.

Размеры: длина — 2170 (2200) мм; ширина — 810 (1700) мм; высота — 1170 (1300) мм; база — 1450 мм; дорожный просвет — 135 (125) мм.

Двигатель: двухтактный, двухцилиндровый, воздушного охлаждения; рабочий объем — 348 см3; диаметр цилиндров — 62 мм; ход поршня — 57,6 мм; степень сжатия — 9,3; мощность — 24 л. с./18 кВт при 4800—5600 об/мин; топливо — смесь бензина АИ-93 или А-76 и масла (25:1).

Электрооборудование: напряжение — 12 В, с генератором переменного тока и электронным блоком «выпрямитель—регулятор напряжения».

Трансмиссия: сцепление — многодисковое, в масляной ванне; коробка передач — четырехступенчатая (I — 3,17; II — 1,81; III — 1,26; IV — 1,0); передняя передача — цепная: 2,57; задняя передача — цепная: 2,22.

Ходовая часть: рама — трубчатая, сварная; передняя вилка — телескопическая; задняя подвеска — маятниковая, с регулируемым усилием пружин и гидравлическими амортизаторами; ход колес: переднего — не менее 155 мм, заднего — не менее 90 мм.


 

1985N01P10-11

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Чезет 350 модель 472.3

Возвращение Чезета ( CZ 472 3) Марка CZ хорошо известна у нас по кроссовым мотоциклам, поступающим в спортивные клубы, и, конечно, по тем машинам, на которых ведущие мотоспортсмены страны завоевывали призовые места на чемпионатах мира. Однако старые мотоциклисты помнят и дорожные ЧЗ классов 175 и 250 смЗ, поступившие в СССР в небольшом количестве лет пятнадцать тому назад.Прошлой осенью возобновились поставки дорожных мотоциклов этого известного завода (см. «За рулем», 1976, № 12), и редакция получила возможность испытать новую модель CZ-472 класса 350 см3.Мотор нового ЧЗ почти не отличается от хорошо уже известного двигателя Ява-634; разница лишь в небольшом изменении заднего крепления к раме (у ЧЗ оно уже), наличии механизма полуавтоматического выключения сцепления и указателя нейтрали в коробке передач. И хотя наступившая вскоре зима прервала испытание, с ЧЗ-472 мы успели познакомиться достаточно подробно.Общее впечатление таково: это довольно хороший дорожный мотоц...

Читать далее >>

Мотоцикл ИЖ Юпитер 4. Первая тысяча километров

Юпитер четвертого поколения  Коллектив производственного объединения «Ижмаш» завершил десятую пятилетку двойной трудовой победой: введен в строй новый механосборочный корпус, где освоено производство мотоциклов «ИЖ-Юпитер—4».«Юпитер—4» отличает удачное сочетание лучших решений, проверенных как на его предыдущих моделях, так и на «Планете-спорт».ДВИГАТЕЛЬ подвергся дальнейшей модернизации. Благодаря улучшению наполнения, изменению конструкции продувочных каналов его максимальная мощность увеличена с 25 до 28 л. с., а крутящий момент — с 3,23 до 3,58 кгс.м. В связи с этим в СЦЕПЛЕНИЕ введена дополнительная пара дисков.РАМА также взаимозаменяема с прежними моделями «Юпитера». Изменения коснулись лишь крепления бензобака, где для уменьшения вибраций применены резиновые амортизаторы. Форма бака стала более современной, по-новому выглядит и заводская эмблема.В ХОДОВОЙ ЧАСТИ благодаря модернизации передней...

Читать далее >>

Испытания мотоцикла Урал ИМЗ-8.103-10

Новый привычный Урал Так уж случилось, что при всей популярности тяжелых мотоциклов ирбитского завода ни один из них до сих пор не попадал к нам на редакционные испытания. Между тем читатели не раз настойчиво рекомендовали нам познакомиться с ними поближе. И вот минувшей весной мы наконец получили новый «Урал».Впрочем, сначала была поездка на завод. Стоял январь. Но когда один из нас сошел с поезда, был поражен, увидев на привокзальной площади около десятка мотоциклов. Мороз около 30 градусов, ветер — а люди ездят на мотоциклах как ни в чем не бывало! В Москве, да и в других крупных городах европейкой части страны зимой такого не увидишь. После трех дней пребывания в Ирбите мотоцикл на улицах примелькался, стал привычен для глаза.Ирбитский мотоциклетный завод, выросший на голом месте в годы войны из эвакуированного московского предприятия, сейчас представляется довольно крупней фирмой, мощности которой позволяют выпускать до 130 тысяч машин в год. Однако оборудовани...

Читать далее >>

Минск М-106. Техническая характеристика

Мотоциклы нашего завода давно знакомы любителям двухколесного транспорта. Самые легкие м простые в семье отечественных мотоциклов, они служат в качестве учебных машин в яружках, секциях и клубах ДОСААФ. Их любят сельские жители — за хорошую проходимость и «надежность, городские — за маневренность и небольшие размеры. Многие, и вполне резонно, прежде чем обзавестись ИЖем или тяжелой машиной, проходят школу на минском 125-кубовом.. И дорога в мотоспорт, как правило, начинается с него.Мотоциклы наш завод начал выпускать в 1951 году. Тогда это была известная модель М-1А с двигателем мощностью 4,25 л. с. Постепенно совершенствуя конструкцию, удалось поднять мощность до 7 л. с. на М-105 и до 9 л. с. на сменившей ее недавно модели М-106.Каждый новый наш мотоцикл сохранял не только прежний рабочий объем двигателя, но <и широкую взаимозаменяемость основных узлов и деталей с предшественниками. Не составляет исключения и М-106. В чем же его отличия? Прежде всего обращают на с...

Читать далее >>

Мотоцикл Минск М-103

Новый минский мотоцикл   Мотоциклы Класса 125 см3 выпускает только Минский мотовелозавод. С 1956 г. здесь началось производство модели М1М. За прошедшее время мотолюбители успели разобраться в ее достоинствах и недостатках. М1М — самый дешевый из наших мотоциклов. Эта неприхотливая и довольно надежная машина сослужила неплохую службу жителям села, она была первым мотоциклом для многих начинающих водителей. А недостатки? Их было много и они беспокоили не только мотоциклистов, но и конструкторов. К октябрю 1961 года коллектив предприятия выпустил 500 машин М-103. С 1962 г. завод полностью переходит на выпуск новой модели. Что же представляет собой М-103? Расскажем об этом по порядку. Двигатель практически остался прежним. Еще раньше была изменена конструкция цилиндра и головки цилиндра. Более развитое оребрение позволило снизить рабочую температуру головки примерно на 60—80°. Много нареканий вызывало слабое крепление рычагов переключения передач и кикстартера. На мо...

Читать далее >>