Доводка и некоторые усовершенствования деталей двигателей минских мотоциклов

Польза несомненна

Мотоциклы на наших заводах выпускают крупными сериями. Такое поточное производство при нынешней технологии, к сожалению, дает значительный разброс по качеству.

Однако то, что бывает не под силу устранить в условиях массового производства, часто оказывается по плечу рядовому мотоциклисту, имеющему желание сделать свой мотоцикл лучше. Для них и предназначен этот материал.

Речь здесь пойдет о доводке и некоторых усовершенствованиях деталей двигателей минских мотоциклов, хотя не исключено, что это может оказаться полезным и владельцам других марок.

Начну с системы впуска. Хорошо известно, что износ цилиндро-поршневой группы и кривошипного механизма непосредственно зависит от количества абразивных частиц, вместе с воздухом поступающих в двигатель. Минские мотоциклы имеют весьма эффективные воздушные фильтры с бумажным элементом. Однако неплотности в соединениях системы впуска могут снизить и часто действительно снижают качество очистки воздуха.

У старых моделей, где фильтрующий элемент кренится резиновой пластиной и двумя проволочными крючками, под него при доводке рекомендую подложить кольцо, вырезанное из губчатой резины или поролона, а места крепления крючков к пластмассовому корпусу уплотнить пластилином или гермепластом. При замене фильтрующего элемента новым заклейте отверстие в металлической крышке (если оно есть) или подложите под резиновую пластинку крепления плотную прокладку. У новых моделей с металлическим держателем элемента под гайкой крепления должна находиться резиновая прокладка, прижатая металлической шайбой с отверстием диаметром 4—4,5 мм. Иногда ей не придают значения и теряют при первой же разборке фильтра — а деталь-то важная. На мотоцикл старой модели советую установить новую систему крепления фильтра, как только представится возможность.

Повышенного внимания требует дренажная трубка в нижней части пластмассового корпуса воздушного фильтра. Только у последней модели (3.11211 — сельский вариант) ее стали закрывать заглушкой, оставляя минимальные щели для стока конденсата. У всех прежних моделей отверстие диаметром 7 мм оставалось открытым. Простейшее решение — установка квадратной (6 Х 6 мм) или круглой с отверстием заглушки из любого материала. Можно вставить отрезок карандаша с удаленным стержнем. Можно изнутри корпуса ввести болт М6 и навернуть на него гайку с контргайкой. Болт должен свободно перемещаться вверх-вниз на 1 мм, чтобы стекал конденсат. Весьма просто этот вопрос можно решить, использовав детали клапана аэрозольного баллончика, причем его пластмассовая трубочка отведет конденсат и избавит двигатель от загрязнения. Отверстие в корпусе, вероятно, придется рассверлить.

Не исключены любые другие решения, которые обеспечат сток конденсата. Еще лучше полностью герметизировать это место при помощи отрезка прозрачной пластмассовой трубки внутренним диаметром 10 мм, запаянной или заткнутой с одного конца, а другим концом надетой на дренажную трубку корпуса. По мере накопления конденсата трубку необходимо снимать и конденсат выливать. В местах соединения резинового патрубка с карбюратором и корпусом воздухофильтра рекомендую установить хомутики из стальных полосок или проволоки. У отдельных мотоциклов патрубок корпуса так тонок, что почти прозрачен (деталь получают методом выдувания) и легко деформируется. Поэтому до установки хомутика имеет смысл вставить внутрь патрубка стальное или алюминиевое кольцо (рис. 1).

 

Кольцо

Рис. 1. Кольцо.

 

Вместо кольца подойдет трубка, которая кроме упрочнения патрубка послужит удлинителем впускного тракта. Длина трубки 85 мм, наружный диаметр 45 мм. Сделать ее можно, опять-таки, из подходящего аэрозольного баллончика, аккуратно отпилив ножовочным по потном верхнюю часть и донышко, а затем развальцевав одну из сторон, как показано на рис. 2. Многочисленные свидетельства говорят о том, что у большинства мотоциклов в результате этого улучшается «тяга» на средних оборотах, снижаете я расход топлива. Поэкспериментируйте сами — и вы в этом убедитесь почти наверняка.

 

Резонансная трубка из аэрозольного баллончика

Рис. 2. Резонансная трубка из аэрозольного баллончика.

 

Следующая рекомендация, в которой речь пойдет об усовершенствовании системы впуска, требует более серьезного подхода, нужны и соответствующие навыки и специальные инструменты. Однако тот, кто этого не побоится, получит в итоге возможность облегчить последующую разборку— сборку мотоцикла, снизить шум и повысить долговечность двигателя.

В листе металла (150 X 200 мм) толщиной 0,8—1 мм прорежьте отверстие диаметром 60 мм. Снимите правый инструментальный ящик и корпус воздухофильтра, удалите кронштейны крепления корпуса, приваренные к раме. Ударами молотка по жалюзи выровняйте дно ящика. Наденьте лист отверстием на горловину корпуса фильтра, поверх него поставьте инструментальный ящик, наденьте фильтрующий элемент и слегка скрепите их, затягивая гайку крепления элемента. Установите полученную конструкцию на мотоцикл. Болты, крепящие ящик, необходимо взять длиннее приблизительно на 10 мм. Между кронштейнами и днищем ящика установите толстостенные втулки длиной 10—12 мм. Они могут быть из любого материала, даже резиновые. Для прикидки можно использовать подходящие гайки. Закрепив ящик, выставьте корпус фильтра так, чтобы он стоял по оси карбюратора, поудобнее расположите пластину и затяните гайку, крепящую фильтрующий элемент, посильнее. Сняв всю конструкцию с мотоцикла, наметьте места для скрепления стального листа с дном ящика. Наилучшим методом была бы точечная сварка, но, если нет такой возможности, подойдут заклепки или винты с гайками.

 

Развертка экранчика

Рис. 3. Развертка экранчика:

отогнуть на себя — отогнуть на себя; отогнуть от себя — отогнуть от себя.

 

Следующая операция — изготовление экранчика (рис. 3). Его можно согнуть из металлического листа толщиной 0,8—1 мм. Приладив экранчик изнутри инструментального ящика к верхней стенке, получим резонансную трубку. Для прохода воздуха внутрь трубки прорубите в передней части верхней стенки пять пазов длиной 45 мм. Отогнув их вверх на 8 мм, получим жалюзи. Теперь надо прикрепить экранчик точечной сваркой, заклепками или винтами к ящику. Желательно, чтобы не было больших щелей. Замазать их можно шпатлевкой, густой краской или, на худой случай, пластилином. Окрасьте все детали и установите их на мотоцикл. Пока сохнет краска, займитесь крышкой ящика. Положив ее на лист поролона или губчатой резины толщиной 10 —15 мм, обрежьте лишнее по наружному контуру крышки, а в нижней части сделайте выемку длиной 40 мм и глубиной 10 мм (для стока воды). Остается приклеить получившуюся прокладку к внутренней поверхности крышки. Для этого воспользуйтесь клеем 88-Н, 51-К-36, «Момент», «Феникс».

 

Схема модернизации системы впуска (крышка инструментального ящика и фильтрующий элемент не показаны)

Рис. 4. Схема модернизации системы впуска (крышка инструментального ящика и фильтрующий элемент не показаны): 1 — правый инструментальный ящик; 2 — экранчик; 3 — резиновая муфта; 4 — металлическая пластина; 5 — держатель; 6 — вариант дренажной трубки- 7 — корпус воздухофильтра; 8 — резонансная трубка; 9 — дренажная трубка с наконечником от аэрозольного баллончика; 10 — хомутик из пружинной проволоки; 11 — хомутик из полоски стали.

 

Провода, идущие к реле указателей поворота, введите в ящик через резиновую муфточку или отрезок шланга. Надев крышку на ящик, вы получите емкость, в которую воздух будет попадать только через жалюзи и резонансную трубку. Этот дополнительный объем положительно скажется на уменьшении шума всасывания. Забор же воздуха через жалюзи, расположенные в малозапыленной зоне, будет способствовать повышению ресурса фильтрующего элемента и снижению износа двигателя. Схематичное изображение всех усовершенствований воздухофильтра показано на рис. 4.

Г. ПИЛЮКЕВИЧ, инженер
г. Минск

 

1989N04P14-15

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Сезон на ЯВЕ 638-0-00

Мы расскаже о том, как провели сезон на ЯВЕ модели 638-0-00 Что отличает новую модель? Обкатка сверх инструкции Электрооборудование, зажигание: дефектов нет Пожелания, исходя из опыта С января минувшего года в Советский Союз стала поступать новая модель чехословацкого мотоцикла - ЯВА-350-638-0-00, окончательно вытеснившая с конвейера переходную ЯВУ-638-5. Мне посчастливилось стать одним из первых обладателей новинки, познакомиться с ее характером, поведением в эксплуатации. На мой взгляд, новая модель заметно выигрывает в дизайне, который стал более современным, более привлекательным для глаза. При первых же поездках водитель оценит широкое и удобное седло. Понравится ему и своеобразный кожух за сиденьем, - кроме декоративной, он может нести утилитарную функцию: я, например, помещаю туда литровую емкость с маслом и запасную камеру. Бензобак стал, вроде бы, больше, во всяком случае, в задней части он гораздо шире, и это неудобно, а по существу ничуть не прибавил, в не...

Читать далее >>

Доводка двухтактного мотоциклетного мотора ( Ява 634 )

Найденная мощность Журнал уже много рассказывал об эксплуатации мотоцикла — об уходе за электрооборудованием, балансировке колес, о расходе топлива.Эта статья посвящена доводке двухтактного мотоциклетного мотораМногие мотолюбители полагают, что для восстановления былой мощности двигателя достаточно заменить изношенные детали новыми и аккуратно обкатать машину. Обычно так и бывает, но нередко, завершив ремонт, с недоумением констатируют его малую эффективность и, безуспешно испытав различные варианты регулировок, делают вывод, что нельзя получить от этого двигателя большего. На самом же деле, если все другие системы исправны, очень часто можно заметно повысить основные параметры (мощность, приемистость, экономичность) такого мотора доводкой, а точнее, взаимной подгонкой некоторых его деталей.Дело в том, что, в силу требований массового производства, каким является мотоциклостроение, некоторые размеры деталей, особенно получаемых литьем, имеют довольно значительный разброс. Ес...

Читать далее >>

Мощнее на две силы. Форсировка двигателя ИЖ-36/ИЖ-Планета

Повышение мощности двигателя — вопрос, интересующий многих мотоциклистов. И это понятно: динамические и другие параметры мотоцикла находятся в прямой зависимости от мощности его двигателя. Мы уже рассказывали («За рулем», 1967, № 1), как увеличить мощность двигателя ИЖ Планета до 18 л. с. Рис. 1. Изменение диаметра диффузора карбюратора Некоторые читатели, не имеющие возможности выполнить весь рекомендованный в статье объем работ, спрашивают о более простых способах, позволяющих получить хотя бы небольшое (в две-три силы] повышение мощности. В публикуемой статье инженеров В. Абрамяна, А. Максимова и Б. Лежнева владельцам мотоциклов ИЖ 36 и ИЖ Планета даются рекомендации о том, как, внеся незначительные изменения в некоторые узлы и детали двигателя, повысить мощность до 15 л. с. Предлагаемые авторами конструктивные изменения не увеличивают расхода топлива и практически не сказываются на долговечности и надежности мотоцикла. Основные средства повышения мощности дви...

Читать далее >>

Мотоцикл ИЖ Юпитер 4

Юпитер четвертого поколения  Коллектив производственного объединения «Ижмаш» завершил десятую пятилетку двойной трудовой победой: введен в строй новый механосборочный корпус, где освоено производство мотоциклов «ИЖ-Юпитер—4».«Юпитер—4» отличает удачное сочетание лучших решений, проверенных как на его предыдущих моделях, так и на «Планете-спорт».ДВИГАТЕЛЬ подвергся дальнейшей модернизации. Благодаря улучшению наполнения, изменению конструкции продувочных каналов его максимальная мощность увеличена с 25 до 28 л. с., а крутящий момент — с 3,23 до 3,58 кгс.м. В связи с этим в СЦЕПЛЕНИЕ введена дополнительная пара дисков.РАМА также взаимозаменяема с прежними моделями «Юпитера». Изменения коснулись лишь крепления бензобака, где для уменьшения вибраций применены резиновые амортизаторы. Форма бака стала более современной, по-новому выглядит и заводская эмблема.В ХОДОВОЙ ЧАСТИ благодаря модернизации передней...

Читать далее >>

Бесконтактное зажигание на Урале ИМЗ-8.103-10

Урал примеряет электронику Вторжение электроники в автомобиль было стремительным. Даже самые закоренелые скептики быстро уяснили, что новое зажигание, а именно оно вызывало наибольшие сомнения, резко улучшило пуск, отразилось благоприятно на топливной экономичности.Последнее обстоятельство для тяжелого мотоцикла с четырехтактным двигателем также имеет особую актуальность. И потому мы, начиная с модели «Урала» ИМЗ-8.103-10, стали часть мотоциклов оснащать системой бесконтактного электронного зажигания (БСЗ).Система эта спроектирована таким образом, что взаимозаменяема с существующей классической — это упрощает ее монтаж. В процессе эксплуатации после наладки (установки момента опережения зажигания) она не нуждается в уходе. На режиме холостого хода потребляемый ею ток в два раза, а при неработающем моторе — в 40 раз меньше, чем в классической. Бесперебойное искрообразование БСЗ обеспечивает даже тогда, когда аккумуляторная батарея наполовину разряжена и напряжени...

Читать далее >>