Доводка и некоторые усовершенствования деталей двигателей минских мотоциклов

Польза несомненна

Мотоциклы на наших заводах выпускают крупными сериями. Такое поточное производство при нынешней технологии, к сожалению, дает значительный разброс по качеству.

Однако то, что бывает не под силу устранить в условиях массового производства, часто оказывается по плечу рядовому мотоциклисту, имеющему желание сделать свой мотоцикл лучше. Для них и предназначен этот материал.

Речь здесь пойдет о доводке и некоторых усовершенствованиях деталей двигателей минских мотоциклов, хотя не исключено, что это может оказаться полезным и владельцам других марок.

Начну с системы впуска. Хорошо известно, что износ цилиндро-поршневой группы и кривошипного механизма непосредственно зависит от количества абразивных частиц, вместе с воздухом поступающих в двигатель. Минские мотоциклы имеют весьма эффективные воздушные фильтры с бумажным элементом. Однако неплотности в соединениях системы впуска могут снизить и часто действительно снижают качество очистки воздуха.

У старых моделей, где фильтрующий элемент кренится резиновой пластиной и двумя проволочными крючками, под него при доводке рекомендую подложить кольцо, вырезанное из губчатой резины или поролона, а места крепления крючков к пластмассовому корпусу уплотнить пластилином или гермепластом. При замене фильтрующего элемента новым заклейте отверстие в металлической крышке (если оно есть) или подложите под резиновую пластинку крепления плотную прокладку. У новых моделей с металлическим держателем элемента под гайкой крепления должна находиться резиновая прокладка, прижатая металлической шайбой с отверстием диаметром 4—4,5 мм. Иногда ей не придают значения и теряют при первой же разборке фильтра — а деталь-то важная. На мотоцикл старой модели советую установить новую систему крепления фильтра, как только представится возможность.

Повышенного внимания требует дренажная трубка в нижней части пластмассового корпуса воздушного фильтра. Только у последней модели (3.11211 — сельский вариант) ее стали закрывать заглушкой, оставляя минимальные щели для стока конденсата. У всех прежних моделей отверстие диаметром 7 мм оставалось открытым. Простейшее решение — установка квадратной (6 Х 6 мм) или круглой с отверстием заглушки из любого материала. Можно вставить отрезок карандаша с удаленным стержнем. Можно изнутри корпуса ввести болт М6 и навернуть на него гайку с контргайкой. Болт должен свободно перемещаться вверх-вниз на 1 мм, чтобы стекал конденсат. Весьма просто этот вопрос можно решить, использовав детали клапана аэрозольного баллончика, причем его пластмассовая трубочка отведет конденсат и избавит двигатель от загрязнения. Отверстие в корпусе, вероятно, придется рассверлить.

Не исключены любые другие решения, которые обеспечат сток конденсата. Еще лучше полностью герметизировать это место при помощи отрезка прозрачной пластмассовой трубки внутренним диаметром 10 мм, запаянной или заткнутой с одного конца, а другим концом надетой на дренажную трубку корпуса. По мере накопления конденсата трубку необходимо снимать и конденсат выливать. В местах соединения резинового патрубка с карбюратором и корпусом воздухофильтра рекомендую установить хомутики из стальных полосок или проволоки. У отдельных мотоциклов патрубок корпуса так тонок, что почти прозрачен (деталь получают методом выдувания) и легко деформируется. Поэтому до установки хомутика имеет смысл вставить внутрь патрубка стальное или алюминиевое кольцо (рис. 1).

 

Кольцо

Рис. 1. Кольцо.

 

Вместо кольца подойдет трубка, которая кроме упрочнения патрубка послужит удлинителем впускного тракта. Длина трубки 85 мм, наружный диаметр 45 мм. Сделать ее можно, опять-таки, из подходящего аэрозольного баллончика, аккуратно отпилив ножовочным по потном верхнюю часть и донышко, а затем развальцевав одну из сторон, как показано на рис. 2. Многочисленные свидетельства говорят о том, что у большинства мотоциклов в результате этого улучшается «тяга» на средних оборотах, снижаете я расход топлива. Поэкспериментируйте сами — и вы в этом убедитесь почти наверняка.

 

Резонансная трубка из аэрозольного баллончика

Рис. 2. Резонансная трубка из аэрозольного баллончика.

 

Следующая рекомендация, в которой речь пойдет об усовершенствовании системы впуска, требует более серьезного подхода, нужны и соответствующие навыки и специальные инструменты. Однако тот, кто этого не побоится, получит в итоге возможность облегчить последующую разборку— сборку мотоцикла, снизить шум и повысить долговечность двигателя.

В листе металла (150 X 200 мм) толщиной 0,8—1 мм прорежьте отверстие диаметром 60 мм. Снимите правый инструментальный ящик и корпус воздухофильтра, удалите кронштейны крепления корпуса, приваренные к раме. Ударами молотка по жалюзи выровняйте дно ящика. Наденьте лист отверстием на горловину корпуса фильтра, поверх него поставьте инструментальный ящик, наденьте фильтрующий элемент и слегка скрепите их, затягивая гайку крепления элемента. Установите полученную конструкцию на мотоцикл. Болты, крепящие ящик, необходимо взять длиннее приблизительно на 10 мм. Между кронштейнами и днищем ящика установите толстостенные втулки длиной 10—12 мм. Они могут быть из любого материала, даже резиновые. Для прикидки можно использовать подходящие гайки. Закрепив ящик, выставьте корпус фильтра так, чтобы он стоял по оси карбюратора, поудобнее расположите пластину и затяните гайку, крепящую фильтрующий элемент, посильнее. Сняв всю конструкцию с мотоцикла, наметьте места для скрепления стального листа с дном ящика. Наилучшим методом была бы точечная сварка, но, если нет такой возможности, подойдут заклепки или винты с гайками.

 

Развертка экранчика

Рис. 3. Развертка экранчика:

отогнуть на себя — отогнуть на себя; отогнуть от себя — отогнуть от себя.

 

Следующая операция — изготовление экранчика (рис. 3). Его можно согнуть из металлического листа толщиной 0,8—1 мм. Приладив экранчик изнутри инструментального ящика к верхней стенке, получим резонансную трубку. Для прохода воздуха внутрь трубки прорубите в передней части верхней стенки пять пазов длиной 45 мм. Отогнув их вверх на 8 мм, получим жалюзи. Теперь надо прикрепить экранчик точечной сваркой, заклепками или винтами к ящику. Желательно, чтобы не было больших щелей. Замазать их можно шпатлевкой, густой краской или, на худой случай, пластилином. Окрасьте все детали и установите их на мотоцикл. Пока сохнет краска, займитесь крышкой ящика. Положив ее на лист поролона или губчатой резины толщиной 10 —15 мм, обрежьте лишнее по наружному контуру крышки, а в нижней части сделайте выемку длиной 40 мм и глубиной 10 мм (для стока воды). Остается приклеить получившуюся прокладку к внутренней поверхности крышки. Для этого воспользуйтесь клеем 88-Н, 51-К-36, «Момент», «Феникс».

 

Схема модернизации системы впуска (крышка инструментального ящика и фильтрующий элемент не показаны)

Рис. 4. Схема модернизации системы впуска (крышка инструментального ящика и фильтрующий элемент не показаны): 1 — правый инструментальный ящик; 2 — экранчик; 3 — резиновая муфта; 4 — металлическая пластина; 5 — держатель; 6 — вариант дренажной трубки- 7 — корпус воздухофильтра; 8 — резонансная трубка; 9 — дренажная трубка с наконечником от аэрозольного баллончика; 10 — хомутик из пружинной проволоки; 11 — хомутик из полоски стали.

 

Провода, идущие к реле указателей поворота, введите в ящик через резиновую муфточку или отрезок шланга. Надев крышку на ящик, вы получите емкость, в которую воздух будет попадать только через жалюзи и резонансную трубку. Этот дополнительный объем положительно скажется на уменьшении шума всасывания. Забор же воздуха через жалюзи, расположенные в малозапыленной зоне, будет способствовать повышению ресурса фильтрующего элемента и снижению износа двигателя. Схематичное изображение всех усовершенствований воздухофильтра показано на рис. 4.

Г. ПИЛЮКЕВИЧ, инженер
г. Минск

 

1989N04P14-15

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Три совета владельцам Явы 634

На мотоциклах Ява 634-01, 634-08 трубка, по которой отводятся пары электролита из батареи, заканчивается у заднего колеса. Во время движения, особенно летом, электролит попадает на колесо, глушитель, другие детали и повреждает их покрытие. Фото 1. Установка пузырька для сбора электролита. Я избавился от этой неприятности, укоротив трубку и опустив ее в пузырек с пробкой, который установил в правом инструментальном ящике, как показано на фото 1. Чтобы пузырек не разбился, сделал для него рамку из пенопласта. Скопившийся в пузырьке электролит можно использовать, доливая его в батарею. * * * Снять поршень с шатуна, имеющего игольчатый подшипник в верхней головке, — дело простое (нужно лишь следить, чтобы иглы не попали в картер). А вот без специальных приспособлений, описанных в февральском номере «За рулем» за 1978 год. установить его трудно. Если это приходится делать в дороге, можно воспользоваться простейшей втулкой внутренним диаметром 16 мм, длиной 21 мм, ко...

Читать далее >>

Мотоцикл ИЖ Планета Спорт. Наиболее частые вопросы и ответы на них

В вопросах и ответах  В редакцию за последнее время все чаще приходят письма читателей с вопросами но мотоциклу «ИЖ—Планета-спорт». Мы отобрали наиболее характерные из них и обратились на завод-изготовитель. Ответы конструкторов, специалистов — перед вами.Какие изменения претерпел мотоцикл в процессе производства с начала выпуска по настоящее время?Изменений довольно много. Назовем основные из них. В двигателе — новая головка цилиндра. Теперь ее оребрение не «веерное», а обычное, и вместо камеры сгорания типа «жокейский картуз» — камера, образованная концентричными сферами. Увеличено количество винтов, стягивающих половинки картера и крышки, а крепление двигателя к раме мотоцикла усилено. Усовершенствована форма глушителя, благодаря чему исключено соприкосновение его с дорогой при наклонах машины, а также увеличен диаметр выпускной трубы. Импортный карбюратор «Микуни» заменен отечественным К62М, имеющим ф...

Читать далее >>

Пять лет эксплуатации ИЖ Юпитер 4К

Эксплуатация ИЖ Юпитер 4 с коляской: Пять лет на ИЖе Самая распространенная марка мотоцикла в нашей стране — ИЖ — и выпускается давно и тираж наибольший. Так же велик накопленный опыт эксплуатации этих машин, поскольку каждая новая модель создается на основе предшествующей (за исключением «Планеты-спорт» ). Но известен этот опыт не так широко, как следовало бы, свидетельством чему служат письма в редакционной почте. Среди них немало и таких, где новые владельцы ИЖей просят рассказать вообще о машине и особенностях ее эксплуатации в сельских условиях. Выполняя эти просьбы, публикуем рассказ опытного мотоциклиста Ю. БУГАЕВА из Черкасской области об эксплуатации «Юпитера—4» с коляской, имеющего много общего с «Юпитером— 5», выпуск которого начат недавно. Вот уже пять лет я езжу на ИЖ-Ю4К. За это время пробег его составил 30 тысяч километров, в основном по районным дорогам: булыжным, щебеночным, грунтовым и лишь иногда по асфал...

Читать далее >>

Мотоцикл ИЖ Юпитер 4

Юпитер четвертого поколения  Коллектив производственного объединения «Ижмаш» завершил десятую пятилетку двойной трудовой победой: введен в строй новый механосборочный корпус, где освоено производство мотоциклов «ИЖ-Юпитер—4».«Юпитер—4» отличает удачное сочетание лучших решений, проверенных как на его предыдущих моделях, так и на «Планете-спорт».ДВИГАТЕЛЬ подвергся дальнейшей модернизации. Благодаря улучшению наполнения, изменению конструкции продувочных каналов его максимальная мощность увеличена с 25 до 28 л. с., а крутящий момент — с 3,23 до 3,58 кгс.м. В связи с этим в СЦЕПЛЕНИЕ введена дополнительная пара дисков.РАМА также взаимозаменяема с прежними моделями «Юпитера». Изменения коснулись лишь крепления бензобака, где для уменьшения вибраций применены резиновые амортизаторы. Форма бака стала более современной, по-новому выглядит и заводская эмблема.В ХОДОВОЙ ЧАСТИ благодаря модернизации передней...

Читать далее >>

Мотоциклы для массового спорта. ИЖ-64М, Ковровец 175С

Для массового спорта Отечественная промышленность в течение многих лет наряду с дорожными выпускает мотоциклы для спорта — кроссовые и многодневные. Ведущая роль в этом деле принадлежит Ковровскому и Ижевскому заводам. Пионерами были ижевцы, построившие в 1947—1948 гг. первую партию машин ИЖ-350С. С тех пор завод разработал 24 модели спортивных мотоциклов, которые поступают в спортклубы, мотосекции, низовые спортивные коллективы. Год IV летней Спартакиады народов СССР Ижевский завод встретил новой серийной спортивной моделью ИЖ-64, которая пришла на смену ИЖ-60. Так же как и его предшественник, новый мотоцикл выпускается в кроссовом (ИЖ-64К) и многодневном (ИЖ-64М) вариантах. Принципиально его двигатель (размерность цилиндра 72 X 85 мм, 346 см3) не изменился. Однако новая форма камеры сгорания («жокейский картуз»), подбор сопротивления выпускных труб, уменьшение «вредного» объема кривошипной камеры позволили, не меняя степени сжатия (8,0&mdash...

Читать далее >>