Урал М-67

Тяжелые дорожные мотоциклы ирбитского мотоциклетного завода давно уже пользуются хорошей репутацией. Они еще раз подтвердили свою высокую надежность в последних всесоюзных испытаниях на первенство заводской марки, где «Урал-3» М-66 завоевал первое место.

Урал М-67

Конструкторы постоянно совершенствуют машину, чтобы ее технические и эксплуатационные качества полнее отвечали возрастающим требованиям по безопасности движения и удобству обслуживания и ремонта. Результатом большого труда заводского коллектива, работавшего в содружестве с рядом научных институтов — ВНИИМотопромом, ВНИИТЭ, ЦНИИТА, НИИ Автоприборов и другими, а также с заводами — поставщиками комплектующих изделий, явилось создание более совершенной модели, получившей обозначение М-67. Опытная партия этих машин была выпущена в конце прошлого года, а серийное производство началось с июля нынешнего года.

 

Рис. 1. Схема электрооборудования: 1 — передний фонарь коляски; 2 — лампа А12-21-6 габаритного света и сигнала торможения; 3 — лампа А12-21 указателя поворота; 4 — задний фонарь коляски; 5 — переключатель указателей поворота; 6 — фонарь указателя поворота (на мотоцикле без коляски): 7 — реле указателей поворота; 8 —реле-регулятор РР-330; 9 — фонарь указателя поворота (на мотоцикле без коляски); 10 — включатель сигнала торможения; 11 — лампа А-12-1; 12 — фонарь контрольной лампы указателя поворота: 13 — лампа А12-50 + 40 дальнего — ближнего света; 14 — лампа А12-4 габаритного и стояночного света; 15 — фара; 16 — контрольная лампа работы генератора: 17 — блок предохранителей; 18 — патрон лампы освещения спидометра; 19 — генератор Г-424; 20 — включатель «массы*; 21 — аккумуляторные батареи ЗЛ1Т-6; 22 — лампа А12-15 сигнала торможения; 23 — лампа А12-3 габаритного света и номерного знака на мотоцикле; 24 — задний фонарь мотоцикла: 25 — задний фонарь указателя поворота; 26— центральный переключатель: 27 — передний фонарь указателя поворота; 28 — звуковой сигнал: 29 — переключатель дальнего—ближнего света; 30 — прерыватель системы зажигания; 31 — катушка зажигания; 32 — провод высокого напряжения; 33 — помехоподавляющее сопротивление; 34 — свеча зажигания Урал М-67

Рис. 1. Схема электрооборудования: 1 — передний фонарь коляски; 2 — лампа А12-21-6 габаритного света и сигнала торможения; 3 — лампа А12-21 указателя поворота; 4 — задний фонарь коляски; 5 — переключатель указателей поворота; 6 — фонарь указателя поворота (на мотоцикле без коляски): 7 — реле указателей поворота; 8 —реле-регулятор РР-330; 9 — фонарь указателя поворота (на мотоцикле без коляски); 10 — включатель сигнала торможения; 11 — лампа А-12-1; 12 — фонарь контрольной лампы указателя поворота: 13 — лампа А12-50 + 40 дальнего — ближнего света; 14 — лампа А12-4 габаритного и стояночного света; 15 — фара; 16 — контрольная лампа работы генератора: 17 — блок предохранителей; 18 — патрон лампы освещения спидометра; 19 — генератор Г-424; 20 — включатель "массы"; 21 — аккумуляторные батареи ЗМТ-6; 22 — лампа А12-15 сигнала торможения; 23 — лампа А12-3 габаритного света и номерного знака на мотоцикле; 24 — задний фонарь мотоцикла: 25 — задний фонарь указателя поворота; 26— центральный переключатель: 27 — передний фонарь указателя поворота; 28 — звуковой сигнал: 29 — переключатель дальнего—ближнего света; 30 — прерыватель системы зажигания; 31 — катушка зажигания; 32 — провод высокого напряжения; 33 — помехоподавляющее сопротивление; 34 — свеча зажигания.

Цвета проводов: I — оранжевый; II — белый; I — фиолетовый; IV — коричневый; V — зеленый; VI — красный; VII — желтый; VIII — голубой; IX — сиреневый.

 

Основное отличие новой модели от всех предшествующих заключается в применении 12-вольтового электрооборудования (его схема — на рис. 1) вместо 6-вольтового. На ней установлен более мощный (150 вт) генератор переменного тока со встроенным выпрямительным блоком (рис. 2). Раньше на «уралах» стоял генератор постоянного тока мощностью 65 вт. Дорожные испытания показали, что новый генератор надежно работает в любых условиях и при минимальном уходе обеспечивает не менее 40 тысяч километров пробега мотоцикла.

 

Рис. 2. Новый генератор посредством фланца закреплен на картере двигателя двумя шпильками и практически не нуждается в обслуживании

Рис. 2. Новый генератор посредством фланца закреплен на картере двигателя двумя шпильками и практически не нуждается в обслуживании.

 

Усовершенствования затронули не только электрооборудование. Для удобства обслуживания и ремонта изменена

конструкция рамы. Теперь стойки крепления задней маятниковой вилки смещены на 20 мм, что дает возможность снимать коробку передач и заменять муфту упругого кардана, не демонтируя двигатель. Кроме того, благодаря этой переделке на М-67 можно установить и коробку передач с задним ходом, выпускаемую Киевским мотоциклетным заводом для мотоциклов «Днепр».

В связи со значительным ростом интенсивности движения возникла необходимость повысить эффективность торможения мотоцикла. На М-67 она увеличена на 35—55 процентов благодаря применению двухкулачкового тормоза переднего колеса (рис. 3). Тормозные колодки снабжены регулировочными болтами, компенсирующими износ фрикционных накладок.

 

Рис. 3. Двухкулачковый тормоз переднего колеса: 1 — верхний тормозной рычаг: 2 — крышка барабана: 3 — тормозная колодка: 4 — контргайка; 5 — регулировочный болт; 6 — пружина колодок; 7 — кулачок; 8 — нижний рычаг: 9 — пружина рычага; 10 — регулировочный винт; 11 — тяга; 12 — контргайка; 13 — вилка тяги; 14 — палец

Рис. 3. Двухкулачковый тормоз переднего колеса: 1 — верхний тормозной рычаг; 2 — крышка барабана: 3 — тормозная колодка: 4 — контргайка; 5 — регулировочный болт; 6 — пружина колодок; 7 — кулачок; 8 — нижний рычаг; 9 — пружина рычага; 10 — регулировочный винт; 11 — тяга; 12 — контргайка; 13 — вилка тяги; 14 — палец.

 

Модели, выпускаемые в Киеве и Ирбите, — одни из последних (не только у нас, но и за рубежом), на которых сохранились раздельные треугольные седла. Это объясняется тем, что любители тяжелых мотоциклов считают их более удобными, чем широко применяемые ныне на других машинах седла-подушки; возможно, здесь есть и доля консерватизма. Завод вместе со специалистами ВНИИМотопрома разработал и провел широкие испытания седла-подушки для тяжелых мотоциклов. Оно оказалось легче раздельных седел, обеспечивает удобную посадку, придает мотоциклу более современный вид и открывает свободный доступ к аккумуляторной батарее (рис. 4). С целью проверить на практике достоинства седла-подушки на тяжелом мотоцикле, такими седлами будет оборудована часть выпускаемых машин.

 

Рис. 4. Откидывающееся седло-подушка обеспечивает легкий доступ к батарее

Рис. 4. Откидывающееся седло-подушка обеспечивает легкий доступ к батарее.

 

Одним из важнейших достоинств мотоцикла М-67 является унификация его по узлам и деталям с «Днепром» МТ-10. Например, двигатель в сборе, сцепление, коробка передач, передняя вилка, приборы электрооборудования, коляска в сборе, колесо в сборе, амортизаторы и некоторые другие узлы либо совершенно одинаковы, либо взаимозаменяемы. Это очень удобно для владельцев тех и других машин.

Достоинства новой модели водители смогут оценить в процессе эксплуатации. Мы надеемся, что они, как всегда, сообщат свои замечания и предложения заводу, чтобы учесть их при дальнейшей модернизации мотоцикла.

 

Техническая характеристика Урал М-67

Общие данные: скорость — 105 км/час; средний эксплуатационный расход топлива при скорости 75 км/час — 8 л/100 км; сухой вес — 330 кг; грузоподъемность — 260 кг.

Двигатель: двухцилиндровый, четырехтактный воздушного охлаждения; рабочий объем — 645 см3; мощность 32 л. с. при 5300 об/мин.

Электрооборудование: две аккумуляторные батареи 3МТ-6; генератор Г-424 (12 в, 150 вт) с выпрямителем ВБТ-2А; реле-регулятор РР-330; катушка зажигания Б-204.

 

О. ЕГОРОВ, 3. ГРИНШТЕЙН, инженеры-конструкторы

г. Ирбит


1974N09P10-11

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Игольчатый подшипник и демонтаж поршня на Ява 634 и ЧЗ 472

Внимание: игольчатый подшипник Многие чехословацкие мотоциклы Jawa-350 и CZ-350, поступившие к нам в последние годы, прошли к настоящему времени 30—50 тысяч километров. После такого пробега, естественно, нередко возникает необходимость в замене изношенных деталей цилиндро-поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма. Эта работа, как показывает редакционная почта, вызывает затруднения у некоторых владельцев машин, поскольку новый двигатель конструктивно несколько отличается от предшественников, достаточно хорошо изученных мотолюбителями. В помощь им публикуем статью, рассказывающую об особенностях его конструкции и, в частности, о демонтаже поршня. Двигатель, применяемый на всех моделях мотоциклов ЯВА-350 типа «634» и ЧЗ-350 типа «472», в отличие от выпускавшихся ранее, имеет игольчатый подшипник в верхней головке шатуна, где прежде стояла бронзовая втулка. Он представляет собой стальное кольцо (рис. 1) внутренним диаметром 20 мм, запрессованное в...

Читать далее >>

CZ 988 Туристический мотоцикл

Мотоциклы категории «Эндуро» (по-испански — выноcливый) сегодня завоевали широкую популярность. Они предназначены для туристских поездок по проселку, лесным, каменистым. заснеженным' дорогам и отличаются от обычных дорожных моделей малым весом, высоко поднятыми глушителями и щитками колес, шинами с развитыми грунто-зацепами, отсутствием декоративных деталей и меньшим, точнее минимальным, комфортом. Эти спартанские по характеру мотоциклы можно назвать чем-то средним между дорожными и кроссовыми. На первый взгляд «Эндуро» легко отличить от кроссовой машины по наличию фары. Модель «988» типа «Эндуро» включило в свою производственную программу известное чехословацкое предприятие "ЧЗ". По существу, это модификация кроссового мотоцикла ЧЗ. но с менее форсированным двигателем (ниже степень сжатия и мощность), повышенными надежностью и долговечностью, полным электрооборудованием. в том числе фарой, указателями поворота, генера...

Читать далее >>

Переделка кроссового мотоцикла ЧЗ-250 в многодневный

Переделка кроссового CZ-250 в многодневный   Многодневные мотоциклетные соревнования — самый универсальный вид мотоспорта. Они требуют от гонщика отличной физической подготовки, мастерства кроссовика и шоссейника, а от машины — надежности, хороших ходовых качеств и выносливости. Недаром международные шестидневные соревнования называют мотоолимпиадой, подчеркивая тем самым их значимость. В 1972 году советская команда заняла на «шестидневке», проходившей в ЧССР, четвертое место. Это, конечно, успех: наши спортсмены, как и победители, не получили штрафных очков в основных соревнованиях (призеров выявили лишь специальные испытания). Но чтобы подняться на пьедестал почета, многое предстоит еще сделать.В нашей стране проводятся городские, республиканские и всесоюзные многодневки. Число участвующих в них спортсменов сравнительно невелико. Росту массовости, помимо организационных трудностей, препятствует отсутствие технически совершенных мотоциклов. К сож...

Читать далее >>

Путь длинной в полвека. ИЖ-7, ИЖ-Д, ИЖ-9, ИЖ-350, ИЖ-49, ИЖ-56, ИЖ-Планета-4, ИЖ-Юпитер-4

ИЖ-7, ИЖ-Д, ИЖ-9, ИЖ-350, ИЖ-49, ИЖ-56, ИЖ-Планета, ИЖ-Юпитер   На окраине Ижевска высится монумент — мотоциклисты на вздыбленных машинах. Он символизирует успехи тружеников города в производстве мотоциклов, в развитии мотоспорта. Полвека назад в соответствии с решением Наркомата тяжелой промышленности здесь, в Ижевске, на базе опытных мастерских Ижстальзавода было организовано мотоциклетное производство. Еще раньше, в 1928 году в этих мастерских группа энтузиастов под руководством инженера П. В. Можарова спроектировала и построила опытные образцы машин. Однако- из-за отсутствия производственных возможностей тогда не удалось развернуть серийный выпуск мотоциклов. К их изготовлению ижевцы приступили в 1933 году. Между двумя моделями, которые вы видите на снимках, лежит путь длиной в полвека. Начинали с мотоцикла ИЖ—7, который лишь в деталях отличался от простой машины Л—300 с двухтактным двигателем, освоенной к тому времени ленинградским заводом «Красный Ок...

Читать далее >>

Владельцам ИЖ Юпитер 4К. Закерните винты крепящие крышки кривошипных камер

Владельцам ИЖ Юпитер 4К На мотоцикле ИЖ-Юпитер-4К после двух лет эксплуатации стала ухудшаться работа двигателя: он с трудом пускался, а левый цилиндр временами отказывал. Когда однажды в нем что-то загремело, пришлось добираться до дома на буксире.Разобрав двигатель, я увидел, что отвернулись винты, крепящие крышки кривошипных камер, — на заводе их ненадежно закернили. Я затянул винты и как следует зафиксировал их. После сборки двигатель стал пускаться и работать очень хорошо, даже на самых малых оборотах.Позже подобный дефект возник на машине товарища, и мы устранили его таким же способом. Очевидно заводу надо обратить внимание на этот узел.А. ЖМЫХОВКурганская область, р. п. Варгаши1986N01P33

Читать далее >>