Урал М-67

Тяжелые дорожные мотоциклы ирбитского мотоциклетного завода давно уже пользуются хорошей репутацией. Они еще раз подтвердили свою высокую надежность в последних всесоюзных испытаниях на первенство заводской марки, где «Урал-3» М-66 завоевал первое место.

Урал М-67

Конструкторы постоянно совершенствуют машину, чтобы ее технические и эксплуатационные качества полнее отвечали возрастающим требованиям по безопасности движения и удобству обслуживания и ремонта. Результатом большого труда заводского коллектива, работавшего в содружестве с рядом научных институтов — ВНИИМотопромом, ВНИИТЭ, ЦНИИТА, НИИ Автоприборов и другими, а также с заводами — поставщиками комплектующих изделий, явилось создание более совершенной модели, получившей обозначение М-67. Опытная партия этих машин была выпущена в конце прошлого года, а серийное производство началось с июля нынешнего года.

 

Рис. 1. Схема электрооборудования: 1 — передний фонарь коляски; 2 — лампа А12-21-6 габаритного света и сигнала торможения; 3 — лампа А12-21 указателя поворота; 4 — задний фонарь коляски; 5 — переключатель указателей поворота; 6 — фонарь указателя поворота (на мотоцикле без коляски): 7 — реле указателей поворота; 8 —реле-регулятор РР-330; 9 — фонарь указателя поворота (на мотоцикле без коляски); 10 — включатель сигнала торможения; 11 — лампа А-12-1; 12 — фонарь контрольной лампы указателя поворота: 13 — лампа А12-50 + 40 дальнего — ближнего света; 14 — лампа А12-4 габаритного и стояночного света; 15 — фара; 16 — контрольная лампа работы генератора: 17 — блок предохранителей; 18 — патрон лампы освещения спидометра; 19 — генератор Г-424; 20 — включатель «массы*; 21 — аккумуляторные батареи ЗЛ1Т-6; 22 — лампа А12-15 сигнала торможения; 23 — лампа А12-3 габаритного света и номерного знака на мотоцикле; 24 — задний фонарь мотоцикла: 25 — задний фонарь указателя поворота; 26— центральный переключатель: 27 — передний фонарь указателя поворота; 28 — звуковой сигнал: 29 — переключатель дальнего—ближнего света; 30 — прерыватель системы зажигания; 31 — катушка зажигания; 32 — провод высокого напряжения; 33 — помехоподавляющее сопротивление; 34 — свеча зажигания Урал М-67

Рис. 1. Схема электрооборудования: 1 — передний фонарь коляски; 2 — лампа А12-21-6 габаритного света и сигнала торможения; 3 — лампа А12-21 указателя поворота; 4 — задний фонарь коляски; 5 — переключатель указателей поворота; 6 — фонарь указателя поворота (на мотоцикле без коляски): 7 — реле указателей поворота; 8 —реле-регулятор РР-330; 9 — фонарь указателя поворота (на мотоцикле без коляски); 10 — включатель сигнала торможения; 11 — лампа А-12-1; 12 — фонарь контрольной лампы указателя поворота: 13 — лампа А12-50 + 40 дальнего — ближнего света; 14 — лампа А12-4 габаритного и стояночного света; 15 — фара; 16 — контрольная лампа работы генератора: 17 — блок предохранителей; 18 — патрон лампы освещения спидометра; 19 — генератор Г-424; 20 — включатель "массы"; 21 — аккумуляторные батареи ЗМТ-6; 22 — лампа А12-15 сигнала торможения; 23 — лампа А12-3 габаритного света и номерного знака на мотоцикле; 24 — задний фонарь мотоцикла: 25 — задний фонарь указателя поворота; 26— центральный переключатель: 27 — передний фонарь указателя поворота; 28 — звуковой сигнал: 29 — переключатель дальнего—ближнего света; 30 — прерыватель системы зажигания; 31 — катушка зажигания; 32 — провод высокого напряжения; 33 — помехоподавляющее сопротивление; 34 — свеча зажигания.

Цвета проводов: I — оранжевый; II — белый; I — фиолетовый; IV — коричневый; V — зеленый; VI — красный; VII — желтый; VIII — голубой; IX — сиреневый.

 

Основное отличие новой модели от всех предшествующих заключается в применении 12-вольтового электрооборудования (его схема — на рис. 1) вместо 6-вольтового. На ней установлен более мощный (150 вт) генератор переменного тока со встроенным выпрямительным блоком (рис. 2). Раньше на «уралах» стоял генератор постоянного тока мощностью 65 вт. Дорожные испытания показали, что новый генератор надежно работает в любых условиях и при минимальном уходе обеспечивает не менее 40 тысяч километров пробега мотоцикла.

 

Рис. 2. Новый генератор посредством фланца закреплен на картере двигателя двумя шпильками и практически не нуждается в обслуживании

Рис. 2. Новый генератор посредством фланца закреплен на картере двигателя двумя шпильками и практически не нуждается в обслуживании.

 

Усовершенствования затронули не только электрооборудование. Для удобства обслуживания и ремонта изменена

конструкция рамы. Теперь стойки крепления задней маятниковой вилки смещены на 20 мм, что дает возможность снимать коробку передач и заменять муфту упругого кардана, не демонтируя двигатель. Кроме того, благодаря этой переделке на М-67 можно установить и коробку передач с задним ходом, выпускаемую Киевским мотоциклетным заводом для мотоциклов «Днепр».

В связи со значительным ростом интенсивности движения возникла необходимость повысить эффективность торможения мотоцикла. На М-67 она увеличена на 35—55 процентов благодаря применению двухкулачкового тормоза переднего колеса (рис. 3). Тормозные колодки снабжены регулировочными болтами, компенсирующими износ фрикционных накладок.

 

Рис. 3. Двухкулачковый тормоз переднего колеса: 1 — верхний тормозной рычаг: 2 — крышка барабана: 3 — тормозная колодка: 4 — контргайка; 5 — регулировочный болт; 6 — пружина колодок; 7 — кулачок; 8 — нижний рычаг: 9 — пружина рычага; 10 — регулировочный винт; 11 — тяга; 12 — контргайка; 13 — вилка тяги; 14 — палец

Рис. 3. Двухкулачковый тормоз переднего колеса: 1 — верхний тормозной рычаг; 2 — крышка барабана: 3 — тормозная колодка: 4 — контргайка; 5 — регулировочный болт; 6 — пружина колодок; 7 — кулачок; 8 — нижний рычаг; 9 — пружина рычага; 10 — регулировочный винт; 11 — тяга; 12 — контргайка; 13 — вилка тяги; 14 — палец.

 

Модели, выпускаемые в Киеве и Ирбите, — одни из последних (не только у нас, но и за рубежом), на которых сохранились раздельные треугольные седла. Это объясняется тем, что любители тяжелых мотоциклов считают их более удобными, чем широко применяемые ныне на других машинах седла-подушки; возможно, здесь есть и доля консерватизма. Завод вместе со специалистами ВНИИМотопрома разработал и провел широкие испытания седла-подушки для тяжелых мотоциклов. Оно оказалось легче раздельных седел, обеспечивает удобную посадку, придает мотоциклу более современный вид и открывает свободный доступ к аккумуляторной батарее (рис. 4). С целью проверить на практике достоинства седла-подушки на тяжелом мотоцикле, такими седлами будет оборудована часть выпускаемых машин.

 

Рис. 4. Откидывающееся седло-подушка обеспечивает легкий доступ к батарее

Рис. 4. Откидывающееся седло-подушка обеспечивает легкий доступ к батарее.

 

Одним из важнейших достоинств мотоцикла М-67 является унификация его по узлам и деталям с «Днепром» МТ-10. Например, двигатель в сборе, сцепление, коробка передач, передняя вилка, приборы электрооборудования, коляска в сборе, колесо в сборе, амортизаторы и некоторые другие узлы либо совершенно одинаковы, либо взаимозаменяемы. Это очень удобно для владельцев тех и других машин.

Достоинства новой модели водители смогут оценить в процессе эксплуатации. Мы надеемся, что они, как всегда, сообщат свои замечания и предложения заводу, чтобы учесть их при дальнейшей модернизации мотоцикла.

 

Техническая характеристика Урал М-67

Общие данные: скорость — 105 км/час; средний эксплуатационный расход топлива при скорости 75 км/час — 8 л/100 км; сухой вес — 330 кг; грузоподъемность — 260 кг.

Двигатель: двухцилиндровый, четырехтактный воздушного охлаждения; рабочий объем — 645 см3; мощность 32 л. с. при 5300 об/мин.

Электрооборудование: две аккумуляторные батареи 3МТ-6; генератор Г-424 (12 в, 150 вт) с выпрямителем ВБТ-2А; реле-регулятор РР-330; катушка зажигания Б-204.

 

О. ЕГОРОВ, 3. ГРИНШТЕЙН, инженеры-конструкторы

г. Ирбит


1974N09P10-11

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Ява 634-01. Первые километры

Первые километры В прошлом году на смену известному мотоциклу ЯВА—350 модели «360/00» пришла новая модель — 634-01.О том, как проявил себя мотоцикл в ходе редакционного теста, рассказывает инженер Э. КОНОП.Первый выездМотоцикл ЯВА 634-01, поступающий в нашу страну, привлекает к себе внимание непривычно строгой, можно сказать, спартанской внешностью, лишенной некоторых элементов мотоциклетной «архитектуры», характерных для моделей 60-х годов.Надо признать: по внешнему виду мотоцикл нравится не всем. Очевидно, некоторые мотолюбители настолько привыкли к округлым формам прежней ЯВЫ, что, не будучи знакомы с современной, «спортивной» модой в мото-циклостроении, считают ее своеобразным эталоном, любое отклонение от которого режет глаз и отвергается.При оценке изменений, происшедших во внешности мотоцикла Ява, следует учитывать, что они связаны с разработкой усовершенствованной конструкции, отвечающей требованиям длительной эксплуатации в ...

Читать далее >>

Как добиться плавного действия тормозов на мотоцикле Ява

 «Мне никак не удается добиться плавного действия тормозов на мотоцикле Ява. Торможение происходит рывками, хотя колодки и тросы исправны. В чем может быть причина?» — спрашивает К. Лобачев им г. Коломны.Рывки при торможении мотоциклов и автомобилей характерны для тех случаев, когда у тормозных барабанов бывает неправильная (овальная, граненая и т. п.) форма рабочей поверхности. Колодки прижимаются к ней неравномерно — сильнее на участках, расположенных ближе к оси барабана, слабее — на удаленных от нее.В мотоциклетных (спицевых) колесах форма барабана нарушается обычно от сильных ударов о различные препятствия или вследствие неравномерного натяжения спиц (чаще всего после переборки колеса).Чтобы устранить деформацию барабана, сначала обязательно регулируют натяжение спиц, а если этого окажется недостаточно, протачивают рабочую поверхность барабана на токарном станке. Лучшие результаты дает обработка барабана в собранном колесе. Если же станок не позв...

Читать далее >>

ИЖ Планета Спорт. Схема реле указалетей поворота ИЖ РП-2С

Схема ИЖ РП-2С «Просим опубликовать схему реле указателей поворота, применяемую на мотоцикле ИЖ Планета-спорт, поскольку ее нет в инструкции». С таким пожеланием обратились в редакцию мотолюбители В. Верещако из Донецкой области, К. Николаев из Перми и другие. Представляем схему реле ИЖ РП-2С (рис. 1) и для справок — цоколевку транзисторов (рис. 2). Рис. 1. Электрическая схема реле ИЖ РП-2С: резисторы R1 — R7 типа ВС; R8, R9 — типа МЛТ; конденсаторы С1 и С2 типа К50-3; величины напряжений могут отличаться от указанных на схеме на ±20%; R4 — подбирают при регулировании; приборы, обведенные пунктиром, установлены на мотоцикле.  Рис. 2. Цоколевка транзисторов: 1 — ГТ403В, 2 — КТ315Б, 3 — П216Б; Б — база; К — коллектор; Э — эмиттер.  1979N03P31

Читать далее >>

Бесконтактное зажигание на Урале ИМЗ-8.103-10

Урал примеряет электронику Вторжение электроники в автомобиль было стремительным. Даже самые закоренелые скептики быстро уяснили, что новое зажигание, а именно оно вызывало наибольшие сомнения, резко улучшило пуск, отразилось благоприятно на топливной экономичности.Последнее обстоятельство для тяжелого мотоцикла с четырехтактным двигателем также имеет особую актуальность. И потому мы, начиная с модели «Урала» ИМЗ-8.103-10, стали часть мотоциклов оснащать системой бесконтактного электронного зажигания (БСЗ).Система эта спроектирована таким образом, что взаимозаменяема с существующей классической — это упрощает ее монтаж. В процессе эксплуатации после наладки (установки момента опережения зажигания) она не нуждается в уходе. На режиме холостого хода потребляемый ею ток в два раза, а при неработающем моторе — в 40 раз меньше, чем в классической. Бесперебойное искрообразование БСЗ обеспечивает даже тогда, когда аккумуляторная батарея наполовину разряжена и напряжени...

Читать далее >>

Минск М-106. Техническая характеристика

Мотоциклы нашего завода давно знакомы любителям двухколесного транспорта. Самые легкие м простые в семье отечественных мотоциклов, они служат в качестве учебных машин в яружках, секциях и клубах ДОСААФ. Их любят сельские жители — за хорошую проходимость и «надежность, городские — за маневренность и небольшие размеры. Многие, и вполне резонно, прежде чем обзавестись ИЖем или тяжелой машиной, проходят школу на минском 125-кубовом.. И дорога в мотоспорт, как правило, начинается с него.Мотоциклы наш завод начал выпускать в 1951 году. Тогда это была известная модель М-1А с двигателем мощностью 4,25 л. с. Постепенно совершенствуя конструкцию, удалось поднять мощность до 7 л. с. на М-105 и до 9 л. с. на сменившей ее недавно модели М-106.Каждый новый наш мотоцикл сохранял не только прежний рабочий объем двигателя, но <и широкую взаимозаменяемость основных узлов и деталей с предшественниками. Не составляет исключения и М-106. В чем же его отличия? Прежде всего обращают на с...

Читать далее >>