Галогенные лампы

Что они дают и как ими пользоваться

 

Недавно возле магазина запчастей, где в кругу покупатели нередко открывают дискуссии и обмениваются опытом по любым вопросам эксплуатации автомобилей. я услышал такой разговор.

—У меня теперь со светом порядок! — похвалялся один. — Галогены поставил!

—Ну и как?

—Что ты! В десять раз фары лучше светят.

—А мне приятель из зарубежной поездки привез, — вступил в разговор третий, — так ГАИ запретила на «Волгу» ставить.

—Да ну, мода все это и больше ничего! — безапелляционно заявил один из слушателей. — И с обычными фарами жить можно.

—Точно. — поддержал его кто-то, — А стоят эти лампы — ого-го!

Слушал я этот спор и убеждался, что в общем-то большинство водителей еще плохо представляет себе, для чего нужны галогенные лампы, в чем их преимущество перед обычными и в каких условиях они дают наибольший эффект. На эту тему и хочется поговорить.

Конечно, системы освещения автомобилей еще далеки от совершенства. Потому и не прекращаются поиски любых путей для улучшения условий езды в темное время. Вот появились сравнительно недавно и галогенные лампы для автомобильных фар. Что они собой представляют? Чем отличаются от стандартной автомобильной лампы накаливания? Особенностями физико-химического процесса. Дело в том, что в колбу такой лампы заключают смесь инертных газов, содержащих галогены, например йод или бром. Если температуру этой смеси довести до 300 — 350 С. галогены вступают с испаряющимся вольфрамом нити в устойчивое газообразное соединение. Именно такой тепловой режим и создают на стенках колбы галогенной лампы, изготовленной для этого из специального тугоплавкого кварцевого стекла. При той же температуре, что имеет нить накала, соединение вольфрама и брома распадается, и вольфрам осаждается на раскаленной нити. В результате чего она постоянно восстанавливается. и теоретически галогенная лампа может работать бесконечно (на практике это пока не получается из-за несовершенной технологии производства). а кроме того, ее колба не чернеет от налета испаряющегося вольфрама. Все это вместе взятое позволяет, во-первых, увеличить более чем в полтора раза светоотдачу лампы, а во-вторых, обеспечить стабильность ее эксплуатационной характеристики в течение всего срока службы. Тогда как потемнение колбы, которое со временем происходит в обычных лампах, почти вдвое ослабляет их световой поток. Иными словами, две фары с галогенными лампами по световому эффекту заменяют минимум три фары с обычными той же мощности. Правда, стоимость их еще высока, но игра стоит свеч.

Галогенные лампы выпускаются с одной или двумя нитями накаливания. Однонитевые используются главным образом в дополнительных фарах — про-тивотуманных, фарах-прожекторах. В тумане, например, они позволяют на 10—20% повысить безопасные скорости движения. Такие противотуманные фары и эффективнее на поворотах: они высвечивают более удаленные препятствия, сокращают "слепые зоны". На 30 — 40% возрастает с галогенными лампами дальность действия фар-прожекторов.

Двухнитевые применяются в фарах головного света. И они заметно улучшают условия видимости препятствий на дороге благодаря большей освещенности и яркости покрытия. более высокой контрастности объектов и деталей фона, более широкому световому пятну на рабочем участке поля зрения. Повторяем, сила света фар с галогенными лампами в направлении обочин и дороги почти вдвое выше, чем с обычными.

Но есть, как говорят, у этой медали и оборотная сторона. Фары с галогенными лампами и слепят больше. Приблизительно на 10—15%. Притом эти результаты получены в сравнительных испытаниях на дорогах с покрытием высокого качества. На неровных же дорогах, а также в случаях, когда нарушена регулировка фар, они могут вызвать и более сильное ослепление. Поэтому, я частности, с учетом наших условий эксплуатации специалисты сочли пока нецелесообразным применение галогенных ламп в фарах ближнего света. Их разрешено устанавливать в фары дальнего света, там. понятное дело, где они конструктивно выполнены отдельно на ВАЗ —2103, ВАЗ —2106. «Москвиче—408Э», то есть на моделях с четырех-фарной системой освещения. Когда н конструкциях наших автомобилей, а такие работы уже ведутся, появятся устройства для корректировки угла наклона фар в зависимости от нагрузки, галогенные лампы можно будет применять без всяких ограничений.

Так что, возвращаясь к дискуссии у магазина, с которой начата статья, скажу, что, запретив установку галогенных ламп в фары «Волги». ГАИ поступила совершенно правильно. Пока будем использовать их в фарах дальнего света, то есть в обстановке, когда близко нет водителей, движущихся во встречном направлении, когда ваш сильный свет никому не мешает и только на пользу.

Вместе с тем хочу дать несколько советов водителям. Если в фарах дальнего света вашей машины стоят галогенные лампы, не забудьте, что они слепят других водителей с большего расстояния, чем обычные фары. Поэтому переключать свет при встречных разъездах только за 150 метров, как того требуют Правила дорожного движения (в расчете на обычные), в таких случаях поздно. Это нужно делать метров за 200 -250.

Учтите также, что при переключении света на ближний усилится эффект «черной ямы» — провал этот будет более резким, потеря видимости станет более ощутимой. Поэтому надо заблаговременно снижать скорость. Это надо делать, разумеется, всякий раз при переходе с дальнего света на ближний, но при выключении галогенных ламп — до более низкого предела: 30 — 40 км/ч.

Наконец, последний совет — по эксплуатации самих галогенных ламп. Старайтесь. чтобы при замене их или просто обслуживании оптических элементов фар колбы ламп оставались абсолютно чистыми. Ведь рабочая температура здесь высока, и частицы грязи, масла, которые с ваших рук могут попасть на стекло, запекаются на его поверхности и значительно снижают световые параметры.

Итак, эффективность и перспективность галогенных ламп не вызывает сомнений, но только при их грамотной эксплуатации, при более внимательном отношении к другим водителям, на машинах которых стоят обычные фары.

К. ЛЕВИТИН, заведующий отделом НИИавтоприборов, кандидат технических наук

 

Комплект патронов и галогенных ламп для фар дальнего света, выпускаемых рижским опытным заводом средств механизации.

Комплект патронов и галогенных ламп для фар дальнего света, выпускаемых рижским опытным заводом средств механизации.

 

Галогенные лампы


Вот так меняется дальность видимости, скажем, пешехода в темной одежде при освещении дороги галогенными (1) и обычными (2) фарами легкового автомобиля на ближнем (а) и дальнем (б) свете.


 

1980N02P21

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Ява 638-1-04

Что новенького в Яве ?   Летом прошлого года редакция получила от ВТО «Мотоков» для испытаний последнюю модификацию ЯВА-350 638-1-04. Красивый мотоцикл, ничего не скажешь! При беглом осмотре мотоцикл показался чуть выше привычной для нас базовой модели. Стали разбираться. Действительно, задние амортизаторы установлены с большим наклоном в результате смещения вперед точек крепления на раме. Сочетание прогрессивно навитых пружин и наклона амортизаторов обеспечило хорошую плавность хода. Уже нет нужды привставать на подножках, когда заднее колесо влетает в небольшую яму или выбоину на дороге. На переднем колесе нашей ЯВЫ шина с характерным шоссейным протектором (ею комплектуют отдельные партии мотоциклов). С такой шиной мотоцикл уверенно чувствует себя при торможении, в повороте. Через какое-то время у водителя возникает ощущение, что он сможет проехать знакомый ему поворот с большим углом наклона и, понятно, на большей скорости. Это до тех пор, пока дорога сухая. Стоит ...

Читать далее >>

Слово водителям Яв. Читательская конференция для владельцев чехословацких мотоциклов в 1966 году

Слово водителям Яв  Самая маленькая площадь в Москве— площадь Куйбышева — в один из июньских вечеров стала самой большой стоянкой мотоциклов «Ява» и «Чезет», прописанных в столице. Не случай, конечно, привел сюда в один день и час столько чехословацких машин. Информация в «Вечерней Москве» и объявления извещали о том, что в клубе Министерства финансов редакции журналов «За рулем» и «Мотор-ревю» (ЧССР) проводят читательскую конференцию для владельцев чехословацких мотоциклов. Несколько сот «явистов» заполнило большой зал. Многие прямо с работы. В кожанках, со шлемами в руках. А за этими людьми — огромная аудитория в полмиллиона человек. Мы не оговорились. Именно столько мотоциклов, мопедов, мотороллеров, сделанных в ЧССР, продано за последние годы у нас в стране. Импорт изделий чехословацкой мотопромышленности — один из многих компонентов взаимного товарооборота между двумя братскими ст...

Читать далее >>

Рекомендации владельцам тяжелых мотоциклов

Я делаю так ...   Автор предлагаемого материала — инженер С. НАУМОВ из г. Ирбита, опытный мототурист, неоднократно участвовавший в дальних и сложных испытательных и туристских походах на мотоциклах «Урал». Его рекомендации, подсказавшее и проверенные опытом, без сомнения, пригодятся всем владельцам тяжелых мотоциклов. А может быть и не только им. Для удобства изложения я разделил свои предложения по темам. И начну с электрооборудования. Чтобы облегчить установку двух последовательно соединенных аккумуляторных батарей ЗМТ-6, нужно от старой мотоциклетной камеры отрезать кольцо шириной 30 мм и надеть сразу на две банки. А лучше — два таких кольца, расположив их в верхней и нижней части банок.   Рис. 1. Соединение клемм двух батарей пластиной, установка резиновое кольца шириной 30 мм.  Советую соединить клеммы « +» одной батареи и «—» другой пластиной из нержавеющей стали или луженой меди (рис. 1), а выводы, с которых ...

Читать далее >>

Как легче снять цилиндры на Яве. Защитные прокладки на шпильки

Защитные прокладки на шпильки   После длительной эксплуатации мотоцикла ЯВА, особенно в сельской местности, бывает трудно снять цилиндры: пыль и песок, смешиваясь с маслом, плотно забивают отверстия под шпильки. К тому же при разборке часть этой грязи попадает в картер, как ни стараешься его закрыть.   Прокладка под головку   Я избавился от этой неприятности следующим образом. Из сырой резины толщиной около 2 мм вырезал шесть прокладок (согласно рисунку) и надел их на шпильки до установки головки. При работе двигателя от нагрева они вулканизуются и надежно закрывают отверстия от пыли. Уже несколько лет я успешно применяю этот способ. В. КОРОТЧИКОВ Гомельская область, г. Озераны   1989N07P33

Читать далее >>

Об эксплуатации мотоциклов ИЖ. Ответы на вопросы владельцев (1965 г.)

Ответы на вопросы владельцев     Сейчас мотоциклетный сезон о разгаре. У владельцев ИЖей — самых популярных в нашей стране мотоциклов — накопилось немало вопросов. Об этом пишут в редакцию наши читатели В. Метревели (г. Батуми), В. Коненко (г. Харьков), Ю. Некрасов (г. Москва), Э. Эльяшов (г. Одесса), А. Демченко (г. Тбилиси) и многие другие.На вопросы владельцев мотоциклов ИЖ отвечают инженеры Ижевского машиностроительного завода В. Абрамян и В. Рожнов.   НА МОТОЦИКЛЕ «ИЖ-ЮПИТЕР» ПЕРВОГО ВЫПУСКА ИНОГДА НЕРАВНОМЕРНО РАБОТАЮТ ЦИЛИНДРЫ. УСТРАНИМ ЛИ ЭТОТ ДЕФЕКТ И В ЧЕМ ЕГО ПРИЧИНЫ? ПОМОЖЕТ ЛИ УСТАНОВКА ОДНОГО ПРЕРЫВАТЕЛЯ И ДВУХИСКРОВОЙ КАТУШКИ?   Да, действительно, у некоторых мотоциклов цилиндры работают неравномерно. Специальными исследованиями» проведенными на заводе, было установлено, что создают эту неравномерность в основном два дефекта. Первый — выступы между сопловой камерой и корпусом карбюратора (рис. 1), поставляемого Лен...

Читать далее >>