Установка тормоза на коляску мотоцикла М-61

Установка тормоза на коляску мотоцикла М-61


Мотоциклы М-72, М-61, М-62 производства ирбитского мотозавода пользуются доброй славой у мотолюбителей и спортсменов. Но эти надежные и выносливые машины имеют существенный недостаток. При эксплуатации с коляской их тормозные качества резко снижаются. Причина заключается в том, что на колесе коляски нет тормоза. Это приводит к многим нежелательным последствиям: быстро изнашиваются шины, тормоза и другие узлы мотоцикла. При резком торможении инерционные силы стремятся занести коляску.

 

Устройство тормоза

Рис. 1. Устройство тормоза:
1 — тормозная педаль; 2 — кнопка управления стоп-сигналом; 3 — упор оболочки тормозного троса; 4 — тормозной трос; 5 — хомутик крепления троса; 6 — рама коляски; 7 — тормозной диск коляски; 8 — рычаг торсиона; 9 — тормозной диск заднего колеса мотоцикла.

 

Чтобы избежать всего этого, я решил снабдить коляску своего мотоцикла М-61 тормозом. Устроен он просто (рис. 1) и действует очень эффективно. На ось колеса коляски вместо защитного колпака устанавливается несколько измененный тормозной диск переднего колеса мотоцикла М-72.

Переделка заключается в замене распорной втулки; кроме того, обрезается прилив ступицы. Для этого снимают с диска тормозные колодки, разжимной кулачок с рычажком, выбивают распорную втулку. Диск устанавливают в патрон токарного станка наружным приливом ступицы наружу. Обрезают прилив так, чтобы высота диска была равна 35 мм.

Далее протачиваю отверстие ступицы до диаметра 30 мм. Затем вытачивают стальную втулку и запрессовывают в отверстие, как показано на рис. 2. Тормозной диск собирают и устанавливают на ось коляски так, чтобы тормозной рычажок находился наверху, а конец оси тормозных колодок — под рычагом торсиона (рис. 2).

 

Тормозной диск и рычаг торсиона

Рис. 2. Тормозной диск и рычаг торсиона

 

Чтобы диск не провертывался вокруг оси, его положение фиксируют. Для этого конец оси тормозных колодок вставляют во втулку и приваривают ее к нижней части рычага торсиона. Затем надевают колесо.

Тормоз приводят в действие педалью и гибким тросом. Педаль крепят к кронштейну, который приваривают к раме коляски.

Тормоз коляски действует синхронно с тормозом мотоцикла — их спаренные педали нажимаются одновременно. Тормозное усилие на колесе коляски меньше, чем на колесах мотоцикла.

 

Педаль тормоза коляски

Рис. 3. Педаль тормоза коляски

 

Конструкция педали и ее крепление показаны на рис. 3. Изготовить ее можно в любых мастерских, где имеются сварка, токарный и сверлильный станки.

Все детали педали собирают в отдельный узел, который устанавливают на свое место так, чтобы лапка ее была размещена поверх лапки педали тормоза мотоцикла, а кронштейн плотно прилегал к трубе рамы коляски снизу.

Лапки педалей тормоза мотоцикла и коляски обматывают изоляционной лентой или тонкой резиной.

Кронштейн прикрепляют электросваркой, а затем обваривают его. К этой же трубе приваривают упор для оболочки тормозного троса. Последний можно взять с переднего колеса мотоцикла Или изготовить самому. Для этой цели используют оболочку троса спидометра автомобиля. В нее вставляют трос толщиной 2,5—3 мм (6X37 или 6X61). Концы его переплетают.

Далее трос устанавливают на место. Один конец его оболочки вставляют в выточку регулировочного винта (его предварительно завинчивают до отказа), другой — в упор, приваренный против рычажка тормозной педали. Трос крепят соединительными пальцами и шплинтуют в проушинах рычажков тормозного диска и педали.

Чтобы лапки педалей при движении не создавали шума, их необходимо соединить между собой. Теперь остается отрегулировать тормоза заднего колеса мотоцикла и коляски. Правильность регулировки определяют, убеждаясь в том, что в момент торможения мотоцикл не уводит ни влево, ни вправо.

Применение дополнительного тормоза требует установки на мотоцикле стоп-сигнала. Для этого взамен заднего фонаря М-61 используют стандартный задний фонарь мотоцикла ИЖ-56 с кнопкой управления, которую помещают на кронштейне педали тормоза коляски.

Тормоз на колесе коляски повышает безопасность движения, увеличивает срок службы мотоцикла и шин. Хочется верить, что ирбитский мотозавод, совершенствуя свои новые машины, снабдит их тормозом для бокового прицепа.

Инженер В. ЕВЛАШЕВИЧ.

г. Ново-Куйбышевск, Куйбышевской области.



1963N04P23

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Мотороллер М-175

Новый мотороллер на базе Ковровца-175     Мотороллер и мотоцикл. У каждого из них есть свои достоинства и недостатки. По комфортабельности и удобствам мотороллеры значительно превосходят мотоциклы, но уступают им в устойчивости и проходимости. Как создать машину, которая воплотила бы в себе положительные качества мотоцикла и была бы лишена недостатков, присущих мотороллеру? После длительных экспериментов, изучения отечественного и зарубежного опыта конструкторы пришли к выводу, что такой мотороллер можно сделать, используя мотоциклетные агрегаты. Общность назначения, конструктивная близость этих машин — хорошая основа для унификации их узлов и деталей. Учитывая это, ЦКЭБ мотоциклостроения разработало конструкцию и построило опытный образец мотороллера М-175 на базе «Ковровца-175». Двигатель мотороллера унифицирован с двигателем этого мотоцикла; его рабочий объем — 173,7 см3, диаметр цилиндра — 61,75 мм, ход поршня — 58 мм, степень сжатия &...

Читать далее >>

Каким будет мотороллер Вятка 175

Ширится семейство Вятки   Если бы не новые, сверкающие яркой краской мотороллеры с эмблемой «Вятка», приготовленные к отправке, территорию завода можно принять за строительную площадку. Здесь воздвигаются новые корпуса и расширяются существующие, прокладываются внутризаводские конвейеры-транспортеры, сооружаются склады готовой продукции. ...Отдел главного конструктора завода. Сейчас здесь рождается «Вятка-175». Эта модель будет оборудована двухтактным одноцилиндровым двигателем рабочим объемом 175 см3 с принудительным воздушным охлаждением. Двигатель еще не испытан, поэтому трудно сказать о его мощности. Однако конструкторы предполагают, что она будет не менее 7—7,5 л. c., и мотороллер сможет развить скорость до 80 км/час. У нового двигателя есть существенная особенность — поршень, цилиндр, кривошипно-шатунный механизм и детали коробки передач унифицированы с деталями «Ковровца». Такая унификация принята для удобства ремонта, обслужи...

Читать далее >>

Мотороллер Тулица. Люк в кожухе мотороллера Тулица

Владельцам Тулицы  У тульских мотороллеров двигатель можно пустить не только электростартером, но и педалью. Чтобы добраться до нее, надо поднимать кожух, а это неудобно, когда на багажнике есть вещи» Чтобы облегчить доступ к педали, а заодно и к бензокранику и карбюратору, я сделал в кожухе люк, как показано на фото. Ширина его вверху 300, внизу 90 мм. Крышка люка соединена с кожухом мебельной петлей, закрепленной винтами с гайками, и запирается подходящим мебельным замком. Нижняя часть кожуха в месте выреза усилена планкой на болтах.Г. ГАВУКАИвано Франковская область, с. Рожнов Люк в кожухе мотороллера Тулица : 1 — седло; 2 — крышка люка; 3 — замок; 4 — петля; 5 — педаль кик-стартера; 6 — усиливающая планка.   1984N04P33

Читать далее >>

Испытания MZ TS-250/1

Сезон на МЦ ТС-250/1 На МЦ ТС-250/1 чувствуешь себя уверенно в потоке транспорта. В прошлом году редакция получила от мотозавода в Цшопау (ГДР) для проведения теста новую модель мотоцикла МЦ ТС-250/1. О его конструкции было рассказано в декабрьском номере журнала (1978 г), а сегодня, удовлетворяя интерес мотолюбителей, публикуем заметки об эксплуатационных испытаниях. На спидометре МЦ — 8000 километров. Пробег небольшой, но и он позволяет оценить основные качества мотоцикла. Силовой агрегат. Главная новинка в его конструкции — пятиступенчатая коробка передач, атрибут спортивных мотоциклов, перенесенный на дорожную модель. Чем это вызвано, оправдано ли такое решение? Эти вопросы я задавал себе, впервые садясь за руль. К новой коробке передач привыкаешь быстро. Правда, манипулировать рычагом переключения приходится чаще, но неудобства, которые испытываешь лишь вначале, с лихвой окупаются возросшей динамикой мотоцикла. Работу двигателя легче приспособить к меняющимся дор...

Читать далее >>

Мотоцикл ИЖ Планета Спорт. Наиболее частые вопросы и ответы на них

В вопросах и ответах  В редакцию за последнее время все чаще приходят письма читателей с вопросами но мотоциклу «ИЖ—Планета-спорт». Мы отобрали наиболее характерные из них и обратились на завод-изготовитель. Ответы конструкторов, специалистов — перед вами.Какие изменения претерпел мотоцикл в процессе производства с начала выпуска по настоящее время?Изменений довольно много. Назовем основные из них. В двигателе — новая головка цилиндра. Теперь ее оребрение не «веерное», а обычное, и вместо камеры сгорания типа «жокейский картуз» — камера, образованная концентричными сферами. Увеличено количество винтов, стягивающих половинки картера и крышки, а крепление двигателя к раме мотоцикла усилено. Усовершенствована форма глушителя, благодаря чему исключено соприкосновение его с дорогой при наклонах машины, а также увеличен диаметр выпускной трубы. Импортный карбюратор «Микуни» заменен отечественным К62М, имеющим ф...

Читать далее >>
Мотоцикл Honda CBR 600F 2012 фото Мотоцикл BMW R 1200R 90th Anniversary 2013 фото Мотоцикл Honda VT 750T Shadow Touring 2008 фото Мотоцикл Yamaha YZ 450 SM 2013 фото
Мотоцикл KTM 690 Enduro R 2019 фото Мотоцикл KTM 350 FREERIDE 2012 фото Мотоцикл MV Agusta F4 750S Evo 2003 фото Мотоцикл Honda NX 650 Dominator 1999 фото