Изучающим мотоцикл. Мотоцикл как таковой

Изучающим мотоцикл

Мотоцикл

Морозную тишину зимнего леса разорвал перестук автоматных очередей и треск мотоциклов. Это авангард -«наступающей части» — мотоциклисты-разведчики — обнаружили «противника» и завязали «бой» до подхода главных сил. Так начались очередные занятия.
Фото В. Высоцкого


Сводки Совинформбюрог страницы фронтовой печати нередко в годы минувшей войны пестрели такими сообщениями: группа мотоциклистов-разведчиков, проникнув в тыл противника, захватила переправу через водный рубеж и мужественно удерживала ее до подхода главных сил... Разведчики на мотоциклах разгромили вражеский штаб, пленили фашистского генерала, доставили важные документы...

Фронтовики-мотоциклисты снискали себе славу мужественных и умелых воинов, Мотоцикл в бою нес многие службы — в разведке, в подразделениях связи, в штабах.

Ныне он так же находит применение в войсках. В программу начальной военной подготовки включено 40-часовое обучение призывников по специальности водителя мотоцикла. Помочь молодым людям лучше освоиться с этим видом техники — такую цель ставит перед собой редакция «За рулем», намереваясь в 1974 году опубликовать серию статей под рубрикой «Изучающим мотоцикл».

Сегодня мотоциклом никого не удивишь. Надежные, быстрые, легко управляемые маленькие машины служат людям разных специальностей и в разных уголках страны. На селе мотоцикл, пожалуй, самое распространенное средство сообщения между жильем, полями и фермами. Мотоциклы «в рабочей спецовке» развозят по улицам городов продукты и товары ширпотреба. Они служат в милиции. На них выполняют боевые задачи воины-разведчики, связисты, пограничники. О туристах, охотниках и рыболовах и говорить нечего — эти без мотоцикла как без рук. Словом, мотоцикл — одна из характерных примет нашей жизни.

В этой серии мы будем исходить из перечня тем, предусмотренных программой. Но свою задачу видим не в том, чтобы идти «след в след» с ней, а в движении «на параллельных курсах». Это позволит давать материалы, сравнительно редко встречающиеся в литературе и помогающие молодым мотоциклистам шире взглянуть на предмет изучения.

Предлагаем первый материал из этой серии. Одновременно хотим напомнить: вождение мотоцикла, мотоциклетный спорт развивают смелость, закаляют мускулы и волю — качества, необходимые защитникам Родины.

Между тем история этого средства передвижения не так уж долга. И чтобы перелистать ее страницы, нужно не так много времени.

Родился мотоцикл в Германии. 29 августа 1885 года инженер и изобретатель Готлиб Даймлер выехал за ворота своей мастерской на сконструированном им двухколесном аппарате с бензиновым двигателем. С высоты нашего нынешнего положения мы склонны порой несколько иронически смотреть на прародителей современных чудесных машин. И напрасно! Несмотря на всю свою непритязательность, конструкция Даймлера уже содержала принципы, оставшиеся незыблемыми до наших дней. Двигатель мощностью в половину лошадиной силы размещался между колесами, у основания двойной рамы. Бензобак располагался над двигателем. Двухступенчатая ременная передача позволяла изменять скорость движения от 5 до 18 км/час. При необходимости натяжение ремня уменьшалось, и двигатель мог работать вхолостую.

В последующие 15 лет конструкторы во многих странах пытались найти иные формулы мотоцикла: менялись расположение двигателя и бензобака, принцип передачи усилия от двигателя и форма рамы, система зажигания и число колес. Но уже первое десятилетие XX века можно считать периодом, когда окончательно утвердилась классическая компоновка, так удачно найденная Даймлером. В это же время ременная передача постепенно сдает позиции под натиском кардана и цепи, а простейший испарительный карбюратор уступает место пульверизационному. Зажиганию от трубки накаливания все чаще предпочитают аккумуляторное. А к концу десятилетия появляется и магнето. Однако на большей части мотоциклов еще остаются велосипедные педали — как признак неуверенности в надежности мотора и, отчасти, как подножки для водителя.

К 1912—1914 годам относятся попытки снабдить мотоцикл подрессоренной передней вилкой. В это же время окончательно приживается на нем коробка передач автомобильного типа с передвижными шестернями. В дальнейшем происходит только совершенствование отдельных узлов, агрегатов и систем.

В России первые двух- и трехколесные мотоциклы появились в 1894—1898 годах. Позже, в 1913—1914 годах были предприняты шаги по организации сборки мотоциклов из покупных деталей на заводе «Дукс» в Москве и на велосипедном заводе в Риге. Но война прервала их. И именно в это время мотоциклы во множестве проникли в Россию — они понадобились для фронта и были закуплены в Англии и Америке. Это небольшое разнопородное и разномастное «стадо» досталось в наследство молодой Стране Советов.

Уже в 1924—1932 годах конструкторы-энтузиасты разрабатывают первые отечественные модели. В Москве под руководством инженера П.Н.Львова в 1924 году создан опытный образец 500-кубового мотоцикла «Союз». В 1928— 1931 годах в Ижевске группой конструкторов под руководством инженера П. В. Можарова спроектированы, изготовлены и испытаны опытные образцы мотоциклов ИЖ-1, ИЖ-2, ИЖ-3, ИЖ-4 и ИЖ-5.

Началом же серийного производства следует считать 1933 год, когда в Ленинграде на заводе «Промет» был налажен выпуск мотоциклов Л-300 («Красный Октябрь»), а затем на «Ижстальза-воде» — мотоциклов ИЖ-7, представлявших собой несколько измененный вариант Л-300.

К этому времени мировое мотоцикло-строение уже одержало немало побед. Мотоцикл стал популярным и признанным средством передвижения. По данным 1928 года,1 мотоцикл приходился: в Испании — на 28 кв. километров территории, в Швеции — на 11, в Чехословакии — на 6, во Франции — на 3, в Англии — на 0,2.

В Советском Союзе в разное время перед войной производство мотоциклов осваивается кроме Ижевска в Москве, Ленинграде, Харькове, Подольске, Таганроге, Серпухове.

В военные годы они выпускались: сначала в Ирбите, Горьком и Тюмени, а потом только в Ирбите и Горьком. О трудовом героизме мотоциклостроителей можно судить хотя бы по такому факту: первая партия оборудования, вывезенного из Москвы, была доставлена в Ирбит в декабре 1941 года. Через два месяца (!) завод дал первые мотоциклы М-72, а к концу 1942 года на фронт было отправлено 1587 таких машин.

Подлинное свое развитие отечественная мотопромышленность получила в послевоенные годы. Ведущими становятся заводы в Ижевске, Киеве и Минске. Сохраняется производство в Ирбите. Несколько позже начинает выпускать легкие мотоциклы Ковровский завод. А в 1956 году налаживается выпуск моторол-

леров на Тульском и Вятско-Полянском заводах. О темпах послевоенного развития этой отрасли промышленности можно судить хотя бы по таким цифрам. В 1950 году в СССР выпускалось 123 тысячи мотоциклов (для сравнения в Англии — 150 тысяч, в Италии — 331 тысяча), в 1960 году — 734 тысячи (в Англии— 199 тысяч, в Италии — 670 тысяч), в 1968 году — 1326 тысяч (в Англии — 170 тысяч, в Италии — 671 тысяча).

Ныне советские мотоциклы заслуженно пользуются на мировом рынке репутацией самых добротных, надежных и неприхотливых машин. Их охотно покупают во многих странах. Один только Ижевск отправляет свои машины по 47 зарубежным адресам. Это — лучшая аттестация для всей нашей мотопромышленности.

На этом мы закончим историческую справку и перейдем ко второму вопросу, поговорим о том, какие бывают-мотоциклы.

Для этого вернемся на минуту к началу статьи. Там отмечено, что сфера применения мотоциклов очень широка. Отсюда можно заключить, что и конструктивно они должны быть разными. По качествам, связанным с назначением, мотоциклы делятся на три основные разновидности: дорожные, спортивные и специальные. В первую, самую большую группу входят все те машины, которые продаются в личное пользование. Их отличительные признаки: полное электрооборудование, глубокие щитки колес, предохраняющие водителя и пассажира от забрызгивания, сравнительно большой вес, связанный с необходимостью обеспечить долгую службу, тщательность отделки.

Спортивные мотоциклы, в свою очередь, делятся на типы в зависимости от того, для каких соревнований они предназначены. Но всех их роднит предельная облегченность, отсутствие приборов освещения (кроме мотоциклов для многодневки), высокая степень форсировки двигателей.

Наконец, мотоциклы третьей группы — это те же дорожные, но отличающиеся от первых узлами и агрегатами, которые помогаю^ выполнять специальные задачи. Например, армейские машины имеют задний ход и привод от двигателя на колесо коляски; милицейские снабжаются рацией, дополнительными фарами, сиреной; работающие в торговле оборудуются прицепами разной грузоподъемности или кузовами и т. п.

Мы будем говорить о наиболее распространенной категории — о дорожных мотоциклах. Это оправдано и методически: первичное обучение всегда ведется именно на них. В зависимости от рабочего объема двигателя все они делятся на несколько классов.

Право открыть «мотоциклетную табель о рангах» предоставляется самому «младшему по чину» — мотовелосипеду. Его «особые приметы»: простейший двигатель без коробки передач и велосипедные педали. Если на велосипед поставить моторчик — это как раз и будет мотовелосипед.

Мопед немного сложнее, он уже имеет двух- или трехступенчатую коробку передач.
Если снабдить мопед кикстартером, убрать велосипедные педали и вместо них поставить подножки для водителя — мы получим мокик. По существу это уже настоящий мотоцикл [микромотоцикл — так его иногда и называют).

И мотовелосипед, и мопед, и мокик обычно имеют двигатели, рабочий объем которых не превышает 50 см3. С увеличением этого показателя двухколесный экипаж неизбежно «переходит в следующий класс».

Он объединяет легкие мотоциклы, имеющие двигатели рабочим объемом до 175 см3. Затем следуют средние — до 350 см3 и тяжелые — свыше 350 «кубиков».

Несколько особняком в этой классификации стоят мотороллеры. У них — маленькие колеса и сильно развитая облицовка, закрывающая все агрегаты. Характерна и совершенно особая посадка водителя — «как на стуле».

Для того чтобы можно было сравнить между собой разные модели, все мотоциклы, как уже сказано, делятся на классы. Принят такой классификационный ряд: 50, 75, 100, 125, 175, 250, 350, 500, 750, 1000 и 1300 см3 (цифры обозначают предельный рабочий обьем двигателя). Мотоциклы промежуточных кубатур, например 150 см3 или 400 см3, относятся к соответствующим классам— в нашем примере — «175» и «500».

Не менее (если не более!) важной следует признать классификацию мотоциклов по типу двигателя. В зависимости от характера рабочего процесса различают четырехтактные и двухтактные двигатели. У нас четырехтактными моторами оснащаются только тяжелые машины из Киева и Ирбита. Это не противоречит мировой практике: она показывает, что четырехтактные двигатели, как правило, имеют рабочий объем от 250 см3 и выше, а двухтактные — не выше 500 см3.

Есть и еще один классификационный признак — число цилиндров. Положение и в этом случае уже довольно четкое: двигатели рабочим объемом от 250 см3 и выше, как правило, имеют два цилиндра, а моторы меньших кубатур прекрасно обходятся одним. Как и в любом правиле, здесь тоже есть исключения: японская фирма «Хонда» выпускает 125-кубовые многоцилиндровые четырехтактные мотоциклы, а «ИЖ-Планета» имеет одноцилиндровый 350-кубовый двухтактный двигатель.

Двигатели с тремя, четырьмя и шестью цилиндрами вообще являются редкостью. Кроме сверхдорогих супермоделей они применяются только на специальных гоночных мотоциклах.

Иногда различают мотоциклы по типу главной передачи и по типу рамы — но эти признаки не столь существенны. О них мы поговорим, когда будем рассматривать соответствующие узлы.

Наконец (и об этом мы упоминали), мотоциклы делятся на одиночные и с боковым прицепом (коляской). Поскольку боковой прицеп всегда можно отсоединить и мотоцикл ((при некоторых изменениях в главной передаче) эксплуатировать без нее, то об этом мы еще поговорим более подробно.

Б. ДЕМЧЕНКО, мастер спорта

 

1974N02P4-5

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Jawa 638-5-00

Мотоцикл Ява 638 модель 5-00     Со второй половины 1984 года в СССР стали поступать чехословацкие мотоциклы . Это модель переходная между хорошо известной машиной Ява-634 и новой конструкцией Ява-638-0-00 («За рулем», 1984, №10). Новые двигатель, электрооборудование, передняя вилка — вот что прежде всего отличает модель 638-5-00. Двигатель. Хотя компоновка его принципиально не изменилась, он подвергся основательной модернизации. Цилиндры не из чугуна, а из алюминиевого сплава с запрессованной чугунной гильзой. У алюминиевых головок теперь по-иному расположены ребра. Результат — более эффективное охлаждение цилиндров и головок, более равномерное распределение тепловых нагрузок. Также в целях лучшего охлаждения наклон осей цилиндров относительно вертикали уменьшен с 25 до 15°.   1. Расстояние между осями цилиндров увеличено на 12 мм по сравнению с моделью ЯВА-634. Это позволило в интересах повышения долговечности установить среднюю шейку коле...

Читать далее >>

40000 км на Ява 634-8-00

 ПРАВИЛЬНАЯ ОБКАТКА — ЗАЛОГ ДОЛГОВЕЧНОСТИ В ХОЛОДНОМ ДВИГАТЕЛЕ ИНТЕНСИВНЕЙ ИЗНОСВЫШЕ ОБОРОТЫ — ЛЕГЧЕ ДВИГАТЕЛЮЧАЩЕ ОБСЛУЖИВАЕШЬ — РЕЖЕ РЕМОНТИРУЕШЬПриобретая мотоцикл новой для себя марки, человек, естественно, интересуется всем, что касается этой машины. На что обратить внимание при обкатке, в чем особенности вождения и обслуживания, какова долговечность основных узлов и агрегатов и т. п.? Эти вопросы часто встречаются в письмах читателей. Ответы на них содержатся в публикуемом здесь материале о Jawa-350, но многое в нем справедливо и для других мотоциклов с двухтактным двигателем («Восход», ИЖ и др.). Подготовил его опытный мотоциклист, консультант журнала инженер Э. Коноп.Эксплуатировать Jawa-350 типа 634 модели 8-00 мы начали четыре года назад, ездили в самых разнообразных условиях, при различных нагрузках, на всех мыслимых режимах. Тогда, весной 1977 года, вынутая нами из ящика ЯВА ничем не отличалась от множества других, находившихся во дворе ма...

Читать далее >>

CZ 988 Туристический мотоцикл

Мотоциклы категории «Эндуро» (по-испански — выноcливый) сегодня завоевали широкую популярность. Они предназначены для туристских поездок по проселку, лесным, каменистым. заснеженным' дорогам и отличаются от обычных дорожных моделей малым весом, высоко поднятыми глушителями и щитками колес, шинами с развитыми грунто-зацепами, отсутствием декоративных деталей и меньшим, точнее минимальным, комфортом. Эти спартанские по характеру мотоциклы можно назвать чем-то средним между дорожными и кроссовыми. На первый взгляд «Эндуро» легко отличить от кроссовой машины по наличию фары. Модель «988» типа «Эндуро» включило в свою производственную программу известное чехословацкое предприятие "ЧЗ". По существу, это модификация кроссового мотоцикла ЧЗ. но с менее форсированным двигателем (ниже степень сжатия и мощность), повышенными надежностью и долговечностью, полным электрооборудованием. в том числе фарой, указателями поворота, генера...

Читать далее >>

Мотоцикл ИЖ. Как избавиться от стука в передней вилке

Как избавиться от стука При поездках по плохим дорогам на мотоциклах ИЖ часто слышен стук в передней вилке. Мотолюбители предлагали несколько вариантов, исключающих это неприятное явление (см. например, «За рулем», 1973, № 10).Мы используем более доступный способ, который дает тоже неплохие результаты: вводим в амортизатор два резиновых кольца, как показано на рисунке.Переделка амортизатора передней вилки: 1 — шток; 2 — наконечник; 3 — верхнее кольцо; 4 — шайба; 5 — клапан; 6 — шпонка; 7 — нижнее кольцо; 8 — поршень; 9 — корпус амортизатора.Верхнее кольцо 3 толщиной 5 мм надевается на шток выше обратного клапана. нижнее — 7 толщиной 2 мм — на шток между обратным клапаном и поршнем (его роль — повысить компрессию). Чтобы верхнее кольцо служило дольше и не разбивалось обратным клапаном, можно между ними надеть дополнительно металлическую шайбу 4 толщиной 2 мм. Резиновые кольца вырубаем гильзой от охо...

Читать далее >>

Мотоцикл ИЖ Юпитер 5. Плюсы и минусы новой модели

Плюсы и минусы новой модели   В сентябрьском номере журнала за 1985 год было рассказано об испытательном пробеге по Средней Азии, во время которого мы познакомились с новыми мотоциклами «ИЖ-Юпитер—5». Одна из этих машин, укомплектованная новой коляской ВМЗ.9.702, после пробега была предоставлена редакции для испытаний.Был май, когда я выехал на ней из Устинова в Москву. Конечно, не терпелось самому ощутить приспособляемость мотоцикла к изменениям дорожных условий, сравнив его с «Юпитером—4» («За рулем», 1982, № 7), у которого были иные мощностные характеристики. В Средней Азии на мою долю выпали лишь равнинные дороги, где оценить этот показатель было невозможно. Теперь же участка Устинов—Казань хватило, чтобы сделать первые выводы.На длинных горизонтальных прямых я пытался найти ту минимальную скорость на прямой передаче, с которой можно разгоняться. Получилось, что при 30 км/ч двигатель еще работает устойчиво и рывков в т...

Читать далее >>