Продовольственная программа, принятая майским (1982 г.) Пленумом ЦК КПСС, поставила задачу в период до 1990 года значительно увеличить производство продовольственных товаров, необходимых для более полного удовлетворения постоянно возрастающих потребностей населения. Определенную долю сельскохозяйственной продукции составляет то, что производится на землях приусадебных и кооперативных подсобных хозяйств. У сельских жителей, отдающих свое свободное время этому ватному государственному делу, среди прочей техники, помогающей в труде и быту, традиционно популярны тяжелые мотоциклы с коляской. Они удобны в эксплуатации, обладают отличной проходимостью по грунтовым дорогам, а их мощность позволяет перевозить тяжелые грузы.
Эти транспортные средства становятся еще более полезными сельским труженикам, если вместо пассажирской коляски, предусмотренной заводом, оборудовать их грузовым кузовом, который вполне можно изготовить самостоятельно. Идя навстречу пожеланиям сельских жителей, компетентные организации разработали и утвердили нормативы, на основе которых можно в домашних условиях построить грузовой кузов любого типа: закрытый, открытый, с убирающимся верхом, откидывающимися бортами и т. д. При этом, безусловно, должны учитываться конструктивные характеристики конкретного мотоцикла и требования, о которых у нас и пойдет здесь речь.
В первую очередь надо сказать о положении, едином для всех самостоятельно изготовляемых кузовов к мотоциклам: их грузоподъемность не должна превышать 100 кг. При этом не может быть увеличена полная масса всего транспортного средства против указанной в заводской инструкции по эксплуатации.
Наружные размеры грузового кузова должны быть в пределах 1800x550x300 мм. Правда, при перевозке легковесных грузов допускается наращивать борта кузова, но в любом случае до высоты не более 750 мм от поверхности проезжей части дороги. Расстояние от кузова до продольной оси мотоцикла должно быть не менее 350 мм, а устанавливать его надо так, чтобы он не мешал водителю и пассажиру, не затрудняя управление мотоциклом и не ухудшал охлаждение двигателя. Кузов не должен ограничивать обзор или загораживать внешние световые и сигнальные приборы (указатели поворота, габаритные огни, стоп-сигнал, световозвращатели), установленные на щитке колеса коляски.
В случаях, когда при переоборудовании невозможно сохранить эти приборы, их следует смонтировать на грузовом кузове аналогично тому, как они расположены на базовой конструкции. Установка может быть и иной, однако при этом полагается соблюсти требования ОСТ 37.003.038-77 «Приборы световые мотоциклов, мотороллеров, мопедов и боковых прицепов и мотоциклам. Количество, расположение, цвет, углы видимости». Если конкретно, то на грузовом кузове должны быть установлены: габаритный огонь белого цвета и указатель поворота — впереди; габаритный огонь, стоп-сигнал, световозвращатель нетреугольной формы (все красного цвета), указатель поворота — сзади. На правой стороне по ходу движения — один или два световозвращателя оранжевого цвета (допускается установка заднего бокового световозвращателя красного цвета). Указатели поворота должны быть оранжевого цвета, но вместо двух можно обойтись одним, который подает сигнал о маневре вперед и назад одновременно.
Габаритные огни, указатели поворота, стоп-сигнал располагаются на высоте не менее 350 мм от поверхности дорожного полотна, а световозвращатели — не менее 250 мм. Высоту расположения внешних световых приборов следует проверять на ровной горизонтальной площадке, имеющей твердое покрытие, а мотоцикл должен быть в снаряженном состоянии без водителя и пассажира. Минимальная высота светового прибора определяется от уровня дорожного полотна до самой нижней точки светящейся поверхности.
Желательно, чтобы все вновь монтируемые на грузовой кузов светосигнальные приборы были промышленного изготовления, так как в домашних условиях трудно соблюсти требования по углам и дальности их видимости, подробно изложенные в том же ОСТ 37.003.038-77, а также в ОСТ 37.003.020-78 «Приборы световые сигнальные мотоциклов, мотороллеров, мопедов и боковых прицепов к мотоциклам. Технические требования».
Расстояние от плоскости дороги до самой нижней точки грузового кузова при полной нагрузке не должно превышать аналогичной величины до нижней точки рамы пассажирской коляски.
Для изготовления грузового кузова можно применять любые материалы, которые обеспечивают необходимую прочность и надежность. Он должен иметь аккуратный внешний вид и быть покрыт несмываемой краской. Кромки и грани панелей, бортов и крышек выполняются с закруглениями радиусом не менее 2,5 мм. Если борта или крышки открываются, то их полагается оснащать замками, обеспечивающими их надежную фиксацию в закрытом состоянии при движении, а также крючками и поручнями для крепления грузов. Эти детали не должны выступать над поверхностью панелей кузова более чем на 30 мм (петли, крючки) или 40 мм (замки, ручки).
Кроме того, на мотоцикле с грузовым кузовом необходимо предусмотреть удобные и доступные места для шинного насоса, комплекта инструмента, знака аварийной остановки, медицинской аптечки.
Приступая к работе, надо иметь в виду, что категорически запрещаются самостоятельное изготовление шасси прицепа, деталей его крепления к раме мотоцикла, изменение конструкции рам мотоцикла и коляски. Точки крепления грузового кузова к раме должны соответствовать точкам крепления пассажирской коляски. При этом не допускается соприкосновение кузова с деталями шасси коляски, за исключением мест крепления.
Изготовленный самостоятельно грузовой кузов должен быть зарегистрирован в органах Гос-автоинспекции, о чем делается соответствующая отметка в техническом паспорте мотоцикла. При регистрации необходимо представить в ГАИ акт технической комиссии городской (районной) организации добровольного общества автомотолюбителей, где подтверждается соответствие конструкции кузова техническим требованиям, а также документы — справки-счета и товарные чеки, выданные магазинами розничной и комиссионной торговли, другими организациями при покупке различных материалов, узлов и деталей.
Для эксплуатации мотоцикла с грузовым кузовом не требуется дополнительно к водительскому удостоверению никаких специальных разрешений. Однако водитель такого транспортного средства должен помнить, что перевозка людей в грузовом кузове категорически запрещена и гарантии завода-изготовителя на мотоцикл, имеющий в качестве дополнительного оборудования грузовой кузов, не распространяются.
Б. САВИН, научный сотрудник ВНИИБД
1983N03P14
Карбюраторы Система питания бензиновых двигателей, в том числе мотоциклетных, доставляет обычно немало хлопот в процессе эксплуатации машины. Нередко из-за нее ухудшается пуск и снижается мощность двигателя, появляются провалы на разных режимах его работы, увеличивается расход топлива.Наиболее сложный прибор здесь — карбюратор. Именно он становится камнем преткновения для многих мотоциклистов, особенно начинающих, когда возникает необходимость устранить какую-либо неисправность. Немало в редакционной почте и вопросов о взаимозаменяемости карбюраторов.«Чтобы быстро распознавать и грамотно ликвидировать неполадки в карбюраторе, необходимо знать его устройство и принципы работы основных узлов, — пишут мотолюбители А. Санников, Н. Грачевский и другие из Ярославской области. — К сожалению, литературу по ним найти очень трудно, поэтому мы просим рассказать в журнале о мотоциклетных карбюраторах».Редакция обратилась с этой просьбой к опытному специалис...
Читать далее >>От чего зависит расход топлива Что интересует прежде всего человека, покупающего мотоцикл? Мощность, обеспечивающая его скорость, приемистость, удобство посадки, диаметр колес и другие показатели, от которых зависят маневренность и проходимость, и едва ли не и последнюю очередь расход топлива. О нем начинают задумываться потом, если он явно превосходит нормативный. Им бывают озабочены обыкновенно мототуристы во время дальних поездок: чрезмерный «аппетит» двигателя приводит к лишним задержкам для заправки и поэтому резко снижает среднюю скорость движения, а то и грозит непредвиденной остановкой в месте, удаленном от АЗС. Почему же большинство мотоциклистов столь безразличны к расходу топлива? Объяснить это можно, вероятно, одним — низкой ценой бензина в нашей стране. Настолько низкой, что мы не задумываемся о том огромном общественном труде, который затрачен на его производство, о том. что запасы исходного сырья у нас хотя и велики, но не безграничны и лишнего у прир...
Читать далее >>Искровые свечи Редакция получает письма читателей с вопросами о свечах зажигания. Наиболее часто спрашивают, какие свечи можно поставить на тот или иной двигатель и чем руководствоваться при этом, что означает маркировка на свечах.Отвечают работники НИИавтоприборов инженеры А. Минеев и Б. Басс.Искровые зажигательные свечи, как отечественные, так и зарубежные, имеют разные присоединительные размеры. Основными из них (рис. 1) являются наружный диаметр ( d ) резьбы на ввертной части корпуса, ее шаг ( t ), длина ( L ) ввертной части корпуса и размер ( S ) шестигранника под ключ.Рис. 1. Присоединительные размеры свечи. В СССР приняты следующие величины присоединительных размеров: Размер Номинальный диаметр резьбы ( d ) на ввертной части корпуса свечи, мм 14 18 t (мм) L (мм) S (мм) 1,25 11 или 19 22 1,5 12 24
Читать далее >>Динамический дисбаланс, балансировка Неравномерный износ «обуви» у мотоциклов — постоянная тема бесед их владельцев. В прошлом мы уже говорили о том, что причина такого износа в подавляющем большинстве случаев несбалансированность колеса. Вероятно, многие замечали, что вращающееся колесо. свободно посаженное на горизонтально закрепленную ось. перед полной остановкой некоторое время покачивается. подобно маятнику, наглядно демонстрируя тяжелое место. Сколько ни старайтесь. оно будет останавливаться именно так. Опытный мотоциклист запросто делает статическую балансировку. подбирая и закрепляя свинцовый груз в легком месте на спицах. А вот мотозаводы, как правило, даже такой простой балансировки не делают, не говоря уж о более сложной динамической. Несколько слов о ней. Если быстро вращать идеально сбалансированное в неподвижном состоянии колесо, то равновесие сил. действующих на него, может нарушиться. На рис. 1 показан простой случай динамически не уравновешенн...
Читать далее >>Юпитер пятый и последний ?К началу зимы, когда я принялся за этот отчет, редакционный «Юпитер-5К-01» стал раскручивать шестнадцатую тысячу километров, Такой пробег еще не позволяет дать исчерпывающую информацию о достоинству и недостатках модели. Тем не менее впечатлений достаточно; специалисты утверждают, что для определения качества блюда не обязательно съедать его целиком. Будем следовать этому принципу.Начну с того, что, несмотря на радикально-красный цвет, никаких революционных изменений в «Юпитере-5» не заметил. По существу это все тот же, хорошо известный «ИЖ-Юпитер» более современного внешнего вида. Безусловно, движение к лучшему в нем есть, но лишь с целью «дотянуть» мотоцикл, в то время когда необходим качественный скачок. Изделие ковалось сугубо для внутреннего потребления, видно, что конкурировать с такими породистыми скакунами, как, например, БМВ, «Хонда» или «Ямаха», «Ижмаш» пока не планир...
Читать далее >>