Безопасность. Авария от усталости

Переоценка водителями своих физических возможностей

 

Каждый из нас вспомнит ситуацию, когда после многих часов подряд езды за рулем голова буквально падает на грудь и, кажется, уже нет никакой возможности сопротивляться наползающему сну. Едва почувствовав приближение такого опасного состояния, благоразумные водители съезжают с дороги и устраиваются на отдых. Но, к сожалению, так поступают далеко не все. Многие, пытаясь преодолеть сонливость, усиленно курят, разговаривают с пассажирами, пьют крепкий чай или кофе, крутят радио. В лучшем случае делают кратковременные остановки, чтобы размяться или немного поспать. Все эти приемы редко дают желаемый результат. Чаще они становятся лишь поводом для самообольщения, когда у водителя, вроде бы, появляются основания думать, что он в "порядке", тогда как на самом деле его состояние нисколько не улучшилось.

Проведенный нами анализ позволяет сделать вывод, что началом аварии часто оказывается подобная переоценка водителями своих физических возможностей. К тому же они, как правило, недостаточно осведомлены о причинах и признаках утомления, зато верят в распространенные заблуждения об эффективности тех или иных приемов борьбы с этим опасным состоянием.

Начнем с того, что утомление и усталость не одно и то же. Утомление — это физиологическое состояние, наступающее при напряженной физической или умственной работе. Усталость — субъективное ощущение, возникающее в результате утомления. Оно может наступить у водителя в любое время суток. Днем чаще всего это случается в промежутке от 15 часов 30 минут до 18 часов 30 минут, ночью критический период — с 2 до 6 часов. Причем, по данным разных исследований, в ночное время отмечается особенно опасный пик, он приходится на 2 или 5 часов.

Нетрудно догадаться, что причиной утомления обычно бывают длительное непрерывное движение или недостаточный cон и отдых перед поездкой. Развитию этого состояния способствуют и такие факторы, как характер дороги, местности, скорость движения, интенсивность и плотность потока, время суток, погода и многие . другие обстоятельства, с которыми сталкивается человек, находясь за рулем. Скажем, монотонные прямолинейные участки с однообразным ландшафтом или просто хорошо знакомые дороги с большой интенсивностью движения нередко вызывают у водителя состояние заторможенности и сонливости. Оно возникает как реакция на информационный голод и недостаточную психоэмоциональную нагрузку, что вполне вероятно даже у хорошо отдохнувшего водителя в первые час-два пути на пустынной дороге в утреннее время.

Экспериментальные исследования показывают, что состояние утомления и сон за рулем никогда не возникают внезапно. Им всегда предшествуют те или иные признаки, ранние и поздние. Так, в раннем периоде утомления появляется ощущение тяжести век и песка в глазах, учащается мигание. Веки как бы слипаются, губы пересыхают, хочется пить, возникает шум и звон в ушах, тяжесть в затылке, голове и руках. Затем одолевает чувство слабости, человек становится пассивным, безвольным. Длительное напряжение затылочных мышц постепенно приводит к головным болям, иногда даже кажется, что голову стянуло тугой повязкой или обручем. В мышцах плечевого пояса и спины тоже появляются болевые ощущения.

В ранней стадии утомления человек нередко утрачивает чувство скорости, у него может возникнуть ощущение неуправляемости автомобиля. К тому же из-за нарушения зрительного восприятия предметы дорожной обстановки различаются плохо, как бы в тумане. Чтобы отделаться от неуверенности, водитель то замедляет, то ускоряет движение. Это иногда настолько бросается в глаза, что кажется, будто человек управляет машиной в нетрезвом состоянии.

Характерный признак раннего утомления — зевота. Она свидетельствует о заторможенности клеток головного мозга в результате кислородного голодания. Тут уж надо прекратить курение и немедленно проветрить салон автомобиля и даже остановиться. В качестве некоторой профилактической меры в таком состоянии можно посоветовать несколько раз глубоко и медленно вдохнуть и быстро, энергично выдохнуть. Напряжение мышц шеи, возникающее при этом, приводит к ускорению кровотока в сосудах головного мозга, в клетки которого начинает поступать достаточное количество кислорода. Несколько активных физических упражнений также помогают снять гипоксию — кислородное голодание.

В позднем периоде утомления очень хочется спать. Именно стойкая сонливость — главный симптом этого крайне опасного состояния. Его начальная стадия может быть отмечена судорожными и внезапными кивками головы из-за потери тонуса затылочных мышц. Вполне вероятны зрительные и слуховые галлюцинации, которые могут стать причиной неожиданного маневра, что в потоке чревато серьезными последствиями.

Затем наступает самая опасная стадия, которая характерна короткими периодами сна с открытыми глазами. Пробуждение может сопровождаться сильным испугом и резким учащением пульса, когда кажется, что сердце готово выскочить из груди. Водителю в таком состоянии трудно удерживать автомобиль в прямолинейном движении, и он начинает уходить то в одну, то в другую сторону. В конце концов неизбежно наступает сон за рулем.

Помимо утомления и его крайнего проявления — сна за рулем причиной несчастных случаев на дорогах бывает состояние так называемого парагипноза, или искусственной сонливости. Оно отмечается у водителей главным образом на автострадах, где при длительных поездках с постоянной скоростью равномерное мелькание мачт освещения, линий разметки и световых сигналов иногда вызывает оцепенение, напоминающее гипнотический сон. В таком состоянии водитель может проехать по автостраде много километров. В это время он контролирует машину, реагирует на внешние раздражители автоматически, но у него резко снижается скорость реакций. Таким же действием обладают монотонно покачивающиеся перед глазами предметы.

На Западе в последнее время заметно увлечение созданием приборов, которые якобы предотвращают сон за рулем. Не вдаваясь в технические характеристики, отметим общий присущий им всем недостаток. Он заключается в том, что эти приборы вовсе не устраняют утомления. Их использование не решает проблемы, так как в неравной борьбе со сном человек привыкает к любым сигналам и в конце концов засыпает за рулем движущегося автомобиля. Поэтому мы уверены, что в профилактике аварийности предпочтение надо отдавать не использованию приборов-будильников, а приемам, помогающим снимать усталость.

В 1965 году в ГДР проводились специальные исследования, в ходе которых было установлено, что при длительной езде наиболее эффективный способ предотвратить утомление — это соблюдать режим движения с кратковременными остановками для физической разминки. Почти вдвое худший результат дали употребление кофе или кока-колы, а также кратковременный сон от 15 минут до часа. При остальных способах борьбы с сонливостью, например курении, употреблении освежающих напитков, разговорах с пассажирами, пении, слушании радиоприемника, открывании и закрывании форточек и окон, положительный результат достигается очень редко.

Безусловно, чтобы выбрать метод борьбы с утомлением, надо хорошо представлять себе его причины. При сонливости, обусловленной физической усталостью из-за длительной работы за рулем или недостаточного сна накануне поездки, единственным правильным и эффективным средством является остановка для отдыха и полноценного сна.

Если сонливость проявляется у хорошо отдохнувшего водителя при езде в условиях информационного голода, то достаточно надежное действие окажут разговоры с пассажирами, прослушивание радиопередач и другие средства, отвлекающие от монотонности дороги.

При искусственной сонливости из-за дорожного парагипноза снять заторможенность и утомление можно только кратковременными остановками для физической разминки.

Дорожно-транспортные происшествия от утомления никак нельзя считать неизбежными. Опасному состоянию здесь всегда предшествует комплекс признаков, о которых мы рассказали. Советуем помнить их и никогда не оставлять без внимания. За вами остается выбор способа борьбы с утомлением, но при этом надо всегда помнить, что никакие ухищрения не заменят человеку нормальный отдых и сон. Именно поэтому, в целях нашей с вами безопасности Правила дорожного движения и запрещают управлять транспортным средством в состоянии утомления.

А. КУЗЬМИН, кандидат медицинских наук
Л. БАРАНОВА, врач
Гомельская область, г. Ветка




1985N09P20

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Установка модернизированного генератора Г-36М и распределительных коробок П-37 на мотоцикл ИЖ-49

Модернизированное электрооборудование на ИЖ-49   Можно ли использовать на мотоцикле ИЖ-49 модернизированное электооборудование: генераторы Г-36М и распределительные коробки П-37 ? Да, можно. Вот что для этого надо сделать. Генератор Г-36М, который устанавливается на мотоциклы ИЖ-56 и «ИЖ-Планета», отличается от применявшегося на ИЖ-49 генератора Г-36 только тем, что имеет дополнительное сопротивление поверх одной из катушек возбуждения статора. Поэтому, чтобы использовать его на мотоцикле ИЖ-49 с распределительной коробкой П-35, необходимо исключить из схемы генератора (рис. 1) дополнительное сопротивление 4. Для этого по-другому подсоединяют выводы, идущие из корпуса статора к его клеммовой колодке. Вывод 6 обмотки сопротивления отсоединяют от «массы» генератора, а затем изолируют. Вывод 3 обмотки возбуждения, который помещен вместе с выводом 5 в одной изоляционной трубочке, отсоединяют от клеммы Ш и подключают на «массу». Вывод 2 переносят на ...

Читать далее >>

Мотоцикл С-157А

Модернизированный С-157     Мотоциклы С-157, созданные ЦКЭБ мотоциклостроения, хорошо известны любителям шоссейно-кольцевых гонок. Вот уже три года на всесоюзных первенствах победу в классе до 125 см3 завоевывают спортсмены, стартующие на этих машинах. К предстоящему спортивному сезону работники ЦКЭБ подвергли мотоцикл модернизации, которая направлена в основном на увеличение надежности и повышение мощности двигателя. Для автомотоклубов и других организаций уже изготовлено 25 мотоциклов С-157А (так называется модернизированный вариант). На них установлен четырехтактный одноцилиндровый двигатель с рабочим объемом 124 см3 (диаметр цилиндра 58,5 мм, ход поршня 46 мм), мощностью 15,2—16,0 л. с. при 10 400—10 800 об/мин и степенью сжатия 9,0—9,2 (напомним, что мощность двигателей до модернизации составляла 13,7—14,0 л. с.). Двигатель — верхнеклапанный с двумя верхними распределительными налами, привод которых осуществляется с помощью вертикального вал...

Читать далее >>

Как научиться водить мотоцикл

Рекомендации по обучению езде на мотоцикле   Если вы предварительно не овладели нехитрым искусством езды на двухколесном велосипеде, процесс обучения вождению мотоцикла окажется для вас сложным и небезопасным делом. Экипажная (ходовая) часть мотоцикла-одиночки и велосипеда в принципе аналогичны. Более того, благодаря низкому расположению центра тяжести и конструктивному совершенству передней вилки управлять мотоциклом легче, чем велосипедом. Но у мотоцикла — мощный двигатель, муфта сцепления, коробка перемены передач. На управление этими агрегатами водитель на первых порах неизбежно будет затрачивать много внимания. Поэтому прежде всего необходимо овладеть элементарными навыками сохранения равновесия, непринужденного обращения с рулем и неотрывного наблюдения за дорогой.   1.Педаль ножного переключения передач. 2.Вращающаяся рукоятка или манетка опережения зажигания. 3.Кнопка сигнала. 4.Рычаг сцепления. 5.Рычаг декомпрессора. 6.Переключатель света. 7.Рычаг тормоза пе...

Читать далее >>

Менять или ремонтировать цилиндр ? Расточка и хонинговка цилиндра

Менять или ремонтировать цилиндр ?   Неизбежно приходит время, когда ваш мотоцикл, прежде такой резвый и послушный, становится ленивым при разгоне и не вытягивает на прямой передаче в горку, на которую прежде взлетал птицей. Замена поршневых колец вроде бы помогает, но только на короткое время. Вскоре дым из выпускных труб становится еще гуще, растет расход топлива — а вместе с ним подает мощность. И становится окончательно ясно: цилиндр надо ремонтировать. Но прежде следует тщательно промерить цилиндр, получить данные о его размерах и истинной конфигурации и определить вид ремонта. Впрочем, иногда до замеров дело и не доходит. Достаточно осмотреть зеркало цилиндра. Если на нем имеются глубокие задиры, вертикальные царапины, а такое наблюдается при поломке поршневых или стопорных колец, выпадении стопорных штифтов,— цилиндр нужно либо заменить новым, либо расточить под ремонтный размер поршня. При этом глубина расточки будет зависеть от глубины царапин или имеющегося в...

Читать далее >>

Новые мотоциклы МЦ ЭТЦ-125 и ЭТЦ-150 из Цшопау ( MZ ETZ 125, 150 )

Новые мотоциклы МЦ ЭТЦ-125 и ЭТЦ-150 из Цшопау   Удобное двухместное седло, яркие сигнальные фонари, хороший глушитель — факторы комфорта и безопасности.  Международная известность марки МЦ из ГДР — в значительной мере результат спортивных успехов этих мотоциклов. Так, в сезоне 1984 года команда ГДР выиграла почетный трофей — Серебряную вазу на мотоциклетной олимпиаде в Нидерландах. Спортивный характер традиционно присущ и дорожным мотоциклам МЦ, над модернизацией которых завод постоянно работает. В 1981 году начат выпуск модели ЭТЦ-250 («За рулем», 1981, № 9), а в нынешнем завод в Цшопау осваивает, по сути дела, новые машины класса 125/150 см3 — МЦ-ЭТЦ-125 и МЦ-ЭТЦ-150. Радикально переработана экипажная часть: сзади взамен 18-дюймового установлено 16-дюймовое колесо, что позволило укоротить маятниковый рычаг подвески, повысив его жесткость, на 90 мм уменьшить базу и на 200 мм — общую длину мотоцикла. Это положительно сказалось на ег...

Читать далее >>