Юридический. Некомпетентность мешает судам выносить справедливые приговоры в делах по ДТП

То что мешает судам выносить справедливые приговоры в делах по ДТП


Всегда ли законны и обоснованны приговоры судов по делам о дорожно-транспортных происшествиях? Насколько квалифицированно назначаются и оцениваются судами автотехнические экспертизы? Каков уровень компетентности судей в рассмотрении указанной категории дел? Эти и другие вопросы анализировались при изучении практики судебного рассмотрения подобных дел в Чите, Иркутске и Новосибирске. Всего их было исследовано более двухсот. Прежде чем говорить о каких-либо выводах, приведем несколько примеров.

Водитель В. на личном «Москвиче» решил обогнать два мотоцикла и легковой автомобиль, которые ехали впереди с небольшой скоростью. Он включил сигнал поворота и вышел на встречную полосу, при этом двигаясь с опережением, но не превышая разрешенной скорости. Когда он уже обогнал легковой автомобиль и впереди были только мотоциклы, водитель одного из них, не убедившись в безопасности маневра, подал сигнал левого поворота и повернул налево — здесь было пересечение со второстепенной дорогой. В. сразу же затормозил, но не смог предотвратить столкновение из-за небольшого расстояния до мотоцикла. Водитель мотоцикла и пассажир получили телесные повреждения. Суд признал В. виновным в нарушении Правил дорожного движения и приговорил его к лишению свободы. Возникает вопрос: а мотоциклист не нарушил ли пункты 9.1 и 8.4 Правил? Ответа на него в уголовном деле не было.

В другом случае был осужден водитель Б. за то, что он не выбрал «безопасной» скорости при проезде автобусной остановки и поэтому совершил наезд на пешехода, который внезапно выбежал из-за автобуса. Проведенная по делу автотехническая экспертиза установила, что Б. не имел технической возможности предотвратить наезд. Суд тем не менее посчитал, что водитель должен был избрать такую скорость, чтобы... иметь эту возможность.

В действующих Правилах закреплен принцип, согласно которому каждый участник дорожного движения вправе рассчитывать, что и другие будут выполнять требования Правил (п. 1.5). Другими словами, водители не должны ориентироваться на то, что пешеходы будут нарушать Правила, выбегая из-за транспортных средств и других объектов. Кроме того, в данной ситуации, как, впрочем, и во многих иных, водитель просто не в состоянии предвидеть возникновение такого препятствия на своей полосе движения. Словом, этой мифической «безопасной» скорости, которая записана в решении суда и якобы позволяет застраховать водителя от любых неожиданностей, не существует. К великому сожалению надо сказать, что последний пример иллюстрирует распространенную ошибку судов при рассмотрении дел о ДТП. Анализ показывает, что она лежит в основе 6,5 % обвинительных приговоров, по которым признание водителей виновными вызывает серьезные сомнения.

А вот пример другого рода. Водитель М. ехал на мотоцикле «Урал» по правой стороне проезжей части дороги, на обочине которой стояло несколько транспортных средств. Неожиданно для него одно из этих транспортных средств — легковой автомобиль начал выезжать на проезжую часть, ограничив обзорность в направлении движения. М., избегая столкновения, вынужден был совершить обгон автомобиля, так как расстояние до него оказалось небольшим и тормозить было бесполезно. Завершив обгон автомобиля, М. почувствовал удар и увидел, что на коляску его мотоцикла упал человек. В результате наезда потерпевший скончался. При расследовании и в судебном рассмотрении дела выяснилось, что ни один свидетель не видел самого момента наезда, никто ничего не мог сказать о направлении и темпе движения пешехода.

Перед экспертизой был поставлен ряд вопросов, в том числе о причинной связи между нарушением М. Правил, которое выразилось в том, что он не принял меры к предотвращению наезда на пешехода, и самим фактом наезда. Выводы экспертизы были неоднозначными, по ним нельзя было определенно судить о том, насколько действия водителя соответствовали Правилам. В этой ситуации суд должен был руководствоваться принципом презумпции невиновности: не доказана вина подсудимого, значит он невиновен,— и вынести оправдательный приговор. Тем не менее суд вынес обвинительный приговор и осудил М. к лишению свободы. И таких дел в ходе проведенного анализа, о чем говорилось выше, было выявлено около 43 %.

Таким образом, лишь половину из обвинительных приговоров, которые были изучены в ходе анализа этой группы дел, можно с достаточной степенью уверенности признать правосудными. Что же касается оправдательных приговоров, то их было совсем мало: всего лишь 2,3 % от общего количества вынесенных. Крепко укоренился в сознании судей обвинительный уклон по отношению к подсудимым водителям.

Известно, что автотехническая экспертиза играет важную, а иногда и решающую роль в установлении истины по делам о ДТП. Однако многие судьи имеют лишь смутное представление об основаниях для ее назначения, не подготовлены к проведению судебно-следственных действий, при которых добываются исходные данные для экспертизы. Проведенное исследование показало, что суды часто не назначают экспертизу там, где это необходимо. Нередко перед ней ставятся вопросы, не относящиеся к компетенции автотехнического эксперта. Не всегда соблюдается процедура назначения автотехнической экспертизы в суде. В подавляющем большинстве случаев перед экспертизой не ставились вопросы, на которых настаивали участники процесса. Притом, когда суд отказывался ставить перед экспертизой какие-либо вопросы, на которых, например, настаивал обвиняемый водитель, такое решение суда ни разу не мотивировалось в определении.

Не лучше обстоят дела и с оценкой судьями заключений автотехнических экспертиз в приговорах. В 11 % изученных приговоров вообще нет упоминаний об автотехнических экспертизах, хотя они проводились. Причем в некоторых случаях, по-видимому, заключение экспертизы игнорируется умышленно, как неудобное. Так по делу И. в материалах было заключение эксперта, где определенно сделан вывод о том, что водитель не мог избежать наезда и, следовательно, не нарушил Правила. Однако суд, вынося обвинительный приговор, вместо того, чтобы мотивировать свое несогласие с заключением экспертизы, которая проводилась при предварительном расследовании, вообще проигнорировал его в судебном заседании, а в приговоре о нем даже и не упомянул.

Многие ошибки в оценке заключений экспертизы происходят из-за неправильного понимания судьями их смысла. В одном из приговоров записано: «согласно заключению эксперта скорость автомобиля была превышена». Читаем это самое заключение и видим, что сам эксперт определил, что скорость была в пределах допустимой. В другом случае суд принял определенную экспертом расчетную критическую скорость на повороте дороги за действительную скорость, с которой двигался автомобиль обвиняемого.

Частичный опрос судей, проводившийся при исследовании, показал, что большинство из них признают недостаточность своей компетентности для рассмотрения дел о дорожно-транспортных происшествиях. При этом они ссылаются на свою большую загруженность, распыленность деятельности по различным отраслям права. Проведенное исследование да и повседневная практика наводят на мысль о целесообразности учреждения в СССР специализированных судов (составов судов) для рассмотрения дел о дорожно-транспортных происшествиях. Такая возможность, кстати, предусмотрена и Основами законодательства Союза:ССР и союзных республик о судоустройстве. Судьи, специализирующиеся на рассмотрении таких дел, смогли бы сосредоточить свое внимание на более углубленном изучении их правовой да и технической специфики, необходимой литературы. Нет сомнений, что только такой подход к решению этой важной правовой проблемы позволит свести к минимуму судебные ошибки при рассмотрении уголовных дел,связанных с дорожно-транспортными происшествиями.

Д. УРАЗГИЛЬДЕЕВ, кандидат юридических наук



1991N08P29-30

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Ява 634-01. Подробное описание новинки

Знакомьтесь: новая Ява В этом году на смену популярным в СССР мотоциклам ЯВА-250 и ЯВА-350 моделей «559-07» и «360-00» приходит Ява 350 модели 634-01. Мотолюбители уже знают об этом новом мотоцикле из статей, публиковавшихся в журналах «За рулем» (1973, № 12) и «Чехословацкое мотор-ревю».Чем же этот мотоцикл отличается от своих предшественников) Об этом мы попросили рассказать представителя внешнеторгового объединения «Мотоков» Яна БУЗЕКА.Новая машина разрабатывалась с учетом огромного опыта, накопленного при эксплуатации мотоциклов ЯВА, которых в СССР к настоящему времени поставлено почти миллион. Следует отметить, что эти мотоциклы предназначались, главным образом, для работы на дорогах достаточно высокого качества. Тем не менее, как известно, благодаря прежде всего исключительной надежности двигателей мотоциклы ЯВА забрались и в такие районы вашей необъятной страны, на которые они, по существу, не были рассчитаны: это ...

Читать далее >>

Владельцам ИЖ Планета Спорт

 На этих мотоциклах последних выпусков для улучшения проходимости задняя часть глушителя приподнята. Теперь, чтобы вынуть ось при демонтаже заднего колеса, приходится отсоединять глушитель. Этого можно избежать, если вставлять ось с правой стороны, для чего достаточно уменьшить вдвое толщину шайбы, устанавливаемой под гайку крепления оси. * * *В журнале «За рулем» сообщалось, что вместо штатного реле-регулятора ИЖ-РР2С, который приобрести довольно трудно, можно использовать реле от автомобиля «Москвич» последних моделей. Еще удобнее применить реле напряжения РР380 от «жигулей». Для его установки не требуется искать другого места, поскольку оно размещается на месте прежнего (в этом и состоит преимущество).Клеммы «15» и «67» реле соединяются соответственно с выводами « + » и «Ш» генератора («минус» реле выведен на «массу»). В. ПАЛАГИН346421, г. Новочеркасск, Ростовское шо...

Читать далее >>

ИЖи для многодневки. ИЖ М12, ИЖ 64М

Ижевский машиностроительный завод является пионером отечественного мотоциклостроения. Одним из первых в нашей стране начал он делать и спортивные мотоциклы. Для соревнований по многоборью завод в настоящее время выпускает две основных модели специальных машин. Одна из них, ИЖ-64М, предназначается в основном для широкого круга спортсменов. У нее тот же двигатель, что и у популярного мотоцикла ИЖ Планета 2 , только форсированный. Это упрощает эксплуатацию и снабжение запасными частями. Рис. ИЖ М12 Более высокими показателями обладает другая модель — ИЖ-М12, предназначенная для ответственных состязаний, таких как чемпионаты страны. В новой машине нашли развитие решения, заложенные в конструкции ИЖ-М10, который принес заводу большую золотую медаль ФИМ на международных шестидневных соревнованиях 1967 года. Двигатель ИЖ-М12 (одноцилиндровый с двухканальной продувкой) изготовляется в трех модификациях — классов 250, 350 и 500 см3. Они различаются диаметром цилиндра (соответств...

Читать далее >>

Установка генератора Г424 (12 В) на двигатель К-750М01

Смените генератор Если на мотоцикле «Днепр» МТ10 (или его модификации) с 12-вольтовым электрооборудованием в соответствии с разрешением завода вы установили двигатель К—750М01, снабженный 6-вольтовым генератором, целесообразно сохранить прежнюю систему, как более совершенную.Чтобы поставить генератор Г424 (12 В) на двигатель К—750М01, я сделал переходник, показанный на рисунке. Прикрепил его к картеру теми же шпильками, что и генератор. Можно применить и два болта. Площадку под генератор на картере я убрал при помощи шарошки и напильника. Вместо 6-вольтовой катушки зажигания использовал обычную автомобильную 12-вольтовую.Переоборудованный двигатель без замечаний отработал уже 32 тысячи километров.  Переходник для генератора Г424.  Ю. БУРОЧКИН г. Гомель 1985N10P33

Читать далее >>

Двигатель МТ-9

Новый двигатель на старые машины  Более десяти лет назад киевский завод перешел на выпуск мотоциклов семейства «Днепр», отличающегося от предыдущего главным образом силовым агрегатом. Нынешний двигатель, несмотря на меньший рабочий объем (650 см8 вместо 750 см3), обладает большей мощностью и лучшими эксплуатационными качествами. Это достигнуто внедрением ряда современных конструктивных решений. Так, благодаря замене роликовых подшипников в нижних головках шатунов подшипниками скольжения (автомобильными биметаллическими вкладышами) и применению цельного чугунного коленчатого вала увеличен моторесурс кривошипно-шатунного механизма и одновременно упрощен его ремонт. Биметаллические цилиндры (алюминиевая рубашка и чугунная гильза) позволили значительно снизить по сравнению с прежними цельными чугунными теплонапряженность поршневой группы и обеспечить ее работоспособность при длительной езде в тяжелых дорожных условиях.И вполне естественно желание у владельцев мотоцикл...

Читать далее >>