По просьбе наших читателей, владельцев мотоциклов «Восход» В. Козловского из Перми, Н. Тутова из Орла и других публикуем статью, рассказывающую об устройстве коробки передач и механизма переключения, некоторых неисправностях и способах их устранения на мотоциклах «Восход» и «Восход-2».
Рис. 1. Механизм переключения передач: 1 — ось вилки; 2 — установочный штифт; 3 — ось корпуса собачек; 4 — вилка; 5 — основание механизма; 6 — корпус собачек; 7 — стопорный штифт; 8 — диск; 9 — утолитель собачек; 10 — собачка; 11 — поводок валика; 12 — корпус фиксатора; 13 — пружина; 14 — фиксатор.
Начнем с механизма переключения (рис. 1). Его основание 5 закреплено в левой половине картера посредством болтов и штифтов 2. На центральной оси 3 основания установлены корпус 6 собачек, диск 8 и вилки 4, передвигающие шестерни коробки.
Ход подпружиненных собачек 10 ограничен штифтом 7, проходящим сквозь корпус и вырез в собачке и рас-керненным с обоих концов. Таким же штифтом удерживается пружина собачки в корпусе. В криволинейных пазах диска перемещаются две оси 1, несущие вилки механизма.
При повороте валика переключения передач до упора, расположенного в левой половине картера, поводок 11 валика своей сферической головкой поворачивает корпус 6, а одна из его собачек, входя в окно, поворачивает диск. Одновременно другая собачка вдвигается в корпус утопителем 9, приклепанным к основанию механизма. Диск перемещает оси 1 с вилками 4, которые, входя в кольцевые проточки подвижных шестерен коробки, двигают их вдоль валов. Диск при включении передачи или нейтрали стопорится фиксатором 14, который попадает в прорези на наружной поверхности диска.
Рис. 2. Коробка передач: 1 — неподвижная шестерня третьей передачи; 2 — подвижная шестерня второй передачи; 3 — вторичный вал; 4 — первичный вал; 5 — промежуточный вал; б — шестерня промежуточного вала; 7 — неподвижная шестерня второй передачи; 8 — подвижная шестерня третьей передачи; 9 — шестерня первой передачи.
Коробка перемены передач (рис. 2) состоит из первичного 4, промежуточного 5, вторичного 3 валов и набора шестерен.
Свободно вращающиеся на валах шестерни 1 (третьей передачи) и 7 (второй передачи) предохранены от осевого перемещения стопорными кольцами. Шестерни 2 (второй передачи) и 8 (третьей передачи) связаны с валами посредством шлиц, по которым они передвигаются вилками механизма переключения. Эти шестерни с обеих сторон снабжены кулачками, которые входят при включении передач в окна соседних шестерен и заставляют их вращаться вместе с валами.
Положения шестерен и механизма переключения при работе коробки на разных передачах показаны на рис. 3.
После длительной эксплуатации иногда начинают самопроизвольно выключаться передачи (чаще всего третья). Признаками неисправности служат возникающий в коробке треск и рывки при движении мотоцикла. Причина в том, что кулачки шестерен смяты или недостаточно глубоко входят в окна.
Для устранения неисправности надо разъединить половины картера и осмотреть шестерни. Если рабочие грани кулачков смяты на 1,5—2 мм, меняют шестерни или подравнивают их кулачки тонким наждачным кругом так, чтобы новые плоскости составляли угол 5" с торцом шестерни (имели «поднутрение»). При этом необходимо обеспечить одновременное и без зазора соприкосновение всех кулачков с соседней шестерней.
Рис. 3. Схема положения шестерен коробки и механизма переключения (справа) при включении передач: а — первой; б — второй; в — третьей; г — четвертой.
Затем (и в случае, если шестерни не имели повреждения) нужно отрегулировать зацепление шестерен. Для этого при снятой правой половине картера устанавливают нейтраль в коробке передач и легкими ударами молотка в сторону сцепления допрессовывают до упора первичный и промежуточный валы. Далее, сблизив пальцами шестерни (чтобы исключить люфт в механизме переключения и шестерен на валах), нужно проверить зазоры между кулачками неподвижной шестерни третьей передачи и подвижной шестерни второй передачи (на первичном валу), а также между кулачками неподвижной шестерни второй передачи и подвижной шестерни третьей передачи (на промежуточном валу), как показано на рис. 4. Зазор между кулачками шестерен должен быть в пределах от 0,3 до 0,8 мм. Зазор более 0.8 мм можно уменьшить, осаживая подшипник внутрь картера и смещая таким образом первичный вал с неподвижной шестерней третьей передачи. Для этого предварительно надо снять сцепление и вынуть стопорное кольцо шарикоподшипника первичного вала в левой половине картера.
Попутно следует, как показано на Рис. 5, проверить состояние вилок переключения и их люфт на осях. Если он превышает 0,3 мм, под стопорные кольца осей подкладывают регулировочные шайбы. Незначительный износ поверхностей вилок, входящих в проточки шестерен, допускается.
После этого снимают звездочку и крышку сальника основной шестерни с правой половины картера (на мотоциклах «Восход-2» сальник запрессован в картер) и удаляют регулировочные шайбы с обоймы основной шестерни.
Рис. 4. Проверка зазора между кулачками шестерен.
На подшипник первичного вала надо положить нужное количество снятых с обоймы основной шестерни шайб, так чтобы можно было поставить стопорное кольцо в канавку.
Затем легким ударом молотка по правому торцу первичного вала досылают первичный вал, подшипник и регулировочные шайбы до упора в стопорное кольцо. Вслед за этим вынимают основную шестерню из обоймы и удаляют ролики. Делать это следует осторожно, чтобы не растерять их. Потом надевают основную шестерню на хвостовик первичного вала и, включая последовательно третью и четвертую передачи, проверяют величину зацепления кулачков. Если кулачки при сближении шестерен пальцами полностью входят в зацепление, то передача будет работать надежно.
Чтобы уменьшить зазор между подвижной шестерней третьей передачи и неподвижной шестерней второй передачи, нужно сиять регулировочные шайбы, установленные между стопорным кольцом и подшипником промежуточного вала в левой половине картера.
Рис. 5. Определение осевого люфта оси вилки переключения.
После сборки картера полагается проверить наличие осевого люфта у основной шестерни, который должен быть в пределах от 0,15 до 0,3 мм. Регулируют его, осаживая ее обойму внутрь картера. Чтобы шестерня в дальнейшем не сместилась (уменьшив тем самым величину зацепления кулачков при включении четвертой передачи), на торец обоймы нужно положить шайбы с таким расчетом, чтобы последняя из них выступала на 0,3 мм за плоскость картера (это компенсирует прокладку сальника). На мотоциклах Восход-2 шайбы устанавливают между торцем обоймы и канавкой под стопорное кольцо.
В заключение допрессовывают правый подшипник промежуточного вала до упора в торец вала и свободное пространство между торцем подшипника и канавкой заполняют регулировочными шайбами.
При сборке сцепления следует учесть величину смещения первичного вала и компенсировать это смещение шайбами, устанавливая их между внутренним кольцом шарикоподшипника первичного вала и торцем ступицы ведомой звездочки. Это нужно для того, чтобы звездочки цепной передачи располагались в одной плоскости.
Другая неисправность коробки — не выключается передача.
Причина в том, что одна из собачек механизма переключения не выходит из гнезда, так как между ними попала грязь или продукты износа деталей. В этом случае достаточно снять корпус с собачками, выбить из корпуса штифт, вынуть собачку и промыть детали.
О. СЕРГЕЕВ,
инженер
г. Ковров
1973N01P20-21
Jawa для гонок по льду За всю историю первенств мира в мотоциклетных гонках по льду те, кто становились чемпионами, выступали на мотоциклах ЯВА. Это лучшая рекомендация завода в Дивишове, выпускающего трековые гоночные мотоциклы. Что же представляет собой специальная модель ЯВЫ для гонок по льду? Разрабатывая ее конструкцию, чехословацкие специалисты опирались на богатый опыт советских спортсменов. За основу была взята рама, созданная в свое время В. Карнеевым. С годами она, естественно, совершенствовалась, изменялась также конструкция передней вилки, некоторых второстепенных деталей. Сегодня после пяти модернизаций модель Jawa-891.5 (она выпускается с 1978 года) продолжает оставаться машиной чемпионов, и значительное количество этих мотоциклов поступает в СССР. Ежегодно советские спортивные клубы, располагающие сильнейшими в мире спортсменами в гонках по льду, получают более ста этих машин.Помимо рамы, передней вилки, масляного бака измененной конструкции ЯВА-891.5 отличается от ...
Читать далее >>Триал для всех Jawa 250 Trial Конструкция мотоцикла Ява 250 Триал Триал — мотоциклетное соревнование на мастерство вождения по пересеченной местности завоевывает в мире все большую популярность. На конгрессе ФИМ даже обсуждался вопрос сделать триал дисциплиной номер один в международном мотоспортивном календаре и рекомендовать его в программу Олимпийских игр. В массовых соревнованиях по триалу, исключая официальные встречи, проводимые под эгидой ФИМ, используют обычные дорожные мотоциклы. Переделки сводятся к защите двигателя снизу, уменьшению хода вилки и регулировке мотора для достижения максимальной мощности на двух-трех первых передачах (скорость здесь не имеет значения). В то же время ведущие зарубежные мотоциклетные фирмы наладили выпуск специальных машин для триала. Чехословацкий завод ЯВА в Праге тоже приступает к производству таких мотоциклов. В конструкции мотоцикла Jawa 250 Trial учтена специфика, обусловленная трассой соревнований. Шасси обеспечивает мак...
Читать далее >>«. причина которых мне непонятна. В чем может быть дело?» — спрашивает К. Симаков из Хабаровска.Наиболее вероятно, что стук издают кольца при встрече с кромками окон, в которые они немного западают во время движения поршня. Это явление, характерное для двухтактных двигателей, приводит и интенсивному износу цилиндра в месте расположения окон, а иногда и к поломке колец.Чтобы устранить их задевание, демонтируйте цилиндр и кольца. Снимите с нижних и верхних кромок окон при помощи надфиля и шкурки фаски, нак показано на рисунке, и тщательно удалите продукты обработки. Притупите наружные ребра колец на токарном станке (в оправке) или вручную напильником и шкуркой. После сборки двигателя, если работа выполнена правильно, вместо стуков вы должны услышать легкий шелест, издаваемый кольцами при перемещении в канавках поршня и переходе через окна, свидетельствующий о нормальной работе этих деталей.1974N03P18
Читать далее >>Схема ИЖ РП-2С «Просим опубликовать схему реле указателей поворота, применяемую на мотоцикле ИЖ Планета-спорт, поскольку ее нет в инструкции». С таким пожеланием обратились в редакцию мотолюбители В. Верещако из Донецкой области, К. Николаев из Перми и другие. Представляем схему реле ИЖ РП-2С (рис. 1) и для справок — цоколевку транзисторов (рис. 2). Рис. 1. Электрическая схема реле ИЖ РП-2С: резисторы R1 — R7 типа ВС; R8, R9 — типа МЛТ; конденсаторы С1 и С2 типа К50-3; величины напряжений могут отличаться от указанных на схеме на ±20%; R4 — подбирают при регулировании; приборы, обведенные пунктиром, установлены на мотоцикле. Рис. 2. Цоколевка транзисторов: 1 — ГТ403В, 2 — КТ315Б, 3 — П216Б; Б — база; К — коллектор; Э — эмиттер. 1979N03P31
Читать далее >>Экзаменуем Юпитер О новом «Юпитере» модели «5-01», который редакция сравнительно недавно получила для испытаний, журнал уже рассказывал (1988, № 8). Сейчас, когда на спидометре мотоцикла более 10 тысяч километров, можно с уверенностью сказать: положительные впечатления, оставшиеся после первого знакомства, подтверждаются. Особенно радуют у нового «Юпитера» комфортабельность и тяговитость. По первому параметру ИЖ нисколько не уступает теперь ЯВЕ, в этом мы убедились. У него удобное широкое седло, достаточно эластичная подвеска, высокий и широкий руль связан с мостиком рулевой колонки не жестко, а через резинометаллические втулки, и потому на него не передаются вибрации ходовой части. О моторе, думаем, надо сказать чуть подробнее. Минувшим летом, а все помнят, конечно, что было оно на редкость жарким, мы провели отпуск в мотоциклетном путешествии. В нашей группе, кроме редакционного Юпитер-5К-01, был еще один «Юпитер» — четвер...
Читать далее >>