Устройство коробки передач мотоциклов Восход и Восход 2

 

По просьбе наших читателей, владельцев мотоциклов «Восход» В. Козловского из Перми, Н. Тутова из Орла и других публикуем статью, рассказывающую об устройстве коробки передач и механизма переключения, некоторых неисправностях и способах их устранения на мотоциклах «Восход» и «Восход-2».

Устройство

 

Рис. 1. Механизм переключения передач

Рис. 1. Механизм переключения передач: 1 — ось вилки; 2 — установочный штифт; 3 — ось корпуса собачек; 4 — вилка; 5 — основание механизма; 6 — корпус собачек; 7 — стопорный штифт; 8 — диск; 9 — утолитель собачек; 10 — собачка; 11 — поводок валика; 12 — корпус фиксатора; 13 — пружина; 14 — фиксатор.

Начнем с механизма переключения (рис. 1). Его основание 5 закреплено в левой половине картера посредством болтов и штифтов 2. На центральной оси 3 основания установлены корпус 6 собачек, диск 8 и вилки 4, передвигающие шестерни коробки.

Ход подпружиненных собачек 10 ограничен штифтом 7, проходящим сквозь корпус и вырез в собачке и рас-керненным с обоих концов. Таким же штифтом удерживается пружина собачки в корпусе. В криволинейных пазах диска перемещаются две оси 1, несущие вилки механизма.

При повороте валика переключения передач до упора, расположенного в левой половине картера, поводок 11 валика своей сферической головкой поворачивает корпус 6, а одна из его собачек, входя в окно, поворачивает диск. Одновременно другая собачка вдвигается в корпус утопителем 9, приклепанным к основанию механизма. Диск перемещает оси 1 с вилками 4, которые, входя в кольцевые проточки подвижных шестерен коробки, двигают их вдоль валов. Диск при включении передачи или нейтрали стопорится фиксатором 14, который попадает в прорези на наружной поверхности диска.

 

Рис. 2. Коробка передач

Рис. 2. Коробка передач: 1 — неподвижная шестерня третьей передачи; 2 — подвижная шестерня второй передачи; 3 — вторичный вал; 4 — первичный вал; 5 — промежуточный вал; б — шестерня промежуточного вала; 7 — неподвижная шестерня второй передачи; 8 — подвижная шестерня третьей передачи; 9 — шестерня первой передачи.

Коробка перемены передач (рис. 2) состоит из первичного 4, промежуточного 5, вторичного 3 валов и набора шестерен.

Свободно вращающиеся на валах шестерни 1 (третьей передачи) и 7 (второй передачи) предохранены от осевого перемещения стопорными кольцами. Шестерни 2 (второй передачи) и 8 (третьей передачи) связаны с валами посредством шлиц, по которым они передвигаются вилками механизма переключения. Эти шестерни с обеих сторон снабжены кулачками, которые входят при включении передач в окна соседних шестерен и заставляют их вращаться вместе с валами.

Положения шестерен и механизма переключения при работе коробки на разных передачах показаны на рис. 3.

Неисправности и их устранение

После длительной эксплуатации иногда начинают самопроизвольно выключаться передачи (чаще всего третья). Признаками неисправности служат возникающий в коробке треск и рывки при движении мотоцикла. Причина в том, что кулачки шестерен смяты или недостаточно глубоко входят в окна.

Для устранения неисправности надо разъединить половины картера и осмотреть шестерни. Если рабочие грани кулачков смяты на 1,5—2 мм, меняют шестерни или подравнивают их кулачки тонким наждачным кругом так, чтобы новые плоскости составляли угол 5" с торцом шестерни (имели «поднутрение»). При этом необходимо обеспечить одновременное и без зазора соприкосновение всех кулачков с соседней шестерней.

 

Рис. 3. Схема положения шестерен коробки и механизма переключения (справа) при включении передач

Рис. 3. Схема положения шестерен коробки и механизма переключения (справа) при включении передач: а — первой; б — второй; в — третьей; г — четвертой.

Затем (и в случае, если шестерни не имели повреждения) нужно отрегулировать зацепление шестерен. Для этого при снятой правой половине картера устанавливают нейтраль в коробке передач и легкими ударами молотка в сторону сцепления допрессовывают до упора первичный и промежуточный валы. Далее, сблизив пальцами шестерни (чтобы исключить люфт в механизме переключения и шестерен на валах), нужно проверить зазоры между кулачками неподвижной шестерни третьей передачи и подвижной шестерни второй передачи (на первичном валу), а также между кулачками неподвижной шестерни второй передачи и подвижной шестерни третьей передачи (на промежуточном валу), как показано на рис. 4. Зазор между кулачками шестерен должен быть в пределах от 0,3 до 0,8 мм. Зазор более 0.8 мм можно уменьшить, осаживая подшипник внутрь картера и смещая таким образом первичный вал с неподвижной шестерней третьей передачи. Для этого предварительно надо снять сцепление и вынуть стопорное кольцо шарикоподшипника первичного вала в левой половине картера.

Попутно следует, как показано на Рис. 5, проверить состояние вилок переключения и их люфт на осях. Если он превышает 0,3 мм, под стопорные кольца осей подкладывают регулировочные шайбы. Незначительный износ поверхностей вилок, входящих в проточки шестерен, допускается.

После этого снимают звездочку и крышку сальника основной шестерни с правой половины картера (на мотоциклах «Восход-2» сальник запрессован в картер) и удаляют регулировочные шайбы с обоймы основной шестерни.

 

Рис. 4. Проверка зазора между кулачками шестерен

Рис. 4. Проверка зазора между кулачками шестерен.

 

На подшипник первичного вала надо положить нужное количество снятых с обоймы основной шестерни шайб, так чтобы можно было поставить стопорное кольцо в канавку.

Затем легким ударом молотка по правому торцу первичного вала досылают первичный вал, подшипник и регулировочные шайбы до упора в стопорное кольцо. Вслед за этим вынимают основную шестерню из обоймы и удаляют ролики. Делать это следует осторожно, чтобы не растерять их. Потом надевают основную шестерню на хвостовик первичного вала и, включая последовательно третью и четвертую передачи, проверяют величину зацепления кулачков. Если кулачки при сближении шестерен пальцами полностью входят в зацепление, то передача будет работать надежно.

Чтобы уменьшить зазор между подвижной шестерней третьей передачи и неподвижной шестерней второй передачи, нужно сиять регулировочные шайбы, установленные между стопорным кольцом и подшипником промежуточного вала в левой половине картера.

 

Рис. 5. Определение осевого люфта оси вилки переключения

Рис. 5. Определение осевого люфта оси вилки переключения.

 

После сборки картера полагается проверить наличие осевого люфта у основной шестерни, который должен быть в пределах от 0,15 до 0,3 мм. Регулируют его, осаживая ее обойму внутрь картера. Чтобы шестерня в дальнейшем не сместилась (уменьшив тем самым величину зацепления кулачков при включении четвертой передачи), на торец обоймы нужно положить шайбы с таким расчетом, чтобы последняя из них выступала на 0,3 мм за плоскость картера (это компенсирует прокладку сальника). На мотоциклах Восход-2 шайбы устанавливают между торцем обоймы и канавкой под стопорное кольцо.

В заключение допрессовывают правый подшипник промежуточного вала до упора в торец вала и свободное пространство между торцем подшипника и канавкой заполняют регулировочными шайбами.

При сборке сцепления следует учесть величину смещения первичного вала и компенсировать это смещение шайбами, устанавливая их между внутренним кольцом шарикоподшипника первичного вала и торцем ступицы ведомой звездочки. Это нужно для того, чтобы звездочки цепной передачи располагались в одной плоскости.

Другая неисправность коробки — не выключается передача.

Причина в том, что одна из собачек механизма переключения не выходит из гнезда, так как между ними попала грязь или продукты износа деталей. В этом случае достаточно снять корпус с собачками, выбить из корпуса штифт, вынуть собачку и промыть детали.

О. СЕРГЕЕВ,
инженер
г. Ковров


1973N01P20-21

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Ява Автоматик

С автоматическим центробежным механизмом включения сцепления     Мотоцикл существует более полувека. На протяжении всего этого времени он постоянно совершенствовался. И сегодня продолжается неутомимая работа над увеличением мощности двигателя, улучшением компоновки машины, повышением комфортабельности. Ежегодно сотни заявок поступают в патентные бюро. Последние годы многие конструкторы заняты разработкой новых видов двигателей для одноколейных экипажей. На дорогах уже появились опытные модели с таким оснащением. Если учесть, что путь от экспериментальных образцов до серийного занимает иногда десятилетие, то можно предположить, что появление кардинально новых машин дело не столь близкого будущего. Гораздо ближе к завершению работы, направленные на облегчение вождения мотоцикла. Сравнительно недавно внимание специалистов мотоциклостроения было привлечено к двум «Явам». Красные машины внешне мало чем отличались от своих так хорошо известных собратьев. И компоновка та...

Читать далее >>

Причины неисправностей коробки передач ИЖ Планета и Юпитер

 На всех ижевских мотоциклах — одноцилиндровых «планетах» и двухцилиндровых «юпитерах» стоят коробки передач одинакового устройства, но различающиеся механизмом переключения и передаточными числами.На выпускаемых ныне моделях ИЖ-П3, ИЖ-ПС, ИЖ-Ю4 используют унифицированные шестерни (см. таблицу), которые можно установить и на прежние модели — ИЖ—49. ИЖ—56, ИЖ-П, ИЖ-П2, но только вместе с первичным валом, барабанами сцепления и вилками переключения от ИЖ-П3.В процессе эксплуатации неисправности в коробке возникают чаще всего от перегрузок, грубого, силового переключения передач, несвоевременной замены масла. Нередки случаи повреждения деталей после домашнего ремонта коробки, когда допускают ошибки при ее сборке и регулировке. Рассмотрим наиболее частые неисправности.Не включаются вторая и третья передачи (первая и четвертая включаются). На «планетах» этот дефект появляется из-за ослабления винтов, крепящих упор механизма пе...

Читать далее >>

Мотоциклы, которых ждут. Будущие новики ИЖ Планета 2 и Юпитер 2

Будущие новики ИЖ Планета 2 и Юпитер 2   Сотни голубых ИЖей сходят ежедневно с заводского конвейера. Этому мотоциклу тоже недолго ждать. Еще несколько усилий, и машина оживет. Мотолюбителям хорошо известны мотоциклы «ИЖ-Планета» и «ИЖ-Юпитер». Выпускает их наш завод с 1961 — 1962 годов. И с того же времени непрерывно идет работа над их улучшением. Намного повысилась надежность машин, и благодаря этому на 20 процентов увеличен гарантийный пробег мотоциклов. Заводские конструкторы работают не только над устранением выявленных в процессе эксплуатации изъянов, совершенствованием модели, стоящей на конвейере. Наше КБ готовило и новые, модернизированные модели мотоциклов, особое внимание уделяя таким качествам, как надежность и долговечность. Сейчас осе работы по созданию и испытанию новых машин закончены. «ИЖ-Планета-2» и «ИЖ-Юпитер-2» готовы к старту.Чем же они отличаются от своих широко известных предшественников? Первое, что бро...

Читать далее >>

Мотоцикл ИЖ Планета Спорт. Наиболее частые вопросы и ответы на них

В вопросах и ответах  В редакцию за последнее время все чаще приходят письма читателей с вопросами но мотоциклу «ИЖ—Планета-спорт». Мы отобрали наиболее характерные из них и обратились на завод-изготовитель. Ответы конструкторов, специалистов — перед вами.Какие изменения претерпел мотоцикл в процессе производства с начала выпуска по настоящее время?Изменений довольно много. Назовем основные из них. В двигателе — новая головка цилиндра. Теперь ее оребрение не «веерное», а обычное, и вместо камеры сгорания типа «жокейский картуз» — камера, образованная концентричными сферами. Увеличено количество винтов, стягивающих половинки картера и крышки, а крепление двигателя к раме мотоцикла усилено. Усовершенствована форма глушителя, благодаря чему исключено соприкосновение его с дорогой при наклонах машины, а также увеличен диаметр выпускной трубы. Импортный карбюратор «Микуни» заменен отечественным К62М, имеющим ф...

Читать далее >>

Защита свечей на мотоцикле ИЖ

Защита свечи При езде на мотоцикле по мокрой дороге с большой скоростью вода от переднего колеса попадает под колпачок провода высокого напряжения, и тогда исчезает искра на свече — двигатель останавливается. Защита свечи на мотоцикле ИЖ: 1 — колпачок провода высокого напряжения; 2 — изолятор свечи: 3 — шайба из резины толщиной 1 мм. Однажды в дождь из-за «того я потерял очень много времени, пробуя разные варианты защиты свечей. Самым простым и абсолютно надежным оказался способ, существо которого ясно из рисунка. Резиновая шайба 3. плотно надевающаяся на изолятор свечи и входящая внутрь колпачка, ие пропускает воду, даже когда вы моете мотоцикл из Шланга.А. ДАГАЕВ60311, Г. Горький, ул. Белинского, 35, ив. 1 1974N07P38

Читать далее >>