Сезон на ЯВЕ 638-0-00

Мы расскаже о том, как провели сезон на ЯВЕ модели 638-0-00

Что отличает новую модель?
Обкатка сверх инструкции
Электрооборудование, зажигание: дефектов нет
Пожелания, исходя из опыта

С января минувшего года в Советский Союз стала поступать новая модель чехословацкого мотоцикла - ЯВА-350-638-0-00, окончательно вытеснившая с конвейера переходную ЯВУ-638-5. Мне посчастливилось стать одним из первых обладателей новинки, познакомиться с ее характером, поведением в эксплуатации.
На мой взгляд, новая модель заметно выигрывает в дизайне, который стал более современным, более привлекательным для глаза.
При первых же поездках водитель оценит широкое и удобное седло. Понравится ему и своеобразный кожух за сиденьем, - кроме декоративной, он может нести утилитарную функцию: я, например, помещаю туда литровую емкость с маслом и запасную камеру.
Бензобак стал, вроде бы, больше, во всяком случае, в задней части он гораздо шире, и это неудобно, а по существу ничуть не прибавил, в нем умещаются те же 17 литров. Но вот крышка бака, несомненно, удобнее: чтобы ее открыть или закрыть, не нужно прилагать больших усилий.
Инструкция рекомендует обкатывать мотоцикл на протяжении 2000 километров. Это общий порядок. Я же, исходя из собственного опыта, продлеваю "щадящий режим" до 3000, придерживаясь показателей, приведенных в таблице.
Особое внимание хочу обратить на то обстоятельство, что двигатель ЯВЫ-638 не любит чрезмерно низких оборотов. На всех режимах частота вращения коленчатого вала (кроме, конечно, холостого хода) не должна быть меньше 2000 оборотов в минуту.
Первую тысячу километров советую ездить без пассажира. После 2500 километров можно иглу в карбюраторе опустить на одно деление.
Масло в картере рекомендую сменить сразу после покупки, промыв картер. Последующие смены проводите при пробеге 500, 2000, 5000 километров и далее через каждые 5000.
После обкатки моя машина эксплуатировалась довольно жестко на самых разных дорогах, в том числе на Кавказе, где мы нередко пользовались и пешеходными тропами. Вмятины на выпускных трубах и глушителях напоминают об этом и теперь.
Всякое автономное путешествие, да еще вдвоем, требует немалого багажа. На новую модель я поставил проверенный неоднократно на старой ЯВЕ-638-5 багажник с боковыми полками. Груз я разместил как обычно: все самое тяжелое - на боковых полках, все легкое и громоздкое - на верхнем багажнике.
Из путевых неисправностей отмечу, пожалуй, три. Сначала отказали по очереди правый и левый задние амортизаторы; потом оборвались трос сцепления и привод включения стоп-сигнала. А за потевание стекол тахометра и спидометра обнаружилось еще до поездки.
Запотевание я устранил, промазав щель между стеклами и ободками пластилином, тросы починил в пути, а амортизаторы не трогал до возвращения домой, смирившись с тем, что они "пробивают" - просто поехал осмотрительнее.
Средний расход топлива у меня колеблется от 4 до 5 л/100 км, хотя езжу я довольно резко. Объясняется это, видимо, тем, что и о каждой возможно-сти сэкономить не забываю.

Пробег, км Состав топливной смеси (масло:бензин) Максимальные обороты на I,II,III передачах Минимальная скорость на IV передаче, км/ч Максимальная скорость на IV передаче, км/ч
0-500
500-100
1000-1500
1500-2000
2000-2500
2500-3000
свыше 3000
1:25
1:25
1:30
1:30
1:35
1:35
1:40
3000
3250
3500
4000
4500
5000
5500
60
55
50
50
45
45
40
70
75
80
90
100
110
-

Рекомендуемый состав топливной смеси и режимы на время обкатки мотоцикла ЯВА-638-0

В начале эксплуатации использовал только бензин АИ-93, потом стал разбавлять его "семьдесят шестым", а теперь перешел на А-76 окончательно. В холодное время - на него пришлось начало эксплуатации, - да еще при чистых камерах сгорания детонации вообще не было. Позже она появилась, но настолько легкая, что это вполне допустимо, поскольку проявляется лишь при резком разгоне. Правда, на юге на всякий случай я чуть уменьшил опережение зажигания да поставил более "холодные" свечи ПАЛ-14-9.
Теперь чуть подробнее об отдельных узлах и системах.
Двигатель работает мягко, посторонних шумов нет. Видно по всему, что завод над ним хорошо поработал, учел многочисленные пожелания наших мотоциклистов. Уменьшился стук поршней, исчез звон моторной цепи. После 10000 километров мотор вошел в полную силу.
Сцепление намного лучше, чем ЯВЫ-634. Во всяком случае, оно терпимее к пробуксовке - это в горах заметно.
Коробка передач шумела, я не придавал этому значения, ожидая, что шестерни притрутся. Когда же через 500 километров слил масло, поразился обилию стружки. Спохватившись, промыл картер керосином, залил свежее масло - и шум пропал. При каждой смене масла я теперь его тщательно контролирую: для этого горячее масло спускаю в чистую стеклянную банку, где всякие примеси хорошо видны.
Задняя цепь до 11000 километров вытянулась настолько, что колесо пришлось отодвинуть растяжками на 6 мм - значит, она удлинилась примерно на 12 мм, А это немного меньше половины допустимого износа. За то же время цепь не смазывал ни разу - пошел на это сознательно, чтобы получить достоверную информацию о ее долговечности. Получил. И теперь смазываю "Фиолом-1".
Колеса работают без замечаний. Смазку в подшипники пока не добавлял, спицы не подтягивал (точнее говоря, пытался, но не удалось, они не ослабли). Вообще за спицами советую следить, потому что, начиная слабнуть, они быстро разбивают гнезда под головками. А ремонт всегда более хлопотное дело, чем профилактика.
Тормоза, в общем, на ЯВЕ всегда были хорошими. Но в современных условиях, мне представляется, передний тормоз следовало бы сделать более сильным. Мне, по крайней мере, ни разу не удалось на асфальте заблокировать переднее колесо до юза, хотя очень старался.
Тросы управления работают хорошо. Но в приводе сцепления оборванные жилки появились через 4000 киломеров - это очень рано.
Передняя вилка безотказна. Течи масла через сальники, какая наблюдалась у ЯВЫ-638-5 выпуска 1983-1984 года, нет. Толчки от небольших неровностей вилка гасит прекрасно; в то же время она не "пробивает" до упора даже на самых больших ухабах.
Поскольку конструкция вилок по сравнению с моделью "634" изменена и в перьях нет втулок, площадь соприкосновения рабочих элементов увеличилась, удельные нагрузки стали меньше и ресурс вилки вырос. Масло в вилке советую менять через 3000-5000 километров пробега.
Задняя подвеска у ЯВЫ-638 такая же, как у предыдущей модели. Со всеми ее недостатками. Большинство "явистов" ничего не делают с задней вилкой, там не появятся люфты. И тут мно подстерегает неожиданность: ось задней вилки не извлекается. Ее накрепко соединила с другими деталями ржавчина. Чтобы этого не случилось, следует в первые же дни эксплуатации ЯВЫ разобрать этот узел и обильно смазать все детали "Литолом-24,- В этом случае и втулки служат намного дольше, и разборка для их замены легче.
Задние амортизаторы, честно говоря, восторга не вызывают. Их основные детали - пружина и гидравлический демпфер, без изменений, унаследованы от, ЯВЫ-360. А с тех пор и масса мотоцикла стала заметно больше, и скорости выросли. При езде без пассажира задняя подвеска слишком жестка, а при полной нагрузке (пассажир плюс груз) слишком мягка. Регулировки преднатяга пружин не хватает. Не хватает и хода подвески, часты срабатывания до упора. Явно амортизаторы должны быть сильнее (большей энергоемкости), с большим рабочим ходом. Желательно бы регулировать не только предварительный натяг пружин, но и жесткость гидравлического демпфера, например изменяя сечение специального жиклера при помощи винта.
Электрооборудование работает почти без дефектов.
Аккумулятор моей ЯВЫ изготовлен на Тайване. Хотелось бы надеяться, что по качеству он будет лучше югославских, которые очень недолговечны. Два года езды с сухими батарейками на ЯВЕ-638-5 отучили меня от контроля за состоянием аккумулятора. Поэтому в течение всего пробега ЯВЫ-638-0 я ни разу не проверил уровень электролита, рассчитывая в случае отказа аккумулятора заменить его батарейками. Конечно, следовать моему примеру не нужно (так сказать, береги аккумулятор смолоду). Частично могу оправдаться тем, что создаю аккумулятору самые "комфортные условия": обороты двигателя при езде поддерживаю не ниже 2000 в минуту, не включаю электроприборы при неработающем двигателе, пуск его занимает минимум времени. Поэтому аккумулятор всегда заряжен. В то же время несколько пониженное напряжение создает гарантию того, что электролит не кипит.
Зажигание выше всяких похвал. Практически всегда пуск удается с первой попытки. Может быть у меня такой удачный экземпляр, но достаточно открыть кран, поднять рычажок пускового устройства (если двигатель холодный), затем включить зажигание и нажать на пусковой рычаг. Совершенно не требуется предварительно насасывать топливо смесь пусковым рычагом, ни трохать ручку газа. В моей практике еще не встречалось мотоцикла с настолько легким пуском.
Досадным недоразумением считаю дефекты хомутов, крепящих катушки зажигания: они оборвались еще во время обкатки. С такими же фактами сталкиваются и другие владельцы ЯВЫ-638-0. Я не стал делать самодельные хомуты, а закрепил катушки изоляционной лентой.
В заключение хочу предложить несколько пожеланий, подсказанных опытом общения с ЯВАМИ разных лет. На мой взгляд, слишком тяжела рама для мотоцикла-одиночки. Следовало бы реконструировать генератор, чтобы при пуске обмотки возбуждения не потребляли бесцельно электрический ток. "Явисты" были бы очень рады бесконтактной электронной системе зажигания. И, конечно, надо вывести на современный уровень некоторые узлы, доставшиеся новой ЯВЕ от прежних моделей: ступицы, шарнир задней вилки, задние амортизаторы.


В. СЕКРЕТОВ Владимирская область, с. Санниково, "За рулем".

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Ява 638-1-04

Что новенького в Яве ?   Летом прошлого года редакция получила от ВТО «Мотоков» для испытаний последнюю модификацию ЯВА-350 638-1-04. Красивый мотоцикл, ничего не скажешь! При беглом осмотре мотоцикл показался чуть выше привычной для нас базовой модели. Стали разбираться. Действительно, задние амортизаторы установлены с большим наклоном в результате смещения вперед точек крепления на раме. Сочетание прогрессивно навитых пружин и наклона амортизаторов обеспечило хорошую плавность хода. Уже нет нужды привставать на подножках, когда заднее колесо влетает в небольшую яму или выбоину на дороге. На переднем колесе нашей ЯВЫ шина с характерным шоссейным протектором (ею комплектуют отдельные партии мотоциклов). С такой шиной мотоцикл уверенно чувствует себя при торможении, в повороте. Через какое-то время у водителя возникает ощущение, что он сможет проехать знакомый ему поворот с большим углом наклона и, понятно, на большей скорости. Это до тех пор, пока дорога сухая. Стоит ...

Читать далее >>

Ремонт рычагов выключения сцепления и привода тормоза переднего колеса

 У мотоциклов Ява, случается, отламывается упор на рычагах выключения сцепления и привода тормоза переднего колеса, из-за чего их приходится заменять. Поскольку купить новые нелегко, предлагаю испытанный способ ремонта. В рычаге прорезаю паз, как показано на рис. 1, при помощи ножовки и напильника. Затем из стали толщиной 4 мм вырезаю упор 1 (рис. 2) и подгоняю его точно по пазу. Закрепляю упор винтом 2 с потайной головкой. Чтобы винт не выворачивался, закерниваю его головку и стержень в нескольких точках.Рис. 1. Паз в рычаге. Рис. 2. Установка упора: 1 — упор; 2 — винт МЗ. Л. БАВТРИМОВИЧ 223035, Минская область, ст. Ратомка, пер. Привокзальный, 5  1979N06P33

Читать далее >>

Переделка электрооборудования Явы 6В в 12В

Переделка электрооборудования Явы   В нашем журнале не раз шла речь о недостатках электропитания мотоцикла ЯВА-634, выпускавшегося до 1985 года. При малых оборотах коленчатого вала (до 1800 в минуту) 6-вольтовый генератор не вырабатывает энергию, и все потребители в это время питаются от аккумулятора. Если включено освещение и фара, батарея быстро разряжается, что при многократных циклах приводит к выходу ее из строя. Единственная мера, позволяющая избежать этой неприятности, — поддерживать средние обороты даже на плохой дороге или остановках у перекрестков. Ясно, что это доставляет большие неудобства, особенно жителям сельской местности. В выпускаемой ныне ЯВЕ модели «638» применена 12-вольтовая система электрооборудования (ее описание и схема приведены в № 6 за 1987 год), где более совершенный и мощный генератор начинает работать уже при 1000 об/мин.Понятно, что многие владельцы старой модели хотят перейти на новое электрооборудование, но встречают препятствие:...

Читать далее >>

Мотоцикл ИЖ Юпитер 4. Как на испытаниях

Как на испытаниях   Осенью прошлого года мы перегоняли новый мотоцикл «ИЖ-Юпитер—4» с коляской из Ташкента в Пермь. Расстояние около 3 500 километров прошли за шесть дней. Практически больше половины пути пришлось на обкатку, поэтому допускаемые заводом скорости старались не превышать, и ограничитель сняли только после 3000 километров. Но вот обеспечить рекомендуемые инструкцией легкие дорожные условия оказалось не в наших силах. Правда, загрузка мотоцикла была невелика — только водитель (второй ехал в автомобиле), зато среднеазиатская жара, затяжные подъемы, каменистая дорога, а в конце пути размытый дождями Сибирский тракт потребовали от машины высокой надежности. В общем, суровое испытание, которым по сути оказалась поездка, «Юпитер—4», к нашей радости и, признаться, некоторому удивлению, выдержал с честью. Судите сами. Предсказание ташкентских мотоциклистов о неизбежности перегрева двигателя окончательно рассеялось на перевале между Х...

Читать далее >>

Новый воздушный фильтр с бумажным элементом для Днепра

Новый фильтр для Днепра   Известно, что, чем чище воздух, поступающий в двигатель, тем меньше страдают от абразивного износа детали цилиндро-поршневой группы. Для очистки воздуха от пыли в тяжелых мотоциклах — «Днепре» и «Урале» до конца прошлого года применялись фильтры инерционно-масляного типа, в корпусе которых имеются масляная ванна и фильтрующий элемент в виде набивки из синтетических волокон. Такие фильтры обладают сравнительно низкой эффективностью очистки воздуха, требуют частого обслуживания, в первую очередь доливки и смены масла, а также промывания набивки.Более эффективны фильтры сухого типа, в которых фильтрующим элементом служит специальная пористая бумага или нетканый материал. Они обладают высокой эффективностью очистки (99,3—99,9%) и меньше нуждаются в обслуживании. На киевском мотоциклетном заводе разработан и прошел всесторонние испытания новый воздушный фильтр с бумажным элементом, который с конца прошлого года устанавливает...

Читать далее >>