Мы расскаже о том, как провели сезон на ЯВЕ модели 638-0-00
Что отличает новую модель?
Обкатка сверх инструкции
Электрооборудование, зажигание: дефектов нет
Пожелания, исходя из опыта
С января минувшего года в Советский Союз стала поступать новая модель чехословацкого мотоцикла - ЯВА-350-638-0-00, окончательно вытеснившая с конвейера переходную ЯВУ-638-5. Мне посчастливилось стать одним из первых обладателей новинки, познакомиться с ее характером, поведением в эксплуатации.
На мой взгляд, новая модель заметно выигрывает в дизайне, который стал более современным, более привлекательным для глаза.
При первых же поездках водитель оценит широкое и удобное седло. Понравится ему и своеобразный кожух за сиденьем, - кроме декоративной, он может нести утилитарную функцию: я, например, помещаю туда литровую емкость с маслом и запасную камеру.
Бензобак стал, вроде бы, больше, во всяком случае, в задней части он гораздо шире, и это неудобно, а по существу ничуть не прибавил, в нем умещаются те же 17 литров. Но вот крышка бака, несомненно, удобнее: чтобы ее открыть или закрыть, не нужно прилагать больших усилий.
Инструкция рекомендует обкатывать мотоцикл на протяжении 2000 километров. Это общий порядок. Я же, исходя из собственного опыта, продлеваю "щадящий режим" до 3000, придерживаясь показателей, приведенных в таблице.
Особое внимание хочу обратить на то обстоятельство, что двигатель ЯВЫ-638 не любит чрезмерно низких оборотов. На всех режимах частота вращения коленчатого вала (кроме, конечно, холостого хода) не должна быть меньше 2000 оборотов в минуту.
Первую тысячу километров советую ездить без пассажира. После 2500 километров можно иглу в карбюраторе опустить на одно деление.
Масло в картере рекомендую сменить сразу после покупки, промыв картер. Последующие смены проводите при пробеге 500, 2000, 5000 километров и далее через каждые 5000.
После обкатки моя машина эксплуатировалась довольно жестко на самых разных дорогах, в том числе на Кавказе, где мы нередко пользовались и пешеходными тропами. Вмятины на выпускных трубах и глушителях напоминают об этом и теперь.
Всякое автономное путешествие, да еще вдвоем, требует немалого багажа. На новую модель я поставил проверенный неоднократно на старой ЯВЕ-638-5 багажник с боковыми полками. Груз я разместил как обычно: все самое тяжелое - на боковых полках, все легкое и громоздкое - на верхнем багажнике.
Из путевых неисправностей отмечу, пожалуй, три. Сначала отказали по очереди правый и левый задние амортизаторы; потом оборвались трос сцепления и привод включения стоп-сигнала. А за потевание стекол тахометра и спидометра обнаружилось еще до поездки.
Запотевание я устранил, промазав щель между стеклами и ободками пластилином, тросы починил в пути, а амортизаторы не трогал до возвращения домой, смирившись с тем, что они "пробивают" - просто поехал осмотрительнее.
Средний расход топлива у меня колеблется от 4 до 5 л/100 км, хотя езжу я довольно резко. Объясняется это, видимо, тем, что и о каждой возможно-сти сэкономить не забываю.
Пробег, км | Состав топливной смеси (масло:бензин) | Максимальные обороты на I,II,III передачах | Минимальная скорость на IV передаче, км/ч | Максимальная скорость на IV передаче, км/ч |
0-500 500-100 1000-1500 1500-2000 2000-2500 2500-3000 свыше 3000 |
1:25 1:25 1:30 1:30 1:35 1:35 1:40 |
3000 3250 3500 4000 4500 5000 5500 |
60 55 50 50 45 45 40 |
70 75 80 90 100 110 - |
Рекомендуемый состав топливной смеси и режимы на время обкатки мотоцикла ЯВА-638-0
В начале эксплуатации использовал только бензин АИ-93, потом стал разбавлять его "семьдесят шестым", а теперь перешел на А-76 окончательно. В холодное время - на него пришлось начало эксплуатации, - да еще при чистых камерах сгорания детонации вообще не было. Позже она появилась, но настолько легкая, что это вполне допустимо, поскольку проявляется лишь при резком разгоне. Правда, на юге на всякий случай я чуть уменьшил опережение зажигания да поставил более "холодные" свечи ПАЛ-14-9.
Теперь чуть подробнее об отдельных узлах и системах.
Двигатель работает мягко, посторонних шумов нет. Видно по всему, что завод над ним хорошо поработал, учел многочисленные пожелания наших мотоциклистов. Уменьшился стук поршней, исчез звон моторной цепи. После 10000 километров мотор вошел в полную силу.
Сцепление намного лучше, чем ЯВЫ-634. Во всяком случае, оно терпимее к пробуксовке - это в горах заметно.
Коробка передач шумела, я не придавал этому значения, ожидая, что шестерни притрутся. Когда же через 500 километров слил масло, поразился обилию стружки. Спохватившись, промыл картер керосином, залил свежее масло - и шум пропал. При каждой смене масла я теперь его тщательно контролирую: для этого горячее масло спускаю в чистую стеклянную банку, где всякие примеси хорошо видны.
Задняя цепь до 11000 километров вытянулась настолько, что колесо пришлось отодвинуть растяжками на 6 мм - значит, она удлинилась примерно на 12 мм, А это немного меньше половины допустимого износа. За то же время цепь не смазывал ни разу - пошел на это сознательно, чтобы получить достоверную информацию о ее долговечности. Получил. И теперь смазываю "Фиолом-1".
Колеса работают без замечаний. Смазку в подшипники пока не добавлял, спицы не подтягивал (точнее говоря, пытался, но не удалось, они не ослабли). Вообще за спицами советую следить, потому что, начиная слабнуть, они быстро разбивают гнезда под головками. А ремонт всегда более хлопотное дело, чем профилактика.
Тормоза, в общем, на ЯВЕ всегда были хорошими. Но в современных условиях, мне представляется, передний тормоз следовало бы сделать более сильным. Мне, по крайней мере, ни разу не удалось на асфальте заблокировать переднее колесо до юза, хотя очень старался.
Тросы управления работают хорошо. Но в приводе сцепления оборванные жилки появились через 4000 киломеров - это очень рано.
Передняя вилка безотказна. Течи масла через сальники, какая наблюдалась у ЯВЫ-638-5 выпуска 1983-1984 года, нет. Толчки от небольших неровностей вилка гасит прекрасно; в то же время она не "пробивает" до упора даже на самых больших ухабах.
Поскольку конструкция вилок по сравнению с моделью "634" изменена и в перьях нет втулок, площадь соприкосновения рабочих элементов увеличилась, удельные нагрузки стали меньше и ресурс вилки вырос. Масло в вилке советую менять через 3000-5000 километров пробега.
Задняя подвеска у ЯВЫ-638 такая же, как у предыдущей модели. Со всеми ее недостатками. Большинство "явистов" ничего не делают с задней вилкой, там не появятся люфты. И тут мно подстерегает неожиданность: ось задней вилки не извлекается. Ее накрепко соединила с другими деталями ржавчина. Чтобы этого не случилось, следует в первые же дни эксплуатации ЯВЫ разобрать этот узел и обильно смазать все детали "Литолом-24,- В этом случае и втулки служат намного дольше, и разборка для их замены легче.
Задние амортизаторы, честно говоря, восторга не вызывают. Их основные детали - пружина и гидравлический демпфер, без изменений, унаследованы от, ЯВЫ-360. А с тех пор и масса мотоцикла стала заметно больше, и скорости выросли. При езде без пассажира задняя подвеска слишком жестка, а при полной нагрузке (пассажир плюс груз) слишком мягка. Регулировки преднатяга пружин не хватает. Не хватает и хода подвески, часты срабатывания до упора. Явно амортизаторы должны быть сильнее (большей энергоемкости), с большим рабочим ходом. Желательно бы регулировать не только предварительный натяг пружин, но и жесткость гидравлического демпфера, например изменяя сечение специального жиклера при помощи винта.
Электрооборудование работает почти без дефектов.
Аккумулятор моей ЯВЫ изготовлен на Тайване. Хотелось бы надеяться, что по качеству он будет лучше югославских, которые очень недолговечны. Два года езды с сухими батарейками на ЯВЕ-638-5 отучили меня от контроля за состоянием аккумулятора. Поэтому в течение всего пробега ЯВЫ-638-0 я ни разу не проверил уровень электролита, рассчитывая в случае отказа аккумулятора заменить его батарейками. Конечно, следовать моему примеру не нужно (так сказать, береги аккумулятор смолоду). Частично могу оправдаться тем, что создаю аккумулятору самые "комфортные условия": обороты двигателя при езде поддерживаю не ниже 2000 в минуту, не включаю электроприборы при неработающем двигателе, пуск его занимает минимум времени. Поэтому аккумулятор всегда заряжен. В то же время несколько пониженное напряжение создает гарантию того, что электролит не кипит.
Зажигание выше всяких похвал. Практически всегда пуск удается с первой попытки. Может быть у меня такой удачный экземпляр, но достаточно открыть кран, поднять рычажок пускового устройства (если двигатель холодный), затем включить зажигание и нажать на пусковой рычаг. Совершенно не требуется предварительно насасывать топливо смесь пусковым рычагом, ни трохать ручку газа. В моей практике еще не встречалось мотоцикла с настолько легким пуском.
Досадным недоразумением считаю дефекты хомутов, крепящих катушки зажигания: они оборвались еще во время обкатки. С такими же фактами сталкиваются и другие владельцы ЯВЫ-638-0. Я не стал делать самодельные хомуты, а закрепил катушки изоляционной лентой.
В заключение хочу предложить несколько пожеланий, подсказанных опытом общения с ЯВАМИ разных лет. На мой взгляд, слишком тяжела рама для мотоцикла-одиночки. Следовало бы реконструировать генератор, чтобы при пуске обмотки возбуждения не потребляли бесцельно электрический ток. "Явисты" были бы очень рады бесконтактной электронной системе зажигания. И, конечно, надо вывести на современный уровень некоторые узлы, доставшиеся новой ЯВЕ от прежних моделей: ступицы, шарнир задней вилки, задние амортизаторы.
В. СЕКРЕТОВ Владимирская область, с. Санниково, "За рулем".
Защитные прокладки на шпильки После длительной эксплуатации мотоцикла ЯВА, особенно в сельской местности, бывает трудно снять цилиндры: пыль и песок, смешиваясь с маслом, плотно забивают отверстия под шпильки. К тому же при разборке часть этой грязи попадает в картер, как ни стараешься его закрыть. Прокладка под головку Я избавился от этой неприятности следующим образом. Из сырой резины толщиной около 2 мм вырезал шесть прокладок (согласно рисунку) и надел их на шпильки до установки головки. При работе двигателя от нагрева они вулканизуются и надежно закрывают отверстия от пыли. Уже несколько лет я успешно применяю этот способ. В. КОРОТЧИКОВ Гомельская область, г. Озераны 1989N07P33
Читать далее >>Выполните регулировку «Мотоцикл «ИЖ — Юпитер-3» прошел уже более 5000 км, но полной мощности, как я могу судить по Другим таким же машинам, не выдает. Какие могут быть причины?» — спрашивает К. Усольцев из Магнитогорска.Если обкатка мотоцикла была проведена правильно, то есть в соответствии с инструкцией, и заметных дефектов двигатель не имеет, вероятно, удастся повысить его мощность, выполнив следующие работы.Выверните свечу и осмотрите. Если на ней много нагара, значит, в цилиндр поступает слишком богатая смесь, и нагар отложился также в камере сгорания и в выпускных каналах. Снимите цилиндр и удалите нагар с его головки, днища поршня и выпускных каналов. По отпечаткам на прокладке цилиндра проверьте, полностью ли совпадают контуры перепускных каналов картера и цилиндра и не перекрывает ли их прокладка. При необходимости подгоните каналы и прокладку.Проверьте и, если надо, установите одинаковое опережение зажигания в обоих цилиндрах (2,6...
Читать далее >>Тем, кто ездит на мотоциклах ИЖ Вряд ли стоит доказывать, что ижевские мотоциклы самые популярные. Более двух миллионов этих машин бегают по дорогам страны. Они очень надежны. Но наступает время, когда требуется профилактика или ремонт. «Хотелось бы, чтобы на страницах «За рулем» чаще появлялись статьи на эту тему», — пишет нам К. Дробов из Казани. Его поддерживают многие мотолюбители, принявшие участие в заочной конференции читателей журнала. Идя навстречу пожеланиям наших корреспондентов, редакция подготовила цикл статей об ИЖах, которые написаны инженерами В. Абрамяном и В. Забелиным. Сегодня они рассказывают о цилиндре, поршне и кольцах к мотоциклам ИЖ. Целый ряд рекомендаций носит общий характер. Поэтому статья представит определенный интерес не только для владельцев ИЖей, но и для тех, кто ездит на мотоциклах других марок. Более подробно об эксплуатации ижевских мотоциклов желающие смогут прочитать позднее в книге «Советы водителю ...
Читать далее >>О ремонте глушителей На мотоциклах М-63 Урал глушители выходят из строя из-за разрушения (прогара) внутреннего набора. Сначала отказывает один глушитель один грушитель, и тогда при больших оборотах двигателя мотоцикл трясет. Я продлил срок службы глушителей, заменив их внутренний набор трубой с 20 отверстиями, как показано на рисунке. К трубе спереди привариваем опорный диск 2, сзади — втулку 6 и подгоняем их так чтобы диск плотно сидел в выпускной трубе 1, а втулка — в сужающейся части глушителя. Отверстие для винта 5 (или двух болтов) сверлим после подготовки и установки трубы. Переделанный глушитель: 1 — выпускная труба; 2 — опорный диск; 3 — корпус глушителя: 4 — труба-вставка: 5— винт М5. разрезная шайба и гайка;6— втулка. Все детали — стальные Ремонтировать нужно одновременно оба глушителя, чтобы их сопротивление было одинаковым. Для этой же цели диски 2 следует отбрабатывать совместно, соединив их винтом М5.Отремон...
Читать далее >>Рис. 1 — фонарь левого указателя поворота 2 — лампа А12-21; 3 — фара;- 4 — лампа А12-4 габаритного и стояночного света; 5 — лампа А12-45-40 дальнего и ближнего света; 6 — фонарь правого указателя поворота (на мотоцикле с коляской не подключен): 7 — спидометр; 8 — лампа А12-1 освещения спидометра; 9 — фонарь контрольной лампы указателей поворота; 10 — фонарь контрольной лампы аварийного давления масла; 11 — фонарь контрольной лампы дальнего света; 12 — фонарь контрольной лампы генератора; 13 — фонарь контрольной лампы датчика нейтрали; 14 — панель приборов; 15 — центральный переключатель; 16 — переключатель указателей поворота; 17 - прерыватель указателей поворота; 18 — пробка контакта; 19 — датчик аварийного давления масла; 20 — переключатель света; 21 — передний фонарь коляски 22 — лампа А12-21 габаритного света и сигнала тормоза на коляске; 23 — бл...
Читать далее >>