На окраине Ижевска высится монумент — мотоциклисты на вздыбленных машинах. Он символизирует успехи тружеников города в производстве мотоциклов, в развитии мотоспорта. Полвека назад в соответствии с решением Наркомата тяжелой промышленности здесь, в Ижевске, на базе опытных мастерских Ижстальзавода было организовано мотоциклетное производство.
Еще раньше, в 1928 году в этих мастерских группа энтузиастов под руководством инженера П. В. Можарова спроектировала и построила опытные образцы машин. Однако- из-за отсутствия производственных возможностей тогда не удалось развернуть серийный выпуск мотоциклов. К их изготовлению ижевцы приступили в 1933 году.
Между двумя моделями, которые вы видите на снимках, лежит путь длиной в полвека. Начинали с мотоцикла ИЖ—7, который лишь в деталях отличался от простой машины Л—300 с двухтактным двигателем, освоенной к тому времени ленинградским заводом «Красный Октябрь». Хотя на производство ставили уже отработанную конструкцию, хотя уже имелся опыт ее выпуска в заводских условиях, начало оказалось нелегким. В 1933 году ижевцы изготовили всего 12 машин.
Борьба за обеспечение высокого качества мотоциклов, рост их выпуска, проектирование новых машин — вот важнейшие задачи, которые в последующие годы пришлось решать коллективу предприятия. И уже в 1936 году, когда заводу был установлен план в 1000 машин, он изготовил 1007 мотоциклов, а их качество с тех пор стало образцом в отрасли.
За первыми серийными ИЖ—7 последовали более совершенные машины:
ИЖ-Д ИЖ—9, ИЖ—350, ИЖ—49, ИЖ— 56, а затем «ИЖ-Планета» и «ИЖ-Юпитер». В разные годы проектированием и доводкой опытных и серийных моделей занимались конструкторы В. В. Бонштедт, В. А. Абрамян, A. А. Модзелевский, С. Ю. Иваницкий, П. В. Можаров, B.Н. Новиков (ныне зам. председателя Совмина СССР), Н. Н. Пушин, И. И. Окунев, С. Н. Семашко, А. М. Федоров, В. А. Умняшкин, С. Я. Фишер. Некоторые из них, пройдя ижевскую школу, успешно работали на других заводах и в НИИ. Ижевск стал кузницей инженерных кадров для отрасли.
Важную роль на протяжении полувекового производства мотоциклов в Ижевске играл спорт. Подготовка серийных машин к кроссам и гонкам, испытание их в тяжелых условиях соревнований, создание специальных конструкций обогащали заводских специалистов опытом, помогали совершенствовать технику, выявляли направления перспективных разработок. Для контроля за качеством выпускаемых машин завод также систематически организовывал испытательные пробеги, привлекая к ним в качестве водителей самих конструкторов.
И сегодня среди продукции объединения «Ижмаш» одно из важных мест занимают мотоциклы. С его конвейеров сходит каждый третий советский мотоцикл. Отмечая пятидесятилетие начала их серииного выпуска в Ижевске, мы, ветераны завода, отдаем дань уважения рабочим, конструкторам, испытателям, технологам, чьим рукам и уму обязаны появлением на свет первые партии ИЖ—7. С признательностью вспоминаем людей, руководивших предприятием в те годы: директора И. И. Чекмарева и главного инженера А. Н. Клеопина. И сегодня, вглядываясь в проносящиеся мимо машины, с гордостью отмечаем эмблему «ИЖ» на баке — эмблему, которую 50 лет несут мотоциклы самой популярной в стране марки.
В. РОГОЖИН, главный конструктор ижевского мотоциклетного завода в 1934—1941 гг.
Литература
Борншанский Л. А., Слесарен-ко Н. И., Черемных М. Г. Ижевские спортивные мотоциклы. Ижевск. Удмуртское книжное издательство, 1963.
Демченко Б. Ф., Микрюков Г. С. Мотоциклы с маркой «ИЖ». М., Издательство ДОСААФ СССР, 1982.
Микрюков Г. С., Демченко Б. Ф. Спортивные трассы. Ижевск, Удмуртия, 1981.
Трижды орденоносный. Ижевск, Удмуртия, 1967.
Первая серийная модель завода — ИЖ—7 (1933 г.). Число цилиндров — 1. Рабочий объем — 293 см3. Мощность — 6,5 л. с. при 3200 об/мин. Число передач — 3. Сухая масса — 119 кг. Скорость — 85 км/ч.
Современная серийная модель завода — «ИЖ-Юпитер—4» (1980 г.). Число цилиндров — 1. Рабочий объем — 347 см3. Мощность — 28 л. с. при 5700 об/мин. Число передач — 4. Сухая масса — 160 кг. Скорость — 125 км/ч.
1983N06P7
Мы расскаже о том, как провели сезон на ЯВЕ модели 638-0-00 Что отличает новую модель? Обкатка сверх инструкции Электрооборудование, зажигание: дефектов нет Пожелания, исходя из опыта С января минувшего года в Советский Союз стала поступать новая модель чехословацкого мотоцикла - ЯВА-350-638-0-00, окончательно вытеснившая с конвейера переходную ЯВУ-638-5. Мне посчастливилось стать одним из первых обладателей новинки, познакомиться с ее характером, поведением в эксплуатации. На мой взгляд, новая модель заметно выигрывает в дизайне, который стал более современным, более привлекательным для глаза. При первых же поездках водитель оценит широкое и удобное седло. Понравится ему и своеобразный кожух за сиденьем, - кроме декоративной, он может нести утилитарную функцию: я, например, помещаю туда литровую емкость с маслом и запасную камеру. Бензобак стал, вроде бы, больше, во всяком случае, в задней части он гораздо шире, и это неудобно, а по существу ничуть не прибавил, в не...
Читать далее >>Jawa Oilmaster Эта золотистая ЯВА отличается от всех знакомых нам ее одномарочниц не только внешне. Главное здесь то, что не сразу бросается в глаза, — система раздельной смазки двигателя. Для некоторых читателей она уже не диковинка— для тех, кто знаком с ЯВОЙ «Калифорниан», хотя в нашу страну машина не поставлялась, и с «Планетой-спорт» (о них журнал рассказывал ранее). Мотоциклы CZ-350 модели «472.4» (слева) и ЯВА-350 «Ойлмастер» (с самодельным ветровым щитком) во время испытаний. Что же представляет собой система, названная конструкторами «Ойлмастер»? В баке — чистый бензин; кривошипно-шатунный механизм и детали цилиндро-поршневой группы смазываются маслом, впрыскиваемым в смесительную камеру карбюратора, а точнее — в зону максимального разрежения, под переднюю кромку дросселя, где оно смешивается с воздухом и бензином. Запас масла находится в специальном бачке емкостью около двух лит...
Читать далее >>Тем, кто ездит на мотоциклах Ява В редакцию приходит множество писем от владельцев мотоцикла Ява. Они просят советов по устранению неисправностей, появляющихся в процессе эксплуатации. Редакция обратилась к специалистам и публикует их ответы на эти вопросы. Рассказывает механик московской мастерской гарантийного ремонта мотоциклов Ява и Чезет В. Т. БОЙКО. О неисправностях механизма сцепления, коробки передач и кик-стертера Механизм сцепления. Если правильно отрегулированное сцепление включается не плавно, а рывками, то для установления дефекта необходимо сцепление разобрать. Прежде всего снимают левую крышку. Педаль переключения перед этим демонтировать не нужно: ее следует установить в положение для переключения передач, а не в положение пуска двигателя. Педаль снимают вместе с крышкой и валом переключения (осторожно, чтобы не потерять отжимную крышку вала). Перед снятием крышки сливают масло из картера коробки передач или кладут мотоцикл на правый бок, предварите...
Читать далее >>Надежное крепление У мотоциклов ИЖ с коляской, оборудованной тормозом, довольно скоро разбалтывается его педаль. При этом нарушается порядок действия тормоза мотоцикла и прицепа, из-за чего экипаж при торможении, особенно резком, заносит в сторону. Кроме того, изменяется регулировка включателя стоп-сигнала. Чтобы устранить этот недостаток, я выточил ось 9 (см. рис. «б») и закрепил на ней педаль тормоза, рассверлив отверстие в опорной пластине 2 рамы до 12 мм. С тех пор этот узел работает исправно. Узел крепления педали тормоза: а — заводское исполнение; б — переделанный вариант; 1 — педаль тормоза; 2 — опорная пластина рамы; 3 — болт М10; 4 — втулка; 5 — пружинная шайба; 6 — гайка М10; 7 — шайба; 8 — гайка М12; 9 — ось. Такая переделка не помешает и тем, кто ездит без коляски. г. ГорькийГ. ГРАЧЕВ 1987N09P33
Читать далее >>Плюсы и минусы новой модели В сентябрьском номере журнала за 1985 год было рассказано об испытательном пробеге по Средней Азии, во время которого мы познакомились с новыми мотоциклами «ИЖ-Юпитер—5». Одна из этих машин, укомплектованная новой коляской ВМЗ.9.702, после пробега была предоставлена редакции для испытаний.Был май, когда я выехал на ней из Устинова в Москву. Конечно, не терпелось самому ощутить приспособляемость мотоцикла к изменениям дорожных условий, сравнив его с «Юпитером—4» («За рулем», 1982, № 7), у которого были иные мощностные характеристики. В Средней Азии на мою долю выпали лишь равнинные дороги, где оценить этот показатель было невозможно. Теперь же участка Устинов—Казань хватило, чтобы сделать первые выводы.На длинных горизонтальных прямых я пытался найти ту минимальную скорость на прямой передаче, с которой можно разгоняться. Получилось, что при 30 км/ч двигатель еще работает устойчиво и рывков в т...
Читать далее >>