От чего зависит синхронность работы цилиндров и как её добиться

О равномерной работе цилиндров

 

Многие владельцы мотоциклов с двухцилиндровым двухтактным двигателем, каким являются «ИЖ—Юпитер» и ЯВА-350, просят рассказать, отчего зависит «синхронность» работы цилиндров и как ее добиться.

Предоставляем слово инженеру Э. В. КОНОПУ.

О равномерности работы цилиндров обычно судят, сопоставляя характер выхлопа и состояние свеч в них. Если из одного глушителя газы выходят более частыми и четкими порциями, чем из другого, — значит в первом из них рабочий процесс протекает более равномерно. Как правило, свеча в нем оказывается сухой, а в отстающем цилиндре — замасленной или покрытой копотью.

Такая картина в большей или меньшей степени характерна для всех двухцилиндровых двигателей с одним карбюратором. В чем здесь дело? Известно, что работа двигателя (каждого его цилиндра) зависит от состава смеси и искры, воспламеняющей ее. Приготовление смеси начинается в карбюраторе, продолжается во впускном тракте и кривошипной камере, а заканчивается в цилиндре к моменту воспламенения. Таким образом, качество смеси зависит в основном от герметичности пути, по которому она проходит, и от количества ее, которое находится в цилиндре.

Из-за негерметичности, возникающей вследствие неплотного соединения деталей (повреждены прокладки под цилиндром, головкой, патрубком карбюратора), в смесь попадает обедняющий ее посторонний воздух. Количество же смеси зависит от проходного сечения канала и от того, насколько отработавшие газы освобождают цилиндр. Несовпадение контуров окон в прокладках, цилиндре и картере, наличие нагара в системе выпуска, износ цилиндра, поршня, колец уменьшают порцию свежей смеси в цилиндре.

В условиях серийного производства изготовить двигатель с совершенно одинаковыми деталями в обоих цилиндрах невозможно. В некоторых агрегатах сочетание размеров может дать идеальную картину, в других, наоборот, самую худшую. Основная же масса двигателей в этом отношении представляет собой нечто среднее с тем или иным отклонением в ту или другую сторону. Заводы учитывают это и в технических условиях,в инструкциях указывают параметры для «худших» двигателей. Поэтому в подавляющем большинстве случаев мощность и скорость машин выше объявленных. Наиболее заметна неравномерность работы цилиндров на холостых оборотах, когда рабочая смесь вообще более богата. В одном из цилиндров она нередко оказывается настолько переобогащена, что возникают перебои, и свеча быстро замасливается.

При повышении оборотов и нагрузки двигателя карбюратор работает в более благоприятном режиме, так как увеличившаяся скорость потока способствует улучшению образования смеси и ее состав в цилиндрах становится более равномерным. Поэтому у исправных, правильно отрегулированных мотоциклов с ростом числа оборотов коленчатого вала работа цилиндров выравнивается и уже на средних режимах становится практически одинаковой. Это можно проверить, измеряя тахометром частоту вращения коленчатого вала при поочередно работающих цилиндрах.

У мотоциклов «ИЖ — Юпитер» между впускным патрубком и карбюратором стоит специальная фигурная шайба, поворотом которой в ту или другую сторону можно обеспечить более равномерную работу цилиндров на холостом ходу. У мотоциклов ЯВА, как показывает опыт, также можно в некоторой мере

выровнять состав смеси по цилиндрам, подложив под фланец карбюратора прокладку, вырезанную из тонкого картона. Чтобы подобрать наиболее подходящую форму прокладки, вырезают несколько штук с разным смещением отверстий и поочередно их опробуют.

Подобные методы выравнивания состава смеси в цилиндрах, однако, несколько снижают мощность двигателя, так как любая прокладка, вы-ступающая внутрь канала, создает дополнительные завихрения и уменьшает «живое» сечение канала. По этой причине опытные мотоциклисты нередко корректируют состав смеси поворотом самого карбюратора вокруг его продольной оси, то есть наклоняя влево или вправо. Для этого, например, немного распиливают отверстия в его присоединительном фланце или, наоборот, опиливают в соответствующих местах шпильки (на ЯВАХ) и применяют болты меньшего диаметра (на ИЖах).


 

1975N08P30-31

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Бесконтактная система зажигания и дополнительные приборы контроля двигателя Jawa 638

Читать далее >>

CZ 977.3 Кроссовый мотоцикл

ЧЗ держит шаг В последние годы обострилась борьба в соревнованиях по мотокроссу, особенно в классе 250 смЗ. Сегодня добрых два десятка фирм в разных странах выпускают такие мотоциклы для клубных гонщиков. Технические показатели машин значительно сблизились, и конструкторам приходится практически ежегодно обновлять спортивные машины.Чехословацкий завод CZ на 1979 год включил в свою производственную программу усовершенствованную модель CZ 977.3. Изменения по сравнению с известной у нас машиной ЧЗ-980 коснулись выпускной системы, передней и задней вилок, расположения спиц в колесах, натяжного устройства цепи, тормоза переднего колеса. Техническая характеристика кроссового мотоцикла ЧЗ 977.3Общие данные. Масса — 102 кг. База — 1420 мм. Дорожный просвет — 160 мм. Высота седла — 870 мм. Емкость бензобака — 8 л. Двигатель. Число цилиндров — 1 Рабочий объем — 246 см3. Топливо — бензин с октановым числом 96. Степень сжатия — 11,0. ...

Читать далее >>

Ремонт передней вилки и коробки передач мотоциклов ИЖ

Случается, что при наезде на препятствие вилка не выдерживает удара и перья ее гнутся. Если деформация невелика, она работает еще какое-то время, но при этом интенсивно изнашиваются втулки и сальники и время ремонта приближается не по дням, а по часам. Если же удар был достаточно силен, вилка перестает работать сразу, поскольку искривленные трубы не перемещаются одна относительно другой. Выправить их обычно не удается, и помочь тут может только замена. Но это, как говорится, аварийная ситуация. При обычной же эксплуатации вилка служит долго. А такие неисправности, как пробои (стук при сжатии до упора) или стук при обратном ходе, объясняются обычно недостатком жидкости или ее малой вязкостью и легко устраняются. Однако со временем втулки изнашиваются, резина сальников стареет, теряет упругость — и' тогда от ремонта не отвертишься. Сложность и объем его зависят от того, вовремя ли вы заметили первые неприятные симптомы: утечку жидкости, люфт и стук скользящей трубы. Два последни...

Читать далее >>

Какие подшипники и сальники применяются на мотоциклах ИЖ-Планета и ИЖ-Юпитер

 Читатель А. Устинов из Кемерова спрашивает, какие подшипники и сальники применяются на мотоциклах «ИЖ — Планета» и «ИЖ — Юпитер», и просит сообщить их номера.Коленчатый вал мотоцикла «Планета» (всех моделей) опирается на два роликовых подшипника 2505К и на один шариковый подшипник 304 (слева). Его цапфы уплотняются сальником, имеющим обозначение ИЖ-49 сб. 1-30-1 с крышкой (справа) и сальником ИЖ-49 сб. 1-40-3 (слева).Коленчатый вал «Юпитера» (тоже всех моделей) устанавливается на трех шарикоподшипниках 205 и на шарикоподшипниках 304 (слева). Сальники такие: правый — ИЖ-49 сб 1-30-3 с крышкой, левый — ИЖ-Ю сб. 1-50 и по одному сальнику ИЖ-Ю сб. 1-14-1 в каждой из двух крышек кривошипных камер.Вторичный вал коробки передач и у о Планеты» и у «Юпитера» опирается на роликоподшипник 192906 К1М и уплотняется сальником ИЖ-49 сб. 1-28-1.Первичный вал у всех мотоциклов слева опирается на шарикоподшип...

Читать далее >>

Если сорвалась резьба под свечу в головке цилиндров ИЖ-Юпитер-3, 4 или 5

Установка футорки в головке Если у мотоциклов «ИЖ-Юпитер—3», «4» или «5» сорвалась резьба под свечу в головке цилиндров, поставьте, как принято, футорку (см. рисунок), но только большей длины, чтобы можно было использовать свечи с длинной (19 мм) резьбовой частью — А17ДВ, А17Д1 и другие, предназначенные для «москвичей» и «жигулей». Футорку изготовляем из латуни и вворачиваем на клее БФ-2.Установка футорки в головке. Многолетняя эксплуатация двигателей с этими свечами показала, что они работают не хуже, чем со штатными. г. Москва,Э. САБО  1988N06P33

Читать далее >>