Не спешите улучшать свой мотоцикл

Не спешите улучшать

 

Не спешите улучшать

На протяжении многих лет читаю регулярно нашу страничку, сам не раз выступал под этой рубрикой с рекомендациями, касающимися минских мотоциклов. Большая часть статей (и это понятно) - о том, что и как следует делать. Но очень редки такие, в которых опытный человек предостерегает: а вот так делать не следует! Мои размышления — как раз на эту тему. Чем они вызваны?

Многочисленное беспокойное племя мотоциклистов несет в себе заряд энтузиазма, выдумки, дух эксперимента. Велико их желание сделать личный мотоцикл оригинальным, непохожим на другой. Нередко этот путь приносит подлинные удачи, рождает маленькие шедевры. Но гораздо чаще из-под неумелых рук выходят уродцы, своего рода мутанты эволюции, не только внешне безвкусные, но и в силу ряда причин опасные, в том числе для окружающих.

Далеко ходить за примерами не надо. Самые простые варианты таких изменений - всевозможные накладки, козырьки и даже фигурки (среди которых почетное место занимает задиристый черт). Более сложные — загнутые выше плеч глушители, седла, поднятые на такую высоту, что пассажиру впору опираться настремена, попоны с фестончиками, и еще многое.

Стоит однако задуматься, что при создании каждой модели конструкторы и дизайнеры пытаются воплотить в металле определенный замысел; например сделать силуэт неповторимым, или наоборот, в новом мотоцикле подчеркнуть преемственность линии, уходящей в прошлое. Они стремятся сделать небольшую двухколесную машину легкой и надежной в управлении, заметной в транспортном потоке, наделить ее требуемыми элементами пассивной и активной безопасности. И притом максимально облегчить. Уменьшить размеры. Обеспечить легкость обслуживания. И сохранить взаимозаменяемость с предыдущими сериями... Словом, решают комплекс задач нередко противоречащих одна другой.

Мне могут возразить, что по нашим мотоциклам это не очень заметно. Пожалуй, так. Но тут действуют другие факторы - технологические и экономические. Не о них сейчас речь, а о том, целом гармонична и доведена на профессиональном уровне. С этим надо считаться при любой попытке что-то улучшить в ней или изменить. Ну а коль уж такое желание овладело вами, то прежде, чем "гнуть железку», имеет смысл на бумаге проработать не один и не два варианта, потом сделать макет, и лишь после этого приступить к самой работе. Такой подход — и вы в этом непременно убедитесь — сэкономит массу времени, труда и материалов. Да еще и принесет настоящее удовлетворение от сделанного.

Понятно, что наиболее осмотрительно следует подходить к изменениям в двигателе и его системах, в сцеплении, коробке передач. Здесь каждый параметр или характеристика одного узла или детали тесно связаны с функциями сопряженных деталей и узлов. Цепную реакцию изменений в их работе не всегда прогнозируют до конца. Например, простая замена жиклера в карбюраторе или увеличение окна в юбке поршня, приводящее к изменению фаз газораспределения, потребуют, вероятно, скорректировать опережение зажигания. Возможно, придется заменить свечу, поскольку может измениться температурный режим двигателя; не исключено, что понадобится иной воздушный фильтр. А компенсировать нарушение настройки выпускной системы вообще вряд ли удастся.

Глушителям мотоциклисты всех поколений всегда уделяли самое пристальное внимание. Большинству казалось, что именно тут кроется самый простой способ увеличить мощность: достаточно выпотрошить глушитель - и мотоцикл становится «зверем». И сколько бы ни писали разные авторы, что, укорачивая вставки, удаляя акустические фильтры и пробивая перегородки, вы только ухудшите наполнение цилиндров, увеличите шум, снизите мощность - все безрезультатно. Психологический гипноз сильнее: громче рычит - лучше тянет.

Хочу безоговорочно присоединиться к тем, кто уважает науку, и еще раз предостеречь: избегайте такого рода экспериментов. Слишком непростое и хлопотное дело — настройка системы выпуска. Резонансные явления в конусах глушителя надо согласовать с фазами газораспределения и характеристиками двигателя. При этом учесть его назначение или экономичность. Бездумное уменьшение сопротивления на выпуске (прежде всего двухтактных двигателей) не дает прибавки мощности, но заметно увеличивает расход топлива и ухудшает экологические показатели. К ним относится и шум — вовсе не безобидный компонент.

Приведу еще пример «простого» вмешательства, о последствиях которого тоже редко задумываются. Мотоциклисту показалось, что двигатель стал работать хуже, появились перебои. Недолго думая, он снял металлический экран с колпачка свечи, посчитав, что дело именно в нем: тут-де происходит утечка высокого напряжения на «массу». Не помогло. Тогда удалил и колпачок, а высоковольтный провод закрепил на свече гайкой. Теперь, понятно, перебои исчезли. Но мотоцикл превратился в мощный генератор помех: при работающем двигателе никто вокруг не мог пользоваться радиоприемниками, изображение на экранах телевизоров прыгало и срывалось. А вышло-то из строя помехоподавительное сопротивление в колпачке, который и требовалось заменить.

Очень модны стали мотоциклы с нелепо задранной задней частью, о чем я уже упомянул в самом начале. Делают это, удлиняя корпус амортизатора и применив более длинные пружины от других моделей. Такая переделка красоты не прибавляет, в этом я убежден. Но красота — понятие в значительной мере субъективное. А вот ухудшение устойчивости как следствие изменения центра тяжести мотоцикла — это объективно и опасно. Кроме того, при использовании нештатных пружин происходит рассогласование характеристик передней и задней подвесок, что отрицательно сказывается на ездовых качествах. К этим же последствиям приводит и установка спинки сиденья для пассажира - уменьшается нагрузка на переднее колесо, резко ухудшается управляемость.

Последнее замечание — о вычурных рулях, причудливо изогнутых, придающих мотоциклу экзотический вид. Так ли уж они безобидны?

С точки зрения конструктора, наиболее практичен такой руль, рукоятки которого находятся примерно на уровне локтей водителя: это обеспечивает максимальные усилия и удобства, создает благоприятные условия для мышц, снижает утомляемость. Кроме того, рукоятки руля должны еще обеспечить надежный хват — иными словами, кисти рук не должны соскальзывать ни при каких ударах, передающихся от подвески. Заводские рули в общем этим требованиям удовлетворяют. Но опыт дальних туристских поездок подсказывает, что спортивный руль предпочтительнее: он несколько шире, а это увеличивает плечо приложения силы, делает управление более надежным.

Кому-то может показаться, что все сказанное не так уж важно, что тема мелковата. Я убежден в другом. У молодых мотоциклистов надо воспитывать вкус, формировать понимание технической грамотности и целесообразности. В конце концов просто передавать опыт накопленный старшими поколениями. предостерегать от повторения ошибок и рождения новых. Что я и попытался сделать.

 

г. Минск
В. ЗАХАРИН, мастер спорта, инженер

 


1991N05P14

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Ява Ойлмастер - Jawa Oilmaster

Jawa Oilmaster Эта золотистая ЯВА отличается от всех знакомых нам ее одномарочниц не только внешне. Главное здесь то, что не сразу бросается в глаза, — система раздельной смазки двигателя. Для некоторых читателей она уже не диковинка— для тех, кто знаком с ЯВОЙ «Калифорниан», хотя в нашу страну машина не поставлялась, и с «Планетой-спорт» (о них журнал рассказывал ранее). Мотоциклы CZ-350 модели «472.4» (слева) и ЯВА-350 «Ойлмастер» (с самодельным ветровым щитком) во время испытаний. Что же представляет собой система, названная конструкторами «Ойлмастер»? В баке — чистый бензин; кривошипно-шатунный механизм и детали цилиндро-поршневой группы смазываются маслом, впрыскиваемым в смесительную камеру карбюратора, а точнее — в зону максимального разрежения, под переднюю кромку дросселя, где оно смешивается с воздухом и бензином. Запас масла находится в специальном бачке емкостью около двух лит...

Читать далее >>

ИЖ Планета Спорт. Схема реле указалетей поворота ИЖ РП-2С

Схема ИЖ РП-2С «Просим опубликовать схему реле указателей поворота, применяемую на мотоцикле ИЖ Планета-спорт, поскольку ее нет в инструкции». С таким пожеланием обратились в редакцию мотолюбители В. Верещако из Донецкой области, К. Николаев из Перми и другие. Представляем схему реле ИЖ РП-2С (рис. 1) и для справок — цоколевку транзисторов (рис. 2). Рис. 1. Электрическая схема реле ИЖ РП-2С: резисторы R1 — R7 типа ВС; R8, R9 — типа МЛТ; конденсаторы С1 и С2 типа К50-3; величины напряжений могут отличаться от указанных на схеме на ±20%; R4 — подбирают при регулировании; приборы, обведенные пунктиром, установлены на мотоцикле.  Рис. 2. Цоколевка транзисторов: 1 — ГТ403В, 2 — КТ315Б, 3 — П216Б; Б — база; К — коллектор; Э — эмиттер.  1979N03P31

Читать далее >>

Мотоцикл ИЖ Юпитер 5. Плюсы и минусы новой модели

Плюсы и минусы новой модели   В сентябрьском номере журнала за 1985 год было рассказано об испытательном пробеге по Средней Азии, во время которого мы познакомились с новыми мотоциклами «ИЖ-Юпитер—5». Одна из этих машин, укомплектованная новой коляской ВМЗ.9.702, после пробега была предоставлена редакции для испытаний.Был май, когда я выехал на ней из Устинова в Москву. Конечно, не терпелось самому ощутить приспособляемость мотоцикла к изменениям дорожных условий, сравнив его с «Юпитером—4» («За рулем», 1982, № 7), у которого были иные мощностные характеристики. В Средней Азии на мою долю выпали лишь равнинные дороги, где оценить этот показатель было невозможно. Теперь же участка Устинов—Казань хватило, чтобы сделать первые выводы.На длинных горизонтальных прямых я пытался найти ту минимальную скорость на прямой передаче, с которой можно разгоняться. Получилось, что при 30 км/ч двигатель еще работает устойчиво и рывков в т...

Читать далее >>

КМЗ Днепр МТ-9. Анонс

Обзор новинкиПрошло совсем немного времени с того дня, как мотоцикл МТ-8 положил начало семейству «Днепр» К-650, а уже в конце прошлого года он уступил место на конвейере Киевского мотозавода своему преемнику — МТ-9.Новый «Днепр» избавился от некоторых недугов предшественника и приобрел вдобавок ряд ценных качеств. Это прежде всего касается силового агрегата — двигателя и коробки передач. Водители тяжелых мотоциклов знают, как бывает трудно развернуть в узком месте или вытащить из грязи груженую машину. Для владельцев же МТ-9 эти процедуры значительно облегчаются — его коробка снабжена передачей для движения задним ходом. Другая новинка — автоматическое выключение сцепления при переключении передач -— также впервые применена на тяжелых мотоциклах. Кстати, и сам механизм переключения подвергся реконструкции, благодаря которой значительно повысились надежность и четкость его работы. Включение нейтральной передачи отмечается датчиком и...

Читать далее >>

Уплотнение вилки на мотоцикле Минск М-106

 «Во втором номере журнала «За рулем» за этот год прочел об изменении уплотнения гайки на передней вилке мотоцикла «Минск». Можно ли переделать этот узел на мотоцикле М-106? Взаимозаменяемы ли колеса на «Минске»?» — спрашивает К. Луконенко из Запорожья.Отвечают конструкторы завода.Уплотнение верхней гайки и пера передней вилки у мотоциклов М-106 и «Минск» выполнено посредством резинового кольца. У М-106 оно расположено под нижним торцем гайки, и поэтому, если перо не полностью входит в мостик (из-за повреждения их конических поверхностей или попадания грязи), кольцо не зажимается и пропускает масло наружу. У мотоцикла «Минск» кольцо установлено в проточке гайки (рис. 1) и поэтому выполняет свое назначение независимо от степени ее затяжки. Рис. 1. Радиальное уплотнение гайки в пере вилки мотоцикла «Минск»: 1 — труба пера вилки; 2 — резиновое кольцо; 3 — мостик вилки; 4 &...

Читать далее >>