Мотоцикл ИЖ Юпитер 5. Плюсы и минусы новой модели

Плюсы и минусы новой модели

 

Мотоцикл ИЖ Юпитер 5

 

В сентябрьском номере журнала за 1985 год было рассказано об испытательном пробеге по Средней Азии, во время которого мы познакомились с новыми мотоциклами «ИЖ-Юпитер—5». Одна из этих машин, укомплектованная новой коляской ВМЗ.9.702, после пробега была предоставлена редакции для испытаний.

Был май, когда я выехал на ней из Устинова в Москву. Конечно, не терпелось самому ощутить приспособляемость мотоцикла к изменениям дорожных условий, сравнив его с «Юпитером—4» («За рулем», 1982, № 7), у которого были иные мощностные характеристики. В Средней Азии на мою долю выпали лишь равнинные дороги, где оценить этот показатель было невозможно. Теперь же участка Устинов—Казань хватило, чтобы сделать первые выводы.

На длинных горизонтальных прямых я пытался найти ту минимальную скорость на прямой передаче, с которой можно разгоняться. Получилось, что при 30 км/ч двигатель еще работает устойчиво и рывков в трансмиссии нет, а мотоцикл уже способен идти в разгон. На подъемах до самой Москвы практически ни разу не приходилось включать третью передачу (разумеется, кроме случаев, когда нужно было тормозить из соображений безопасности). Мотоцикл уверенно шел в любую гору Для объективного сравнения следовало бь посчитать число переключений передач на каком-то сложном отрезке дороги, а затем проделать то же самое на «Юпитере—4». Но, пока это не сделано, можно опереться только на личное впечатление: переключаться приходится в два-три раза реже.

На этом же перегоне до Москвы я дважды замерил расход топлива. Сделал это самым примитивным и доступным способом: заливал топливо «под пробку» и ехал, пока двигатель не останавливался. Поскольку таким способом из бака вырабатывается ровно 16 литров (еще литр остается «в резерве»), а заправки хватило в одном случае на 257, а в другом — на 243 километра, то средний расход составил 6,4 л/100 км. Правда, вывернутые после этого свечи показали, что смесь желательно немного обогатить, что я и сделал, подняв иглу в карбюраторе на одно деление. Кроме того, выяснилось, что в правый цилиндр топлива попадает больше, чем в левый. Пришлось поворотом регулятора, расположенного между патрубком и карбюратором, ввести соответствующую корректировку. Отмечу, что ехал я один, груз в коляске составлял не больше 50 кг и ветровое стекло с коляски было снято.

Замечаний по ходовой части нет. Подвеска работает отлично. Несколько раз приходилось подтягивать цепь, но запас регулировки еще большой.

Очень порадовало электрооборудование. «Жигулевский» оптический элемент в фаре великолепно освещает дорогу и не слепит встречных; крупные задние фонари на мотоцикле и коляске выше всяких похвал. Аккумулятор даже при ночной езде хорошо подзаряжается. Кстати, упомяну о наблюдении, которое было сделано раньше. Во время пробега мы шли плотной колонной с включенным ближним светом, и это было с утра до вечера, изо дня в день. Аккумуляторы ни разу не подзаряжались от стационарного источника.

Сейчас на спидометре нашего ИЖа 5200 километров. Он очень хорошо вписался в быстрые городские транспортные потоки. Динамика позволяет быть в самых первых рядах стартующих от светофоров, а эффективные тормоза обеспечивают хорошее замедление. Попутно отмечу еще один отрадный факт: стоп-сигналы включаются и при пользовании одним ручным тормозом (без ножного).

Теперь поговорим о тех ложках дегтя, которые портят хорошее впечатление.

Стоило проехать первые полсотни километров, как выяснилось: алюминиевые накладки на боковинах топливного бака портят брюки, оставляя на них трудноудалимый «металлизированный» слой. Кроме того, бак ощутимо холодит колени» высказал это заводчанам. Мне ответили, что эти недостатки известны, но, дескать, иного решения не было, и то, которое есть, принято как временное. Право же, не при всяких масштабах производства можно соглашаться на временные решения — ведь в данном случае речь идет о многих тысячах владельцев мотоциклов.

Пока завод ищет, чем заменить алюминий, я снял накладки (кстати, крепятся они винтами, головки которых исправно рвут брюки), обернул их полиэтиленовой пленкой и закрепил другими винтами, с широкой плоской головкой. Так и езжу.

Претензий к машине с новой коляской, если говорить об их конструкции, у нас нет. Задуманы они неплохо, и в этом смысле радует сам поворот завода к запросам потребителя. Но здесь не должно быть ни остановок, ни невыполненных обещаний. А они, увы, есть. Потребитель ждет новую коляску, а ему все еще продают «Юпитер—5» с коляской БП-1. Он хочет купить мотоцикл в той комплектации, что показана на фото в «За рулем» № 1 за 1985 год, то есть с новыми задними фонарями, с запасным колесом, снабженным шиной повышенной проходимости, но не получает этого. Очевидно, тут уж виноваты не конструкторы, а производство в целом. И именно на производственных делах хотелось бы остановиться подробнее.

После 3 тысяч километров я снял головки и цилиндры, чтобы проверить состояние поршневых колец. С удивлением отметил, что их подвижность очень мала, кольца закоксовались. Да и характер нагара в камере сгорания и на головке поршня не понравился: спекшийся, твердокаменный, поддающийся только шаберу. У «Юпитера—2», помнится, нагар был рыхлый и кольца не закоксовывались.

Впрочем, вопрос о нагаре тонкий. Мы еще вернемся к нему в дальнейшем. Сейчас же хочу отметить: при разборке, снимая впускной патрубок, обратил внимание, что прокладка перекрывала один канал, выступая миллиметра на три.

Так вот откуда неравномерность в работе цилиндров! Обрезав край прокладки, вернул регулятор в среднее положение. Однако дальнейший осмотр показал, что дело куда серьезнее. Окна гильзы не совпадали с окнами в алюминиевой рубашке (расхождение доходило до 5 мм). В перепускном канале торчал кусок алюминиевого литья, он отвалился при первом легком ударе (не в этом ли причина «необъяснимых» поломок двигателей, о каких время от времени сообщают читатели?).

А тут еще пришло в редакцию письмо, автор которого сообщал следующее. При контрольной разборке двигателя он обнаружил, что головки цилиндров имеют разную маркировку (это еще куда ни шло), правый и левый коленчатые валы относятся к разным группам (что уже недопустимо), несовпадение каналов, окон, прокладок доходит до 8 мм, а валы коробки передач имеют осевое перемещение до 2—3 мм. Наконец, в подшипнике вторичного вала не хватает четырех роликов, а в картере обнаружена алюминиевая стружка. Понятно, что добиться равномерной работы цилиндров у такого двигателя невозможно, как невозможно получить и расчетную мощность. Более того, эксплуатировать двигатель с упомянутыми дефектами значит наверняка вывести его из строя уже через несколько сот километров.

Вот так, начав рассказ со своих, в основном приятных впечатлений, приходишь к закономерному выводу: репутация мотоцикла зависит сегодня не только от того, как он спроектирован, но в не меньшей степени и от того, как выполнен каждый экземпляр.

Многолетнее знакомство с мотоциклетным производством не только в Устинове, но и на других предприятиях позволяет с достаточной уверенностью отметить: в последнее время заводские конструкторы поставлены в чрезмерную зависимость от технологов. Предлагается более жесткая, хотя и сложная отливка картера двигателя — технологи говорят, что сделать этого не могут. Разрабатывают изогнутый поднятый глушитель — нет, мы не сможем его полировать. И все остается по-прежнему. Нередко технологи заменяют один материал другим, с точки зрения потребителя, худшим. Мудрено ли, что машина или агрегат, направляемые покупателю, зачастую значительно отличаются от первоначально задуманных. Окончательный же удар по престижу изделия наносит низкое качество изготовления и сборки, слабая требовательность тех служб, что должны стоять на страже качества.

Сейчас, когда взят твердый курс на всемерное улучшение наших изделий, вопросы эти особенно важны. На конечный результат здесь влияет многое: и отношение к делу каждого работника мотопроизводства, и состояние технологической оснастки, и уровень всей технической базы предприятия. Улучшить качество мотоциклов — значит поднять на новую ступень не только проектирование, но и технологию и, конечно, изготовление каждой детали и машины, в целом. Этого ждут потребители и от коллектива прославленного объединения «Ижмаш».

Б. ДЕМЧЕНКО, инженер

 

1986N06P9

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Карбюратор Явы 638

Прошло уже четыре года с начала производства ЯВЫ-638. Эта модель, как уже не раз отмечалось в журнале, по всем техническим параметрам превосходит прежнюю ЯВУ-634. Новый двигатель мощнее и в то же время не уступает прежнему по экономичности и легкости пуска. И в этом немалая роль принадлежит карбюратору 2928СЕ. Он совершеннее, но в то же время намного сложнее по устройству. Да и в эксплуатации заметно отличается от карбюраторов предшествующих моделей ЯВ. И не удивляет, что многие относятся к новому прибору с недоверием. В ответ на запросы читателей мы предложили нашему постоянному автору В. СЕКРЕТОВУ рассказать об устройстве карбюратора ЯВЫ-638 и особенностях его регулировки. Многие "явисты" задаются вопросом: а зачем надо было менять карбюратор? Почему бы на новую ЯВУ не поставить столь хорошо зарекомендовавший себя от ЯВЫ-634? Дело вот в чем. Чтобы поднять мощность двигателя ЯВЫ, пришлось увеличить диаметр диффузора на 2 мм, и у карбюратора 2928СЕ он составляет 28 мм. Однако обойти...

Читать далее >>

Ява Ойлмастер - Jawa Oilmaster

Jawa Oilmaster Эта золотистая ЯВА отличается от всех знакомых нам ее одномарочниц не только внешне. Главное здесь то, что не сразу бросается в глаза, — система раздельной смазки двигателя. Для некоторых читателей она уже не диковинка— для тех, кто знаком с ЯВОЙ «Калифорниан», хотя в нашу страну машина не поставлялась, и с «Планетой-спорт» (о них журнал рассказывал ранее). Мотоциклы CZ-350 модели «472.4» (слева) и ЯВА-350 «Ойлмастер» (с самодельным ветровым щитком) во время испытаний. Что же представляет собой система, названная конструкторами «Ойлмастер»? В баке — чистый бензин; кривошипно-шатунный механизм и детали цилиндро-поршневой группы смазываются маслом, впрыскиваемым в смесительную камеру карбюратора, а точнее — в зону максимального разрежения, под переднюю кромку дросселя, где оно смешивается с воздухом и бензином. Запас масла находится в специальном бачке емкостью около двух лит...

Читать далее >>

Устранение разбалтывания педали тормоза у мотоцикла ИЖ с коляской

Надежное крепление   У мотоциклов ИЖ с коляской, оборудованной тормозом, довольно скоро разбалтывается его педаль. При этом нарушается порядок действия тормоза мотоцикла и прицепа, из-за чего экипаж при торможении, особенно резком, заносит в сторону. Кроме того, изменяется регулировка включателя стоп-сигнала. Чтобы устранить этот недостаток, я выточил ось 9 (см. рис. «б») и закрепил на ней педаль тормоза, рассверлив отверстие в опорной пластине 2 рамы до 12 мм. С тех пор этот узел работает исправно. Узел крепления педали тормоза: а — заводское исполнение; б — переделанный вариант; 1 — педаль тормоза; 2 — опорная пластина рамы; 3 — болт М10; 4 — втулка; 5 — пружинная шайба; 6 — гайка М10; 7 — шайба; 8 — гайка М12; 9 — ось. Такая переделка не помешает и тем, кто ездит без коляски.   г. ГорькийГ. ГРАЧЕВ     1987N09P33

Читать далее >>

Ремонт центральной подставки на мотоцикле ИЖ

 На мотоциклах ИЖ в результате износа упоров, приваренных к раме, центральная подставка скручивается и ломает упоры. Приваривать их снова не стоит. так как это довольно сложно и небезвредно для рамы. Установка упоров на подставку: 1 подставка; 2 — упоры. Я, а затем еще несколько владельцев ИЖей приварили упоры (пластины, вырезанные из стального листа толщиной 5 мм) к самой подставке, как показано на рисунке. Уже несколько лет переделанные подставки не доставляют нам никаких хлопот. Н. МЕЛАНКО 330067, г. Запорожье, ул. Учительская, 17а 1976N01P38

Читать далее >>

Выпуск мотоциклов ИЖ после войны. Сколько и каких ИЖей изготовлено на 1.01.1986

Сколько и каких ИЖей изготовлено на 1.01.1986  Мотоциклист О. Колесниченко из Алтайского края просит назвать все послевоенные модели мотоцилов ИЖ и сообщть годы их выпуска и количество изготовленных машин каждой модели. За справочными данными мы обратились в объединение «Ижмаш». Ниже приведены сведения на 1 январе 1986 года. Модель Годы выпуска Количество изготовленных машин Год, номер, страница «За рулем» с описанием мотоцикла 350«49» «56» «Юпитера «Планета» «Планета-2» « Юпитер-2» «Планета-3» «Юпитер-3» «Планета-спорт» «Планета-3-01» «Планета-3-02« «Юпитер-3-01» «Юпитер-3 02» «Планета-4» «Юпитер-4» «Юпитер-5» 1946 — 19511951 — 19581955 — 19621961 — 19661962 — 19671965 — 19711965 — 19711970 — 19771971 — 19771973 &mda...

Читать далее >>