Накат и его особенности. Экономия топлива

Движение накатом

 

 

Даже начинающему мотоциклисту известно, что если разогнать мотоцикл до значительной скорости, а затем сбросить газ, то движение замедляется постепенно. При выключенном сцеплении или установке шестерен коробки передач в нейтральное положение расстояние, проходимое таким способом, увеличивается. Постепенно замедляющееся движение по инерции и называют накатом.

Накат зависит от веса машины — чем он больше, тем накат продолжительнее; от профиля пути (спуск или подъем); сопротивления свободному качению в трансмиссии и в ходовой части мотоцикла, вызванного трением; сопротивления воздуха — при попутном ветре накат увеличивается.

Существуют ли какие-то приемы разгона — наката? В чем особенности такой езды? Эти вопросы всегда интересуют начинающего водителя. Тем более, что в литературе, посвященной мотоделу, и в руководствах о накате не говорится ничего. Разве что некоторые инструкции рекомендуют использовать разгон — накат при обкатке новой машины.

Главный смысл наката — экономия топлива. Это особенно важно, если мотоцикл в силу особенностей конструкции двигателя и других причин при обычных приемах езды расходует много топлива.

Движение накатом с полностью прикрытым дросселем, но включенным сцеплением и передачей (хотя бы высшей) будет непродолжительным, так как при этом возникает торможение двигателем. А потому не дает и экономии топлива. Но если, разогнав машину и закрыв дроссель, быстро отключить заднее колесо (движитель) от двигателя, расстояние, проходимое по инерции, увеличится в несколько раз, а расход топлива намного сократится по сравнению с равномерным движением.

Тут, возможно, последует возражение: «Но ведь такой метод сбережения топлива и масла может привести к тому, что сцепление машины, особенно если оно сухое, преждевременно выйдет из строя».

Существуют два способа отключения двигателя от заднего колеса. Первый, безусловно, негодный, — двигаться накатом с рычагом, зажатым в левой руке.
Второй — когда, лишь на секунду выключив сцепление, водитель быстро ставит нейтраль, и тогда сцепление даже некоторое время «отдыхает». Нагрузка на его элементы, как и на некоторые детали коробки передач (первичный и промежуточный валы и их подшипники), значительно снижается. Уменьшение износа деталей трансмиссии — второе достоинство наката.

Здесь тоже не исключено возражение: «Пока вы «отыщете» нейтраль, посылая педаль переключения то вверх, то вниз, и сцепление будет портиться и накат пропадать». Оговоримся: для достижения наката не обязательно отыскивать фиксируемое нейтральное положение, находящееся, как известно, между первой и второй передачами. Следует поступить иначе. На мгновение выключив сцепление, легким движением ступни послать педаль вниз, на так называемую нефиксируемую нейтраль, находящуюся между третьей и четвертой (или между второй и третьей у легких мотоциклов типа М-103) передачами, и после этого машина катится свободно. У мотоциклов типа «Ява» и «Чезет» надо без всякого выключения сцепления послать педаль слегка вверх. У тяжелых же мотоциклов установить нейтраль можно, действуя либо педалью, либо рычагом ручного переключения передач.

Отыскание нефиксируемой нейтрали требует известных навыков и, возможно, будет получаться не сразу. Но после непродолжительной тренировки этот прием, безусловно, может освоить каждый.

Но всегда ли целесообразно двигаться накатом?

Нет.

В условиях интенсивного городского движения, когда водителю приходится то уменьшать, то увеличивать скорость, этот метод не годится.

Нельзя пользоваться им и на мокрой или скользкой проезжей части, когда торможение разобщенного с двигателем заднего колеса может вызвать его боковое скольжение — занос.

Но на сухой проезжей части загородных шоссе, причем с небольшим уклоном, движение накатом можно только приветствовать.

Полезно и даже необходимо применять накат, когда водитель, двигаясь с значительной скоростью на перегоне большой протяженности, приближается к перекрестку. Особенно на таких городских трассах, где движение организовано по принципу «зеленой волны». Такая езда значительно безопаснее, экономичнее и выгоднее для сбережения трансмиссии, тормозов и шин.

Точно так же, используя накат, водитель должен поступать и приближаясь к закрытым поворотам на шоссе, к железнодорожным шлагбаумам, к участкам оживленного движения пешеходов, то есть к таким местам, где может возникнуть неожиданная опасность.

Последний совет. Двигаясь по инерции, не следует доводить скорость до минимума. Если она сильно упадет, то дальнейший разгон не только потребует повышенного расхода бензина, но и вынудит водителя заняться переключением передач, что в итоге значительно снизит скорость движения.

У наката есть еще одно достоинство — психологическое. Когда мотоциклист почувствует, что улучшение движения накатом стоит в прямой зависимости от состояния силовой передачи, подшипников колес, тормозов и шин, он будет лучше заботиться о своей машине — обращать значительно больше внимания на регулировки и уход за всеми этими деталями.

Вот в общих чертах и все особенности наката.

Д. АБЕЗЬЯНИН


 

1966N04P20

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Ремонт передней вилки и коробки передач мотоциклов ИЖ

Случается, что при наезде на препятствие вилка не выдерживает удара и перья ее гнутся. Если деформация невелика, она работает еще какое-то время, но при этом интенсивно изнашиваются втулки и сальники и время ремонта приближается не по дням, а по часам. Если же удар был достаточно силен, вилка перестает работать сразу, поскольку искривленные трубы не перемещаются одна относительно другой. Выправить их обычно не удается, и помочь тут может только замена. Но это, как говорится, аварийная ситуация. При обычной же эксплуатации вилка служит долго. А такие неисправности, как пробои (стук при сжатии до упора) или стук при обратном ходе, объясняются обычно недостатком жидкости или ее малой вязкостью и легко устраняются. Однако со временем втулки изнашиваются, резина сальников стареет, теряет упругость — и' тогда от ремонта не отвертишься. Сложность и объем его зависят от того, вовремя ли вы заметили первые неприятные симптомы: утечку жидкости, люфт и стук скользящей трубы. Два последни...

Читать далее >>

ИЖ Юпитер-3 регулировка для достижения полной мощности

Выполните регулировку  «Мотоцикл «ИЖ — Юпитер-3» прошел уже более 5000 км, но полной мощности, как я могу судить по Другим таким же машинам, не выдает. Какие могут быть причины?» — спрашивает К. Усольцев из Магнитогорска.Если обкатка мотоцикла была проведена правильно, то есть в соответствии с инструкцией, и заметных дефектов двигатель не имеет, вероятно, удастся повысить его мощность, выполнив следующие работы.Выверните свечу и осмотрите. Если на ней много нагара, значит, в цилиндр поступает слишком богатая смесь, и нагар отложился также в камере сгорания и в выпускных каналах. Снимите цилиндр и удалите нагар с его головки, днища поршня и выпускных каналов. По отпечаткам на прокладке цилиндра проверьте, полностью ли совпадают контуры перепускных каналов картера и цилиндра и не перекрывает ли их прокладка. При необходимости подгоните каналы и прокладку.Проверьте и, если надо, установите одинаковое опережение зажигания в обоих цилиндрах (2,6...

Читать далее >>

ИЖ Юпитер 5К 01. Испытания

Экзаменуем Юпитер   О новом «Юпитере» модели «5-01», который редакция сравнительно недавно получила для испытаний, журнал уже рассказывал (1988, № 8). Сейчас, когда на спидометре мотоцикла более 10 тысяч километров, можно с уверенностью сказать: положительные впечатления, оставшиеся после первого знакомства, подтверждаются. Особенно радуют у нового «Юпитера» комфортабельность и тяговитость. По первому параметру ИЖ нисколько не уступает теперь ЯВЕ, в этом мы убедились. У него удобное широкое седло, достаточно эластичная подвеска, высокий и широкий руль связан с мостиком рулевой колонки не жестко, а через резинометаллические втулки, и потому на него не передаются вибрации ходовой части. О моторе, думаем, надо сказать чуть подробнее. Минувшим летом, а все помнят, конечно, что было оно на редкость жарким, мы провели отпуск в мотоциклетном путешествии. В нашей группе, кроме редакционного Юпитер-5К-01, был еще один «Юпитер» — четвер...

Читать далее >>

Защита свечей на мотоцикле ИЖ

Защита свечи При езде на мотоцикле по мокрой дороге с большой скоростью вода от переднего колеса попадает под колпачок провода высокого напряжения, и тогда исчезает искра на свече — двигатель останавливается. Защита свечи на мотоцикле ИЖ: 1 — колпачок провода высокого напряжения; 2 — изолятор свечи: 3 — шайба из резины толщиной 1 мм. Однажды в дождь из-за «того я потерял очень много времени, пробуя разные варианты защиты свечей. Самым простым и абсолютно надежным оказался способ, существо которого ясно из рисунка. Резиновая шайба 3. плотно надевающаяся на изолятор свечи и входящая внутрь колпачка, ие пропускает воду, даже когда вы моете мотоцикл из Шланга.А. ДАГАЕВ60311, Г. Горький, ул. Белинского, 35, ив. 1 1974N07P38

Читать далее >>

Двигатель мотоцикла ИЖ Планета Спорт

Двигатель мотоцикла ИЖ ПС Производство мотоциклов с одноцилиндровыми двухтактными двигателями рабочим объемом 300—350 см3 имеет в Ижевске почти сорокалетнюю традицию. Если мы проследим родословную дорожных моделей за минувшие четыре десятилетия, то увидим, что последняя конструкция завода, «ИЖ—Планета-спорт», являясь в известной мере носителем традиций, воплотила в себе немало разработок, впервые испытанных на спортивных машинах марки «ИЖ».Двигатель мотоцикла «ИЖ—Планета-спорт» — короткоходный (диаметр цилиндра — 76 мм, ход поршня — 75 мм, рабочий объем — 340 см3), с трехканальной продувкой и шестеренчатой моторной передачей — сохранил целый ряд важных черт, общих с экспериментальными моторами ИЖ, предназначенными для кроссов и многоборья. В 1961—1967 годах в Ижевске были созданы двигатели для спортивных машин ИЖ—349, ИЖ—65М, ИЖ—10М, которые при рабочем объеме 340 см3 развив...

Читать далее >>