Хороший повод заглянуть в наше мотоциклетное прошлое дают две юбилейные даты, приходящиеся на август: 90-летие первого всероссийского рекорда скорости на мотоцикле и 60-летие мотоциклов ижевской марки.
Первыми мотоциклами, появившимися в нашей стране, стали немецкие «Гильденбрандт и Вольфмюллер» и французские трициклы «Клеман». Петербуржец Лундберг в августе 1899 года достиг на трицикле скорости 37,07 км/ч, установив первый всероссийский рекорд скорости. В те годы мотоциклы мы покупали за рубежом. Так, их импорт в 1903 году составил 53, а в 1909 году - 526 машин. И как только появился спрос на одноколейный моторизованный транспорт, так и наши «Россия» и «Дукс» . стали делать отечественные машины. Правда, моторы на них оставались еще иностранными.
С тех пор какие только мотоциклы не встречались на дорогах нашей страны: «харлеи» и «индианы», БСА и «нортоны», «вандереры» и «деррады», «чатерли» и «мотогуцци». Они приходили разными путями, и весь этот разномарочный парк, голодавший по запчастям и квалифицированному обслуживанию, кое-как выполнял свои функции. Немало этих машин сохранили музеи, а также члены клубов автомотостарины. И некоторые из мотоциклов прежних лет представлены на вкладке снимками Истомина.
Ровно шестьдесят лет назад в августе 1929 года на «Ижстальзаводе» была закончена сборка пяти разных по конструкции экспериментальных мотоциклов марки «ИЖ». Спроектировала их группа энтузиастов под руководством П.В.Можарова. В сентябре они ушли в большой испытательный пробег длиной 3224 километра. Его маршрут прошел через Ижевск, Нижний Новгород, Москву, Псков, Витебск, Смоленск, Орел, Курск, Белгород, Тулу и снова Москву. Испытания первых пяти советских мотоциклов принесли их конструкторам опыт, и в начале 1930 года группа Можарова начала интенсивную работу в Ленинграде, где трестом «Тремасс» создавался мотоцикл Л-300. Первые 25 машин были готовы в сентябре 1930 года и подверглись всесторонним испытаниям. Впоследствии эта модель с 1931 по 1939 год
сериино выпускалась ленинградскими заводами «Промет» (входившим в «Тремасс») и «Красный Октябрь».
А Можарова в 1931 году откомандировали в Москву, где в НАТИ (ныне НАМИ) начала работать конструкторская группа по мотоциклостроению. Там в конце 1931 года началось проектирование тяжелого мотоцикла. Его завершили в мае 1932 года, а в апреле 1933 года экспериментальный цех «Иж-стальзавода» закончил сборку четырех опытных образцов НАМИ-А750 конструкции Можарова. После доводки эту модель (она стала называться ПМЗ-А750) выпускал с марта 1935 года подольский механический завод. Но Можаров не смог увидеть эти мотоциклы - его не стало в марте 1934 года, когда и в Ижевске, и в Ленинграде уже шло изготовление мотоциклов ИЖ-7 и Л-300. За ними последовали ТИЗ-АМ600, ИЖ-9, ИЖ- 12, М-72, ИЖ-49 и другие модели. Сегодня, как и 60 лет назад, лидерами в советском мотоциклостроении остаются ижевцы, которые до наших дней сберегли первый ИЖ-1, созданный П. В. Мо-жаровым.
Первые ИЖи, Л-300, НАТИ-А750 несли на себе печать руки Можарова. Штампованные детали рамы и передней вилки, повышенные, применительно к нашим дорожным условиям, запасы прочности, глубокая посадка водителя - отличительные черты сконструированных им моделей.
ИЖ-1 сохранился до наших дней в одном из заводских музеев Ижевска. Мотоцикл Л-300, изготовленный еще «Тремассом», и ПМЗ-А750 стоят в экспозиции Политехнического музея в Москве. Один из четырех опытных НАТИ-А750 восстановил московский энтузиаст Я. Зузик.
Мы встречаем на столь популярных в наши дни парадах автомотостарины ровесников можаровских конструкций «Дер-Рад», «Рудж», НСУ, более поздние «цюндаппы», «санбимы» или БМВ, попадаются и отечественные ИЖ-8 или даже ТИЗ-7. Но всего дороже образцы Л-300 (один из них представлен на вкладке) и ПМЗ - А750 - прямые наследники ИЖ-1 шестидесятилетней давности.
П.В.Можаров (справа) около опытного образца ИЖ-1 перед пробегом в сентябре 1929 года. Слева, в шлеме - заводской испытатель И. Шадрин.
Мотоцикл ИЖ-1: число цилиндров - 2, рабочий объем - 1200 см3, мощность - 24 л. с. при 3000 об/мин, число передач - 3, база - 1400 мм, шины - 27X4, масса в снаряженном состоянии - 300 кг, наибольшая скорость - 65 км/ч.
1989N08P9
Яве шестьдесят! Много это или мало для мотоциклетной марки? Если сравнивать с первым чешским мотоциклом «Лаурин и Клемент», который появился на тридцать лет раньше, у ЯВЫ не столь уж солидный возраст. Но в данном случае следует принимать во внимание не дату рождения. Из более чем 2500 различных марок мотоциклов, производившихся когда-либо в мире и занесенных в «Иллюстрированную энциклопедию мотоциклов» (есть такая на Западе), едва наберется десяток таких, как ЯВА, — со столь богатой историей.Началась она в 1929 году, когда владелец оружейного завода Франтишек Янечек представил в Пражском автосалоне свой первый мотоцикл, построенный по лицензии немецкой фирмы «Вандерер» (из начальных слогов этих фамилий, как известно, родилось название ЯВА). То была довольно дорогая и тяжелая машина массой 175 кг, оснащенная одноцилиндровым четырехтактным двигателем рабочим объемом 498,7 см3 и мощностью 18 л. с./13 кВт, не имевшая коммерческого успеха. Э...
Читать далее >>Защитные прокладки на шпильки После длительной эксплуатации мотоцикла ЯВА, особенно в сельской местности, бывает трудно снять цилиндры: пыль и песок, смешиваясь с маслом, плотно забивают отверстия под шпильки. К тому же при разборке часть этой грязи попадает в картер, как ни стараешься его закрыть. Прокладка под головку Я избавился от этой неприятности следующим образом. Из сырой резины толщиной около 2 мм вырезал шесть прокладок (согласно рисунку) и надел их на шпильки до установки головки. При работе двигателя от нагрева они вулканизуются и надежно закрывают отверстия от пыли. Уже несколько лет я успешно применяю этот способ. В. КОРОТЧИКОВ Гомельская область, г. Озераны 1989N07P33
Читать далее >>«На мотоцикле ИЖ при трогании с места стали ощущаться рывки в трансмиссии. В чем может быть причина?» — спрашивает Л. Кольцовский из г. Шахты.Подобное явление на ИЖе, как и на других мотоциклах с многодисковым сцеплением, указывает на неисправность этого узла.Обычно рывки при включении сцепления (то есть при трогании с места) возникают из-за того, что его диски соприкасаются не одновременно и не всей площадью. Чаще всего причина в короблении дисков или образовании вмятин в пазах барабанов. Чтобы устранить неисправность, надо разобрать сцепление и заменить поврежденные детали. Если вмятины в пазах неглубоки, можно выровнять их поверхности при помощи напильника, причем так, чтобы зубцы дисков касались всех пазов одновременно. Следует иметь в виду, что в чрезмерно широких пазах зубцы дисков будут стучать об их края при включении и выключении сцепления во время движения мотоцикла. Это приведет к интенсивному износу пазов барабана.В некоторых случаях сцепление включается н...
Читать далее >>Появление новой модели мотоцикла всегда вызывает интерес. А если к тому же эта модель означает веху в отечественном мотоциклостроении, то такой интерес тем более понятен и оправдан. У мы вовсе не удивились, когда сразу же после выхода на дороги мотоцикла ИЖ Планета спорт (о нем рассказывалось в № 1 журнала за 1974 год - Новинка. ИЖ Планета Спорт и № 9 за 1975 год - Двигатель ИЖ Планета Спорт ) в редакцию стали приходить многочисленные письма. Чтобы ответить на такие письма, мы проводим испытания, для которых заводы предоставляют нам машины. Оговоримся сразу: редакционные испытания не дублируют заводские, а имеют целью оценить мотоцикл с точки зрения рядового потребителя, запросы которого вырисовываются из читательских писем. Здесь мы расскажем, как проходил у нас опытную эксплуатацию новый ижевский мотоцикл. «ИЖ—Планета-спорт». Это многообещающее название заранее сулило встречу с мотоциклом, сочетающим в себе надежность и простоту дорожной «Планеты» с со...
Читать далее >>Уроки Юпитера 4 Заинтересованные читатели помнят, что четыре года назад редакция «За рулем» получила от ижевского завода для потребительских испытаний мотоцикл «Юпитер—4» с коляской. О своих впечатлениях, полученных в процессе знакомства с этой машиной, мы достаточно подробно рассказали в № 11 за 1981 год и № 7 за 1982 год. Последующая опытная эксплуатация позволила накопить немало наблюдений, замечаний и предложений по конструкции мотоцикла, о чем мы намеревались рассказать со страниц журнала. К счастью, сделать это нам не довелось. Именно к счастью: в то же самое время заводские специалисты интенсивно совершенствовали свою машину, в результате чего на свет появилась новая модель — «Юпитер—5» (с ним читатели познакомились в январском номере «За рулем» нынешнего года). В новой модификации так или иначе решены практически все вопросы, которые возникали у нас при испытаниях ИЖ Юпитер—4. Наскольк...
Читать далее >>