Опытные мотоциклисты замечают, когда двигатель начинает перегреваться: падает мощность (он хуже тянет) и звук становится более высоким, звонким. Они тут же меняют режим движения — снижают скорость, переходят на другую передачу.
Если этого не сделать, нарушаются процессы сгорания смеси, исчезают необходимые зазоры в подвижных соединениях, а в результате — повреждение двигателя. Так нередко случается у начинающих и не очень аккуратных водителей. Им, полагаем, пригодятся рекомендации опытных мотоциклистов из г. Ленинска Казахской ССР В. ВЕРОЗУБА и В. ЗИМИНА.
На протяжении 12 лет эксплуатации «уралов» мы контролируем состояние двигателей по температуре масла в картере. Для этого используем автомобильный комплект — датчик и указатель температуры охлаждающей жидкости. Чтобы закрепить датчик, сливаем масло из картера и снимаем поддон. В передней части под масляным фильтром (слева или справа), на высоте 20—25 мм от нижней кромки картера сверлим отверстие и нарезаем резьбу М18. Из-за малой толщины стенки картера эти операции выполняем очень осторожно. Датчик вворачиваем с небольшим усилием, его конусная резьба обеспечит необходимую герметичность. Провод от датчика прикрепляем к раме и в нижней части защищаем от возможного повреждения вылетающими из-под колеса камнями, поместив его в трубку ПХВ. Указатель устанавливаем в удобном для водителя месте, например, на специальном щитке, закрепленном между спидометром и металлическим фартуком ветрового стекла при помощи стальных уголков (дюралевые от вибрации ломаются).
В прибор желательно встрочить лампу подсветки, если ее в нем нет. Второй провод от указателя выводим на предохранитель цепи зажигания, а провод лампы подсветки — на предохранитель цепи освещения.
На щитке справь и слева от прибора мы установили глазки зеленого цвета для контроля за включением (отключением) правого и левого указателей поворота соответственно. «Плюсовые» провода глазков выведены на переключатель указателей поворота. Вместо штатной лампы контроля за включением указателей поворота установили глазок красного цвета для контроля за включением ламп стоп-сигнала.
Итак, получая информацию о температуре двигателя, мы можем поддерживать ее на оптимальном уровне, выбирая соответствующий режим движения. Во всех случаях не следует допускать превышения температуры- указанной в руководстве по эксплуатации мотоцикла.
Что же показало наблюдение за прибором в течение нескольких лет эксплуатации в различных условиях, в том числе в двух пробегах протяженностью 1400 и 1600 километров?
При движении на четвертой передаче со скоростью 70 км/ч температура масла устойчиво держится в пределах 90—95° С. При увеличении скорости до 80, и особенно до 90 км/ч температура резко поднимается и в считанные минуты достигает предельной величины, даже на ровном участке отличного асфальтированного шоссе. Характерно, что температура практически не зависит от климатических условий — жаркое лето или холодная осень, сорокаградусная жара или ночная прохлада. После снижения скорости до 50 км/ч рабочая температура (85° С) восстанавливается примерно за 15 минут. Можно, конечно, и остановиться, но тогда двигатель остывает медленнее.
При буксировке, например, мотоцикла ИЖ с коляской температура масла доходит до предела за считанные минуты, даже на очень хорошей дороге.
Таким образом, рабочая скорость движения мотоциклов «Урал» (по крайней мере, таких, как наши) не должна превышать 70 км/ч, а использовать их в качестве буксировщика нежелательно.
Выполняя эти условия, мы прошли на своих мотоциклах более 40 тысяч километров. Двигатели находятся в удовлетворительном состоянии, кольца, поршни пока не меняли.
Полагаем, что штатный, установленный на заводе указатель температуры двигателя (масла) помог бы правильно эксплуатировать машины.
1989N03P31
В дальней поездке на мотоцикле ЯВА-350 модели «634.01» неожиданно отказал генератор. В результате разборки и прозвонки при помощи лампочки и аккумулятора я обнаружил, что какая-то из обмоток якоря пробита на «массу», из-за чего генератор давал недостаточное напряжение. Внешним осмотром место замыкания найти не удалось, и я поступил следующим образом. Обмотав коллектор якоря медным проводом (соединив таким образом все обмотки якоря параллельно), подключил мощный автомобильный аккумулятор 12 В между коллектором и сердечником якоря. Неисправная обмотка быстро нагрелась, задымила и заискрила в месте замыкания — там, где обмоточный провод изгибается и входит в паз сердечника. Дальше — уже дело техники. Отодвинув провод от острой грани сердечника, изолировал провод и залил место ремонта лаком для ногтей. Генератор заработал. С этим якорем я благополучно вернулся домой, езжу до сих пор. уже более 5000 километров, и не замечал ни перебоев, ни каких-либ...
Читать далее >>С автоматическим центробежным механизмом включения сцепления Мотоцикл существует более полувека. На протяжении всего этого времени он постоянно совершенствовался. И сегодня продолжается неутомимая работа над увеличением мощности двигателя, улучшением компоновки машины, повышением комфортабельности. Ежегодно сотни заявок поступают в патентные бюро. Последние годы многие конструкторы заняты разработкой новых видов двигателей для одноколейных экипажей. На дорогах уже появились опытные модели с таким оснащением. Если учесть, что путь от экспериментальных образцов до серийного занимает иногда десятилетие, то можно предположить, что появление кардинально новых машин дело не столь близкого будущего. Гораздо ближе к завершению работы, направленные на облегчение вождения мотоцикла. Сравнительно недавно внимание специалистов мотоциклостроения было привлечено к двум «Явам». Красные машины внешне мало чем отличались от своих так хорошо известных собратьев. И компоновка та...
Читать далее >>«На мотоцикле ИЖ при трогании с места стали ощущаться рывки в трансмиссии. В чем может быть причина?» — спрашивает Л. Кольцовский из г. Шахты.Подобное явление на ИЖе, как и на других мотоциклах с многодисковым сцеплением, указывает на неисправность этого узла.Обычно рывки при включении сцепления (то есть при трогании с места) возникают из-за того, что его диски соприкасаются не одновременно и не всей площадью. Чаще всего причина в короблении дисков или образовании вмятин в пазах барабанов. Чтобы устранить неисправность, надо разобрать сцепление и заменить поврежденные детали. Если вмятины в пазах неглубоки, можно выровнять их поверхности при помощи напильника, причем так, чтобы зубцы дисков касались всех пазов одновременно. Следует иметь в виду, что в чрезмерно широких пазах зубцы дисков будут стучать об их края при включении и выключении сцепления во время движения мотоцикла. Это приведет к интенсивному износу пазов барабана.В некоторых случаях сцепление включается н...
Читать далее >>Случается, что при наезде на препятствие вилка не выдерживает удара и перья ее гнутся. Если деформация невелика, она работает еще какое-то время, но при этом интенсивно изнашиваются втулки и сальники и время ремонта приближается не по дням, а по часам. Если же удар был достаточно силен, вилка перестает работать сразу, поскольку искривленные трубы не перемещаются одна относительно другой. Выправить их обычно не удается, и помочь тут может только замена. Но это, как говорится, аварийная ситуация. При обычной же эксплуатации вилка служит долго. А такие неисправности, как пробои (стук при сжатии до упора) или стук при обратном ходе, объясняются обычно недостатком жидкости или ее малой вязкостью и легко устраняются. Однако со временем втулки изнашиваются, резина сальников стареет, теряет упругость — и' тогда от ремонта не отвертишься. Сложность и объем его зависят от того, вовремя ли вы заметили первые неприятные симптомы: утечку жидкости, люфт и стук скользящей трубы. Два последни...
Читать далее >>ИЖ-7, ИЖ-Д, ИЖ-9, ИЖ-350, ИЖ-49, ИЖ-56, ИЖ-Планета, ИЖ-Юпитер На окраине Ижевска высится монумент — мотоциклисты на вздыбленных машинах. Он символизирует успехи тружеников города в производстве мотоциклов, в развитии мотоспорта. Полвека назад в соответствии с решением Наркомата тяжелой промышленности здесь, в Ижевске, на базе опытных мастерских Ижстальзавода было организовано мотоциклетное производство. Еще раньше, в 1928 году в этих мастерских группа энтузиастов под руководством инженера П. В. Можарова спроектировала и построила опытные образцы машин. Однако- из-за отсутствия производственных возможностей тогда не удалось развернуть серийный выпуск мотоциклов. К их изготовлению ижевцы приступили в 1933 году. Между двумя моделями, которые вы видите на снимках, лежит путь длиной в полвека. Начинали с мотоцикла ИЖ—7, который лишь в деталях отличался от простой машины Л—300 с двухтактным двигателем, освоенной к тому времени ленинградским заводом «Красный Ок...
Читать далее >>