Ижевский машиностроительный завод является пионером отечественного мотоциклостроения. Одним из первых в нашей стране начал он делать и спортивные мотоциклы. Для соревнований по многоборью завод в настоящее время выпускает две основных модели специальных машин. Одна из них, ИЖ-64М, предназначается в основном для широкого круга спортсменов. У нее тот же двигатель, что и у популярного мотоцикла ИЖ Планета 2 , только форсированный. Это упрощает эксплуатацию и снабжение запасными частями.
Рис. ИЖ М12
Более высокими показателями обладает другая модель — ИЖ-М12, предназначенная для ответственных состязаний, таких как чемпионаты страны. В новой машине нашли развитие решения, заложенные в конструкции ИЖ-М10, который принес заводу большую золотую медаль ФИМ на международных шестидневных соревнованиях 1967 года. Двигатель ИЖ-М12 (одноцилиндровый с двухканальной продувкой) изготовляется в трех модификациях — классов 250, 350 и 500 см3. Они различаются диаметром цилиндра (соответственно 62, 76 и 77,3 мм). При этом ход поршня сохраняется постоянным — 75 мм. Более совершенные фазы газораспределения, увеличенная до 10—11 единиц степень сжатия позволили поднять литровую мощность с 57 (у ИЖ-64М) до 95—110 л. с.
Двигатель новой машины снабжен современным карбюратором К-194 с центральной поплавковой камерой, диаметр которой 30 (модификация 250 см3) или 32 мм. Для лучшей очистки воздуха на карбюраторе установлен фильтр с бумажным элементом.
Электрооборудование мотоцикла включает четырехполюсный генератор переменного тока, изготовленный ОЗАТЭ. Заводом испытана также бесконтактная тиристорная система зажигания. Цепь зажигания для большей надежности сдублирована; в случае отказа одного из приборов зажигания можно на ходу переключиться на запасной.
У мотоциклов ИЖ-М12 всех трех модификаций общая экипажная часть. Естественно поэтому, что машина класса 250 см3 оказалась несколько тяжелее такого же мотоцикла Ковровского завода. Однако в интересах повышения надежности и удешевления производства такое решение вполне оправдано.
Рама ИЖ-М12 одинарная, замкнутая, она сварена из стальных легированных труб и подвергнута термообработке. Передняя телескопическая вилка соединяется с траверсами рамы при помощи клемм. Благодаря этому можно регулировать высоту расположения рамы относительно вилки, то есть дорожной просвет. И передняя и задняя подвески обеспечивают достаточно большой ход колеса (соответственно 170 и 90 мм) и снабжены мощными гидравлическими амортизаторами. Маятниковый рычаг задней подвески, как и у модели ИЖ-М10, качается на двух радиальных сферических подшипниках, но отличается повышенной жесткостью.
На ИЖ-64М завод применил колеса, пригодные для установки шин широко распространенных размеров — 3,25—19 на переднем и 3,75—19 на заднем. Модель же ИЖ-М12 снабжена колесами, на которые монтируются кроссовые шины размером соответственно 3,00—21 и 4,00—18.
В интересах сокращения веса передние и задние щитки, основание седла, корпус воздушного фильтра, номерные знаки сделаны из стеклопластика.
Мотоцикл ИЖ-М12 в 1968 году хорошо зарекомендовал себя во многих ответственных соревнованиях в нашей стране и за рубежом, в частности на чемпионате Европы и первенстве СССР.
Сравнительные параметры спортивных мотоциклов ИЖ для многодневки
Модель |
Рабочий объем, смЗ
|
Мощность,
л. с. |
Число передач
|
Вес, кг
|
Скорость, км/час
|
Время разгона на 150 м, |
ИЖ-64М |
346
|
20
|
4
|
140
|
120
|
9,0
|
ИЖ-М12-250 |
227
|
25
|
6
|
124
|
125
|
8,3
|
ИЖ-М12-350 |
339
|
33
|
6
|
130
|
135
|
8,0
|
ИЖ-М12-500 |
351
|
33
|
6
|
130
|
135
|
8,0
|
г. ИжевскВ. УМНЯШКИН, В. ПАНОВ, инженеры
1969N08P10
Схема ИЖ РП-2С «Просим опубликовать схему реле указателей поворота, применяемую на мотоцикле ИЖ Планета-спорт, поскольку ее нет в инструкции». С таким пожеланием обратились в редакцию мотолюбители В. Верещако из Донецкой области, К. Николаев из Перми и другие. Представляем схему реле ИЖ РП-2С (рис. 1) и для справок — цоколевку транзисторов (рис. 2). Рис. 1. Электрическая схема реле ИЖ РП-2С: резисторы R1 — R7 типа ВС; R8, R9 — типа МЛТ; конденсаторы С1 и С2 типа К50-3; величины напряжений могут отличаться от указанных на схеме на ±20%; R4 — подбирают при регулировании; приборы, обведенные пунктиром, установлены на мотоцикле. Рис. 2. Цоколевка транзисторов: 1 — ГТ403В, 2 — КТ315Б, 3 — П216Б; Б — база; К — коллектор; Э — эмиттер. 1979N03P31
Читать далее >>Новинка В четвертом квартале 1983 года с конвейера мотоциклетного производства объединения «Ижмаш» сошла первая партия новых дорожных мотоциклов «ИЖ-Планета — 4». Сохраняя преемственность с «планетами» предыдущих моделей, «четвертая» вобрала в себя немало конструктивных изменений, направленных на повышение надежности работы, безопасности и комфортабельности езды, а также на улучшение внешнего вида, динамических и других эксплуатационных качеств.Бросается в глаза общность внешнего облика новой «Планеты» и «Юпитера— 4», который уже хорошо знаком мотоциклистам. Это естественно: колеса и их щитки, руль и топливный бак, подвеска и тормоза, детали облицовки и глушители у них унифицированы, причем внедрение новых узлов на «Планете» осуществлялось постепенно. Новый мотоцикл оснащен таким же одноцилиндровым двухтактным двигателем, как «ИЖ-Планета —3 02». Но, в отличие от пр...
Читать далее >>Ижевский машиностроительный завод является пионером отечественного мотоциклостроения. Одним из первых в нашей стране начал он делать и спортивные мотоциклы. Для соревнований по многоборью завод в настоящее время выпускает две основных модели специальных машин. Одна из них, ИЖ-64М, предназначается в основном для широкого круга спортсменов. У нее тот же двигатель, что и у популярного мотоцикла ИЖ Планета 2 , только форсированный. Это упрощает эксплуатацию и снабжение запасными частями. Рис. ИЖ М12 Более высокими показателями обладает другая модель — ИЖ-М12, предназначенная для ответственных состязаний, таких как чемпионаты страны. В новой машине нашли развитие решения, заложенные в конструкции ИЖ-М10, который принес заводу большую золотую медаль ФИМ на международных шестидневных соревнованиях 1967 года. Двигатель ИЖ-М12 (одноцилиндровый с двухканальной продувкой) изготовляется в трех модификациях — классов 250, 350 и 500 см3. Они различаются диаметром цилиндра (соответств...
Читать далее >>Для массового спорта Отечественная промышленность в течение многих лет наряду с дорожными выпускает мотоциклы для спорта — кроссовые и многодневные. Ведущая роль в этом деле принадлежит Ковровскому и Ижевскому заводам. Пионерами были ижевцы, построившие в 1947—1948 гг. первую партию машин ИЖ-350С. С тех пор завод разработал 24 модели спортивных мотоциклов, которые поступают в спортклубы, мотосекции, низовые спортивные коллективы. Год IV летней Спартакиады народов СССР Ижевский завод встретил новой серийной спортивной моделью ИЖ-64, которая пришла на смену ИЖ-60. Так же как и его предшественник, новый мотоцикл выпускается в кроссовом (ИЖ-64К) и многодневном (ИЖ-64М) вариантах. Принципиально его двигатель (размерность цилиндра 72 X 85 мм, 346 см3) не изменился. Однако новая форма камеры сгорания («жокейский картуз»), подбор сопротивления выпускных труб, уменьшение «вредного» объема кривошипной камеры позволили, не меняя степени сжатия (8,0&mdash...
Читать далее >>«Планета-спорт» — первый ижевский мотоцикл с 12-вольтовым электрооборудованием, которое отвечает всем современным (на 1982 год) требованиям, предъявляемым к этой системе. (нажмите на картинке, для увеличения) I— лампа стояночного света; 2 — лампа главного света; 3 — лампа контроля нейтрали; 4 — резистор; 5 — лампа контроля давления масла; 6 — реле указателей поворота; 7 — блок диодов (развязка); 8 — лампа освещения шкалы спидометра; 9 — замок зажигания; 10 — передние фонари указателей поворота; II— включатель света фары и аварийный выключатель зажигания; 12 — включатель стоп-сигнала ручного тормоза; 13 — реле-регулятор; 14 — включатель лампы нейтрали; 15 — лампа контроля дальнего света; 16 — лампа контроля указателей поворота; 17 — лампа контроля работы генератора; 18 — звуковой сигнал; 19 — переключатель света и указателей поворота, в...
Читать далее >>