Человек и мотоцикл. Безопасность движения

Многие зарубежные социологи утверждают, будто существует некий неразрешимый конфликт между человеком и созданной им техникой, что человек-созидатель становится жертвой машины- и всего промышленного прогресса. В качестве одного из подтверждений обычно приводятся цифры роста дорожно-транспортных происшествий.

Человек и мотоцикл

Однако, если объективно проанализировать причины катастроф на дорогах, осмыслить и сопоставить факты, то нетрудно убедиться, что техника, как бы бурно она ни развивалась, тут совершенно ни при чем. Во всех случаях без исключения прямо или косвенно виноваты мы — люди. От нас целиком зависит, станем ли мы жертвами или повелителями машин, обречем себя или извлечем из достижений науки и техники максимум пользы и удобств.

В связи с этим стоит поразмыслить над отношениями человека и мотоцикла, ибо пресловутое противоречие, как считают приверженцы вышеназванной теории, выражено здесь наиболее ярко. Главное достоинство современной машины — скорость. Она же может обернуться и большой бедой. Вот о разумном отношении к скорости и поговорим. Для начала маленькая зарисовка с натуры.

Чуть наклонив корпус, меня обходит мотоциклист на красной Яве. На спидометре 80. Впереди — самосвал, бело-голубой ЗИЛ. Могучая машина пожирает пространство, словно втягивает его под капот. Навстречу мчится тяжелый МАЗ с цистерной, Раскочегарил, как говорится, на полную катушку. Но мотоциклист, не колеблясь, идет на обгон.

Я вижу, как стремительно сокращается расстояние между идущим впереди самосвалом и встречной цистерной. Скорость сближения порядка 150 км/час. Обогнав меня, парень подает звуковой сигнал. Но шофер самосвала за ревом собственного мотора его явно не слышит. Мотоциклист только прищуривается и сильнее доворачивает на себя рукоятку газа. Ему лет девятнадцать, не больше. Русые волосы разметались на ветру. Что же он делает? На огромной скорости пытается втиснуться в узкий просвет между встречными грузовыми машинами. Ножницы!

Только в последний момент шофер МАЗа принимает слегка вправо, и мотоцикл проскакивает вперед. Видно, и на этот раз парню повезло, все кончилось благополучно.

Я невольно вытираю со лба пот. Быть свидетелем всегда страшнее, Свидетель, как правило, оценивает все гораздо трезвее и глубже. В момент наивысшего нервного напряжения водитель забывает обо всем на свете, кроме сложившейся обстановки. Свидетель помнит все. Я тоже помнил и лужи крови на асфальте, и искореженный металл мотоциклов. Я видел слезы безутешных матерей и невест. Погиб человек! Погиб в расцвете сил. Какая трагедия может сравниться с этим!

Мотоцикл по праву называют молодежным транспортом. А молодым людям часто свойственно нетерпение. Однако тут нельзя путать понятия быстрая езда и езда с большой

скоростью. Как ни странно, это далеко не одно и то же. Быстрая езда предусматривает в первую очередь минимальное колебание скорости. Если на ровной дороге вы, к примеру, поедете со скоростью 120 км/час и где-то задержитесь всего на пять минут, средняя скорость упадет больше, чем если бы вы развивали только 80 км/час. Незачем набирать высокую скорость, если наверняка знаешь, что впереди попадешь в пробку или будешь тормозить на переезде, скрещении дорог или крутом повороте. Тут все усилия пойдут насмарку.

Для быстрой езды мотоциклисту недостаточно одной правой руки, лежащей на рукоятке газа. Как подсказывает опыт, здесь нужна прежде всего — голова, холодный расчет. Мало полагаться лишь на собственную дисциплинированность. Ты обязан не только видеть, но и предвидеть ситуацию на дороге. Водитель встречной машины может растеряться, он может даже оказаться нетрезвым (ведь и такое шорой бывает), может, наконец, отвлечься и не заметить опасности. А о пешеходах и говорить нечего. Мало кто из них соблюдает правила перехода улиц. Печально, но факт.

Один знакомый мотоциклист сказал мне как-то: скорость — вот что делает дорогу короче. Тогда мне пришлось напомнить ему известную поговорку о том, что самая короткая дорога — это дорога на кладбище. И сказал я об этом не случайно.

Передо мной вырезки из разных газет. Статьи свидетельствуют: травматизм и количество дорожных происшествий повсюду возрастают из года в год. Не составляет исключения, естественно, и наш Краснодарский край. Есть и у нас своя драматичная статистика. Так, в позапрошлом году здесь произошло множество мотоциклетных аварий, которые унесли десятки жизней. Еще печальнее выглядела картина в прошлом году — число несчастных случаев среди мотоциклистов увеличилось на 26,6 процента. За этими цифрами живые люди, точнее — люди, которые могли бы жить.

Подумать только, сколько добра, сколько пользы могли принести Родине эти безвременно погибшие юноши, а иногда и вполне зрелые мужи. Как видим, в данном случае ущерб несет и государство, ибо человек — его самое ценное достояние.

Чем же объяснить увеличение количества аварий? Причин много. Начнем не с самого главного. Это рост числа машин, который создает на дорогах и улицах напряженную обстановку. Но ведь надо рассчитывать на то, что транспорта будет еще больше.

Причина вторая — растет мощность двигателей, а отсюда и скорость. И это неизбежно в наш стремительный век. Быстроходнее становятся и мотоциклы, хотя другие свойственные этому виду транспорта преимущества и недостатки остаются прежними. Но, странная вещь, водители мотоциклов почему-то хорошо помнят лишь о преимуществах своих машин (высокая маневренность, проходимость, малые габариты), начисто игнорируя слабые стороны. А их немало.

Автомобилиста при опрокидывании подстраховывает крыша, у мотоциклиста крыши нет. В автомобиле боковые толчки от управляемых колес ощущаются на руле ослабленными червячной передачей в 10 с лишним раз, а мотоциклист в буквальном смысле руками держит переднюю вилку, и помогает ему при этом лишь рычаг самого руля. Даже небольшой булыжник, попавший под переднее колесо, способен выбросить мотоцикл за пределы дороги или кинуть под колеса идущей навстречу машины. И еще. При сравнительно большой мощности двигателя маленький вес. Это ухудшает сцепление колес с дорожным покрытием и исключает возможность резкого торможения. При плохой боковой устойчивости не менее опасны на больших скоростях и крутые виражи, особенно когда едешь по сырому «зеркальному» асфальту.

Третья, и самая главная, причина заключается в недисциплинированности самих мотоциклистов. Беда в том, что водитель-новичок, пересевший на мотоцикл с велосипеда, не только не чувствует машины, но и не стремится часто овладеть по-настоящему техникой вождения. Он еще психологически не подготовлен к высоким скоростям. Отсюда показная лихость, пренебрежение правилами, обеспечивающими безопасность на дорогах, особенно при обгонах и левых поворотах, где требуется максимум собранности, точный расчет и быстрая реакция.

Один господь бог да автоинспекция знают, сколько молодых людей гоняет по дорогам без водительских прав, особенно в сельской местности. И проселками они не довольствуются, их так и тянет на шумную автостраду. Уж больно велик соблазн обновить мотоцикл, посмотреть, на что он способен. А права не уйдут...

И тут уместно задать риторический (а может быть и не риторический) вопрос. Почему охотничье ружье (опасная игрушка) продают только по предъявлении охотничьего билета, а мотоцикл (игрушка не менее опасная) можно приобрести в магазине с такой же легкостью, как ракетку для настольного тенниса? Не целесообразнее ли было бы предварительно окончить курсы, прослушать цикл специальных лекций по безопасности движения, а лишь потом приобретать «стального коня»?

Стоит хотя бы бегло просмотреть картотеку дорожных происшествий нашей краевой Краснодарской автоинспекции, как причины аварий сами собой начинают складываться в определенную довольно несложную систему. Вот наиболее характерные примеры.

Водитель мотоцикла А. В. Лопата догнал на шоссе другого мотоциклиста, В. И. Курбатова и, несмотря на близкий поворот, стал обгонять его на большой скорости. Оба были навеселе и водительских прав не имели. В результате Лопата выехал на левую сторону и сбил пешехода, который шел по обочине. Не справившись с мотоциклом, водитель упал, а отставший Курбатов наехал на него и при этом сам вылетел из седла. Все трое оказались в больнице.

Между станицами Старо-Корсунcкой и Васюринской К. Е. Шавкута на большой скорости не справился с управлением и врезался в шедший впереди ГАЗ-51. Мотоциклист и его пассажир погибли.

А. М. Азаренков при выполнении левого поворота не пропустил машины, двигавшиеся в прямом направлении, в результате чего столкнулся с грузовиком, и три человека были отправлены в морг.

Н. Д. Крупкин за рулем «Паннонии» не рассчитал скорость на повороте, выехал за осевую линию и врезался во встречный автомобиль. Крупкин и его пассажир погибли. Мотоцикл сгорел.

Это строки из взятых просто на выборку документов. Как видим, основная причина этих аварий — высокая скорость, с которой мотоциклист не сумел соразмерить свои маневры, короче, не смог справиться.

Свыше половины несчастных случаев на наших дорогах приходится на долю мотоциклистов. Многие из них оказываются нетрезвыми. Между тем хорошо известно, что даже ничтожная доля алкоголя (кружка пива, скажем) резко замедляет реакцию, лишает водителя самокритичности, ведет к опасному лихачеству: вот смотрите все, какой я отчаянный, какие у меня железные нервы! А ведь по сути дела все это пижонство чистейшей воды.

В заключение хотелось бы сказать несколько слов о защитных шлемах. Как показывает статистика, в семидесяти случаях из ста мотоциклисты при авариях получают травмы черепа. Шлем, если не полностью гарантирует сохранение жизни, то уж во всяком случае может до минимума снизить число смертных случаев во время дорожных происшествий. Кстати, во многих республиках, в частности на Украине, еще в прошлом году введен новый порядок, запрещающий мотоциклистам и их пассажирам езду без защитных шлемов. И это правильно.

На невеселые размышления может навести все здесь сказанное: что же, выходит, каждый мотоциклист — кандидат в самоубийцы? Ничего подобного! Обратимся снова к той же статистике. Она свидетельствует о том, что подавляющее большинство мотоциклистов долгие годы, часто до глубокой старости, не расстаются со своим верным другом — «стальным конем» и никогда не становятся участниками дорожно-транспортных происшествий. В чем тут секрет? В благоразумии. Нельзя забывать, что небольшой поворот рубчатой рукоятки управления газом пробуждает мощь, исчисляемую у тяжелых мотоциклов десятками лошадиных сил. Это слепые, нерассуждающие силы. Это многократно увеличенная мощь человека, повинующаяся малейшему его желанию. Все остальное зависит от самого человека. Людям уравновешенным, не зарывающимся, знающим свои и «машинные» возможности, мотоцикл всегда будет доставлять радость и удовлетворение. А лихачу и сумасброду за рулем машина будет опасным врагом. Поэтому давайте будем благоразумными и уравновешенными.


Ю. АБДАШЕВ, член Союза писателей СССР
г. Краснодар

1969N08P2324

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Как укоротить кожух цепи на Ява 634 для предотвращения быстрого износа (перетирания)

   В мартовском номере журнала за 1975 год в материале о редакционном тесте мотоцикла Ява 634 отмечалось. что при изгибе защитные кожухи цепи из-за большей, чем нужно, длины быстро перетираются. Рис. 1. Так укорачивается чехол. Пунктирной линией показана удаляемая часть. Чтобы избежать этой неприятности, следует заранее укоротить чехлы, как показано на рис. 1. Для этого сначала намечаем на переднем конце чехла линию. отстоящую от края на 16—17 мм. и острым ножом разрезаем по ней чехол. Снимаем обе части с кожуха, обильно смазываем цепь графитовой смазкой и надеваем чехол так. чтобы его внутренняя канавка села на буртик кожуха. Сверху закрепляем чехол хомутом, сделанным согласно рис. 2. Рис. 2. Хомут. Если в чехлах из-за касания цепи уже образовались отверстия, то их можно заклеить резиной при помощи клея №88 или БФ-2. Л. ГЕРАСИМОВ 332440,Запорожская область, г. Бердянск,ул. Восстания. 14. кв. 28 1975N10P19

Читать далее >>

Ява 210 аутоматик - JAWA 210 AUTOMATIC

JAWA 210 AUTOMATIC  Мопеды ЯВА, выпускаемые в г. Поважска-Бистрица (ЧССР), продолжают традицию завода, где в послевоенные годы делали микромотоциклы «Манет», а в 50-е — «ЯВА-пионер», ЯВА-50, поставлявшиеся и в нашу страну. Среди сегодняшней его продукции — мопеды ЯВА-207, известные также под маркой «Бабетта» («За рулем», 1980, № 5). Недорогие экономичные машины весьма популярны; 80% их выпуска идет на экспорт в 35 стран. Недавно заводом освоена еще одна модель мопеда — ЯВА-210. Сцепление и коробка передач у него автоматические, благодаря чему мопед особенно прост в управлении. Имеет он и ножной педальный привод. Одноместная машина развивает до 40 км/ч. Колодочные тормоза колес приводятся рычагами на руле. Техническая характеристика мопеда Ява 210 аутоматик Общие данные: снаряженная масса — 54 кг; грузоподъемность (включая 5 кг багажа) — 90 кг; скорость — 40 км/ч; запас топлива — 3,8 л; расх...

Читать далее >>

CZ 977.3 Кроссовый мотоцикл

ЧЗ держит шаг В последние годы обострилась борьба в соревнованиях по мотокроссу, особенно в классе 250 смЗ. Сегодня добрых два десятка фирм в разных странах выпускают такие мотоциклы для клубных гонщиков. Технические показатели машин значительно сблизились, и конструкторам приходится практически ежегодно обновлять спортивные машины.Чехословацкий завод CZ на 1979 год включил в свою производственную программу усовершенствованную модель CZ 977.3. Изменения по сравнению с известной у нас машиной ЧЗ-980 коснулись выпускной системы, передней и задней вилок, расположения спиц в колесах, натяжного устройства цепи, тормоза переднего колеса. Техническая характеристика кроссового мотоцикла ЧЗ 977.3Общие данные. Масса — 102 кг. База — 1420 мм. Дорожный просвет — 160 мм. Высота седла — 870 мм. Емкость бензобака — 8 л. Двигатель. Число цилиндров — 1 Рабочий объем — 246 см3. Топливо — бензин с октановым числом 96. Степень сжатия — 11,0. ...

Читать далее >>

Продление срока службы реле РП1С у мотоциклов ИЖ-Планета 3, Юпитер-3

Более надежный способ   У части мотоциклов ИЖ-П3, ИЖ-Ю3 электронное реле РП1С указателей поворота постоянно включено вместе с зажиганием, что сокращает срок его службы.Чтобы оно работало только при включении указателей поворота, предлагалась (в книжке Б. Ф. Демченко «Советы мотоциклистам», изд. ДОСААФ, 1986 и журнале «За рулем») незначительная переделка реле посредством изменения цепей питания и введения двух диодов. Однако они, как оказалось, ухудшают четкость срабатывания реле. С целью исключить этот недостаток я нашел более надежный способ подключения реле с тем же изменением цепей питания, но без дополнительных диодов. Вместо штатного переключателя указателей поворота ставим переключатель света П25 А (он продается во всех автомотомагазинах) и подключаем его, как показано на рисунке (б). Три дополнительных вывода из реле не забудьте загерметизировать наподобие имеющихся. А. КОРОЛЬЧУК Волынская область, с. Милуши     Выходной каскад реле РП1С и...

Читать далее >>

Мотоцикл ИЖ Юпитер 5

Пятый старт Юпитера  С конвейера объединения «Ижмаш» начали сходить новые мотоциклы «ИЖ-Юпитер—5» и «ИЖ-Юпитер—5К» (их индексы по отраслевой нормали — ИЖ—6.113 и ИЖ—6.114). При разработке этих мотоциклов конструкторы стремились максимально учесть замечания и пожелания, высказанные владельцами «юпитеров» четвертого поколения. Они касались главным образом электрооборудования, экономичности, приспособляемости двигателя к изменению условий движения. «ИЖ-Юпитер—5» получил двигатель с более «тяговитой» характеристикой и улучшенное электрооборудование. У «Юпитера—5» — основательно модернизированный двигатель. Подбором наивыгоднейших фаз газораспределения, улучшением продувки цилиндра повышены тягово-динамические качества машины. Отраднее всего, что возрос так называемый коэффициент приспособляемости, который характеризует способность двигателя сохр...

Читать далее >>