Вятка В-150М стала комфортнее. Ходовая часть мотороллера

Ходовая часть мотороллера

 

 

Разрабатывая экипажную часть нового мотороллера (рис. 1), конструкторы заботились прежде всего о повышении удобств для водителя и пассажира. Всесторонний анализ старой конструкции подрессоривания убедил нас в том, что простая модернизация ее не даст резкого повышения плавности хода. Поэтому еще в 1963 году наш завод совместно с лабораторией агрегатов ЦКЭБ мотоциклостроения приступил к созданию и отработке подрессоривающих средств, которые по своим параметрам не только не уступали бы известным зарубежным образцам, но и превосходили их.

 

Мотороллер В-150М

Рис. 1. Мотороллер В-150М

 

Результат этих работ — новые, оригинальной конструкции подвески мотороллера В-150М.

Передняя подвеска

Мотолюбителям хорошо известна прежняя конструкция, где колесо устанавливалось консольно, а упругие элементы располагались с одной стороны.

Новая подвеска (рис. 2) — среднерычажная, толкающего типа, с двумя пружинно-гидравлическими амортизаторами. Кинематика перемещения оси колеса подобрана так, что теперь приближается к кинематике телескопической вилки мотоцикла. Это означает, что вылет колеса остается почти постоянным при перемещении оси вверх и вниз. Поэтому-то по управляемости и устойчивости новый мотороллер не уступает современным мотоциклам.

 

Передняя подвеска

Рис. 2. Передняя подвеска

 

Увеличение хода колеса до 120 мм, установка пружин с большим предварительным поджатием позволили уменьшить жесткость подвески втрое по сравнению с подвеской В-150.

В подвеске на штоки амортизаторов устанавливаются большие резиновые буферы сжатия, а на рычаге подвески, в чашках — буферы отбоя. Они предотвращают удары при срабатывании подвески до ограничителей хода.

Прежде чем поступить в серийное производство, подвеска испытывалась в ЦКЭБ на специальных стендах, имитирующих движение по волнообразной дороге и наезды на препятствия. Результаты — самые положительные. Однако для всесторонней оценки плавности хода были проведены сравнительные стендовые испытания с зарубежными машинами — мотороллером «НСУ-Прима V» (175 см3), мотоциклами МЦет-250 и БМВ Р-69-С (500 см3). Как оказалось, водителю мотороллера В-150М передавались меньшие динамические нагрузки. Это подтвердили и дорожные испытания.

Задняя подвеска

Установка заднего колеса — по-прежнему консольная, на алюминиевом литом рычаге (рис. 3). Правда, теперь он одновременно служит кожухом для цепи. Рычаг с пружинно-гидравлическим амортизатором на конце качается на оси в капроновых втулках, запрессованных в резиновый сайлент-блок. Это снизило передачу вибрации от двигателя на экипажную часть мотороллера.

 

Алюминиевый литой рычаг и устанавливаемое на нем заднее колесо

Рис. 3. Алюминиевый литой рычаг и устанавливаемое на нем заднее колесо: 1 — резино-капроновый подшипник; 2 — шина; 3 — стальной тормозной барабан; 4 — тормозные колодки; 5 — ось тормозных колодок; 6 — ось заднего колеса; 7 — сальник; 8 — тормозной кулачок с осью; 9 — лабиринтное уплотнение; 10 — распорная втулка; 11 — подшипник; 12 — гайка; 13 —ведомая звездочка заднего колеса

 

Известно, что от задней подвески во многом зависит плавность хода. Поэтому вместо одной бочкообразной пружины у В-150 в новом мотороллере на корпус амортизатора последовательно установлены две, с большим предварительным натягом, разным диаметром проволоки и шагом. У В-150М, когда на нем

едет только водитель, работают обе пружины, поэтому жесткость подвески небольшая. При езде с пассажиром слабая пружина сжимается до соприкосновения витков и выключается из работы. Жесткость подвески при этом возрастает почти вдвое. На В-150М можно ездить с большой скоростью по дорогам с несовершенным покрытием. Чтобы уменьшить трение пружин о корпус амортизатора, между ними теперь устанавливают опорное кольцо из полиамидной смолы АК 85—15. Внутри амортизатора, между корпусом сальника и поршнем, на штоке имеется специальная пружина, которая разгружает амортизатор от усилия предварительного натяга двух основных пружин, исключая удары поршня о корпус сальника при отбое. В верхней части амортизатор закрыт полиэтиленовым кожухом, защищающим хромированный шток и сальник от грязи. Большой резиновый буфер сжатия предотвращает жесткие удары, когда подвеска работает с полной нагрузкой.

Гидравлические амортизаторы

Сейчас на мотороллерах применяются гидравлические амортизаторы, в которых силы сопротивления при обратном ходе создаются за счет избыточного давления в надпоршневом пространстве внутреннего цилиндра. При ходе же сжатия либо совсем не возникает сил сопротивления, либо они очень малы. Высокое давление в верхней части амортизатора предъявляет повышенные требования к герметичности сальникового уплотнения: при малейшем нарушении его амортизатор выходит из строя из-за течи масла. Кроме того, как показали специальные исследования, температура масла во внутреннем цилиндре значительно выше (примерно на 15 градусов), чем в компенсационной камере. Это снижает его вязкость, а следовательно, уменьшает силы сопротивления гидравлики.

 

Пружинно-гидравлический амортизатор передней подвески

Рис. 4. Пружинно-гидравлический амортизатор передней подвески: 1 —нижний перепускной клапан; 2— корпус амортизатора; 3— нижний стакан; 4— демпфер; 5—корпус сальника; 6 — гайка сальника; 7— верхний стакан; 8 — шток поршня; 9—пружина; 10 — резиновый буфер сжатия; 11 — шплинт; 12 — верхний наконечник

 

Проектируя гидравлический амортизатор (рис. 4) для мотороллера В-150М, мы постарались избавиться от этих недостатков.

Рассмотрим принцип его работы.

При ходе сжатия поршень со штоком 8 входит во внутренний цилиндр и вытесняет масло из-под поршневой полости через нижний перепускной клапан 1 в компенсационную камеру. При этом шарик перепускного клапана под незначительным давлением масла выходит из своего гнезда и не препятствует свободному его перетеканию. Силы сопротивления гидравлики в этом случае незначительны. Охлажденное масло из компенсационной камеры перетекает через отверстия в верхней части внутреннего цилиндра в надпоршневую полость. Таким образом происходит смена масла во внутреннем цилиндре и интенсивный теплообмен в компенсационной камере. В конце хода сжатия, когда поршень останавливается, шарик нижнего перепускного клапана под действием пружины перекрывает перепускное отверстие.

При обратном ходе поршень, перемещаясь вверх, создает разрежение в подпоршневом пространстве. Масло в эту полость внутреннего цилиндра может попасть только через клапаны в поршне и через кольцевой зазор между ним и цилиндром. Такая конструкция допускает регулировку силы сопротивления гидравлики. Теперь водитель может сам изменить величину предварительного поджатия пружин клапанов поршня, устанавливая шайбы между поршнем и гайкой крепления. Это особенно ценно при переходе с летней эксплуатации на зимнюю и наоборот, то есть при резкой смене окружающей температуры. У В-150М при работе амортизатора во внутреннем цилиндре не создается высокого давления, силы сопротивления гидравлики при обратном ходе возникают из-за образования разрежения в подпоршневом пространстве внутреннего цилиндра (при прямом ходе они минимальны). Масло в амортизаторе при обоих ходах движется в одном направлении. Это уменьшает его температуру и повышает стабильность сил сопротивления.

В новых амортизаторах применяется больше пластмасс, делающих их легкими и надежными. Защитные кожухи, например, теперь изготовляются из полиэтилена низкого давления. В нижней головке амортизатора устанавливается подшипник скольжения из полиамида П-68 с добавкой 10 процентов талька, проходящий специальную термообработку в масле. Такой подшипник более долговечен, чем подшипники из бронзы и других антифрикционных материалов. Для уменьшения трения пружин о корпус амортизатора он армируется полиамидом АК 85-15 и пропитывается в масле.

Внутренний цилиндр изготавливается из более износостойкой стали, чем раньше. Шток амортизатора хромируется. Это небольшое усложнение технологии сторицей окупается повышением «живучести» резинового сальника. Раньше из-за коррозии штока он быстро изнашивался и выводил из строя амортизатор вследствие течи масла.

Дорожные испытания показали высокую надежность и долговечность амортизаторов. В течение гарантийного срока, и даже более, они могут работать без смены или доливки масла.

 

Колеса

Переднее (рис. 5) и заднее колеса взаимозаменяемы (без тормозных барабанов). Шины — прежнего размера — устанавливаются на разъемных дисках, хорошо зарекомендовавших себя простотой обслуживания. Диски — штампованные, унифицированные с дисками колес грузового мотороллера МГ-150.

 

Переднее колесо мотороллера Вятка В-150М

Рис. 5. Переднее колесо: 1 тормозные колодки; 2 — ступица тормозного барабана; 3 — ведущая шестерня спидометра; 4 — тормозной кулачок; 5 — рычаг кулачка; 6 — тормозной барабан; 7 — шина; 8 — болты крепления дисков колес к тормозным барабанам; 9 — подшипник; 10 — ось; 11 — гайка оси; 12 —узел уплотнения

 

Ступица переднего колеса — алюминиевая литая, в ней армировано стальное тормозное кольцо и втулка для запрессовки подшипников. К приливам крепятся болтами диски колеса. Для надежной защиты подшипников от грязи с левой стороны колеса установлено комбинированное уплотнение — резиновый самоподжимной сальник и перед ним войлочное кольцо. С другой стороны на ступице тормозного барабана установлены тормозные колодки (защита их от попадания влаги и грязи улучшена) и привод спидометра. Изменилось место установки троса привода спидометра; это было сделано для повышения его долговечности.

Теперь, чтобы снять переднее колесо с рычага подвески, нет нужды вынимать ось из колеса. Достаточно лишь вывернуть контргайку и специальные втулки, чтобы ось вышла по пазу из рычага. Такое крепление, во-первых, исключает попадание грязи в подшипники, и, во-вторых, даже при поломке оси аварии не произойдет, так как мотороллер сохраняет способность двигаться.

Ступица заднего колеса выполнена штампованной и унифицирована со ступицей грузового мотороллера МГ-150.

 

Тормоза

Для повышения эффективности торможения на переднем и заднем колесах нового мотороллера применены новые более мощные тормоза. Диаметр тормозного барабана увеличен до 150 мм (против 125 мм у мотороллера В-150). Оба тормоза — ручной и ножной — колодочного типа. Литые алюминиевые колодки с приклепанными к ним фрикционными накладками взаимозаменяемы. Тормозные колодки унифицированы с колодками грузового мотороллера МГ-150. Привод на передний тормоз по-прежнему тросовый, но на задний — жесткая тяга. Улучшена защита тормозов от попадания воды и грязи.

Следует добавить, что при включении переднего тормоза мотороллер теперь не «клюет» вниз, как старая «Вятка», а поднимается вверх. Это объясняется заменой старой передней рычажной подвески тянущего типа новой рычажной толкающего типа.

После установки на мотороллер В-150М таких подвесок и тормозов не только повысилась плавность хода, безопасность движения, но и увеличилась средняя скорость движения машины по дорогам с неусовершенствованным покрытием.

Мы надеемся, что мотолюбители по достоинству оценят новую ходовую часть мотороллера «Вятка».

Р. ФРОЛОВ, инженер-конструктор


 

 

1966N03P12-13

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Как лучше сохранить цепь. Увеличение срока службы цепной передачи

Как лучше сохранить цепьПочти у всех современных мотоциклов крутящий момент от двигателя на заднее колесо передает цепь. Популярная некогда карданная передача из-за сложности, большого веса и дорогостоящего производства сохраняется ныне только на тяжелых мотоциклах с противолежащими цилиндрами двигателя- Там она удобно компонуется, благодаря тому что коленчатый вал лежит в продольной плоскости машины, как и кардан, что обеспечивает удобную их связь.Есть у цепи один существенный недостаток — по долговечности она намного уступает карданной передаче, а внимания требует больше. Особенно сильно цепь изнашивается на мотоциклах, где она не защищена от грязи, воды и пыли. В этом убедились многие владельцы «ИЖ—Планеты-спорт», на которой по объективным причинам, как и у ряда других машин, цепная главная передача выполнена открытой.Многочисленные исследования, проведенные различными фирмами, показали, что, если мотоцикл предназначен не только для автострад, цепная передача...

Читать далее >>

Расход топлива. Что влияет на экономичность мотоцикла

По характеристике и на деле   Начало статьи про экономичность. Давно минули времена, когда бензин был дешевле газировки. Сейчас всех мотоциклистов интересует расход топлива. Беспокоит этот вопрос и конструкторов. Пример «ИЖ-Юпитер—5», который заметно экономичнее своего предшественника. Но давайте сравним расход топлива ИЖ-Ю5 и современного автомобиля: ВАЗ— 2108 при скорости 90 км/ч потребляет 5,9 л бензина на 100 километров пути, а ИЖ-Ю5 с коляской при этой же скорости — 7,1. Странно, неправда ли? Мотоцикл, который легче «Спутника» в пять раз и имеет двигатель втрое меньшей мощности, тем не менее не уступает автомобилю по расходу горючего и даже превосходит его. Как говорится, не в коня корм. И тут, естественно, первая претензия к создателям: им работать и работать над улучшением экономичности нынешних мотоциклов, В то же время и сами мотоциклисты должны принять все меры, чтобы не расходовать ни грамма бензина без пользы. Что же влияет на ...

Читать далее >>

Что такое Турист Трофи ?

Шоссейно-кольцевая гонка Tourist Trophy   Шоссейно-кольцевая гонка «Турист-трофи», или, как ее сокращенно называют, ТТ, проводится на острове Мэн в Ирландском море. Это первое соревнование мотоциклистов, получившее международное признание. Теперь оно входит в розыгрыш мирового чемпионата по шоссейно-кольцевым гонкам.Прежде гонка преследовала иные цели — всестороннее испытание дорожных, «туристских», мотоциклов при напряженных режимах работы двигателя. Впервые соревнование было проведено в 1907 году в двух классах мотоциклов: «Сениор» (старшая) — для двухцилиндровых мотоциклов и «Юниор» (младшая) — для одноцилиндровых. Рабочий объем двигателей не ограничивался, но расход топлива на 100 км не должен был превышать 3,8 литра для двухцилиндровых двигателей и 3,1 литра для одноцилиндровых. В 1909 году ограничения в расходе топлива были отменены, и «Турист-трофи» стал скоростной гонкой. В 1911 году разделение...

Читать далее >>

Урал ИМЗ - 8.103-30

В традициях уральской марки   Мотоциклы, выпускаемые ирбитским заводом, пользуются устойчивым спросом, особенно у жителей сельской местности. На проселочных дорогах, в горах «Урал» более подвижен и маневрен, чем автомобиль, а порой превосходит его и в проходимости. Сочетание высокой грузоподъемности, хорошей комфортабельности и скоростных качеств делает его универсальным, пригодным для деловых поездок, туризма, отдыха.   Рис. 1.Мотоцикл ИМЗ—8.103-30 «Урал».  В основе популярности «Урала» — проверенная, надежная конструкция, хорошо согласованная со спецификой эксплуатации. Так, четырехтактный двигатель работает на повсеместно распространенных сортах бензина А-72, А-76. Карданная передача к заднему колесу рассчитана на долгую и безотказную службу. Рис. 2.На щитке приборов установлены спидометр и контрольные лампы.  Маятниковые рычаги в подвесках заднего колеса и колеса прицепа установлены на резиновых сайлент-блок...

Читать далее >>

Дорожный ремонт генератора на мотоцикле Ява 634

 В дальней поездке на мотоцикле ЯВА-350 модели «634.01» неожиданно отказал генератор. В результате разборки и прозвонки при помощи лампочки и аккумулятора я обнаружил, что какая-то из обмоток якоря пробита на «массу», из-за чего генератор давал недостаточное напряжение. Внешним осмотром место замыкания найти не удалось, и я поступил следующим образом. Обмотав коллектор якоря медным проводом (соединив таким образом все обмотки якоря параллельно), подключил мощный автомобильный аккумулятор 12 В между коллектором и сердечником якоря. Неисправная обмотка быстро нагрелась, задымила и заискрила в месте замыкания — там, где обмоточный провод изгибается и входит в паз сердечника. Дальше — уже дело техники. Отодвинув провод от острой грани сердечника, изолировал провод и залил место ремонта лаком для ногтей. Генератор заработал. С этим якорем я благополучно вернулся домой, езжу до сих пор. уже более 5000 километров, и не замечал ни перебоев, ни каких-либ...

Читать далее >>
Мотоцикл Honda ST X 1300 Pan European 2004 фото Мотоцикл Triumph Tiger 1200 Explorer XC 2016 фото Мотоцикл Triumph Scrambler 2012 фото Мотоцикл Harley Davidson FLHTK Electra Glide Ultra Limited 2011 фото
Мотоцикл Kawasaki KDX 200 1986 фото Мотоцикл GASGAS EC 300 2012 фото Мотоцикл Victory Octane 2016 фото Мотоцикл Yamaha JOG 50 RR 2013 фото