Урал М-67

Тяжелые дорожные мотоциклы ирбитского мотоциклетного завода давно уже пользуются хорошей репутацией. Они еще раз подтвердили свою высокую надежность в последних всесоюзных испытаниях на первенство заводской марки, где «Урал-3» М-66 завоевал первое место.

Урал М-67

Конструкторы постоянно совершенствуют машину, чтобы ее технические и эксплуатационные качества полнее отвечали возрастающим требованиям по безопасности движения и удобству обслуживания и ремонта. Результатом большого труда заводского коллектива, работавшего в содружестве с рядом научных институтов — ВНИИМотопромом, ВНИИТЭ, ЦНИИТА, НИИ Автоприборов и другими, а также с заводами — поставщиками комплектующих изделий, явилось создание более совершенной модели, получившей обозначение М-67. Опытная партия этих машин была выпущена в конце прошлого года, а серийное производство началось с июля нынешнего года.

 

Рис. 1. Схема электрооборудования: 1 — передний фонарь коляски; 2 — лампа А12-21-6 габаритного света и сигнала торможения; 3 — лампа А12-21 указателя поворота; 4 — задний фонарь коляски; 5 — переключатель указателей поворота; 6 — фонарь указателя поворота (на мотоцикле без коляски): 7 — реле указателей поворота; 8 —реле-регулятор РР-330; 9 — фонарь указателя поворота (на мотоцикле без коляски); 10 — включатель сигнала торможения; 11 — лампа А-12-1; 12 — фонарь контрольной лампы указателя поворота: 13 — лампа А12-50 + 40 дальнего — ближнего света; 14 — лампа А12-4 габаритного и стояночного света; 15 — фара; 16 — контрольная лампа работы генератора: 17 — блок предохранителей; 18 — патрон лампы освещения спидометра; 19 — генератор Г-424; 20 — включатель «массы*; 21 — аккумуляторные батареи ЗЛ1Т-6; 22 — лампа А12-15 сигнала торможения; 23 — лампа А12-3 габаритного света и номерного знака на мотоцикле; 24 — задний фонарь мотоцикла: 25 — задний фонарь указателя поворота; 26— центральный переключатель: 27 — передний фонарь указателя поворота; 28 — звуковой сигнал: 29 — переключатель дальнего—ближнего света; 30 — прерыватель системы зажигания; 31 — катушка зажигания; 32 — провод высокого напряжения; 33 — помехоподавляющее сопротивление; 34 — свеча зажигания Урал М-67

Рис. 1. Схема электрооборудования: 1 — передний фонарь коляски; 2 — лампа А12-21-6 габаритного света и сигнала торможения; 3 — лампа А12-21 указателя поворота; 4 — задний фонарь коляски; 5 — переключатель указателей поворота; 6 — фонарь указателя поворота (на мотоцикле без коляски): 7 — реле указателей поворота; 8 —реле-регулятор РР-330; 9 — фонарь указателя поворота (на мотоцикле без коляски); 10 — включатель сигнала торможения; 11 — лампа А-12-1; 12 — фонарь контрольной лампы указателя поворота: 13 — лампа А12-50 + 40 дальнего — ближнего света; 14 — лампа А12-4 габаритного и стояночного света; 15 — фара; 16 — контрольная лампа работы генератора: 17 — блок предохранителей; 18 — патрон лампы освещения спидометра; 19 — генератор Г-424; 20 — включатель "массы"; 21 — аккумуляторные батареи ЗМТ-6; 22 — лампа А12-15 сигнала торможения; 23 — лампа А12-3 габаритного света и номерного знака на мотоцикле; 24 — задний фонарь мотоцикла: 25 — задний фонарь указателя поворота; 26— центральный переключатель: 27 — передний фонарь указателя поворота; 28 — звуковой сигнал: 29 — переключатель дальнего—ближнего света; 30 — прерыватель системы зажигания; 31 — катушка зажигания; 32 — провод высокого напряжения; 33 — помехоподавляющее сопротивление; 34 — свеча зажигания.

Цвета проводов: I — оранжевый; II — белый; I — фиолетовый; IV — коричневый; V — зеленый; VI — красный; VII — желтый; VIII — голубой; IX — сиреневый.

 

Основное отличие новой модели от всех предшествующих заключается в применении 12-вольтового электрооборудования (его схема — на рис. 1) вместо 6-вольтового. На ней установлен более мощный (150 вт) генератор переменного тока со встроенным выпрямительным блоком (рис. 2). Раньше на «уралах» стоял генератор постоянного тока мощностью 65 вт. Дорожные испытания показали, что новый генератор надежно работает в любых условиях и при минимальном уходе обеспечивает не менее 40 тысяч километров пробега мотоцикла.

 

Рис. 2. Новый генератор посредством фланца закреплен на картере двигателя двумя шпильками и практически не нуждается в обслуживании

Рис. 2. Новый генератор посредством фланца закреплен на картере двигателя двумя шпильками и практически не нуждается в обслуживании.

 

Усовершенствования затронули не только электрооборудование. Для удобства обслуживания и ремонта изменена

конструкция рамы. Теперь стойки крепления задней маятниковой вилки смещены на 20 мм, что дает возможность снимать коробку передач и заменять муфту упругого кардана, не демонтируя двигатель. Кроме того, благодаря этой переделке на М-67 можно установить и коробку передач с задним ходом, выпускаемую Киевским мотоциклетным заводом для мотоциклов «Днепр».

В связи со значительным ростом интенсивности движения возникла необходимость повысить эффективность торможения мотоцикла. На М-67 она увеличена на 35—55 процентов благодаря применению двухкулачкового тормоза переднего колеса (рис. 3). Тормозные колодки снабжены регулировочными болтами, компенсирующими износ фрикционных накладок.

 

Рис. 3. Двухкулачковый тормоз переднего колеса: 1 — верхний тормозной рычаг: 2 — крышка барабана: 3 — тормозная колодка: 4 — контргайка; 5 — регулировочный болт; 6 — пружина колодок; 7 — кулачок; 8 — нижний рычаг: 9 — пружина рычага; 10 — регулировочный винт; 11 — тяга; 12 — контргайка; 13 — вилка тяги; 14 — палец

Рис. 3. Двухкулачковый тормоз переднего колеса: 1 — верхний тормозной рычаг; 2 — крышка барабана: 3 — тормозная колодка: 4 — контргайка; 5 — регулировочный болт; 6 — пружина колодок; 7 — кулачок; 8 — нижний рычаг; 9 — пружина рычага; 10 — регулировочный винт; 11 — тяга; 12 — контргайка; 13 — вилка тяги; 14 — палец.

 

Модели, выпускаемые в Киеве и Ирбите, — одни из последних (не только у нас, но и за рубежом), на которых сохранились раздельные треугольные седла. Это объясняется тем, что любители тяжелых мотоциклов считают их более удобными, чем широко применяемые ныне на других машинах седла-подушки; возможно, здесь есть и доля консерватизма. Завод вместе со специалистами ВНИИМотопрома разработал и провел широкие испытания седла-подушки для тяжелых мотоциклов. Оно оказалось легче раздельных седел, обеспечивает удобную посадку, придает мотоциклу более современный вид и открывает свободный доступ к аккумуляторной батарее (рис. 4). С целью проверить на практике достоинства седла-подушки на тяжелом мотоцикле, такими седлами будет оборудована часть выпускаемых машин.

 

Рис. 4. Откидывающееся седло-подушка обеспечивает легкий доступ к батарее

Рис. 4. Откидывающееся седло-подушка обеспечивает легкий доступ к батарее.

 

Одним из важнейших достоинств мотоцикла М-67 является унификация его по узлам и деталям с «Днепром» МТ-10. Например, двигатель в сборе, сцепление, коробка передач, передняя вилка, приборы электрооборудования, коляска в сборе, колесо в сборе, амортизаторы и некоторые другие узлы либо совершенно одинаковы, либо взаимозаменяемы. Это очень удобно для владельцев тех и других машин.

Достоинства новой модели водители смогут оценить в процессе эксплуатации. Мы надеемся, что они, как всегда, сообщат свои замечания и предложения заводу, чтобы учесть их при дальнейшей модернизации мотоцикла.

 

Техническая характеристика Урал М-67

Общие данные: скорость — 105 км/час; средний эксплуатационный расход топлива при скорости 75 км/час — 8 л/100 км; сухой вес — 330 кг; грузоподъемность — 260 кг.

Двигатель: двухцилиндровый, четырехтактный воздушного охлаждения; рабочий объем — 645 см3; мощность 32 л. с. при 5300 об/мин.

Электрооборудование: две аккумуляторные батареи 3МТ-6; генератор Г-424 (12 в, 150 вт) с выпрямителем ВБТ-2А; реле-регулятор РР-330; катушка зажигания Б-204.

 

О. ЕГОРОВ, 3. ГРИНШТЕЙН, инженеры-конструкторы

г. Ирбит


1974N09P10-11

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Паннония. Переделка передней вилки и системы электрооборудования

Тем, кто ездит на Паннонии Венгерские мотоциклы «Паннония» снабжены системой электрооборудования с генератором переменного тока (маховичной магдииой) и «сухой» передней вилкой (без гидравлического амортизатора). Такие простые решения удовлетворяют многих мотоциклистов, но для водителей, которым приходится ездить по разнообразным дорогам в разное время суток и года, хочется иметь более «мощное» и стабильное освещение и более совершенную подвеску переднего колеса. С этой целью они переделывают электрооборудование и переднюю вилку, сообразуясь со своими знаниями и возможностями.Наш читатель А. НАДЕЛЯЕВ (198255. Ленинград, ул. 3-го Интернационала, 51, кв. 57), участник многих соревнований мототуристов, разработал и испытал несколько вариантов усовершенствованных вилок и электрооборудования «Паннонии», два из которых мы публикуем ниже.Передняя вилкаЗаводская конструкция передней вилки (рис. 1) позволяет путем некоторых переделок увеличить...

Читать далее >>

Ремонтируем цилиндр. Советы по ремонту цилиндра

Советы по ремонту цилиндра Когда на спидометре мотоцикла чет-вертый-пятый десяток тысяч километров (а если с коляской, то и раньше), мы все сильнее ощущаем, как двигатель теряет былую мощь. На знакомой горке приходится включать низшую передачу, машина неохотно разгоняется, потребляет больше бензина. Очистка глушителей, регулировка карбюратора, зажигания не дают заметного результата. В чем же причина? Наверняка в том, что уже сильно износились цилиндр и поршень, увеличился зазор между ними. В результате газы из камеры сгорания через изношенные кольца проникают в картер. Снижается компрессия. Об этом свидетельствует и меньшее усилие на педаль, которое требуется теперь при пуске двигателя. Сильнее становятся. стуки, отчетливо различимые при работе холодного двигателя на малых оборотах.Окончательное решение о необходимости ремонта или замены цилиндра принимают после измерения его диаметра. Наиболее просто и точно это можно сделать при помощи специального инструмента — индикаторн...

Читать далее >>

Двигатель МТ-9

Новый двигатель на старые машины  Более десяти лет назад киевский завод перешел на выпуск мотоциклов семейства «Днепр», отличающегося от предыдущего главным образом силовым агрегатом. Нынешний двигатель, несмотря на меньший рабочий объем (650 см8 вместо 750 см3), обладает большей мощностью и лучшими эксплуатационными качествами. Это достигнуто внедрением ряда современных конструктивных решений. Так, благодаря замене роликовых подшипников в нижних головках шатунов подшипниками скольжения (автомобильными биметаллическими вкладышами) и применению цельного чугунного коленчатого вала увеличен моторесурс кривошипно-шатунного механизма и одновременно упрощен его ремонт. Биметаллические цилиндры (алюминиевая рубашка и чугунная гильза) позволили значительно снизить по сравнению с прежними цельными чугунными теплонапряженность поршневой группы и обеспечить ее работоспособность при длительной езде в тяжелых дорожных условиях.И вполне естественно желание у владельцев мотоцикл...

Читать далее >>

12В на мотоцикле ИЖ Планета 3. Переходник для установки генератора

Переходник для генератора     Многие владельцы мотоциклов ИЖ старых моделей с 6-вольтовым электрооборудованием хотят переделать его на более совершенное — 12-вольтовое, применяемое ныне. Может быть им поможет мой опыт.   Переходник для генератора  Для установки на («Планету—3» генератора переменного тока 28 3701 мощностью 100 Вт я выточил переходник, показанный на рисунке, из днища отслужившего алюминиевого поршня. На генераторе снял 5 мм с торцевой поверхности, прилегающей к двигателю. Дополнительно применил блок БПВ14-10 (регулятор—выпрямитель), а катушку зажигания оставил старую (когда она выйдет из строя, поставлю 12-вольтовую от «Планеты-спорт»). Аккумуляторная батарея, разумеется, 12-вольтовая, 6МТС-9 Мотоцикл прошел уже 15 тысяч километров, и электрооборудование работает без замечаний. С. БУЛЬДА Полтавская область, г. Пирятин   1987N08P33

Читать далее >>

Недостатки 12В системы и пути ее совершенствования

12-вольтовая   12-вольтовая система электрооборудования на мотоциклах позволила решить одним махом множество проблем. При тех же габаритах генераторов удалось практически в два раза увеличить их мощность. Появилась возможность применить на мотоциклах те же оптические элементы фар головного света, что и на автомобилях, а это не только экономически целесообразно, но и весьма выигрышно для безопасности движения, поскольку наконец-то мотоциклисты получили в свое распоряжение хороший яркий свет. Но тема нашего сегодняшнего разговора - о недостатках системы, о путях ее совершенствования. И снова, как и в прошлый раз («За рулем», 1988, № 3), речь пойдет, главным образом, о приборах мотоциклов ИЖ, самых массовых. Объект номер один - аккумулятор. Что греха таить, его долговечность нередко уступает сроку службы 6-вольтового. И виной тому - не генератор, тут как раз все в порядке, на него нареканий нет. Больше всего жалоб вызывает работа реле-регулятора, который главным образом...

Читать далее >>