Регулировка коробки передач мотоцикла Ковровец-175

Тем, кто ездит на Ковровце

 

 

Коробка передач мотоцикла «Ковровец-175», описание и рисунок которой были приведены в № 12 журнала за 1963 год, устроена сложнее, чем на предшествующих моделях. Она имеет четыре ступени (в отличие от прежних трех) и дисковый механизм переключения (прежде был секторный). Это улучшает качество машины, но эксплуатацию, естественно, затрудняет. Появляется необходимость в регулировках, связанных с разбором всей коробки. Этой теме посвящена статья механика П. П. БАРАНОВА.

Прежде чем производить регулировку коробки передач, следует изготовить из шести- восьмимиллиметрового дюралюминиевого листа или тонкой фанеры скобу, зажать ее в тиски, просверлить в нужных местах отверстия и болтами укрепить на ней ту половину картера, в которой расположена коробка.

Выяснение причин неисправностей начинается с осмотра шестерен и кулачков. Если края кулачков несколько сбиты, можно аккуратно подровнять их тонким обрезным камнем. При этом надо следить, чтобы все три кулачка любой из шестерен прикасались к сопряженным кулачкам парных шестерен одновременно и без зазора.

Работа коробки зависит о значительной степени от состояния механизма переключения. Если вилки и оси вилок сильно изношены, лучше заменить весь узел. При невозможности это сделать надо поставить несколько большие по диаметру оси вилок. Их легко выточить в любой токарной мастерской. В крайнем случае для устранения люфтов можно подложить под замки осей стальные регулировочные шайбы.

Когда эти операции проделаны, надо установить в левую половинку картера валы с шестернями и поставить механизм переключения, Фиксатор и валик в этот момент вставлять не следует.

Поворачивая рукой диск в ту или другую сторону, проверяют зацепление кулачков на всех четырех передачах. Все шестерни должны легко проворачиваться, не задевая кулачками одна другую, кроме включенной пары, у которой зацепление кулачков должно быть полным. Следует обратить особое внимание на действие второй передачи. Если скользящая шестерня не подходит вплотную к неподвижной и не обеспечивает полного зацепления кулачков, передача будет работать с перебоями, а края кулачков — сбиваться.

Движение скользящей шестерни ограничено механизмом переключения, поэтому нужно сместить ей навстречу неподвижную шестерню, расположенную на промежуточном валу и зафиксированную с обеих сторон стопорными кольцами. Измерив щупом зазор между кулачками при включенной второй передаче, надо проточить шлицевую часть левого конца промежуточного вала на установленную щупом величину, а под подшипник, находящийся в правой половине картера, подложить шайбу такой же толщины. Таким образом, вал вместе с неподвижной шестерней сместится влево, и полное зацепление кулачков на второй передаче будет достигнуто.

Аналогичный дефект часто возникает и в четвертой передаче. Поэтому, занявшись проверкой, необходимо проследить за работой кулачков выходной и скользящей шестерен. Если их зацепление будет неполным, надо выявить при помощи щупа зазор между кулачками и на установленную таким способом величину проточить шлицы первичного вала. Тогда выходная шестерня несколько сдвинется и контакт кулачков станет надежным.

После того, как обнаруженные недостатки будут устранены, положение валов и шестерен станет правильным и зацепление кулачков будет полным, можно собирать коробку дальше: поставить фиксатор под диск механизма переключения, вставить валик переключения, надеть на него рычаг и установить ограничитель.

Теперь надо начать проверку включения всех четырех передач, уже при помощи рычага.

Ход валика переключения ограничивается скобой, укрепленной в картере двумя болтами. В эту скобу валик должен упереться тогда, когда собачка механизма переключения доводит диск до положения, при котором фиксатор вступает в лунку, расположенную на диске.

При крайнем положении рычага переключения между собачкой и стенкой прорези диска должен быть зазор 0,3— 0,5 мм. Если же его не будет, собачка, прижатая к краю прорези, может послать диск дальше, то есть «перебросить» передачу. Чтобы предотвратить это, надо скобу ограничителя валика переключения наварить или, в крайнем случае, «подтянуть» наклепкой.

Бывает и обратное явление, когда валик упирается в ограничительную скобу прежде, чем собачка доведет диск до нужного положения, и фиксатор плохо захватывает лунку. В этом случае следует поднять край ограничительной скобы, чтобы свести зазор между собачкой и стенкой прорези к 0,3—0,5 мм.

После этого проверяют установку в картере выходной шестерни. Если она перемещается вдоль первичного вала, надо оправкой осадить внутрь картера обойму подшипника, следя за тем, чтобы торец ее встал заподлицо со стенкой картера. Этого можно добиться при помощи шайб. Так как обойма подшипника выходной шестерни не фиксируется в корпусе картера стопорным кольцом, надо периодически проверять, не появился ли люфт у выходной шестерни, и устранять его прежде, чем начнет «срываться» четвертая передача.

 

Механизм переключения передач

Механизм переключения передач: 1 — диск переключения передач; 2 — основание механизма; 3 — вилка переключения III и IV передач; 4 — корпус собачек переключения; 5 — утолитель собачек; 6 — вилка переключения I и II передач; 7 — поводок валика переключения; 8 — собачка переключения; 9 — фиксатор; 10 — штифт собачки; 11 — установочный штифт; 12 — пружина переключения; 13 — основание упора; 14 — штифт; 15 — валик переключения.

При снятом картере надо проверить, нет ли осевого перемещения у валика переключения. Его можно устранить, надев на проточенный конец валика стальную шайбу.

Рекомендуемые здесь регулировочные работы по силам людям, хорошо знающим устройство мотоцикла и имеющим опыт в слесарном деле.

П. БАРАНОВ, механик, заслуженный мастер спорта.




1964N11P22

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Два новых Балкана. Мопед Балкан 50 и мотоцикл Балкан 175

Два новых Балкана     Болгарские конструкторы подготовили к производству две новых модели: мопед «Балкан-50» и мотоцикл «Балкан-175».   Мопед Балкан 50 Мопед (вы его видите на снимке) имеет двигатель рабочим объемом 50 см3, способный развивать 2,3 л. с. при 5500 об/мни. Диаметр цилиндра 40 мм. ход поршня — 39 мм. Степень сжатия 7 Охлаждение воздушное. Зажигание от магнето. Сцепление многодисковое, в масляной ванне. Коробка передач трехступенчатая. Трубчатая рама, заменившая штампованную, значительно повысила устойчивость мопеда и позволила, кроме того, установить небольшой багажник. Одной заправки 10-лнтрового топливного бака хватает на 500 км пути. Максимальная скорость, которую может развить мопед — 60 км/час. Вес его 56 кг.   Мотоцикл Балкан 175 Мотоцикл «Балкан-175» разработан на базе «Балкан-250». Мощность нового 175-кубового двухтактного двигателя достигает 10.5 л. с. при 4800 об/мин. Охлаждение воз...

Читать далее >>

Гансон Колортьюн ( Gunson Colotune ). Прибор для подбора оптимального состава рабочей смеси

Colortune - помощь в регулировке карбюратора   Чтобы правильно отрегулировать карбюратор на работающем двигателе, важно знать, «хорошо ли горит» смесь. Увидеть и заключить по цвету пламени, обеднена или обогащена смесь, дает возможность несложный прибор Колортьюн ( Colortune ), разработанный венгерским инженером Иштваном Силади. Последняя модель, выпускаемая по лицензии английской фирмой «Гансонс Колорплаг», показана на рисунке. Прибор ввинчивают в головку двигателя вместо свечи. Его верхняя часть представляет собой колбу из тугоплавкого боросили-катного стекла, сообщающуюся с камерой сгорания. Внутри колбы — вольфрамовый электрод, соединяемый проводом с центральным электродом свечи, вывернутой из этого цилиндра. «Колортьюн» рассчитан на рядового автолюбителя, не обладающего специальными знаниями и опытом. Он позволяет довольно точно отрегулировать карбюратор. а также может быть применен для диагностики отдельных неисправностей в системе ...

Читать далее >>

Консервация мотоцикла

  Случается, что уже после первой зимовки мотор начинает шуметь, хуже работает, больше потребляет топлива. Достаточно снять головку цилиндра — и глазам открывается безрадостная картина: его зеркало и отдаленно не соответствует названию. Всюду темные пятна ржавчины. Можно не быть специалистом, чтобы, не разбирая мотор дальше, представить, как выглядят остальные детали, оказавшиеся целых полгода один на один с влагой, содержащейся в воздухе. Обычно пораженные ржавчиной подшипники или поршневые пальцы не сразу заявляют о постигшей их беде. Мотор удается пустить, и он будет работать, но надолго ли его теперь хватит? Если после последней осенней поездки о мотоцикле забыли, это еще не значит, что весной неизбежно «ЧП». Бывает, машина мало страдает даже у легкомысленного владельца, не склонного ухаживать за ней. Правда, деталям ходовой части, оставленным мокрыми и грязными, достается сильнее, потому что грязь в сочетании с водой и металлом образует множество агрессивных...

Читать далее >>

Кроссовый Восход 250 СКУ-3

Образца 1976 г.   Пневмогидравлическая передняя вилка заряжается сжатым газом через вентиль (справа). Одинаковое давление в ее перьях поддерживается благодаря соединительной трубке. Сжатый газ обеспечивает более выгодные характеристики подвески, чем пружины.  Веерное расположение ребер головки создает условия для равномерного охлаждения. Тщательно подобранные конфигурация и объем выпускной трубы обеспечивают выигрыш в мощности. Цилиндр прикреплен к картеру четырьмя короткими шпильками, а головка к цилиндру — пятью. Необходимое во время работы натяжение цепи создается резиновым подпружиненным роликом. Рядом с ним видна алюминиевая реактивная тяга тормоза заднего колеса.  Кронштейн для крепления двигателя может поворачиваться на оси задней вилки. Маятниковая вилка упирается в пружинно-гидравлический амортизатор, соединенный с головкой рамы. Ведомая звездочка, свободно сидящая на ступице колеса, передает усилие через пружины. Первый дорож...

Читать далее >>

Установка генератора Г424 на двигатели К750, К750М, К750М-01, М-72

Новый генератор на старые машины    При капитальном ремонте двигателя тяжелых мотоциклов с 6-вольтовым электрооборудованием или б случаях, когда выходит из строя "родной" генератор Г414, у владельца машины возникает естественное желание применить более совершенный и мощный 12-вольтовый Г424. С ним надежнее работает электро-оборудование, выше световые характеристики приборов, можно использовать широко распространенные автомобильные лампы. Поскольку по посадочному месту эти генераторы невзаимозаменяемы, совет об установке Г424 на двигатель К750М-01, опубликованный в октябрьском номере журнала за прошлый год, вызвал интерес читателей и просьбу рассказать подробнее, как это сделать на мотоциклах других марок и моделей.Предоставляем слово специалисту по ремонту тяжелых мотоциклов инженеру А. СМИРНОВУ, которого редакция познакомила с предложениями читателей на эту тему.Прежде всего должен напомнить, что переделка электрооборудования не ограничивается установкой новог...

Читать далее >>