Пятерка 350-кубовых. ИЖ Планета-3, ИЖ Юпитер-3, ИЖ Планета-Спорт, Ява 634-8, ЧЗ-472

Пятерка 350-кубовых

 

Не конкуренты, а союзники

От «рабочей лошади» до «скакуна»

Каждой машине — своя дорога

При скромных параметрах завидная выносливость

Ни один класс мотоциклов, продаваемых в нашей стране, не представлен столь богато разнообразием моделей и «тиражом», как 350 смЗ. В нем три ижевских мотоцикла — «Планета-3», «Юпитер-3», «Планета-спорт» и два чехословацких — ЯВА-634-8 и ЧЗ-472. Неудивительно, что в редакционной почте много писем, в основном от начинающих мотоциклистов, с просьбами дать совет, какую из этих пяти моделей выбрать.

Поскольку требования к машине у каждого мотоциклиста диктуются конкретными условиями эксплуатации и личными вкусами, для будущего владельца целесообразнее всего, очевидно, сначала сопоставить основные параметры «пятерки». Это сделает опытный мотоциклист инженер Э. В. КОНОП, участвовавший в редакционных испытаниях 350-кубовых мотоциклов.

Заранее скажем: пока еще не создана идеальная машина, отвечающая требованиям всех мотолюбителей. Каждая обладает специфическими свойствами, которые в зависимости от взглядов и запросов можно оценить как положительные или отрицательные. Если, например, во главу угла ставить экономичность, то предпочтение можно отдать «Планете-3», не«только как самой дешевой из предлагаемых машин, но и самой неприхотливой, «всеядной», выносливой, не требующей больших затрат при ремонте. Но человеку со «спортивным» характером, пожалуй, покупать «Планету-3» не стоит. Потому что вскоре он начнет требовать от скромной и надежной «рабочей лошади» резвости скакуна. В этом смысле она, конечно, не сможет соперничать с «Планетой-спорт», которая является настоящим техническим деликатесом, специально предназначенным для самых увлеченных мотолюбителей, согласных заплатить за подобную машину и подороже.

Поскольку цена в какой-то мере отражает степень совершенства и потребительские качества мотоцикла, а бывает, определяет его выбор, приведем цены: «Планета-3»—650 рублей, «Юпитер-3» — 740 рублей, «Юпитер-ЗК» (с коляской) — 1040 рублей, CZ-472 — 850 рублей, ЯВА-634-8 — 950 рублей, ЯВА-634-8-01 (с коляской) — 1360 рублей, «Планета-спорт» — 1000 рублей, «Планета-спорт» с системой «раздельной смазки» — 1045 рублей.

Разумеется, не так уж много мотолюбителей, интересующихся только ценой и не придающих большого значения возможностям мотоцикла (ездит, мол, и хорошо!). Поэтому перейдем к рассмотрению основных качеств машин.

Двигатель

Все пять мотоциклов оснащены двухтактными двигателями, работающими на смеси бензина с маслом. Лишь вариант «Планеты-спорт» имеет систему раздельной смазки.

Двигатели «Планеты-3» и «Плане-ты-спорт» — одноцилиндровые, остальные — двухцилиндровые. Их мощность, крутящий момент и соответствующие им числа оборотов сведены в таблицу. Эти параметры очень важны — именно они определяют круг таких качеств, как приемистость машины, приспособляемость, максимальная скорость.

Скромнее других по мощности «Планета-3». Известно, что приемистость ее не ошеломляет, а максимальная скорость составляет 110 км/ч. Машина на первый взгляд кажется даже посредственной. Чем же, кроме сравнительно низкой цены, вызван неизменный спрос на нее? Ведь «Планета-3» довольно популярна, особенно в тех краях, где пока еще мало хороших дорог. Посмотрите внимательно на двигатель: он прост по конструкции, а стало быть, дешев, неприхотлив в эксплуатации; достаточно экономичен и долговечен. Хорошо охлаждается при низкой скорости на бездорожье, имеет для таких условий наиболее подходящие (среди рассматриваемых моделей) характеристики. В этом смысле «Планета-3» наиболее приемлема для проселков. Здесь возможность успешного движения зависит в первую очередь от того, можем ли мы ехать достаточно медленно, чтобы не утратить контроля над машиной, и не станет ли двигатель перегреваться, глохнуть. Наивысший крутящий момент мотор «Планеты-3» развивает на первой передаче уже при скорости 25 км/ч, в то время как у ЯВЫ-634-8 — при 35 — 40 км/ч. Соответственно и на всех меньших скоростях «Планета-3» работает лучше: не удивляйтесь, если на ней удается проехать там, где другой мотоцикл заглохнет или, наоборот, станет буксовать.

Здесь мы подошли к важному выводу: если часто приходится ездить по бездорожью, не покупайте скоростную машину — она в этих условиях неэффективна, невыгодна.

Органическая слабость одноцилиндрового двигателя — недостаточная уравновешенность движущихся частей. Отсюда — повышенные вибрации. Такова плата за простоту. Гораздо уравновешеннее двухцилиндровый двигатель «Юпитер-3». Довольно высокая мощность — 25 л. с. — позволяет ездить на нем с коляской. Если же оценить поведение «Юпитера-3» (без коляски) на плохой дороге, то, как и следовало ожидать от более скоростного мотоцикла, он подходит здесь меньше, хотя все-таки лучше, чем «Планета-спорт» или даже ЯВА-634-8. Медленно ехать, без рывков двигателя, не выжимая муфты сцепления, не помогая мотоциклу ногами, на «Юпитере» труднее, чем на «Планете».

Разумеется, двухцилиндровый двигатель сложнее в обслуживании, дороже его производство и ремонт. Однако именно «Юпитер» имеет одну приятную особенность — собственно операции разборки и сборки двигателя осуществимы без специальных приспособлений — выжимок, съемников, струбцин и т. д., чего о ЯВЕ, например, не скажешь. Достигнуто это ценой известного усложнения двигателя, имеющего два коленчатых вала, соединенных маховиком.

Двигатель «Планеты-спорт» — одноцилиндровый, но этим его сходство с «Планетой-3» и исчерпывается. Из рассматриваемой нами пятерки он наиболее мощный (32 л.е.), высокофорсированный, что обеспечило машине великолепную приемистость и высокую скорость. В самом деле, в нашей стране нет другого дорожного мотоцикла, который разгонялся бы с места до 100 км/ч за 11 секунд (примерно втрое быстрее «Планеты-3») и достигал скорости 140 км/ч.

У «Планеты-спорт» — первый в нашем мотоциклостроении серийный двухтактный двигатель с трехканальной продувкой цилиндра. Водитель, который привык к дорожным ИЖам, пересев на «Планету-спорт», вынужден серьезно изменить свои привычки: чтобы реализовать его 32 силы, нужно научиться поддерживать достаточно высокие обороты двигателя. Это обусловлено характером зависимости от них крутящего момента — он резко увеличивается только в конце разгона на каждой из передач, а максимального значения — 3,5 кГм достигает при 5300 — 6500 об/мин. Разумеется, езда на таком мотоцикле требует большой квалификации.

«Планета-спорт» — мотоцикл, как говорят, очень строгий: некоторые ошибки техники вождения, допустимые, например, на «Юпитере» или ЯВЕ, здесь непростительны. У неумелого водителя достоинства машины становятся причиной бед, обычно связанных с очень резким, как мы говорили, нарастанием крутящего момента при повышении оборотов двигателя. Во время разгона на грунтовых, песчаных и даже асфальтовых влажных дорогах нужно очень чутко следить за поведением мотоцикла: как только обороты превысят известный предел, колесо внезапно начинает буксовать. Умение ездить с заносом или хотя бы справляться с ним для владельца «Планеты-спорт» считаю обязательным. Разгоняясь на первой и второй передачах, опасно давать полный «газ» даже на хорошей сухой «бетонке», особенно при езде с пассажиром: машина легко встает на дыбы.

Главный недостаток одноцилиндрового двигателя «Планеты-спорт», развивающего почти 7000 об/мин, — значительные вибрации, особенно на низких и средних скоростях движения (порядка 60—70 км/ч на четвертой передаче). По-настоящему «прочувствовать» этот мотор можно на хороших шоссейных дорогах, которые позволяют поддерживать достаточно высокие обороты.

У чехословацких мотоциклов ЧЗ-472 и ЯВА-634-8 очень похожие двигатели. Здесь тоже два параллельных* рядом стоящих цилиндра и поршни, движущиеся в противоположных направлениях. Но, в отличие от «Юпитера», у них один, неразъемный коленчатый вал. Это упрощает конструкцию, но усложняет ремонт: правильно разобрать и собрать мотор ЯВЫ или ЧЗ без специальных приспособлений невозможно. А это значит, что их лучше эксплуатировать в областях, где есть станции обслуживания — ведь далеко не каждому по силам грамотный ремонт двигателя. Подтверждение тому — анализ писем владельцев чехословацких машин. Привлекательная внешность ЯВЫ и ЧЗ, к сожалению, для многих стала решающим фактором при покупке, и мотоциклы везут в края, удаленные на сотни, а то и тысячи километров от действующих сервисных станций.

Каковы особенности этих двигателей? У ЯВЫ 634-8 и ЧЗ-472 одинаковые мощность (23 л. с.) при 5250 об/мин и крутящий момент (3,2 кГм) при довольно низком числе оборотов — 4500, то есть на 14—15% меньше оборотов, сответствующих максимальной мощности. Опытные мотоциклисты, особенно те, кто живет в гористой местности, знают цену такому запасу, который означает хорошую приспособляемость двигателя к повышению нагрузки: подует ли сильный встречный ветер, пойдет ли дорога в затяжной подъем, — мотор на это реагирует слабо и лишь немного упадет скорость мотоцикла. В то же время какой-нибудь другой мотоцикл, с худшей приспособляемостью, резко теряет скорость, требуя включения пониженной передачи.

Не раз на 32-силъной «Планете-спорт» приходилось включать третью передачу, чтобы угнаться на горной или на совершенно прямой дороге, но при сильном встречном ветре, за более скромной 23-сильной ЯВОЙ. Вот какую роль играет характеристика двигателя! Эта черта — большой крутящий момент при сравнительно низких оборотах — характерна и для ЯВЫ, и для CZ. Их двигатели различаются в основном размерами приливов на задней части картера для крепления.в раме и в механизме переключения передач. Оба имеют устройства для автоматического выключения сцепления, оснащены одинаковыми карбюраторми, правда, с разными главными жиклерами, поскольку неодинаковы воздухоочистители моторов.

Двигатели ЯВЫ-634-8 и ЧЗ неплохо уравновешены и к тому же сравнительно низкооборотны (обороты максимальной мощности 5250). Вибрации, возбуждаемые двигателем, особенно на ЯВЕ-634-8, совершенно незначительны вплоть до скоростей 110—115 км/ч на четвертой передаче.

Как ЯВА, так и ЧЗ подбором передаточных чисел в коробке значительно отличаются от всех трех ИЖей (мы уже отмечали, что низшие передачи у ЯВЫ и CZ более «скоростные» в сравнении с ИЖами). Скорость ЯВЫ-634-8 на пер-вцй — второй передачах значительно выше, чем у «Планеты-3», и близка к скорости «Планеты-спорт». Это неблагоприятно сказывается в условиях бездорожья, но обеспечивает прекрасную динамику разгона на шоссе.

 

Основные параметры двигателей

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Как устранить дефекты и сбрать колесо после замены обода или ступицы

Ремотируем колесо  Колесо — одна из тех частей мотоцикла, неисправность которой может привести к беде. Причем тем быстрее, чем выше скорость движения. Искажение формы обода, смещение его в ту или другую сторону от плоскости вращения или оси ступицы вызывают вибрацию машины, ухудшают устойчивость и управляемость, влекут интенсивный и неравномерный износ шин. Ездить с кривым колесом по шоссе — значит постоянно подвергаться ряску совершить аварию. К сожалению, есть среди мотоциклистов, особенно начинающих, те, кто не понимает этого. Решив же наконец ремонтировать колесо, они часто не могут получить ожидаемых результатов и вынуждены заменять новым. Об этом свидетельствует почта редакции, содержащая многочисленные просьбы рассказать подробно, как устранять дефекты и собирать колесо после замены обода или ступицы. Предоставляем слово постоянному автору «Странички мотоциклиста» инженеру Э. КОНОПУ. Многоопытный механик шутит: «Собрать колесо не сложнее, чем п...

Читать далее >>

Мотоциклы для спорта. Ижевские ИЖ Ш11, ИЖ М14, ИЖ К14, Ковровские Восход 175ШК, 175СК, 175СМ, 250СК, Минские М-105, М-208С

ИЖЕВСКИЕ (ИЖ-Ш11, ИЖ-М14, ИЖ-К14) И КОВРОВСКИЕ ( Восход 175ШК, 175СК, 175СМ, 250СК)Мотоциклостроители давно оценили важное значение спорта и неустанно ведут работу над специально для этой цели предназначенными машинами. Особое внимание они уделяют мотоциклам, рассчитанным на широкую сеть мотоклубов и секций.В нынешнем году Ижевский и Ковровский заводы развернули выпуск новых машин для соревнований, входящих в программу Спартакиады.Передний двухкулачковый тормоз ИЖ-Ш11.Ижевский завод уже в прошлом году приступил к постройке мотоциклов ИЖ-К11 (для кросса) и ИЖ-М11 (для многоборья). Они представляют собой дальнейшее развитие моделей ИЖ-64К и ИЖ-64М (см. «За рулем», 1967 № 5). Новые мотоциклы на 5 кг легче своих предшественников, у них передние колеса размером 3,25—21 вместо 3.25 — 19, удобнее посадка водителя и двигатель, прибавивший 5 л. с. мощности. Несколько сотен этих машин автомотоклубы получат уже в нынешнем году.Кроме того, завод планирует изготовить партию ...

Читать далее >>

Человек и мотоцикл. Безопасность движения

Многие зарубежные социологи утверждают, будто существует некий неразрешимый конфликт между человеком и созданной им техникой, что человек-созидатель становится жертвой машины- и всего промышленного прогресса. В качестве одного из подтверждений обычно приводятся цифры роста дорожно-транспортных происшествий.Однако, если объективно проанализировать причины катастроф на дорогах, осмыслить и сопоставить факты, то нетрудно убедиться, что техника, как бы бурно она ни развивалась, тут совершенно ни при чем. Во всех случаях без исключения прямо или косвенно виноваты мы — люди. От нас целиком зависит, станем ли мы жертвами или повелителями машин, обречем себя или извлечем из достижений науки и техники максимум пользы и удобств. В связи с этим стоит поразмыслить над отношениями человека и мотоцикла, ибо пресловутое противоречие, как считают приверженцы вышеназванной теории, выражено здесь наиболее ярко. Главное достоинство современной машины — скорость. Она же может обернуться и боль...

Читать далее >>

Днепр 12

Трехколесный вездеход  Схема трансмиссии: 1 — двигатель; 2 — сцепление; 3 — коробка передач; главная передача; 5 — редуктор; 6 — дифференциал; 7 — ведущее колесо. Известно, каким большим спросом на селе пользуются у нас «Днепр» и «Урал» — тяжелые мотоциклы с коляской. И груз на таком можно везти, н проходимость у него неплохая. Но все же эти машины, обладая солидной мощностью (32 — 36 л. с.), не могут использовать полностью ее на мягком грунте из-за недостаточного сцепления с ним единственного из трех, ведущего колеса. Находящееся сбоку колесо коляски не только создает большое сопротивление движению, поскольку идет по собственной колее, но и стремится повернуть мотоцикл в свою сторону, еще более затрудняя движение. Поэтому для трехколесной машины самым эффективным способом повышения проходимости является передача крутящего момента и на колесо коляски. По такой схеме был выполнен мотоцикл МВ—750, вып...

Читать далее >>

Три совета владельцам Явы 634

На мотоциклах Ява 634-01, 634-08 трубка, по которой отводятся пары электролита из батареи, заканчивается у заднего колеса. Во время движения, особенно летом, электролит попадает на колесо, глушитель, другие детали и повреждает их покрытие. Фото 1. Установка пузырька для сбора электролита. Я избавился от этой неприятности, укоротив трубку и опустив ее в пузырек с пробкой, который установил в правом инструментальном ящике, как показано на фото 1. Чтобы пузырек не разбился, сделал для него рамку из пенопласта. Скопившийся в пузырьке электролит можно использовать, доливая его в батарею. * * * Снять поршень с шатуна, имеющего игольчатый подшипник в верхней головке, — дело простое (нужно лишь следить, чтобы иглы не попали в картер). А вот без специальных приспособлений, описанных в февральском номере «За рулем» за 1978 год. установить его трудно. Если это приходится делать в дороге, можно воспользоваться простейшей втулкой внутренним диаметром 16 мм, длиной 21 мм, ко...

Читать далее >>
Модели мотоциклов Мощность, л. с./при об/мин Крутящий момент, кГм/при об/мин
Планета-3 18/5000—5600 3/5100 — 5300
Юпитер-3 25/5700 — 6500 3,2/5400 — 6200
Планета-спорт 32/5600 — 6700 3,5/5300 — 6500
ЯВА-634-8, ЧЗ-472 23/5250 3,2/4500
  - E-mail*
+7 - Номер телефона* (логин) 10 цифр, без 8 или +7 например: 9876543210
  - Как к вам обращаться?*
  - Пароль*
  - Повторите пароль*
 введите код слева

Я согласен с условиями Пользовательского соглашения
поля отмеченные * (звездочкой) обязательны для заполнения