Мотороллер Тулица. Я выбрал Тулицу

Я выбрал Тулицу

 

 

Мотороллер Тулица

«Тулица» — единственный выпускаемый в нашей стране представитель семейства мотороллеров, к которым в последнее время вновь возрос интерес в мире. Его предшественники — «Тула—200М», а затем «Турист» завоевали среди поклонников этого транспортного средства добрую репутацию своей надежностью, выносливостью и хорошим качеством изготовления, что вообще характерно для изделий тульских мастеров. Все это вместе взятое предопределило наш выбор, когда мы подыскивали себе недорогую машину для повседневных деловых поездок и туристских пробегов на небольшие расстояния. И вот позади первый сезон, пора знакомства. Пробег около 10 000 километров немал для двухколесной машины. Во всяком случае, он позволяет сделать оценки и высказать некоторые замечания в адрес завода.

В двигатель «Тулицы» по сравнению с «Туристом» было внесено много полезных изменений. Мощность его заметно поднялась. Причем при довольно высокой степени сжатия по-прежнему используется бензин марки А-76, и расход его практически не возрос. Для того чтобы передать большую мощность, в механизм сцепления добавили два диска — ведущий и ведомый. Однако это привело к тому, что сцепление на некоторых машинах «ведет», и даже тщательная регулировка, выполняемая по заводской инструкции, не устраняет этот недостаток. При включенной первой передаче и выжатом до упора рычаге выключения сцепления мотороллер тащит вперед, да и выключить передачу трудно. Особенно это неудобно при движении в городском потоке, когда часто приходится трогаться и останавливаться.

Коробка передач тульских мотороллеров давно зарекомендовала себя как надежный, выносливый и прочный агрегат. Недаром ее используют даже на спортивных мотоциклах. При поездках на более или менее далекие расстояния по шоссе, где можно использовать накат, очень просится фиксированная нейтраль между третьей и четвертой передачами. Ее, правда, нетрудно сделать своими силами, когда по тем или иным причинам разобран двигатель.

Для этого в фиксирующем диске, установленном на барабане переключения передач, достаточно выбрать напильником полукруглую выемку с радиусом, равным радиусу фиксатора. Расположена она должна быть на равном расстоянии от выемок, фиксирующих третью и четвертую передачи. Обработанную поверхность зашлифуйте мелкой шкуркой и снимите фаски. Теперь нейтраль будет включаться легким нажатием на педаль как с четвертой, так и с третьей передачи (подробно о сборке, регулировке и основных неисправностях коробки передач можно прочитать в ноябрьском номере «За рулем» за 1976 год).

К ходовой части мотороллера претензий нет. Рама достаточно жесткая, хорошо работает подвеска, эффективны тормоза. Цепь надежно защищена от пыли и грязи герметичными резиновыми кожухами, контроль за ее натяжением несложен. Однако цепь служила бы дольше, если бы в трансмиссии, например, в ступице заднего колеса был предусмотрен демпфер, гасящий рывки в передаче, особенно вредные для цепи.

Выбирая как средство транспорта мотороллер, мы, конечно, знали, что эта машина рассчитана на езду по шоссе. На грунтовых дорогах ей мешают главным образом два обстоятельства, о чем хотим предупредить мотолюбителей.

Первое — способ крепления руля к рулевой колонке. От бокового удара при движении по проселку (как, впрочем, и при наезде на бордюрный камень) руль попросту сворачивается в сторону, и его приходится ставить на место, зажав переднее колесо между ногами, как это делают велосипе-
дисты. Да и поправлять его неудобно: мешает щиток над колесом.

Второе — глушитель, расположенный низко и выступающий далеко назад. При езде по проселку он быстро повреждается, теряет свой нарядный вид, начинает пропускать газы через соединения, из-за чего усиливается шум выпуска. Кроме того, довольно часто отворачивается болт, стягивающий глушитель, и хвостовик «отстреливает» назад с хлопком. Завод объясняет применение такого мотоциклетного глушителя тем, что это единственно возможный вариант, позволяющий получить заданную мощность. Все другие, более компактные — снижают ее. Так что владельцам «Тулицы» приходится мириться с этим. Хотя заводу, очевидно, стоит продолжить поиск.

При своем габарите «Тулица» обладает слишком солидным для класса, к которому принадлежит, весом — 140 кг. Очевидный путь облегчения мотороллера — изготовлять такие детали, как переднее крыло, щит с настилом, капот, бензобак, не из металла, а из пластмассы, скажем, из стеклопластика. Такие детали, не не уступая металлическим в прочности, к тому же не боятся коррозии, а ремонт их при помощи эпоксидного клея и стеклоткани доступен любому мотоциклисту.

Электрооборудование «Тулицы» уникально: 12-вольтовое, с мощным генератором, превращающимся при пуске двигателя в электростартер, которого пока нет ни в одном нашем мотоцикле. Питается система от двух аккумуляторных батарей, требующих, правда, более тщательного по сравнению с установленными на мотоцикле ухода. Раз в две недели рекомендуем проверять плотность электролита ареометром и при необходимо-мости подзаряжать аккумуляторы, а также следить за уровнем электролита в банках. С наступлением холодов нагрузка на батареи повышается, поэтому надо залить в коробку передач более жидкое, чем летом, масло и перед включением стартера несколько раз повернуть коленчатый вал двигателя кик-стартером.

Для того чтобы предохранить аккумуляторный отсек от возможного повреждения электролитом, можно завернуть батареи в прочный полиэтиленовый пакет. Еще лучше подсоединить к газоотводам батарей хлорвиниловую трубку и вывести ее в подходящий пластмассовый флакон с пробкой, расположив его рядом с батареями. Собирающийся в емкости электролит можно потом выливать обратно в аккумуляторы.

К сожалению, на «Тулице», как и на ее предшественниках, применяются устаревшие и неудобные переключатели, установленные на руле. Пора бы их заменить более совершенными устройствами, которыми комплектуют ныне ижевские мотоциклы.

Неудобно расположен на мотороллере утолитель поплавка: доступ к нему возможен только после откидывания седла, а удлинитель бензокраника часто «убегает» под кожух, отчего открыть подачу бензина становится непросто. Чтобы облегчить доступ к ним, а заодно и к педали кик-стартера, можно предусмотреть в кожухе люк, как это делают некоторые владельцы «Тулицы». Те, кто озабочен более надежной защитой аккумуляторов двигателя и бензобака от злоумышленников (все защелки открываются обычной отверткой), самостоятельно ставят замки, запирающие седло и кожух. Один из вариантов такой переделки описан в июльском номере «За рулем» за 1980 год. Нужен мотороллеру и запирающийся руль.

Устранение этих недостатков помогло бы стать «Тулице» удобнее в эксплуатации, проще в обслуживании, долговечнее. И, уверены, расширило бы круг поклонников тульского мотороллера, а значит и спрос на него.

Л. ОВСИЕВИЧ, инженер

 

 

1984N03P24

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Коробка передач мотоцикла Ковровец 175

Описание и чертежи четырехступенчатой коробки передач     По просьбе многих читателей приводим описание и чертежи четырехступенчатой коробки передач мотоцикла Ковровец-175. Устройство коробки перемены передач: 1 — стержень контроля масла; 2 — крышка сцепления; 3 — вал первичный; 4 — шестерня неподвижная третьей передачи; 5 — левая половина картера; 6 — сапун; 7 — шестерня подвижная второй передачи; 8 — правая половина картера; 9 — шестерня основная; 10 — обойма подшипника; 11 — ролик; 12 — сепаратор; 13 — сальник; 14 — звездочка ведущая задней передачи; 15 — втулка основной шестерни; 16 — гайка звездочки задней передачи; 17 — редуктор привода спидометра; 18 — механизм выжима сцепления; 19 — рычажок выжима сцепления; 20 — крышка генератора; 21 — трос сцепления; 22 — шарикоподшипник серии 202; 23 — промежуточный вал; 24 — шестерня ...

Читать далее >>

Изучающим мотоцикл. Электрооборудование

Изучающим мотоцикл Мы подошли к последней теме нашего цикла. Последней по порядку, но отнюдь не по значению и не по сложности. Многие мотоциклисты, даже опытные, склонны считать электрооборудование системой «коварной», обладающей множеством загадок и тайн.Так ли это на самом деле?Прежде всего нужно выяснить, что же вообще стоит за словом «электрооборудование». Если попытаться дать определение, то, видимо, можно сказать, что электрооборудование — это совокупность источников тока, его потребителей и вспомогательных устройств. С терминами, входящими в это определение, мы так или иначе будем встречаться, поэтому они, в свою очередь, нуждаются в расшифровке.Источники тока — это устройства, вырабатывающие электрический ток, преобразующие в электрическую другие виды энергии (механическую, химическую).Потребителями условимся считать те приборы и механизмы, для работы которых необходима электроэнергия и которые не могут выполнять свои «обязанности&...

Читать далее >>

Преимущества и недостатки 2Т и 4Т двигателей

Не конкурируя, а дополняя Несколько лет назад в ряде стран в законодательном порядке запретили эксплуатацию мотоциклов с двухтактными двигателями. Это решение мотивировали их повышенной токсичностью и дымностью. А сейчас в связи с энергетическим кризисом добавили сюда и повышенный удельный расход топлива.Значит ли все это, что судьба двухтактного мотоциклетного мотора предрешена? Не станем спешить с выводами — рассмотрим «за» и «против» более обстоятельно.Скажем, японские фирмы, наладив массовое производство моделей с четырехтактными двигателями, все-таки не отказались и от двухтактных. А в мотоспорте, особенно в кроссе и многодневке. они вообще в чести. Вот и такая известная своими четырехтактными двигателями и связанными с ними спортивными достижениями фирма, как «Хонда», организовала выпуск машин с двухтактными моторами сначала только для кроссов, а затем и для широкой продажи («эндуро»). Стало быть, и сегодня специалисты на...

Читать далее >>

Электродуга от батареи

Электродуговая сварка от аккумуляторной батареи в дороге   Следующий совет, будет полезен так же и мотоциклистам. Однажды в пути мой автомобиль внезапно начал терять скорость, из глушителя послышались «выстрелы», двигатель буквально захлебывался бензином. Причина определилась быстро — повышенный уровень бензина в поплавковой камере карбюратора. Сняв поплавок, я убедился, что в нем находится бензин. Удалив его при помощи горячей воды, слитой из радиатора, я отыскал небольшой свищ в месте, где спаяны половинки поплавка.Устранить неисправность решил посредством электрической дуги. Вместо электрода использовал простой чертежный карандаш, очиненный с двух сторон. На один конец его стержня плотно намотал зачищенный провод, соединенный с положительным полюсом аккумуляторной батареи. Прижав поплавок к «массе» на кузове (в стороне от аккумулятора и бензопроводов, чтобы не вызвать пожара), легким прикосновением второго конца карандаша к поплавку создал довольн...

Читать далее >>

Как увеличить долговечность реле поворотов ИЖРП-1С на мотоциклах ИЖ Планета 3 и Юпитер 3

Реле ИЖРП-1С На мотоциклах «ИЖ— Планета-3» и «ИЖ-Юпитер-3» реле указателей поворота ИЖРП-1С постоянно включено одновременно с зажиганием. Чтобы оно работало только при пользовании указателями поворота, некоторые мотоциклисты переделывают переключатели, как об этом рассказывалось в журнале «За рулем».Мотолюбители, которые знакомы с основами электро- и радиотехники, могут достичь той же цели незначительной переделкой реле. Достаточно ввести в схему два диода типа Д208 (или Д7) и изменить цепи коммутации, как показано на рисунке.Переделанное таким образом реле безотказно работает уже в течение трех лет.Б. РОГОЖИН141300, Московская область, г. Загорск, 4, кв. 4 Схема переделанного реле ИЖРП-1С(изменения выделены жирными линиями). 1976N06P37

Читать далее >>