Мотоцикл отправляется в дальний путь. Подготовка к дальней поездке

Подготовка мотоцикла, запасные части, дополнительное оборудование

 

Вначале нас было трое. Мы купили старый К-125 и по очереди ездили на нем. Со временем каждый из нас приобрел собственный мотоцикл, и мы начали путешествовать. Сперва по пригородам Москвы, а потом все дальше и дальше — на юг, на запад, на восток.

Вскоре мы познакомились с энтузиастами мототуризма из других городов: организовался как бы самодеятельный мототуристский клуб. И вот уже в течение нескольких лет мы вместе проводим отпуск в путешествиях по родной стране. Наши машины «глотали» километры на магистрали Москва — Брест, преодолевали перевалы Карпат, мокли под дождями Прибалтики, карабкались на склоны Крымских и Кавказских гор. Общая протяженность наших маршрутов превысила 80 тыс. километров.

Теперь у нас накопился солидный опыт подготовки мотоциклов к дальним пробегам. Нам кажется, что он сможет представить интерес не только для туристов, но и для всех тех, кто пользуется мотоциклом для поездок на дальние расстояния: будь то бригадир целинного совхоза. механик РТС или досаафовец — участник мотоциклетного агитпробега.

Кратко о подготовке мотоцикла

Если в дороге придется заниматься ремонтом — путешествие доставит только огорчение. Поэтому заранее необходимо провести профилактический осмотр, чистку, смазку и регулировку мотоцикла даже в том случае, если он совершенно исправен.

В первую очередь следует удалить нагар на поршне и головке цилиндра, прочистить выхлопные трубы. Глушитель необходимо разобрать, внутренние детали прожечь и вычистить металлической щеткой, иначе выхлопная система ухудшит продувку цилиндра и вызовет перегрев двигателя.

Очень важно правильно установить опережение зажигания, предварительно проверив зазор между контактами прерывателя (он должен быть 0,35—0,4 мм). Последние зачищаются надфилем так, чтобы они могли соприкасаться друг с другом всей поверхностью.

Ось молоточка прерывателя и фетровую подушечку кулачка слегка смазывают маслом. Однако надо помнить, что обилие смазки может только повредить. Затем должна быть проверена вся система питания, снят и хорошенько промыт бак и карбюратор. Фильтр и отстойник надо очистить от грязи и устранить подтекание бензина в резьбовых соединениях. Не забудьте о смазке шарика в механизме выжима сцепления — иначе он может привариться к штоку, и механизм выйдет из строя.

Масло в двигателе, коробке перемены передач и заднем мосту (если мотоцикл с карданной передачей) следует заменить независимо от того, когда оно заливалось в последний раз. Обязательно проверьте натяжение и смазку цепи.

Тросы и вал спидометра можно смазывать, не снимая с мотоцикла. Для этого надо только отсоединить их верхнюю часть и надеть на нее отрезок резиновой или хлорвиниловой трубки, замотав щель между трубкой и оболочкой троса изоляционной лентой. В трубку наливается масло, разбавленное керосином или бензином.

Во время профилактического осмотра следует смазать все точки ходовой части, согласно инструкции по обслуживанию мотоцикла, снять колеса и проверить состояние подшипников ступиц, промыть и набить их тугоплавкой смазкой «1-13». Загрязненные тормозные барабаны и тормозные накладки надо зачистить мелкой наждачной бумагой и хорошо промыть в ацетоне или чистом бензине, выступившие головки заклепок на накладках — углубить.

Много неприятностей доставляют шины, если они плохо подготовлены к пробегу. Желательно поставить новые камеры, особенно на переднее колесо. Заплаты должны быть вулканизированы, так как при длительных пробегах, особенно на юге, покрышки нагреваются и не вулканизированные заплаты отстают.

Чтобы в пути не подвело электрооборудование, проверьте, плотно ли прилегают щетки к коллектору, надежно ли закреплены контакты. Обратите внимание на качество пайки проводов.

Если изолирующее покрытие провода высокого напряжения повреждено н имеет трещины, лучше его заменить или надеть сверху хлорвиниловую трубку. Иначе при влажной погоде произойдет утечка напряжения и свеча будет работать с перебоями.

Следует проверить плотность и уровень электролита в аккумуляторе, а также степень его зарядки. (Если одновременно включить дальний свет и сигнал, хорошо заряженный аккумулятор «справится» с такой нагрузкой)

 

Расположение свечного ключа, манометра и запасных свечей в инструментальном ящике

Расположение свечного ключа, манометра и запасных свечей в инструментальном ящике.

 

Расположение баночки для масла, бензомера, отвертки, переносной лампы и бензошланга в аккумуляторном ящике

Расположение баночки для масла, бензомера, отвертки, переносной лампы и бензошланга в аккумуляторном ящике.

 

Заканчивая профилактический осмотр, не забудьте «пройтись» по всем болтам и гайкам — подтянуть ослабевшие и заменить с сорванной резьбой.

Готовить мотоцикл надо очень тщательно, я бы сказал, с любовью — только тогда он будет верным другом на протяжении всего путешествия.

Запасные части и инструмент

Если мотоцикл хорошо подготовлен к дальней дороге, то много запасных частей не потребуется. Возьмите с собой поршневые кольца, свечи, прокладки иод головку цилиндра, несколько ведомых дисков сцепления, шток сцепления, прерыватель в сборе, конденсатор, индукционную катушку, щетки генератора, предохранитель, лампы освещения, комплект тросов, подшипник колеса, несколько звеньев цени с замком, спицы, вязальную проволоку, несколько метров провода. Обязательно возьмите запасную камеру и аптечку.

В пути могут понадобиться все инструменты, прилагаемые к мотоциклу и, кроме того, ножовочное полотно, маленькое зубило, легкий молоток, ножницы, плоский надфиль, напильник.

Дополнительное оборудование

Эксплуатировать мотоцикл в дальних пробегах гораздо легче, если сделать некоторые приспособления, позволяющие иметь под рукой запасные части и инструмент. Чаще всего мотоциклисту нужны отвертка и ключ для свечей, поэтому целесообразно изготовить для них отдельные кронштейны. Такие же кронштейны можно приспособить и для запасных ламп, укрепив их в фаре и заднем фонаре.

Запасные свечи удобно хранить в зажимах, расположенных рядом с ключом. Для манометра и переносной лампы неплохо сделать держатели, разместив их в свободных местах инструментального или аккумуляторного ящиков.

В пути полезно иметь простейший бензомер. Его можно легко изготовить из эбонитового стержня или другого материала, который хорошо смачивается бензином. Стержень опускают в бак, куда по одному литру наливают бензин и делают на нем соответствующие зарубки.

Для того чтобы электролит не разбрызгивался, надо завернуть аккумулятор (до клемм) в кусок тонкой резины или хлорвинила.

На случай ремонта в ночное время хорошо иметь переносную лампу. К концам ее шнура припаивают зажимы типа «крокодил». Чтобы при ремонте одна рука не была занята лампой, ее укрепляют на резиновом кольце, которое надевают на голову (наподобие шахтерской лампочки) .

С собой необходимо иметь небольшое количество масла (400—500 мл) Бачок для него делают из листового алюминия или белой жести. В качестве бензошланга удобно использовать резиновую трубку длиной 1,5—2 метра (купить ее можно в аптеке).

Багажники и вещевые сумки

Устойчивость мотоцикла и удобство управления им во многом зависят от расположения багажа. Особенно это заметно при резком переходе со спуска на подъем или при «перекладывании» мотоцикла с одного виража в другой на горных серпантинах. Поэтому не следует увлекаться багажниками больших размеров и чрезмерно выносить их на заднюю ось.

Удобнее всего располагать тяжелый багаж на квадратных сварных рамках, укрепленных с боков заднего колеса. Эти рамки изготовляют из уголков или трубок, в нижней части делают откидные полочки. На таком багажнике при помощи ремней можно надежно укрепить рюкзак, сумку или небольшой чемодан. По весу и объему багаж, располагаемый с каждой стороны, должен быть одинаковым.

Небольшую часть груза (палатку или одеяло) можно поместить на выносной полке или дугах за седлом пассажира.

Общее требование для всех багажников — прочность и жесткая связь с рамой мотоцикла Они не должны мешать пассажиру, а также работе задней подвески, съему колеса и регулировке цепи.

Последние модели машин имеют красивые обтекаемые формы, поэтому багажник должен быть гармонично «вписан» в контуры мотоцикла.

 

Боковые сумки.

Боковые сумки.

 

На К-175, И Ж-56, «Яве» с обеих сторон заднего колеса рекомендуется навешивать брезентовые или кожаные сумки, подобно изображенным на рисунке. Можно использовать и болотные сумки (их продают в охотничьих магазинах). Они крепятся на площадках из листовой стали толщиной 1,5—2 мм.
Если нет пассажира, на заднее седло, имеющее форму подушки, можно надеть брезентовый чехол с карманами, стянув его внизу ремнями. Часть груза иногда располагают в мягких ранцах, которые крепятся к бензобаку резиновыми жгутами.

 

Чехол с карманами на заднее седло

Чехол с карманами на заднее седло.

 

Очень удобно использовать фару мотоцикла: в нее укладываются запасные тросы (свернутые кольцом по диаметру фары), фотопленка, бритвенный прибор и различные мелкие предметы (предварительно завернутые в тряпки, чтобы не вызвать замыкания электроконтактов).

Укреплять груз лучше всего ремнями или резиновыми жгутами с крючками на концах (такие жгуты продаются в спортивных магазинах).

 

Крепление груза к бензобаку.

Крепление груза к бензобаку.

 

Крепление палатки резиновыми жгутами к заднему багажнику

Крепление палатки резиновыми жгутами к заднему багажнику.

 

Резиновые жгуты для крепления груза.

Резиновые жгуты для крепления груза.

 

Если вы захотите перевозить багаж в рюкзаке за плечами—после нескольких сот километров пропадет всякое желание путешествовать. На себе можно везти только фотоаппарат.

Размещение багажа

Все вещи следует тщательно упаковать и рационально разместить на багажниках. Инструмент и запасные части, перевозимые в сумках, чемоданах или ящиках, необходимо завернуть в тряпки и положить на дно, а одежду, фотоматериалы, фонарь — сверху. Запасная камера размещается среди одежды. Чтобы вещи не пылились и не промокли под дождем, хорошо завернуть их в хлорвиниловые салфетки.
На наших дорогах уже довольно много автотуристских кемпингов и пансионатов. К тому же в городах есть гостиницы, турбазы, Дома колхозников. Поэтому вряд ли разумно возить с собой палатку, надувной матрац и одеяло. Нецелесообразно брать и канистру с бензином — на магистральных дорогах через каждые 200—300 километров расположены колонки, где всегда можно пополнить запас горючего.

Если маршрут предусматривает длительную остановку, то часть вещей лучше послать по почте посылкой.

Одежда для дальнего пробега

Одежда мотоциклиста, отправляющегося в дальний пробег, должна быть легкой и удобной. В жаркий день можно надеть полукомбинезон и ковбойку, а на голову — берет. Однако ехать на мотоцикле утром и в пасмурный день довольно холодно, поэтому надо захватить с собой теплые вещи. Хорошо иметь кожаную куртку — она надежно защищает от дождя и ветра. Чтобы не продувало через молнию в куртке, изнутри к ней пристегивают нагрудник из кожзаменителя с утепляющей подкладкой. Сапоги следует предпочесть любой другой обуви.

Глаза рекомендуется защищать специальными очками или козырьком из небьющегося стекла, а в яркий солнечный день — темными очками.

Порядок движения

Не стремитесь проехать много километров в день. График движения должен предусматривать отдых, знакомство с достопримечательностями и нормальный сон.

Выезжать надо в 5—6 часов утра, ложиться спать не позднее 10 вечера. Утренние часы самые благоприятные для движения — свободное шоссе, хорошее охлаждение двигателя, малая утомляемость. Недаром водители говорят: «Утром отдыхаешь, днем работаешь». Если при движении днем почувствуете усталость, можно остановиться и немного поспать.

В заключение хочется сказать, что путешествия на мотоцикле не только расширяют кругозор, знакомят с достопримечательностями нашей Родины, но и закаляют волю, повышают мастерство вождения мотоцикла.

В. АЛЕКСЕЕНКО.


1961N06P12-13

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Двигатель и топливо

Многих мотолюбителей интересует вопрос: почему для почти одинаковых, по их мнению, двигателей применяют разные марки бензина? Почему, например, «Юпитер—3» можно эксплуатировать на А-76, а ЯВУ-634 не рекомендуется, «Планета—3» на нем работает отменно, а «Планета-спорт» быстро выходит из строя? Да, эти двигатели одного класса — 350 см3, однако не следует спешить с выводами о возможности применения для них одного и того же, по возможности дешевого топлива. Наибольшего внимания требует двигатель «Планеты-спорт» — высокофорсированный и к тому же одноцилиндровый. Последнее обстоятельство играет важную роль, так как при прочих равных условиях (то есть при одном и том же давлении в конце процесса сжатия и температуре заряда, одинаковом составе смеси, одинаковом топливе и т. д.) детонация возникает раньше в большем цилиндре, чем в меньшем. Поэтому-то деление рабочего объема двигателя на меньшие посредством применения двух...

Читать далее >>

Замена обычного руля мотоцикла - самодельным или от спортивной машины

Руль мотоцикла Многие читатели спрашивают, разрешается ли заменять обычный руль дорожного мотоцикла другим — самодельным или от спортивной машины.Отвечает сотрудник ГАИ МВД СССР инженер С. Дмитриев.Руль мотоцикла, точнее его форма, ширина и высота относительно сиденья, обусловливают посадку водителя и удобство управления. Поскольку изготовляемые заводами рули рассчитаны на человека «усредненного» и не регулируются по высоте, то могут оказаться не очень подходящими для водителей высокого или малого роста. Кроме того, форма и ширина руля выбраны так, чтобы обеспечить удобства при эксплуатации мотоцикла в каких-то средних условиях, в основном на хороших дорогах. Если же мотоциклисту приходится больше ездить по сельским дорогам — грунтовым, проселочным. то ему легче управлять машиной посредством более широкого руля — больше плечо рычага, меньше усилие, прилагаемое к нему.С удобством управления связана безопасность движения.. поэтому Управление ГАИ МВД ССС...

Читать далее >>

Какие мотоциклы выпускались в СССР до 1941 года ( Л-300, Л-8, ИЖ-7, ИЖ-8, ИЖ-9, ТИЗ-АМ600, ПМЗ-А750, М-72, МЛ-3 )

До 1941 года выпускались Л-300, Л-8, ИЖ-7, ИЖ-8, ИЖ-9, ТИЗ-АМ600, ПМЗ-А750, М-72, МЛ-3«Меня интересует, какие мотоциклы выпускались в нашей стране до 1941 года, — пишет М. Филоненко из Харькова. — И, если можно, приведите их основные технические данные». До Великой Отечественной войны мотоциклы у нас в стране выпускались шестью заводами: ижевским (модели ИЖ-7, ИЖ-8, ИЖ-9), таганрогским (ТИЗ-АМ600), подольским (ПМЗ-А750), московским (М-72), серпуховским (МЛ-3) и ленинградским (Л-300, Л-8). Модель Годы выпуска Число цилиндров и тактов Рабочий объем. см3 Мощность, л. с. Вес, кг Скорость, км/час Л-300 1930—1939 1—2 293 6.4 125 80 Л-8 1939—1940 1—4 348 13.5 158 105 ИЖ-7 1933—1938 1—2 293 6.5 119 85 ИЖ-8 1938—1939 1—2 293 8 135 90 ИЖ-9 1939 — 1941 1—2 293 9 138 100 ТИЗ-АМ600 1935—1941 1—4 595 16.5 185 95 ПМЗ-А750 1935—1938 2—4 747 15 206 100 М-72 1941 2—4 746 22 ...

Читать далее >>

Минск ММВЗ-3.115 и ММВЗ-3.111 Спорт

Два подарка минчан Минские мотоциклы знакомы каждому мотолюбителю. На этих легких 125-кубовых машинах вот уже в течение двух десятков лет обучаются вождению едва ли не все начинающие «мотоциклетную жизнь». Многие сохраняют верность этой марке на долгие годы, ибо нет мотоцикла проще по конструкции и ремонту, обслуживанию и эксплуатации и, наконец, более доступного по цене. За четверть века. прошедшую с начала выпуска мотоциклов на минском заводе, неузнаваемо изменилось само предприятие и. конечно. его продукция. Коллектив на финише девятой пятилетки начал осваивать производство сразу двух новых моделей мотоциклов — ММВЗ—3.111 «Спорт» и ММВЗ—3.115. Так минчане делом откликнулись на решения партии о необходимости постоянного обновления и совершенствования товаров народного потребления. Наш корреспондент встретился с директором завода В. Н. Кленикским и заместителем главного конструктора И. И. Дробышевым и попросил их ответить на ряд вопросов....

Читать далее >>

Ремонт рычагов выключения сцепления и привода тормоза переднего колеса

 У мотоциклов Ява, случается, отламывается упор на рычагах выключения сцепления и привода тормоза переднего колеса, из-за чего их приходится заменять. Поскольку купить новые нелегко, предлагаю испытанный способ ремонта. В рычаге прорезаю паз, как показано на рис. 1, при помощи ножовки и напильника. Затем из стали толщиной 4 мм вырезаю упор 1 (рис. 2) и подгоняю его точно по пазу. Закрепляю упор винтом 2 с потайной головкой. Чтобы винт не выворачивался, закерниваю его головку и стержень в нескольких точках.Рис. 1. Паз в рычаге. Рис. 2. Установка упора: 1 — упор; 2 — винт МЗ. Л. БАВТРИМОВИЧ 223035, Минская область, ст. Ратомка, пер. Привокзальный, 5  1979N06P33

Читать далее >>