В 1962 году Ижевский машиностроительный завод выпустил первую партию спортивных мотоциклов ИЖ-62Ш, предназначенных для шоссейно-кольцевых гонок. Они пришли на смену устаревшим мотоциклам ИЖ-54А.
В том, что новая машина обладает лучшими динамическими и эксплуатационными качествами, можно убедиться, сопоставив краткие технические характеристики двигателей ИЖ-54А и ИЖ-62Ш.
Основное преимущество двигателя ИЖ-62Ш перед ИЖ-54А состоит в том, что он, имея одинаковый с ним рабочий объем, развивает на 6—7 л. с. большую мощность. Это важное достоинство, если учесть, что мотоцикл предназначен для скоростных соревнований.
ИЖ-62Ш создан на базе серийного «ИЖ-Юпитера». Причем переделка дорожного мотоцикла в спортивный несложна и доступна рядовым мотоспортсменам.
Что же нужно сделать, чтобы повысить мощность двигателя до 26—27 л. с.?
Показатели | ИЖ-54А | ИЖ-62Ш |
Число цилиндров | 1 | 2 |
Диаметр цилиндра в мм | 72 | 61,75 |
Ход поршня в мм | 85 | 58 |
Рабочий объем в см3 | 346 | 346 |
Максимальная мощность в л.с. | 20 | 28—27 |
Максимальное число оборотов в минуту | 4500—4800 | 5100—5300 |
Степень сжатия | 8—8,5 | 9,5—10 |
В первую очередь изготовить для каждого цилиндра впускной патрубок в соответствии с чертежом, приведенным на рис. 1. Применение на двухцилиндровом двигателе двух карбюраторов позволит улучшить наполнение цилиндров, а следовательно, увеличить мощность. Кроме того, оно облегчает регулировку работы цилиндров по составу рабочей смеси на всех режимах.
Рис. 1. Впускной патрубок (правый)
Карбюраторы имеют следующие основные параметры: диаметр диффузора 27 мм, диаметр распылителя 2,7 мм, производительность главного топливного жиклера 260 см3/мин.
Получение дополнительной мощности в значительной мере определяется правильным выбором фаз газораспределения. Для форсировки серийного двигателя «ИЖ-Юпитер» необходимо изменить только продолжительность процесса впуска. Это достигается опусканием нижней кромки впускного окна. Она должна быть смещена вниз на 3 мм по сравнению с кромкой серийного цилиндра «ИЖ-Юпитер». Продолжительность же фаз газораспределения впуска и продувки остается без изменения.
Важное значение имеет увеличение степени сжатия. Она может быть повышена до 9—9,3 за счет подрезания серийной головки двигателя «ИЖ-Юпитер». Разумеется, такая степень сжатия потребует применения высокооктановых бензинов марки Б-91 или Б-95.
Опережение зажигания, как и на серийном двигателе «ИЖ-Ю», устанавливают в пределах 2,2—2,6 до ВМТ.
Мотоциклы ИЖ-62Ш выпускаются с генератором Г-36М2 и аккумулятором. На спортивных же машинах, предназначенных для шоссейно-кольцевых гонок, обычно достаточно одного аккумулятора. Чтобы не изменять правую полуось коленчатого вала, для установки прерывателей и кулачка изготовляют несколько несложных деталей.
Рис. 2. Корпус прерывателя
В первую очередь делают корпус (рис. 2) с двумя отверстиями для установки прерывателей, крепят его к картеру (вместо генератора) двумя винтами.
Рис. 3. Кулачок прерывателя
Кулачок, изготовляемый из серийного (рис. 3), размещается на переходнике (рис. 4) и закрепляется болтом. Кроме того, на корпусе следует закрепить два конденсатора (рис. 5). Все эти изменения значительно упрощают систему зажигания и облегчают ее регулировку.
Рис. 4. Переходник
Учитывая, что с увеличением мощности происходит повышение температурного режима двигателя, вместо свечей зажигания А11У применяют высококалильные свечи ВКС-24, ВКС-26, ВКС-28. Это обеспечивает его устойчивую работу.
Рис. 5. Корпус с прерывателем в сборе
Как известно, большое значение для достижения высокой мощности имеет правильно подобранная выпускная система. На мотоцикле ИЖ-62Ш она не отличается от серийной модели «ИЖ-Юпитер». При подготовке машины к соревнованиям не рекомендуется каким-либо образом изменять глушители или длину выпускных труб. Это приведет лишь к снижению мощности двигателя.
Вот и все, что надо сделать для превращения дорожного мотоцикла «ИЖ-Юпитер» в спортивный.
А.АБРАМЯН, Б. ЛЕЖНЕВ, инженеры;
Н. ПЕШЕХОНОВ, мастер спорта.
г. Ижевск
1963N07P20
Советы по регулировке карбюратора К-37 на двигателе М-61 Почему ваш мотор работает, «как часы», а мой, сколько ни регулирую карбюратор, гремит, как погремушка?» Этот вопрос задал владелец мотоцикла М-61.Что можно посоветовать? Попробуйте еще раз отрегулировать карбюраторы каждого цилиндра в отдельности. В первую очередь убедитесь, что у оболочек тросов имеется небольшой свободный ход. Если он мал или его нет, завинтите штуцеры-упоры на крышке смесительной камер иначе регулировка с помощью винта «количества» смеси не даст результата, так как дроссельные золотники будут приподняты тросами. На время регулировки одного карбюратора другой цилиндр отключите — снимите со свечи зажигания провод и замкните его на массу. Прежде всего получите достаточно малые обороты двигателя на холостом ходу, которые могут о многом рассказать. Для этого закройте ручкой управления дроссельные золотники карбюраторов и винтом, регулирующим количество смеси, устан...
Читать далее >>В №8-9 журнала «За рулем» за прошлый год опубликована статья В.Яковлева «На «Туле» из Ленинграда в Тулу», в которой наряду с общей положительной оценкой вездехода ТМЗ-5.951 содержались и критические замечания в адрес его изготовителей.Публикуем ответ главного конструктора мототехники Тульского машиностроительного завода В.Пудовеева на это «открытое письмо» читателя. Прежде всего хочу напомнить, что в статье В. Яковлева были перечислены такие недостатки и дефеты, как разрушение подшипника в ступице заднего колеса, небрежная сборка, плохая динамика машины, особенно на высших передачах, неудачная конструкция двухобъемного топливного бака. Постараюсь проанализировать эти замечания в том порядке, как они изложены.Разрушение подшипника колеса — случай единичный, что подтверждается статистикой наших гарантийных станций. Точно определить его причину сейчас уже трудно. Возможны два варианта: либо владелец мотоцикла бегло прочел инструк...
Читать далее >>Какими смазками можно пользоваться при обслуживании машины Владельцы мотоциклов, особенно прежних выпусков, часто спрашивают, какими смазками можно пользоваться при обслуживании машины, если те, что указаны в инструкции, ныне не производятся или в данный момент их не удалось приобрести. Слово опытному мотоциклисту В. СЕКРЕТОВУ из г. Коврова Владимирской области.Вероятно, сегодня нет необходимости доказывать мотолюбителям, даже молодым, что своевременная смазка узлов трения — необходимое условие их безотказной и долговечной работы, поскольку она снижает сопротивление скольжению и качению деталей, их износ. Сколько прослужат, например, подшипники колес без смазки? Чтобы выяснить это, ни один мотоциклист не станет проводить эксперимент, потому что знает: считанные километры.Наилучшей смазкой для подшипников является минеральное масло. Но его применение возможно лишь в герметичных узлах, где невелики потери из-за утечки. Для узлов трения, которые трудно загерметизировать, обычно...
Читать далее >>Обзор новинкиПрошло совсем немного времени с того дня, как мотоцикл МТ-8 положил начало семейству «Днепр» К-650, а уже в конце прошлого года он уступил место на конвейере Киевского мотозавода своему преемнику — МТ-9.Новый «Днепр» избавился от некоторых недугов предшественника и приобрел вдобавок ряд ценных качеств. Это прежде всего касается силового агрегата — двигателя и коробки передач. Водители тяжелых мотоциклов знают, как бывает трудно развернуть в узком месте или вытащить из грязи груженую машину. Для владельцев же МТ-9 эти процедуры значительно облегчаются — его коробка снабжена передачей для движения задним ходом. Другая новинка — автоматическое выключение сцепления при переключении передач -— также впервые применена на тяжелых мотоциклах. Кстати, и сам механизм переключения подвергся реконструкции, благодаря которой значительно повысились надежность и четкость его работы. Включение нейтральной передачи отмечается датчиком и...
Читать далее >>В традициях уральской марки Мотоциклы, выпускаемые ирбитским заводом, пользуются устойчивым спросом, особенно у жителей сельской местности. На проселочных дорогах, в горах «Урал» более подвижен и маневрен, чем автомобиль, а порой превосходит его и в проходимости. Сочетание высокой грузоподъемности, хорошей комфортабельности и скоростных качеств делает его универсальным, пригодным для деловых поездок, туризма, отдыха. Рис. 1.Мотоцикл ИМЗ—8.103-30 «Урал». В основе популярности «Урала» — проверенная, надежная конструкция, хорошо согласованная со спецификой эксплуатации. Так, четырехтактный двигатель работает на повсеместно распространенных сортах бензина А-72, А-76. Карданная передача к заднему колесу рассчитана на долгую и безотказную службу. Рис. 2.На щитке приборов установлены спидометр и контрольные лампы. Маятниковые рычаги в подвесках заднего колеса и колеса прицепа установлены на резиновых сайлент-блок...
Читать далее >>