Кто же был первым ? Союз, ИЖ-1 или Промет-Л300

Кто же был первым ?

Шестьдесят лет назад, в июне 1930 года ленинградский завод «Промет» изготовил первые пять мотоциклов модели Л—300: «ленинградский, 300-кубовый». Затем выпуск их мало-помалу рос и стал серийным. Двигатели к ним и коробки передач делал завод «Красный Октябрь», выросший из инструментального цеха бывшего завода «Русский Рено». Сегодня марка «К. О.» знакома нам по двигателям к мотовелосипедам. Тогда же этот небольшой заводик делал запчасти к тракторам и мотоциклетные моторы.

 

Опытная модель «Союз» (1925 г.)

Опытная модель «Союз» (1925 г.): 1 цилиндр, 502 см3, 127 кг, 70 км/ч.

 

Завод «Промет», входивший наряду с «Красным Октябрем» в Трест массового производства («Тремасс»), штамповал рамы и собирал мотоциклы Л—300. В основу Л—300 был положен немецкий «ДКВ-Люксус-300», простая и дешевая машина, рассчитанная на массовый выпуск.

Строительство мотоциклетного завода-гиганта, способного давать в год десятки тысяч машин, казалось нам в те годы близкой перспективой. (Поэтому выбрали массовую модель ДКВ.) Кроме него, предполагалось выпускать мотоциклы в Москве, Ижевске, Харькове.

Споров вокруг выбора наилучшей конструкции, пригодной для специфических условий нашей страны, велось много.

Смотром всех образцов, полностью отечественных, их зарубежных прототипов, а также машин-композиций (свой мотор, чужая рама или наоборот) отдельных конструкторов стала мотоциклетная выставка, открывшаяся 60 лет назад, 10 июня 1930 года под трибунами московского стадиона «Динамо». Там демонстрировались целиком оригинальные модели ИЖ—1 и ИЖ—2, сконструированные Можаровым, оригинальный легкий мотоцикл с двухтактным двигателем харьковчанина Лабура, машина конструкции Волкова и Неймана, а также три мотора в блоке с коробкой передач туляков Токарева, Шитикова и Константинова, необычный мотоцикл, а точнее, его экипажная часть (двигатель — иностранный) москвича Мауэра.

 

Экспериментальный мотоцикл ИЖ—1 (1929 г.)

Экспериментальный мотоцикл ИЖ—1 (1929 г.): 2 цилиндра, 1200 см3 , 24 л. с., 300 кг (с коляской), 65 км/ч.

 

Рядом с ними — опытные модели ИЖ—3, ИЖ—4 и ИЖ—5 с заграничными моторами «Вандерер», «Шток» и «Кюхен». Как ИЖ—1 и ИЖ—2, они были построены осенью 1929 года. Кстати, эти мотоциклы, родоначальники известной впоследствии марки «ИЖ», принято считать первыми советскими мотоциклами. По соседству с этими машинами, изготовленными на ижевских заводах «Ружпультреста», стояла модель «Союз». Ее единственный образец был построен в Москве на бывшем велосипедном и авиационном заводе «Дукс» по проекту П. Львова. К 1930 году мотоцикл еще был цел и своим присутствием свидетельствовал, что пальма первенства принадлежала именно ему.

«Союз» представлял собой мотоцикл с одноцилиндровым четырехтактным двигателем и пружинной подвеской обоих колес. В 1925 году эта машина была выставлена на Всесоюзный испытательный мотопробег, но из-за поломок ехавший на ней С. Карзинкин на финиш не прибыл. Дальнейшая работа по машине в связи с исключением мотоциклов из программы завода не велась.

 

Серийная машина «Промет—Л300» (1930 г.)

Серийная машина «Промет—Л300» (1930 г.): 1 цилиндр, 293 см3, 6 л. с., 125 кг, 80 км/ч.

 

Помимо отечественных моделей, на выставке экспонировались машины БСА (их планировали делать на заводе «Велострой» в Москве, а наладили производство на ТИЗе — таганрогском инструментальном заводе), «Харлей-Давидсон» и БМВ.

Пока под трибунами «Динамо» толпились посетители, в Ленинграде в том же 1930 году стартовал испытательный пробег, в котором вместе с семью Л—300 шли два заграничных мотоцикла. Правда, первые семь машин были в основном собраны, как в свое время сообщил автору В. Бек-ман (работавший тогда на «Красном Октябре» конструктором), преимущественно из немецких частей. Но все коробки передач на мотоциклы этой партии были изготовлены в Ленинграде, как и цилиндр одной из машин. Остальное — импортное, не считая второстепенных деталей. На одном образце вместо мотора ДКВ стоял английский «Вильерс» класса 350 см3. Позже, к сентябрю «Красный Октябрь» собрал еще 17 машин — эти уже полностью советского изготовления.

Маршрут протяженностью 3212 километров вел из Ленинграда в Москву, далее через Тулу, Харьков, Брянск — в Смоленск, Псков и оттуда — снова в Ленинград. Машины зарекомендовали себя неплохо, и на следующий год совместными усилиями «Промет» и «Красный Октябрь» начали серийный выпуск. С 1934 года все производство перевели на «Красный Октябрь», а в 1940 году его заменила военная продукция — в Европе уже гремела вторая мировая война.

В 1934 году в Ижевске начали выпуск мотоцикла ИЖ—7, представлявшего собой несколько измененный Л—300. Таким образом, марка «ИЖ» на протяжении более 60 лет (пусть с небольшими перерывами) была связана с мотоциклетным производством. «Промет» и принявший от него эстафету «Красный Октябрь» занимались им лишь десять лет, хотя последний верен моторам для двухколесных машин и поныне. «Дукс» построил один-единственный мотоцикл, но действительно был самым первым. Спор о приоритете так и не разрешился до сих пор. Но, как бы то ни было, все три претендента на звание «первый», а именно «Союз», ИЖ—1 и «Промет— Л300», демонстрировались вместе ровно 60 лет назад на столичном стадионе «Динамо».

С. МАРЬИН

 


1990N0809P16

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Дорожный ремонт генератора на мотоцикле Ява 634

 В дальней поездке на мотоцикле ЯВА-350 модели «634.01» неожиданно отказал генератор. В результате разборки и прозвонки при помощи лампочки и аккумулятора я обнаружил, что какая-то из обмоток якоря пробита на «массу», из-за чего генератор давал недостаточное напряжение. Внешним осмотром место замыкания найти не удалось, и я поступил следующим образом. Обмотав коллектор якоря медным проводом (соединив таким образом все обмотки якоря параллельно), подключил мощный автомобильный аккумулятор 12 В между коллектором и сердечником якоря. Неисправная обмотка быстро нагрелась, задымила и заискрила в месте замыкания — там, где обмоточный провод изгибается и входит в паз сердечника. Дальше — уже дело техники. Отодвинув провод от острой грани сердечника, изолировал провод и залил место ремонта лаком для ногтей. Генератор заработал. С этим якорем я благополучно вернулся домой, езжу до сих пор. уже более 5000 километров, и не замечал ни перебоев, ни каких-либ...

Читать далее >>

CZ 988 Туристический мотоцикл

Мотоциклы категории «Эндуро» (по-испански — выноcливый) сегодня завоевали широкую популярность. Они предназначены для туристских поездок по проселку, лесным, каменистым. заснеженным' дорогам и отличаются от обычных дорожных моделей малым весом, высоко поднятыми глушителями и щитками колес, шинами с развитыми грунто-зацепами, отсутствием декоративных деталей и меньшим, точнее минимальным, комфортом. Эти спартанские по характеру мотоциклы можно назвать чем-то средним между дорожными и кроссовыми. На первый взгляд «Эндуро» легко отличить от кроссовой машины по наличию фары. Модель «988» типа «Эндуро» включило в свою производственную программу известное чехословацкое предприятие "ЧЗ". По существу, это модификация кроссового мотоцикла ЧЗ. но с менее форсированным двигателем (ниже степень сжатия и мощность), повышенными надежностью и долговечностью, полным электрооборудованием. в том числе фарой, указателями поворота, генера...

Читать далее >>

Пять лет эксплуатации ИЖ Юпитер 4К

Эксплуатация ИЖ Юпитер 4 с коляской: Пять лет на ИЖе Самая распространенная марка мотоцикла в нашей стране — ИЖ — и выпускается давно и тираж наибольший. Так же велик накопленный опыт эксплуатации этих машин, поскольку каждая новая модель создается на основе предшествующей (за исключением «Планеты-спорт» ). Но известен этот опыт не так широко, как следовало бы, свидетельством чему служат письма в редакционной почте. Среди них немало и таких, где новые владельцы ИЖей просят рассказать вообще о машине и особенностях ее эксплуатации в сельских условиях. Выполняя эти просьбы, публикуем рассказ опытного мотоциклиста Ю. БУГАЕВА из Черкасской области об эксплуатации «Юпитера—4» с коляской, имеющего много общего с «Юпитером— 5», выпуск которого начат недавно. Вот уже пять лет я езжу на ИЖ-Ю4К. За это время пробег его составил 30 тысяч километров, в основном по районным дорогам: булыжным, щебеночным, грунтовым и лишь иногда по асфал...

Читать далее >>

Советы по доработке мотоцикла Днепр МТ10-36. Чего не хватает Днепрам ?

Советы по доработке мотоцикла Днепр МТ10-36 Так случилось, что моим первым мотоциклом стал «Днепр» МТ10—36. Купил я его с рук с пробегом около 3 тысяч километров. Вероятно, прежний хозяин за столь короткое время успел намаяться с ним более чем достаточно, но тогда я не придал этому значения. Как, впрочем, и тому, что мотоцикл выпущен в конце декабря 1979 года.Изучение мотоцикла и борьба с его пороками, как врожденными, так и приобретенными, пришлись на процесс эксплуатации. И чем глубже я вникал в устройство, тем больше удивлялся несовершенству конструкции.Постепенно у меня накапливался опыт лечения типичных болезней. Я делился этим опытом с друзьями и знакомыми — им это нравилось. Теперь решил, что могу выйти к более широкой аудитории.К слову сказать, предпринял несколько попыток установить прямую связь с киевским мотоциклетным заводом в надежде заинтересовать конструкторов своими наблюдениями. Затея удалась ровно наполовину: связь установил, а насчет заин...

Читать далее >>

Юридический. Процессуальные права водителя при расследовании дел по ДТП. Свидетель, подозреваемый, обвиняемый

Ведется следствие В отличие от множества других профессий, работа водителя регламентирована весьма строгими правилами. Это и понятно: в руках у шофера — источник повышенной опасности, которая становится грозной для окружающих при малейшей с его стороны недисциплинированности и беспечности. Но и образцовый шофер может попасть в аварию не по своей вине. Если происшествие вызвало тяжелые последствия, возбуждается уголовное дело. И тут многое будет зависеть от самого водителя, от того, насколько правильно и полно он поможет установить истину. Как свидетель, подозреваемый, обвиняемый водитель не только обременен обязанностями, но и имеет определенные весьма существенные права. Пользуясь ими, он может дополнить картину происшествия, направить расследование по верному пути, подчеркнуть оправдывающие его факты и обстоятельства, осуществить свое право на защиту. Обо всем этом и пойдет речь.Итак, случилось дорожно-транспортное происшествие. Закон обязывает органы дознания и следствия ...

Читать далее >>