Электронное зажигание. Принцип действия и устройство электрических приборов БЭСЗ

Электронное зажигание

 

Владельцы мопедов и легких мотоциклов «Восход» и «Минск» последних лет выпуска по достоинству оценили преимущества бесконтактной электронной системы зажигания (БЭСЗ) перед традиционной, контактной — более надежный пуск, стабильность работы и нетребовательность к обслуживанию. Чтобы грамотно ее эксплуатировать, находить и устранять неисправности в системе, многие читатели просят рассказать о принципе действия и устройстве электрических приборов БЭСЗ.

Предлагаем вниманию мотоциклистов материал, подготовленный сотрудниками НИИавтоприборов кандидатом технических наук А. АЛЕКСЕЕВЫМ и инженером Н. ВИХОРЕВЫМ. Вместе со статьей «Проверка электронной системы зажигания» («За рулем», 1983, № 7) он отвечает почти на все вопросы, встретившиеся в письмах читателей.

 

К основным узлам и деталям бесконтактной системы зажигания относятся: генератор переменного тока, блок «коммутатор—стабилизатор» (БКС), катушка зажигания (высоковольтный трансформатор), высоковольтный провод, свечной наконечник, свеча зажигания. Применяемость основных узлов системы зажигания указана в табл. 1.

 

Таблица 1. Применяемость приборов системы зажигания на мопедах и мотоциклах

Модель мопеда и мотоцикла Генератор БКС

Катушка зажигания

обозначение

напряжение, В

ЛМЗ—2.160 РМЗ—2.122

26.3701 6 251.3734

2102.3705
(Б300Б)

«Восход—3М»
«Минск» ММВЗ—3.112.1

43.3701 12 261.3734

2102.3705
(Б300Б)

 

Генератор вырабатывает энергию для питания светосигнальной аппаратуры и системы зажигания. В него встроен датчик момента искрообразования на свече. На полюсах статора (см. рисунок) расположены обмотка 1 питания бесконтактной системы зажигания и обмотка 2 питания светосигнальной аппаратуры. Выводы этих обмоток и обмотки 3датчика соединены с винтовыми клеммами на металлической крышке генератора.

При вращении ротора в обмотках статора наводится ЭДС, которая подается на вход БКС. За один оборот ротора в обмотке датчика наводится один импульс ЭДС, который вызывает образование искры на свече.

Генераторы 26.3701 и 43.3701 имеют одинаковую конструкцию, но различаются габаритными и посадочными размерами, а также напряжением светосигнальной цепи.

Катушка зажигания — двух типов: Б300Б в пластмассовом (из карболита) корпусе и 2102.3705, обмотки которой опрессованы морозостойким лолипропиленом. По параметрам катушки идентичны и взаимозаменяемы. Они имеют первичную обмотку 4и вторичную 5, соединенные по автотрансформаторной схеме.

Блок «коммутатор—стабилизатор» содержит электронный блок системы зажигания (I), стабилизатор напряжения с выпрямителем (II) для питания звукового сигнала.

Система зажигания работает следующим образом.

 

Принципиальная схема блоков БКС 251.3734, БКС 261. 3734 и подключение их на машине

Принципиальная схема блоков БКС 251.3734, БКС 261. 3734 и подключение их на машине:
I — блок системы зажигания;
II — стабилизатор напряжения и выпрямитель;
1 — обмотка зажигания;
2 — обмотка освещения;
3 — обмотка датчика;
4 — первичная обмотка катушки зажигания;
5 — вторичная обмотка катушки зажигания.
R4* — регулировочный резистор 33—200 Ом,
V7* — КС147А для БКС 251.3734, Д814А для БКС 261.3734.

 

 

Импульсами ЭДС, возникающими при вращении ротора генератора в обмотке 1, через диоды V1, V5 и ограничительный резистор R1 заряжается накопительный конденсатор С1. Сигнал с обмотки 3 датчика поступает через диод V6 на управляющий электрод тиристора V4, который открывается, в результате чего предварительно заряженный конденсатор С1 разряжается на первичную обмотку 4 катушки зажигания. Во вторичной обмотке индуцируется импульс ЭДС высокого напряжения, который через высоковольтный провод и свечной наконечник подается на центральный электрод свечи зажигания.

Электронный стабилизатор напряжения содержит тиристор V5 и измерительный орган, состоящий из двухполупериодного выпрямительного моста V6, делителя напряжения из резисторов К3, К4, К6, конденсатора СЗ, стабилитрона V7 и диода V8. Тиристор V5 подключен параллельно обмотке 2. Когда величина напряжения, снимаемого с делителя, достигает напряжения стабилитрона V7, начинает протекать ток через управляющий электрод тиристора. Когда ток достигнет определенной величины, тиристор открывается и шунтирует обмотку 2. При смене полярности ЭДС тиристор закрывается. В зависимости от нагрузки, приложенной к обмотке 2, момент отпирания тиристора будет возникать в разное время, а при большой нагрузке тиристор может вообще не открываться. Чем больше нагрузка на генератор, тем меньшая часть энергии шунтируется тиристором V5. Таким образом действующее напряжение поддерживается на заданном уровне.

Электронный блок системы зажигания и стабилизатор помещены в один корпус, имеющий два штеккерных разъема. Весь монтаж с целью герметизации и повышения надежности залит пенополиуретаном. БКС 251.3734 работает в комплекте с генератором 26.3701 и обеспечивает напряжение светосигнальной цепи 6 — 9 В; БКС 261.3734 в паре с генератором 43.3701 дают 11,5 — 14,5 В.

Таким образом, в системе зажигания мопедов и мотоциклов по уровню напряжения можно различать три цепи: высоковольтную цепь, включающую катушку зажигания, высоковольтный провод, свечной наконечник и свечу зажигания; цепь заряда накопительного конденсатора, включающую зарядную обмотку, соединительные провода и штеккерные разъемы, БКС, первичную обмотку катушки зажигания; цепь датчика — включающую обмотку датчика, соединительные провода и штеккерный разъем.

Приступать к поиску причины неисправности в системе зажигания следует лишь убедившись, что топливоподающая система, карбюратор, воздушный фильтр и выпускная система в порядке.

Основные неисправности, возникающие в системе зажигания, и способы их устранения приведены в табл. 2.

 

Таблица 2. Основные неисправности в системе зажигания и способы их устранения

Внешнее проявление неисправности Причина

Способы устранения

Двигатель не пускается

1.Неисправна свеча зажигания

2.Пробит свечной наконечник

3.Неисправна катушка зажигания

4.Неисправен БКС

5.Нет напряжения на обмотке зажигания

6.Нет напряжения на обмотке датчика

Заменить

Заменить

Заменить

Заменить

Проверить исправность обмотки омметром и устранить нарушение контакта или замыкание

Проверить целостность обмотки и устранить обрыв или замыкание

Двигатель пускается с трудом

1.Неисправна свеча

2.Пробивается свечной наконечник

3.Мал сигнал с датчика

Заменить

Заменить

Отрегулировать зазор 0,3—0,5 мм между ротором и статором датчика

Двигатель работает с перебоями

1.Неисправна свеча зажигания

2.Неисправен свечной наконечник

3.Пробивается высоковольтный провод

4.Неисправность соединительного провода

5.Сбился угол опережения зажигания

Заменить

Заменить

Заменить

Найти и устранить

Проверить совпадение меток на картере двигателя и статоре генератора

 

 

Как обнаружить неисправный узел? Поиски ведут в такой последовательности: высоковольтная цепь — катушка зажигания — генератор — БКС.

Высоковольтная цепь. В первую очередь следует прбверить наличие искры. Для этого снимают свечной наконечник, отсоединяют его от высоковольтного провода и, держа конец этого провода на расстоянии 5 — 7 мм от «массы» двигателя, поворачивают коленчатый вал при помощи кик-стартера. Наличие искры свидетельствует об исправности системы зажигания, кроме свечи и наконечника.

Далее соединяют высоковольтный провод без наконечника непосредственно с центральным электродом свечи зажигания. Если при этом двигатель пускается и работает нормально — требует замены свечной наконечник, а если неисправность сохранилась — дело в свече.

Если нет искры или наблюдаются перебои в искрообразовании, надо проверить исправность высоковольтного провода, а также надежность его посадки в гнезде катушки зажигания.

Исправность катушки зажигания, БКС и генератора можно проверить посредством омметра или тестера.

В катушке зажигания возможны две неисправности — обрыв обмоток и внутренний пробой. Обрыв обмоток определяют при помощи омметра, измеряя сопротивление первичной обмотки (оно составляет около 3 Ом) и вторичной (7000 Ом). Внутренний пробой простыми средствами не обнаружить, и в этом случае проверить работоспособность катушки можно, заменив ее заведомо исправной любого типа, в том числе и автомобильной.

Исправность генератора можно проверить, измеряя сопротивления обмоток, в соответствии с табл. 3. Если значения сопротивлений сильно отличаются от указанных там, надо внимательно осмотреть статор
генератора, где можно обнаружить обрыв выводов обмоток или их замыкание. Замеченные неисправности, если есть возможность, устраняют пайкой.

 

Таблица 3. Характеристики обмоток

Обмотки

Обозначение клемм

Параметры Генераторы
26.3701 43.3701
Зажигания З-М Число витков
Диаметр провода, мм
Сопротивление, Ом
1650X2
0,12
400—500
1800X2
0,12
500—550
Датчика Д-Д1 Число витков
Диаметр провода, мм
Сопротивление, Ом
1000
0,15
40—45
1000
0,15
50—55
Освещения О-М Число витков
Диаметр провода, мм
Сопротивление, Ом
25X6
1,08
1
67X6
0,9
1

 

Блок «коммутатор—стабилизатор», обладая высокой надежностью, относится к не-ремонтируемым и неразборным изделиям. Частично судить об исправности обоих блоков можно после измерения сопротивления (которое должно быть бесконечным) между следующими выводами в разъемах: З—М, М—З, Д—М, З—К, К—З. Сопротивление между выводами М и Д должно составлять 0,3—1 кОм.

При измерении сопротивлений между выводами М—З и З—К можно наблюдать кратковременное отклонение стрелки прибора, что свидетельствует об исправности конденсаторов электронного блока.


 

1985N07P14-15

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Мотоцикл С-157А

Модернизированный С-157     Мотоциклы С-157, созданные ЦКЭБ мотоциклостроения, хорошо известны любителям шоссейно-кольцевых гонок. Вот уже три года на всесоюзных первенствах победу в классе до 125 см3 завоевывают спортсмены, стартующие на этих машинах. К предстоящему спортивному сезону работники ЦКЭБ подвергли мотоцикл модернизации, которая направлена в основном на увеличение надежности и повышение мощности двигателя. Для автомотоклубов и других организаций уже изготовлено 25 мотоциклов С-157А (так называется модернизированный вариант). На них установлен четырехтактный одноцилиндровый двигатель с рабочим объемом 124 см3 (диаметр цилиндра 58,5 мм, ход поршня 46 мм), мощностью 15,2—16,0 л. с. при 10 400—10 800 об/мин и степенью сжатия 9,0—9,2 (напомним, что мощность двигателей до модернизации составляла 13,7—14,0 л. с.). Двигатель — верхнеклапанный с двумя верхними распределительными налами, привод которых осуществляется с помощью вертикального вал...

Читать далее >>

Колесо, спицы и биение. Как отрегулировать колесо

Как отрегулировать колесо«Хочу заменить поврежденные спицы на колесе мотоцикла. Расскажите, пожалуйста, как после этого «отрегулировать» колесо», — просит А. Колтунов из Новочеркасска.С. Юзовского из Львова интересует, почему его мотоцикл после ремонта колес потерял устойчивость на большой скорости и как этот недостаток устранить.Отвечает на вопросы мотоциклистов инженер Э. КОНОП.Заметное биение колес — одна из возможных причин ухудшения устойчивости, раскачивания и «рыскания» мотоцикла, появления значительных вибраций. Оно возникает в одних случаях из-за деформации обода как следствие «энергичного» наезда на препятствие, в других — из-за ослабления или обрыва спиц под воздействием вибраций и переменных нагрузок (особенно при езде по плохим дорогам).Сильно деформированный обод восстановить очень трудно, поэтому его обычно заменяют новым, а имеющий небольшие повреждения исправляют рихтовкой.Рис. 1. Перед разборкой колеса ...

Читать далее >>

Обслуживание и ремонт сцепления и генератора тяжелых мотоциклов

Тем, кто ездит на Уралах и Днепрах Владельцы тяжелых мотоциклов, бывает, испытывают затруднения при выполнении работ, связанных с обслуживанием или ремонтом некоторых узлов. Чаще всего, судя по их письмам, — в разборке и сборке сцепления и нового генератора.Отвечая на просьбы читателей, публикуем сегодня рекомендации опытных мотоциклистов.Разборка и сборка сцепленияЧтобы снять диски сцепления, отверните шесть винтов с потайной головкой, ввернутых в пальцы маховика двигателя. Обычно для этой операции используют массивную отвертку, а иногда и молоток, потому что головки винтов закернены. В результате нередко гнутся пальцы, а на винтах срывается шлиц, и эти детали приходится заменять. Рис. 1. Приспособление для разборки - сборки сцепления: 1 — планка; 2 — болт. Значительно облегчить операцию, а главное исключить деформацию пальцев и винтов помогает простое приспособление (рис. 1). Оно представляет собой стальную планку 1 с болтом 2, заостренный конец котор...

Читать далее >>

Две модификации генератора для мотоцикла Восход. Генераторы Г411, Г421А и Г421Б

Генераторы Г411, Г421А и Г421Б «У моего мотоцикла «Восход — 2» очень слабый свет при движении. Говорят, что раньше на «Восходе» был более мощный генератор. Почему же его заменили?» — спрашивает Е. Карповский из Иркутска.Отвечают специалисты НИИАвтоприборов.На мотоциклах "Восход" и "Восход—2" применяются генераторы переменного тока (Г411 и Г421 А и Б) с так называемым параметрическим регулированием, когда мощность возрастает по мере увеличения оборотов двигателя и падает с их уменьшением. Этим недостатком приходится расплачиваться за простоту конструкции. Для «Восхода—2» во второй половине 1973 года завод автотракторного электрооборудования в г. Орджоникидзе (ОЗАТЭ) выпускал генераторы Г421А, в которых система освещения получала питание от четырех катушек. Однако из-за многочисленных случаев перегорания ламп было принято решение переделать генератор так. чтобы систему освещения питали только...

Читать далее >>

Чтобы вилка не стучала

Как устранить люфт стержня передней вилки в верхнем мостике  На некоторых мотоциклах ЯВА после 30 — 50 тысяч километров пробега износ приводит к люфту стержня передней вилки в верхнем мостике. Он обнаруживает себя неприятными стуками при движении по плохой дороге. Применение фольги для уменьшения зазора малоэффективно, а затяжка гайки ничего не дает. Устранить люфт удалось при помощи специальной гайки и конусного кольца (рис. 1). Они изготовлены из инструментальной стали (можно, например, использовать 40Х) с закалкой до твердости 45 — 50 HRC. Новые детали ставим вместо круглой гайки, как показано на рис. 2. При затягивании верхней гайки разрезное кольцо разжимается и плотно фиксирует стержень вилки в верхнем мостике. Стопорную шайбу в этом случае можно не ставить. Рис. 1. Гайка (слева) и кольцо. Рис. 2. Узел крепления верхнего мостика: 1 — рулевая колонка рамы; 2 — конусная гайка: 3 — мостик: 4 — разрезное кольцо; 5 — гайка;...

Читать далее >>