Во многих странах в последние годы отмечен рост дорожно-транспортных происшествий, участниками и жертвами которых становятся мотоциклисты. Они значительно чаще, чем автомобилисты, попадают в аварии, которые и заканчиваются для них, как правило, гораздо серьезнее.
Известно, чтобы обезопасить себя от неприятностей, надо прежде всего избегать критических ситуаций. Но именно мотоциклисты меньше всего думают об этом. Статистика подсказывает, что они особенно грешат превышением установленных лимитов скоростей, несоблюдением безопасной дистанции, интервала, а также рядности движения, легкомысленными обгонами и пренебрежением к порядку проезда перекрестков.
Серьезным «фактором риска», как свидетельствуют данные статистики, является и возраст мотоциклистов. Оказывается, водители мопедов 15 —18 лет попадают в аварии в пять раз чаще, чем из других возрастных групп. Притом одной из главных причин неприятностей оказывается слабое знание правил движения. В некоторых странах, в частности в ГДР, в течение ряда лет проходят массовые конкурсы на лучшее управление двухколесной машиной, знание ее устройства и правил движения.
Такие конкурсы организуются «снизу доверху», начиная со школ, улиц, поселков, городов и кончая масштабами республики. Они охватывают практически всю основную массу юных водителей и, безусловно, улучшают подготовку тех, кто в основном сидит за рулем мопедов и легких мотоциклов.
Несложным, но довольно эффективным способом повышения безопасности мотоциклистов является правильный выбор ими одежды. Она должна быть яркой, хорошо заметной даже при слабой освещенности, а лучше если ее окраска будет в буквальном смысле слова бросаться в глаза. Дело в том, что водители автомобилей иногда просто не замечают вовремя двухколесную машину из-за ее узкого силуэта и сливающейся с общим фоном окраски, а это нередко становится причиной несчастий. Особенно часто так происходит во время обгона, когда мотоциклист догоняет автомобиль, водитель которого начинает маневр с выездом из ряда. Надо всегда учитывать эту возможность и стараться четче обозначать себя на проезжей части, особенно при маневрировании. Ну, и, конечно, просто недопустимо ездить, не надев предварительно шлем.
Бесспорно, на безопасность мотоциклистов влияет их водительское умение. Так, исследование действий мотоциклистов в ситуации, когда надо уклониться от неожиданного препятствия, показало следующее. Если мастерство опытного мотоциклиста принять за 100%, то предел достижимого для начинающего составляет 80—85% от этого уровня. - Другими словами, при равной скорости движения неопытному водителю для предотвращения происшествия потребуется расстояние на 15—20% больше. Притом в расчете не учитывалось, что скорость реакции у начинающих на 40— 50% ниже. Известны и другие данные. Опытные водители при повороте наклоняют мотоцикл на 37 — 38°, а начинающие — только на 15—18°. Быстрота изменения угла наклона у этих же категорий составляет соответственно 85° и 37° в секунду.
По мнению специалистов, одним из важных показателей уровня активной безопасности является способность водителя своевременно и правильно предотвращать аварию. Японские исследователи предложили в качестве показателя надежности «избегающую способность». Определяется она как отношение минимальной дистанции, которая необходима, чтобы избежать аварии, к скорости, с которой водитель приближается к месту возникшей опасности. Результаты этих исследований оказались довольно интересными, а некоторые даже неожиданными. Так, не подтвердилось бытовавшее до сих пор мнение, что управляющие легкими машинами отличаются большей способностью маневрировать, чем водители тяжелых машин. Напротив, выяснилось, что именно у тех, кто ездит на тяжелых мотоциклах, большая «избегающая способность».
О том, что наряду с дисциплиной решающим условием безопасной езды на мотоцикле является класс, мастерство водителя, свидетельствуют и другие данные. Так, среди мотоциклистов очень велик процент аварий без участия других транспортных средств. Иными словами, в этих случаях водители элементарно не справились с управлением, притом в ситуациях, когда никто им не мешал.
В зарубежных периодических изданиях для мотоциклистов можно найти немало и чисто практических рекомендаций, о которых не раз говорилось и на страницах «За рулем». Думаем, не лишне напомнить о них и сегодня.
Для мотоциклиста особенно важно уметь реально оценивать собственные возможности и так соизмерять свои действия, чтобы не увлечься и не завести себя в ситуацию, из которой невозможно будет выбраться без потерь. Молодые люди, лишь недавно севшие за руль, нередко чересчур лихо покоряют повороты. Еще не научившись как следует владеть своим телом и машиной, чтобы наклонять ее на нужный в таких случаях угол, они не вписываются в радиус поворота. В лучшем случае такая ошибка приводит к съезду в кювет, в худшем — на встречную полосу, когда она занята и утративший контроль над машиной мотоциклист может рассчитывать только на удачу или мастерство других водителей.
Опытные мотолюбители перед поворотом, особенно при очевидном сокращении обзорности, всегда снижают скорость, чтобы увеличить ее уже на выходе из него. Во всяком случае, она у них рассчитана так, чтобы остановочный путь не оказался больше расстояния, которое хорошо просматривается.
Практика показывает, что очень часто водители и пассажиры автомобилей, когда припарковываются или выезжают со стоянки, не замечают приближающийся мотоцикл и действуют так, как будто его на дороге и вовсе нет. Подобное развитие событий стоит предвидеть, чтобы неожиданно открывшаяся дверца не оказалась непреодолимым препятствием; Не ленитесь лишний раз посигналить светом и водителю, отъезжающему от тротуара, чтобы убедиться, что он вас видит.
К сожалению, довольно часто мотоциклисты попадают в неприятности, двигаясь по трамвайным путям. Поэтому, оказавшись на них, старайтесь быть внимательнее и избегайте резких маневров. Особенно когда проезжая часть сырая. Переезжать через рельс старайтесь не под острым углом, а описывая легкую дугу. В любом случае, оказавшись на трамвайных путях, не теряйте самообладания, что поможет вам сохранить и ощущение равновесия.
Летом, особенно на загородных дорогах, часто встречаются непомерно нагруженные мотоциклы. Сразу видно, люди не понимают, что с таким багажом их шансы оказаться в неприятной ситуации резко увеличиваются. При сложном маневре или экстренном торможении слишком нагруженная машина обязательно неприятно удивит вас своими новыми и совершенно неожиданными качествами, что в острой ситуации может привести к печальным последствиям. Поэтому не рискуйте и следите за тем, чтобы вес и размещение пассажиров и багажа соответствовали указаниям заводской инструкции.
Несколько слов о мотоциклистах, путешествующих группами. Молодость и хорошая динамика машин нередко провоцирует их на неоправданные маневры, обгоны, стремление не отстать от лидера. Такие «игры» молодых неопытных мотоциклистов в напряженном транспортном потоке часто кончаются плохо. Поэтому, отправляясь в путешествие, не ставьте себе задачу все время двигаться вместе. Лучше оговорите места встречи, где вырвавшиеся вперед спокойно дождутся, пока к ним подтянется вся группа.
Завершая этот разговор, стоит напомнить о том, что исправное транспортное средство — непреложное условие безаварийной езды. И в первую очередь надо следить за тормозами и рулевым управлением: пренебрежительное отношение к этим узлам неминуемо приведет к беде, В горах, где затяжные спуски непременная особенность дороги, старайтесь придерживаться такой тактики движения, чтобы не давить постоянно на тормоза. Дело в том, что их активное использование в течение довольно длительного времени может привести к сильному перегреву. Как следствие, возможен отказ тормозов, даже находившихся в отличном состоянии. При езде в ненастную погоду, особенно если приходится часто преодолевать лужи, не забывайте иногда легким нажатием на тормоза просушить их. В противном случае в нужный момент они могут оказаться недостаточно эффективными, так как некоторая часть их работы пойдет на устранение попавшей в систему влаги.
М. ФИЛОНОВ По материалам зарубежной печати
1985N05P20
В определении неисправностей системы зажигания большую помощь могут оказать простейшие устройства, описанные ниже. Все они очень просты в изготовлении и доступны любому желающему. На рисунке 1,а показана схема одного из вариантов индикатора исправности контактного прерывателя. Когда контакты разомкнуты, ток через катушку зажигания не протекает-индикатор обесточен. После замыкания контактов падение напряжения на первичной обмотке увеличивается до напряжения бортовой сети, поэтому светодиод HL1 загорается. Если движок работает, светодиод вспыхивает при каждом замыкании контактов прерывателя, причём на малых оборотах коленвала отдельные вспышки различимы на глаз. Желаемую яркость свечения изменяют, подбирая резистор (меньше сопротивление-ярче свет, и наоборот). Для защиты светодиода от выхода из строя из-за импульсов обратного напряжения можно согласно...
Читать далее >>То что мешает судам выносить справедливые приговоры в делах по ДТПВсегда ли законны и обоснованны приговоры судов по делам о дорожно-транспортных происшествиях? Насколько квалифицированно назначаются и оцениваются судами автотехнические экспертизы? Каков уровень компетентности судей в рассмотрении указанной категории дел? Эти и другие вопросы анализировались при изучении практики судебного рассмотрения подобных дел в Чите, Иркутске и Новосибирске. Всего их было исследовано более двухсот. Прежде чем говорить о каких-либо выводах, приведем несколько примеров.Водитель В. на личном «Москвиче» решил обогнать два мотоцикла и легковой автомобиль, которые ехали впереди с небольшой скоростью. Он включил сигнал поворота и вышел на встречную полосу, при этом двигаясь с опережением, но не превышая разрешенной скорости. Когда он уже обогнал легковой автомобиль и впереди были только мотоциклы, водитель одного из них, не убедившись в безопасности маневра, подал сигнал левого поворота и по...
Читать далее >>( Мотоциклы Ковровец 175А, 175Б, 175В, Восход )Многие мотоциклисты в тех случаях, когда отказывает генератор переменного тока Г-401 или Г-411. заменяют его новым, полагая, что самому устранить неисправность трудно. Однако, рассматривая замененные генераторы, я установил, что около 80 процентов из них вышли из строя по очень простой и легко устранимой причине — вследствие замыкания одной из обмоток катушек на массу. Это происходит в том месте, где катушка прижимается к статору язычком (см. рисунок). В процессе эксплуатации обмотка становится подвижной (из-за нагрева, вибрации и т. п.), отчего изоляция между ней и язычком повреждается. Признаком неисправности служит падение напряжения в цепи зажигания или освещения.Чтобы восстановить изоляцию. надо снять генератор, отметить взаимное положение его деталей и разобрать. Место повреждения обмотки можно определить осмотром или электрической проверкой (прозвонкой) после отсоединения катушек одной от другой и от массы. Один конец прибора ...
Читать далее >>Как продлить срок службы двигателя, стоящего на «Днепре» Все мотоциклисты хотят, чтобы главная часть машины — двигатель всегда работала исправно и как можно дольше не требовала ремонта. Многие, однако, забывают, что долговечность его зависит не только от конструкции и технологии изготовления, но и от умения грамотно обслуживать мотор в связи с условиями эксплуатации, а это уже дело самого владельца мотоцикла. В особенности, когда речь идет о тяжелых машинах с колясками, поступающих главным образом труженикам села.Срок службы двигателя, стоящего на «Днепре», в основном определяется износостойкостью стенок цилиндров, поршневых колец и канавок для них в поршне. Эти детали наиболее подвержены действию абразива, который попадает в двигатель в виде пыли, содержащейся в воздухе, топливе и масле. Некоторые исследования показывают, что 1 г пыли в цилиндре снимает с поверхности трущихся деталей приблизительно 1 г металла! Поэтому надо принять все возможные меры...
Читать далее >>Плюсы и минусы новой модели В сентябрьском номере журнала за 1985 год было рассказано об испытательном пробеге по Средней Азии, во время которого мы познакомились с новыми мотоциклами «ИЖ-Юпитер—5». Одна из этих машин, укомплектованная новой коляской ВМЗ.9.702, после пробега была предоставлена редакции для испытаний.Был май, когда я выехал на ней из Устинова в Москву. Конечно, не терпелось самому ощутить приспособляемость мотоцикла к изменениям дорожных условий, сравнив его с «Юпитером—4» («За рулем», 1982, № 7), у которого были иные мощностные характеристики. В Средней Азии на мою долю выпали лишь равнинные дороги, где оценить этот показатель было невозможно. Теперь же участка Устинов—Казань хватило, чтобы сделать первые выводы.На длинных горизонтальных прямых я пытался найти ту минимальную скорость на прямой передаче, с которой можно разгоняться. Получилось, что при 30 км/ч двигатель еще работает устойчиво и рывков в т...
Читать далее >>