Безопасность. Мотоцикл и аварии

Причины аварий

 

Мотоцикл в нашей стране любят. И, надо сказать, заслуженно. Удобные, мощные и простые в эксплуатации двухколесные машины — незаменимые помощники в труде и отдыхе. Мотоцикл практически не боится любых дорог и бездорожья. Ему не тесно в самом плотном транспортном потоке, его легко парковать. Да что там говорить, достоинств достаточно. Но пока что мотоциклисты держат, в данном случае малопочетное, первое место и по дорожным происшествиям. У нас в Башкирии, например, каждое третье из тех, что случаются по вине человека за рулем, приходится на эту категорию водителей. Много, если принять во внимание, что мотоциклетный сезон в среднем продолжается только полгода. - А особенно огорчает то обстоятельство, что именно эти происшествия заканчиваются, как правило, самыми тяжелыми последствиями. В каждых 100 ДТП 13 человек погибает и 103 (включая, естественно, пассажиров) получает разного рода травмы. В какой-то степени это закономерно. Во-первых, мотоциклист не защищен, как водитель автомобиля кузовом и многочисленными средствами активной и пассивной безопасности. Во-вторых, не забудем, машина на двух колесах неустойчива, и голова водителя постоянно занята не только тем, как вести мотоцикл дальше, но в значительной степени и вопросом, как удержать равновесие. Далеко не у всех это происходит подсознательно, без ущерба для основного дела водителя — оценки и прогнозирования дорожной ситуации.

Да, период эксплуатации мотоцикла короток. Длительные перерывы в вождении, конечно, не добавляют водителям мастерства, какие-то навыки утрачиваются, что-то забывается, и с началом сезона многое приходится восстанавливать, повторять, как говорится, пройденное. Вот и мы решили напомнить еще раз о самых распространенных причинах аварий, разобрать ошибки, которые мотоциклисты совершают чаще всего.

Вероятно, простота управления мотоциклом играет и отрицательную роль. Некоторым начинает казаться, что они легко справятся с машиной, даже выпив немного спиртного. Не потому ли среди мотоциклистов, совершивших дорожные происшествия, почти каждый второй (45,3%) оказывался в нетрезвом состоянии? И здесь они держат первенство среди других категорий водителей. Между тем для них алкоголь особенно опасен. Мы уже говорили о том, что мотоциклист немало сил тратит на то, чтобы сохранить равновесие, не уронить машину. А, как известно, алкоголь, воздействуя на кору головного мозга и центральную нервную систему, не только снижает остроту восприятия и затормаживает реакцию. Он заметно нарушает работу вестибулярного аппарата. Потому-то нетрезвый человек и на ногах с трудом сохраняет равновесие, а уверенно управлять мотоциклом просто не может. Усугубляет положение его заторможенное состояние, снижение быстроты реакции. Если у трезвого водителя так называемый латентный период, то есть время с момента обнаружения препятствия до принятия решения, составляет в среднем 0,8 секунды, то 100—150 граммов алкоголя может увеличить его в два—четыре раза. Давайте переведем это в расстояние. Тогда, скажем, при скорости 50 км/ч мотоцикл у трезвого водителя за время реакции пройдет около 11 метров, а у выпившего — от 20 до 40 метров. Ясно, что его ответные шаги на какую-то опасность будут неизбежно запаздывать, а остановочный путь резко возрастать. И пусть не обольщаются те, у кого до сих пор такие проступки заканчивались без последствий. Расплата неминуема. Пьяный водитель в седле мотоцикла в тот самый момент, когда, включив передачу, отпускает ручку сцепления, становится реальным кандидатом в число тех тринадцати из ста, попадающих в аварии, кто уже никогда больше за руль не сядет. В этом всегда надо давать себе трезвый отчет.

Треть всех дорожных происшествий по вине мотоциклистов случается из-за несоответствия скорости конкретным условиям движения. Мотоцикл, конечно, легкая, быстро набирающая ход машина. За последние десять лет в полтора-два раза мощнее стали двигатели. Но нельзя быть безрассудным за рулем. Надо помнить, что технические возможности современных мотоциклов значительно превосходят те скорости, которые можно реализовать в действительных дорожных условиях. И динамические качества этих машин надо использовать, как говорят, с умом. Тормоза у мотоциклов послабее, чем у автомобилей. Полный остановочный путь двухколесной машины при вроде бы совсем небольшой скорости 40 км/ч будет не меньше 25 метров, при 60 км/ч — около 45 метров, а при 80 км/ч — почти 70 метров. Запомните эти цифры, проверьте их на практике и учитывайте, определяя для себя безопасную скорость в том или ином случае.

Будьте особенно осторожны у перекрестков. Не уповайте на то, что, скажем, преимущество проезда на вашей стороне. После многих аварий, причиной которых был выезд поворачивающего налево автомобиля на полосу дви-

жения мотоцикла, водители автомобилей признавались, что просто его не видели до столкновения. Мы не собираемся оправдывать невнимательность, а хотим лишь предупредить об опасности, подстерегающей мотоциклистов. «Одежда» у мотоцикла — нередко темных цветов, да и экипировка самого водителя часто ей в тон. Вот их и трудно различить на серой ленте асфальта, а заметив, правильно определить скорость и расстояние. Позаботьтесь о том, чтобы как-то оторваться от фона дороги и придорожного пейзажа.

Наконец, одна пятая всех происшествий по вине мотоциклистов связана с нарушением правил обгона и выездом на полосу встречного движения на опасном расстоянии перед приближающимися транспортными средствами. Как видите, не спасает и быстроходность и увертливость маленьких машин. Нет, мы не хотим обвинять всех в умышленных отступлениях от Правил, хотя и такие люди еще встречаются. В подавляющем большинстве случаев водители просто ошибались в оценке ситуации, у них отсутствовал хороший динамический глазомер. По некоторым данным, вообще лишь половина водителей справляется с этим делом успешно и определяет на глаз скорости транспортных средств и расстояния до них без больших погрешностей. Вот первая причина, почему к обгону надо подходить со всей ответственностью и осторожностью. Надо иметь в виду, что взгляд водителя встречного автомобиля, как правило, настроен на габариты четырехколесных машин, а мотоцикл между ними может легко потеряться. Из этих соображений можно рекомендовать включать при обгоне фару. Это сразу сделает вас заметным на дороге. Конечно, чтобы уменьшить вероятность столкновений со встречным водителем, надо как можно меньше времени находиться на его полосе движения, а стало быть, обгонять с достаточным запасом скорости — не меньше 10—15 км/ч. Но чаще у мотоциклистов при обгонах происходят столкновения с попутным автомобилем из-за одной и той же ошибки — они появляются в поле зрения обгоняемого в самый последний момент, а тот начинает какой-то маневр, полагая, что находится на дороге совершенно один. Вот почему выходите на обгон заранее и не проноситесь впритирку к автомобилю.

С первым теплом тысячи мотоциклистов после долгого зимнего перерыва выехали на дороги. Мотоцикл, повторяем, у нас популярен. Но давайте постараемся избежать тех ошибок, о которых здесь шла речь. Чтобы не омрачать жизнь ни свою, ни других.

Н. ШАЯХМЕТОВ, сотрудник ГАИ МВД Башкирской АССР

г.Уфа

 

1980N05P25

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

БСЗ ( бесконтактная система зажигания) на мотоцикле Ковровец

Бесконтактная система зажигания ( БСЗ ) на мотоцикл КовровецЭлектроника в наши дни не только вызывает к жизни новые машины, но и вытесняет в существующих давно привычные механизмы, превосходя их по многим важным параметрам. На некоторых автомобилях, например, она управляет зажиганием, подачей топлива и обеспечивает .при этом увеличение мощности двигателя» надежность его работы. На мотоциклах электронные приборы (стоимость которых пока высока) используются только в системе зажигания высокооборотных двигателей и реле-прерывателях указателей поворота.Однако сложность и трудоемкость в производстве таких приборов не кажется таким уж непреодолимым препятствием для наших читателей-радиолюбителей. Они располагают солидным опытом в области полупроводниковых «самоделок» и просят опубликовать схемы, пригодные для мотоциклов.Выполняя эту просьбу, мы печатаем статью инженера Ю. Н. МАРТЬЯНОВА о бесконтактной системе зажигания, которую он применил на своем мотоцикле «Ковровец&...

Читать далее >>

Гансон Колортьюн ( Gunson Colotune ). Прибор для подбора оптимального состава рабочей смеси

Colortune - помощь в регулировке карбюратора   Чтобы правильно отрегулировать карбюратор на работающем двигателе, важно знать, «хорошо ли горит» смесь. Увидеть и заключить по цвету пламени, обеднена или обогащена смесь, дает возможность несложный прибор Колортьюн ( Colortune ), разработанный венгерским инженером Иштваном Силади. Последняя модель, выпускаемая по лицензии английской фирмой «Гансонс Колорплаг», показана на рисунке. Прибор ввинчивают в головку двигателя вместо свечи. Его верхняя часть представляет собой колбу из тугоплавкого боросили-катного стекла, сообщающуюся с камерой сгорания. Внутри колбы — вольфрамовый электрод, соединяемый проводом с центральным электродом свечи, вывернутой из этого цилиндра. «Колортьюн» рассчитан на рядового автолюбителя, не обладающего специальными знаниями и опытом. Он позволяет довольно точно отрегулировать карбюратор. а также может быть применен для диагностики отдельных неисправностей в системе ...

Читать далее >>

Обслуживание генератора Г424 и реле-регулятора РР330 на тяжелых мотоцилах

Неразлучная пара Ныне на тяжелых мотоциклах киевского и ирбитского заводов применяется 12-вольтовый комплект электропитания, состоящий из трех узлов — аккумуляторной батареи 6МТС-9 (или двух последовательно соединенных ЗМТ-6), генератора Г424 и реле-регулятора РР330. Благодаря ему значительно улучшились светотехнические характеристики машин и, кроме того, как показывает пятилетний опыт их эксплуатации в разных районах страны, повысились такие важные качества, как надежность и долговечность.Однако некоторые письма, приходящие в редакцию и на заводы, говорят о том, что не все владельцы «днепров» и «уралов» правильно обслуживают генератор и реле-регулятор. Причина тому — недостаточное знание их устройства и взаимодействия. Инструкции по эксплуатации мотоциклов эти вопросы освещают довольно сжато, поэтому рассмотрим их подробнее.Генератор Г424 (конструкция его была описана в январском номере «За рулем» за 1975 год) — трехфазная син...

Читать далее >>

Приспособление для разборки амортизатора задней подвески мотоцикла «Днепр»

Для разборки амортизатора   Ремонт амортизатора задней подвески у мотоцикла «Днепр» начинают с демонтажа наружного кожуха. Эта операция возможна только в том случае, если предварительно сжать пружину под кожухом и удалить сухари 5 (см. рисунок). Для этой цели я использую простейшее приспособление из кольцевой обоймы 3, оси 2 и двух болтов 1. Все детали с размерами показаны на рисунке. Из верхней проушины амортизатора удаляем сайлент-блок, на кожух сверху кладем обойму приспособления, вставляем в проушину ось и завинчиваем в нее болты до упора в специальные выемки на обойме. Поочередно заворачивая болты, сжимаем пружину до тех пор, пока сухари 5 не освободятся. Извлекаем сухари из гнезда и, вывинчивая болты из оси, освобождаем кожух и пружину. В.ВАСЬКОВ Костромская область, г. Нея   Приспособление для разборки амортизатора задней подвески мотоцикла «Днепр»: 1 — болт М8 (2 шт.); 2 — ось; 3 — обойма; 4 — верхняя проушина аморти...

Читать далее >>

Ремонт глушителя. Урал М63 и подобных.

О ремонте глушителей   На мотоциклах М-63 Урал глушители выходят из строя из-за разрушения (прогара) внутреннего набора. Сначала отказывает один глушитель один грушитель, и тогда при больших оборотах двигателя мотоцикл трясет. Я продлил срок службы глушителей, заменив их внутренний набор трубой с 20 отверстиями, как показано на рисунке. К трубе спереди привариваем опорный диск 2, сзади — втулку 6 и подгоняем их так чтобы диск плотно сидел в выпускной трубе 1, а втулка — в сужающейся части глушителя. Отверстие для винта 5 (или двух болтов) сверлим после подготовки и установки трубы. Переделанный глушитель: 1 — выпускная труба; 2 — опорный диск; 3 — корпус глушителя: 4 — труба-вставка: 5— винт М5. разрезная шайба и гайка;6— втулка. Все детали — стальные Ремонтировать нужно одновременно оба глушителя, чтобы их сопротивление было одинаковым. Для этой же цели диски 2 следует отбрабатывать совместно, соединив их винтом М5.Отремон...

Читать далее >>
Мотоцикл Triumph Speed Triple R 2013 фото Мотоцикл Yamaha FZ-6N 2008 фото Мотоцикл Honda NSR 125R-R 1997 фото Мотоцикл Husqvarna SM 510 2010 фото
Мотоцикл Honda CBR 500R 2014 фото Мотоцикл Yamaha BWS 125 2011 фото Мотоцикл Aprilia NA Mana 850 ABS 2009 фото Мотоцикл GASGAS EC 125 SIX DAYS 2010 фото