Безопасность. Лекарства за рулем. Негативное воздействие лекарственных препаратов

Негативное воздействие лекарственных препаратов

Данные исследований, проведенных в США и Западной Европе, свидетельствуют: 15-18% дорожно-транспортных происшествий связаны с употреблением водиетлями лекарств.

Как считают специалисты, каждый третий — пятый водитель по меньшей мере раз в году садится за руль фактически непригодным к управлению автомобилем из-за негативного воздействия тех или иных лекарственных препаратов, которые он перед этим принимал.

Какой-либо статистики, отражающей эту проблему у нас в стране, нет. Более того, наше дорожное законодательство долгое время обходило своим вниманием эту важную сторону безопасности дорожного движения. Только с 1 января 1987 года в Правила был включен отдельный пункт, запрещающий управлять автомобилем, если водитель находится под воздействием лекарств, снижающих скорость реакции и внимание. В ряде стран уже давно разработаны списки-перечни, насчитывающие несколько десятков названий лекарственных препаратов, которые оказывают негативное воздействие на психофизиологические функции водителей. У нас такого перечня нет, поэтому автомобилисты не знают, какие лекарственные средства противопоказано употреблять за рулем, да и правила выписки рецептов пока не обязывают врачей предупреждать водителей об опасности употребления назначаемых ими лекарств.

Известно, что совершенно безвредных лекарств не существует. Взять, к примеру, анальгин, аспирин, фенацетин, амидопирин. Они до последнего времени были почти в каждом доме, но мало кто знает, что злоупотребление ими приводит к снижению числа лейкоцитов, нарушению функции почек, возникновению ангин, гастритов и даже желудочных кровотечений. Но если бездумное отношение к этим лекарствам может принести вред только самому больному, то для водителя неблагоприятное воздействие некоторых из них чревато опасностью до-

рожно-транспортного происшествия, в результате которого жертвами могут стать ни в чем не повинные люди. Проведенный в Финляндии опрос более трех тысяч водителей помог установить, что только пятая часть из них знала о негативной стороне действия лекарственных препаратов. Нетрудно предположить, что у нас этот показатель еще хуже. К сожалению, в информационных материалах о применении лекарств отсутствуют не только прямые указания о запрещении их приема за рулем, но и сведения о побочном действии, снижающем безопасность вождения.

Среди лекарств, которые могут вызвать нежелательные последствия для водителей, прежде всего следует назвать те, которые воздействуют на центральную нервную систему,— наркотические, снотворные, психотропные. Они вызывают изменение эмоционального состояния, настроения человека, отрицательно влияют на такие важные для водителей качества, как скорость реакции, способность критически оценивать ситуацию, умение адаптироваться к окружающим условиям, реагировать на их изменение.

Рассмотрим некоторые виды лекарств, которые обладают таким воздействием на организм человека.

Психоэмоциональные перегрузки, частые стрессовые ситуации и другие отрицательные воздействия окружающей среды побуждают многих людей прибегать к снотворным. Широкое распространение получили такие из них, как оарбиталы — веронал, люминал и производные бензодиазепина, а частности нитразепам (радедорм, эуноктин). Они действительно помогают заснуть, вызывают глубокий сон, оказывают общее успокаивающее действие. Вместе с тем, пр'и длительном применении могут представлять определенную опасность для водителей и даже в небольших дозах

зызвать нарушение реакции на знешние раздражители. Кроме того, они обладают побочным действием, включая также возможные аллергические реакции.

Употребление нитразепама и других снотворных нередко сопровождается вялостью, сонливостью, мышечным расслаблением, головной болью, головокружением, тошнотой, нарушением координации движений и быстроты реакции. Надо помнить, что продолжительность действия этих лекарств достигает 10— 14 часов с момента приема. По данным исследования, проведенного в Тюбингене (ФРГ), 17,9 % аварий происходит из-за тогго, что водители находились под действием барбитуратов (снотворных). Любопытна и такая деталь: особенности их поведения на дороге ошибочно воспринимались полицией как проявление алкогольного опьянения.

На психические функции, эмоциональное состояние и поведение человека оказывают заметное влияние и психотропные средства. К ним относятся нейролептики, транквилизаторы, седативные средства, антидепрессанты...

К примеру, транквилизаторы оказывают успокаивающее действие на центральную нервную систему. Они способствуют устранению невротических расстройств, уменьшают эмоциональную напряженность, тревогу и страх, поэтому широко используются для амбулаторного лечения. Наиболее популярные транквилизаторы — хлозепид (элениум), сибазон (седуксен, диазепам), фенозепам, нозепам, мезапам (рудотель), мепротан (мепробомат). Их прием может также сопровождаться опасными для водителей побочными эффектами: тошнотой, головокружением, сонливостью, нарушениями координации движения. Под воздействием этих лекарств риск возникновения аварийной ситуации повышается в пять раз.

В последнее время резко возросло употребление анорексигенных средств для борьбы с тучностью. Побочное действие их иногда проявляется в повышенной раздражительности, беспокойстве, бессоннице, ознобе, повышении артериального давления и нарушении сердечной деятельности. Все эти серьезные последствия исключают возможность применения таких препаратов водителями. Во всяком случае в период работы за рулем.

Завершая наш разговор, следует указать еще и на эффект потенцирования — усиления действия различных лекарств в результате их одновременного приема. Это явление широко используется во врачебной практике, однако для водителя такой эффект может стать источником многих неприятностей.

Информируя обо всем этом, мы вовсе не хотим как-то ограничить возможности больного человека на то лечение, которое ему определено врачом. Наша задача напомнить, что врач, назначая лекарства, должен поинтересоваться, не является ли его пациент водителем, и если да, то предупредить его об опасности поездок за рулем во время лечения. Ну и, конечно, сами водители на приеме у врача должны интересоваться всем этим. Пока же приходится констатировать: до сих пор у нас эти проблемы не стали актуальны. А жаль. Ведь речь идет о жизни и здоровье десятков, сотен тысяч людей.

А. КУЗЬМИН, Л. БАРАНОВА, врач, кандидат медицинских наук

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Мотовелосипед Львовянка МВ-042

МВ-042 появится в этом году   В. ОМЕЛЬЧЕНКО, и. о. главного конструктора Львовского завода мотовелосипедов Мотовелосипеды, эти легкие, недорогие двухколесные машины заняли прочное место в быту советского человека. Они нужны многим — молодым и пожилым, для поездки на работу, для загородных прогулок, наконец, для перевозки небольших грузов. Особенно велика в них потребность на селе. Мотовелосипеды выпускаются у нас уже несколько лет, между тем конструкция этих машин еще далека от совершенства и вызывает справедливые нарекания потребителей. Основное из них — велосипедная конструкция экипажной части, очень слабо защищающая водителя от грязи, бензина и масла во время езды. Отсутствие амортизаторов на заднем колесе затрудняет езду по грунтовым дорогам, а жесткое сиденье делает посадку водителя неудобной. Работникам заводов встала неотложная задача— создать надежный и быстроходный, комфортабельный и красивый мотовелосипед, отвечающий самым современным техническим треб...

Читать далее >>

Безопасных доз нет. Почему нельзя пить за рулем

Безопасных доз нет  Там, где законодательство идет на компромисс, половина погибающих в ДТП — жертвы пьяных водителейИ одна рюмка полна коварстваДля водителя «знать меру» — это не пить вообщеОдин мой знакомый, назову его О., справлял свадьбу дочери. И, как положено водителю, которому еще предстоит поездка, чокался нарзаном. Как ни уговаривали его заменить напиток более серьезным, как ни намекали на исключительность отмечаемого события, он был неумолим. Пока не предложили тост за прочность новой семьи. «Что будет здоровому мужику от одного бокала», — подбадривали его окружающие. И О. выпил фужер шампанского. Вскоре он был за рулем. Улица, по которой ехал, тонула в сумерках. Вдруг у самой осевой О. увидел пешехода. Мгновение — и тот исчез, задетый крылом автомобиля... Вечер, обещавший быть счастливым, закончился горестно. При освидетельствовании у О. было обнаружено опьянение легкой степени, и приговор суда, несмотря на неосторожн...

Читать далее >>

Лаки, краски, эмали, грунтовки и шпатлевки. О лакокрасочных материалах

О лакокрасочных материалах Все детали автомобиля, подверженные коррозии, имеют защитное покрытие. Оно есть на болтах и гайках, на деталях двигателя и шасси, на кузове. Но везде оно разное. Мелкие детали защищают гальваническими покрытиями, крупные — красят. При этом используют множество различных лакокрасочных материалов, разобраться в которых без специальных знаний непросто. У них разное назначение, они совместимы или, наоборот, несовместимы, нуждаются каждый в особом методе нанесения и сушки, имеют свою систему буквенных и цифровых обозначений. Как разобраться в многообразии лакокрасочных материалов, необходимых для ремонтных работ автолюбителю? Об этом и пойдет речь в статье кандидата химических наук В. БАЕНКЕВИЧА. Главное свойство лакокрасочных материалов — способность при нанесении их на окрашиваемые поверхности и последующей сушке образовывать защитные или декоративные пленки, называемые покрытиями. Именно поэтому основу таких материалов составляют пленкообразующие ...

Читать далее >>

Модернизация мотоциклов MZ ES 125 и ES 150

MZ ES 125 и ES 150   На Лейпцигской ярмарке 1965 года народное мотоциклетное предприятие из Цшопау (МZ) представило мотоциклы моделей ES 125 и 150 с рядом усовершенствований, относящихся к двигателю. При использовании цилиндров прежнего типа в машинах ES 125 и ES 150 (литровая мощность соответственно 68 и 66 л. с./л) возникал сравнительно высокий нагрев, особенно летом, появлялось калильное зажигание во время остановки двигателя. Благодаря применению цилиндра с широким оребрением (рис. 1) и головки с косо поставленными ребрами удалось значительно улучшить использование потока охлаждающего воздуха. Свеча и ее посадочное место получили лучшее охлаждение. Температуру нагрева цилиндра удалось понизить в среднем на 18 процентов, а свечи — даже на 23 процента.   Рис. 1. Цилиндр с широким оребрением   Новый поршень, имеющий современную конфигурацию внутренней части, более износостоек. Ось поршневого пальца смещена на 1,2 мм по отношению к оси поршня — этим достига...

Читать далее >>

Не спешите улучшать свой мотоцикл

Не спешите улучшать  На протяжении многих лет читаю регулярно нашу страничку, сам не раз выступал под этой рубрикой с рекомендациями, касающимися минских мотоциклов. Большая часть статей (и это понятно) - о том, что и как следует делать. Но очень редки такие, в которых опытный человек предостерегает: а вот так делать не следует! Мои размышления — как раз на эту тему. Чем они вызваны?Многочисленное беспокойное племя мотоциклистов несет в себе заряд энтузиазма, выдумки, дух эксперимента. Велико их желание сделать личный мотоцикл оригинальным, непохожим на другой. Нередко этот путь приносит подлинные удачи, рождает маленькие шедевры. Но гораздо чаще из-под неумелых рук выходят уродцы, своего рода мутанты эволюции, не только внешне безвкусные, но и в силу ряда причин опасные, в том числе для окружающих.Далеко ходить за примерами не надо. Самые простые варианты таких изменений - всевозможные накладки, козырьки и даже фигурки (среди которых почетное место занимает задиристый черт)...

Читать далее >>
Мотоцикл Yamaha RZ 350RR 1985 фото Мотоцикл BMW K 100RS 16V 1989 фото Мотоцикл Bimota KB4RC 2022 фото Мотоцикл Suzuki SlingShot 125 2011 фото
Мотоцикл Ducati Monster 1200S 2020 фото Мотоцикл Yamaha XJ6 Diversion F 2010 фото Мотоцикл Yamaha WR 450 F 2013 фото Мотоцикл Harley Davidson Softail Standard 2020 фото