Допускаю, что такой заголовок к заметкам о безопасности движения звучит несколько неожиданно. Кто-нибудь, возможно, и упрекнет: «Ну зачем же так устрашающе! Неужели нельзя найти какие-то иные слова?» Разумеется, можно. Но давайте называть вещи своими именами: столкновение мотоцикла с автомобилем всегда чрезвычайно опасно, а для мотоциклиста — зачастую смертельно! Водителю автомобиля еще можно надеяться на счастливый исход при аварии, ибо конструкторы сделали за последнее время немало, чтобы защитить и его, и пассажиров от тяжелых травм. Целый ряд средств так называемой пассивной безопасности в современных автомобилях в нужный момент срабатывают даже помимо воли водителя. Скажем, ремни безопасности, мягкая обивка панелей, небьющиеся стекла и т. п. У мотоциклиста ничего этого нет. Разве что защитный шлем да тусклый свет фары, которыми многие, увы, пренебрегают.
Когда в протокол о дорожном происшествии водитель автомобиля вписывает свое объяснение случившегося, слова «не видел или не заметил мотоцикл» встречаются довольно часто. Конечно, скидок на это никто не делает. Должен был видеть — и все тут. Но давайте не торопиться с обвинениями в невнимательности или халатности, хотя и такое, к сожалению, встречается. Попробуем разобраться вместе, отчего же не всегда получается «увидеть».
Мотоцикл мчится по шоссе. Скорости у двухколесных машин сейчас приличные — километров до 100—130. Надо сказать, что любые препятствия мотоциклисту заметить легче. Во всяком случае, обзорность у него куда лучше, чем у водителя автомобиля. Чуть повернул голову — и все как на ладони. А из салона или кабины автомобиля часть разворачивающейся вокруг панорамы всегда скрадывается: грязь на стеклах, стойки и крыша кузова, нередко отсутствие боковых зеркал или их неправильная установка — все это существенно ограничивает поле зрения водителя. В результате неизбежно возникают, как говорят, слепые зоны, и мотоциклу оказаться в них проще простого. Отсюда следует первый и очень важный для мотоциклиста вывод: в свои действия надо вносить поправку на то, что автомобилист по объективным причинам контролирует ситуацию вокруг хуже.
На серой ленте дороги или на фоне придорожного пейзажа автомобили ярких цветов бросаются в глаза сразу, а вот машины темных, серых тонов, да еще в плохую погоду, воспринимаются намного хуже. Что уж говорить про мотоциклы, которые на шоссе порой просто сливаются с фоном и своевременно их заметить очень трудно. Если учесть, что при современных скоростях движения на оценку обстановки у водителя остаются нередко даже не секунды, а их десятые доли, то легко представить, какую опасность таит «замаскировавшийся», слившийся с дорогой мотоциклист.
К сожалению, многие из них, особенно молодые, об этом не всегда помнят. По причинам, вероятно, чисто психологического свойства: они-то видят автомобиль отчетливо и полагают, что его водитель находится в таком же положении. А это далеко не так. Статистика свидетельствует, что очень многие столкновения мотоциклистов с машинами на перекрестках дорог, при обгонах, поворотах и других маневрах происходят вовсе не потому, что водители автомобилей не усвоили соответствующих положений Правил, а только из-за того, что они слишком поздно замечали мотоциклиста.
Безусловно, давно пора принять меры, чтобы сделать мотоцикл и его водителя ярче, заметнее на дороге. Почему мотоциклисты ездят в основном в черных и коричневых куртках из кожзаменителя, что совершенно не отвечает требованиям безопасности движения. Посмотрите, как одеты, например, дорожники, рабочие по уборке улиц — в яркие оранжевые жилеты, которые прекрасно видны на проезжей части. Но ведь слившийся с окружающим пейзажем мотоциклист в десятки раз опаснее, так как двигается на большой скорости. Пока на помощь не пришла наша легкая промышленность, может стоит самим сшить яркие легкие куртки и надевать их поверх темного мотоциклетного костюма. Даже просто белые защитные шлемы, которыми сейчас так часто пренебрегают, и то хорошо помогают. Проведите несложный эксперимент и вы увидите, что в одних и тех же условиях мотоциклист в шлеме заметен на расстоянии почти в два раза большем, чем тогда, когда он без шлема. Цвет самого мотоцикла особой роли здесь не играет: слишком уж мало у него открытых металлических поверхностей. Значит, повторяем, вся надежда на яркую экипировку водителя.
Надо помнить и о том, что водители в пути вообще больше привыкли ориентироваться на автомобили. Во-первых, потому что их гораздо больше в транспортном потоке — где-то от 90 до 95 %. Во-вторых, чего греха таить, и потому что мотоцикл, как им кажется, реальной угрозы не представляет. Поэтому события часто развиваются так: шофер перед перекрестком глянул вправо — никого не заметил, посмотрел в другую сторону и выехал на шоссе... Вот тут-то он только и видит мчащегося справа наперерез мотоциклиста, на которого, как потом выясняется, просто не обратил внимания. Но время уже безнадежно упущено! Сколько трагедий на дорогах разыгралось при таких обстоятельствах — для мотоциклистов это почти всегда смерть... Учитывая, что глаз водителя определенным образом «настроен» прежде всего на габариты автомобилей, мотоциклисту перед перекрестком лучше подтянуться к идущим впереди машинам, чтобы миновать опасный участок вместе с ними.
Или возьмем такой распространенный маневр, как обгон. Уже из сказанного, мы думаем, ясно, что мотоциклисту надо выходить на обгон заранее. Больше шансов, что водитель автомобиля заметит его вовремя, а у самого мотоциклиста больше уверенности в том, что не произойдет обратное. К сожалению, мотоциклисты часто обгоняют иначе. Подтянутся к грузовику почти вплотную и выжидают благоприятный момент. Все правильно, вроде бы, но... За автомобилем— слепая зона! И повиснув, как говорят, на хвосте, мотоциклист совершает серьезную ошибку. Дело в том, что при обгоне водитель автомобиля может его не увидеть и, скажем, при объезде препятствия или выбоины на проезжей части возьмет влево — столкновение почти неизбежно.
Еще одна опасная ошибка — начинать обгон вслед за автомобилем, тем более грузовым. Дело в том, что обгоняемый водитель, сосредоточив внимание на приближающемся грузовике, за его внушительной «фигурой» мотоциклиста обычно не замечает. Ему кажется, что позади больше никого нет, и, пропустив обгоняющий автомобиль, уверенный в полной безопасности, он тоже начинает маневр — обгон или поворот... Даже если в последний момент он заметит опасность, ничто, как правило, уже не поможет, так как оба водителя не готовы к такому повороту событий. Мы не оправдываем, разумеется, и водителя автомобиля — не о нем сейчас речь,— хотим лишь, чтобы мотоциклисты такие ситуации предвидели и не начинали обгон до тех пор, пока не убедятся, что их хорошо видят партнеры по движению.
Сказанным, разумеется, не исчерпаны многочисленные опасные ситуации, в результате которых мотоциклисты становятся жертвами аварий. Такая цель здесь и не ставилась. Сделана лишь попытка напомнить всем, кто за рулем, и в первую очередь, конечно, мотоциклистам, о наиболее распространенных причинах дорожных происшествий с их участием. Помня о них, каждый водитель двухколесной машины способен избежать большинство опасных ситуаций, которые подстерегают его на дороге. Если, конечно, не будет полагаться при этом лишь на счастливую случайность.
Г. ЗИНГЕР
1991N04P31
Продолжаем публикацию материалов из книги «Ваш спутник мотоцикл» (начало — в предыдущем номере). На этот раз по нашей просьбе В. ЗАХАРИН и Г. ПИЛЮКЕВИЧ подготовили статью о трансмиссии.В трансмиссию входят передняя (моторная) передача, сцепление, коробка передач и задняя (главная) передача. В таком порядке мы их и рассмотрим.Передняя передача. У мотоциклов тяжелого типа ее нет, поскольку сцепление находится непосредственно на маховике. У «ИЖ-Планеты-спорт» передняя передача состоит из двух косозубых шестерен: одна, ведущая, сидит на левой цапфе коленчатого вала, другая, ведомая, является венцом барабана сцепления. Шестерни находятся в постоянном зацеплении, работают в масляной ванне и в уходе не нуждаются.У всех остальных двигателей отечественных мотоциклов передняя передача цепная. Наиболее распространенный дефект ее вытекает из конструкции: цепь со временем вытягивается, провисает, начинает сильно шуметь. Нередко нижняя, ненагруженная ветвь сильно изнош...
Читать далее >>Тяжелый мотоцикл с установленным на нем опытным образцом двигателя РД— 515. Высокая удельная мощность, компактность, технологичность изготовления — таковы основные достоинства, благодаря которым поршневой двигатель внутреннего сгорания (ДВС) не только занял ведущее место среди тепловых машин, но и успешно противостоит попыткам заменить его другими силовыми установками. Между тем этому двигателю присущи и серьезные органические недостатки. Один из самых существенных — возвратно-поступательное движение поршня и порождаемые им силы инерции, которые не всегда можно уравновесить. Отсюда — дополнительные динамические нагрузки, вибрации, шум. Другой — наличие в четырехтактных двигателях довольно сложного газораспределительного механизма, требовательного к уходу. Вот почему параллельно с совершенствованием традиционных поршневых ДВС инженеры, изобретатели десятилетиями работали над схемами двигателей, где рабочий орган — поршень совершал бы ...
Читать далее >>То что мешает судам выносить справедливые приговоры в делах по ДТПВсегда ли законны и обоснованны приговоры судов по делам о дорожно-транспортных происшествиях? Насколько квалифицированно назначаются и оцениваются судами автотехнические экспертизы? Каков уровень компетентности судей в рассмотрении указанной категории дел? Эти и другие вопросы анализировались при изучении практики судебного рассмотрения подобных дел в Чите, Иркутске и Новосибирске. Всего их было исследовано более двухсот. Прежде чем говорить о каких-либо выводах, приведем несколько примеров.Водитель В. на личном «Москвиче» решил обогнать два мотоцикла и легковой автомобиль, которые ехали впереди с небольшой скоростью. Он включил сигнал поворота и вышел на встречную полосу, при этом двигаясь с опережением, но не превышая разрешенной скорости. Когда он уже обогнал легковой автомобиль и впереди были только мотоциклы, водитель одного из них, не убедившись в безопасности маневра, подал сигнал левого поворота и по...
Читать далее >>С прискорбием об ИМЗ 8.201 Кросс и не только о нем Поговорите с мотоспортсменами, выступающими на наших кроссовых, на других спортивных мотоциклах. Двух мнений не услышите. Машины ижевского, ковровского, ирбитского и минского заводов и по конструкции и по исполнению совершенно непригодны для спорта. Требуются коренная переделка, большие затраты труда, средств, материалов, чтобы как-то приспособить их к условиям соревнований, да и то на короткий срок. Многие годы спортивная общественность бьет тревогу по этому поводу. Но, наверно, пора уже разобраться во всем, детально дать оценку той продукции, которую получают молодые спортсмены, и ответить на вопрос, может ли такое продолжаться дальше. Попытаемся сделать это на примере ирбитской кроссовой машины, предназначенной для очень любимых у нас соревнований на мотоциклах с колясками. Итак, ИМЗ-8.201 «Кросс». Готовя эту публикацию, мы беседовали со многими спортсменами, механиками, тренерами и отметили совпадение критически...
Читать далее >>Более надежный способ У части мотоциклов ИЖ-П3, ИЖ-Ю3 электронное реле РП1С указателей поворота постоянно включено вместе с зажиганием, что сокращает срок его службы.Чтобы оно работало только при включении указателей поворота, предлагалась (в книжке Б. Ф. Демченко «Советы мотоциклистам», изд. ДОСААФ, 1986 и журнале «За рулем») незначительная переделка реле посредством изменения цепей питания и введения двух диодов. Однако они, как оказалось, ухудшают четкость срабатывания реле. С целью исключить этот недостаток я нашел более надежный способ подключения реле с тем же изменением цепей питания, но без дополнительных диодов. Вместо штатного переключателя указателей поворота ставим переключатель света П25 А (он продается во всех автомотомагазинах) и подключаем его, как показано на рисунке (б). Три дополнительных вывода из реле не забудьте загерметизировать наподобие имеющихся. А. КОРОЛЬЧУК Волынская область, с. Милуши Выходной каскад реле РП1С и...
Читать далее >>