От потока машин, идущих по шоссе, внезапно отделяется мотоцикл. Он съезжает на обочину и останавливается. Водитель соскакивает на землю и склоняется над своим закапризничавшим помощником. Теперь ему уже не успеть на работу. Вчера он тоже опоздал. У мотоцикла засорилась подача топлива, и водитель, впопыхах продувая бензопровод, вдоволь хлебнул бензина. А сегодня вот лопнул трос сцепления. Мотоциклист на ветру торопливо загибает колющие пальцы проволочки троса.
Мотоцикл на обочине — это чрезвычайное происшествие. Водитель, попавший в такое незавидное положение, — примерно то же, что двоечник в школе. Некоторые такие горе-мотоциклисты, подобно двоечникам, ищущим спасения в шпаргалках, стали даже своеобразными специалистами. Они разрабатывают и совершенствуют способы ремонта мотоцикла в пути.
Конечно, неплохо уметь быстро найти и устранить неисправности у неожиданно вставшей посреди дороги машины. Но заниматься этим приходится ведь «не от хорошей жизни». Не лучше ли постараться предупредить незапланированные остановки? Мы имеем в виду и спортсменов, для которых каприз машины оборачивается поражением.
В большинстве случаев предупредить неполадки вполне возможно. Во всяком случае, наш незадачливый собрат, с которого мы начали рассказ, мог избежать неприятностей. Достаточно было выполнить предписания руководства по обслуживанию мотоциклов: не пользоваться топливом из грязной емкости и наливать его через частую сетку (капроновый чулок); не пренебрегать своевременной очисткой фильтров и отстойников и оберегать карбюратор от воды и снега. Попутно заметим, что полезно увеличить емкость и высоту фильтра-отстойника, в особенности тем, кто заправляется непосредственно из бензоколонки. Вот тогда не придется «дегустировать» в дороге бензин.
Обрыва троса тоже можно было избежать. Ведь его стальные жилки обламываются не все сразу. Обычно сначала в месте изгиба переламываются одна или несколько жилок. Такой трос надо немедленно заменить, а наконечник троса при малейшем сомнении в надежности следует пропаять, разделав его жилки веером или забив в торец клин (кончик обойного гвоздя).
Даже спустившая воздух шина, неизбежно приводящая на обочину, — тоже не фатальная случайность. Мы имеем в виду не «прямое попадание» гвоздя. Перед гвоздем все бескамерные шины равны и беспомощны. Но дело в том, что достаточно часто воздух выходит из камеры не в результате прокола, а из трещины, образовавшейся со временем на ее складках, через отверстия, протертые отслоившимися нитями корда, через неумело наклеенные заплаты, поврежденный или косо установленный вентиль и т. п. А значит, нельзя пренебрегать и осмотром протектора для извлечения гвоздей и осколков стекла, периодической проверкой шин изнутри.
Кто из мотоциклистов не позавидует своему товарищу, у которого двигатель заводится «с пол-оборота» и работает так, что по нему хоть секундомер проверяй. Но нередко приходится видеть, как подолгу водитель дергает пусковую педаль, а лотом, покопавшись в двигателе и отдохнув, с новыми силами принимается «терзать» машину. А машина не виновата. На нее сердиться нечего. Раз она легко не заводится — значит, не все в ней в порядке.
Мотоцикл на обочине — это еще не самбе печальное, что может случиться. Хуже, когда нельзя вовремя остановить его и избежать столкновения. Часто причиной таких прискорбных происшествий служат невыключившееся сцепление, отказавшие тормоза, незавинченная гайка колеса. Подобные неисправности, как правило, случаются у мотоциклов, которыми их владельцы занимаются в основном на обочине. Поэтому первую нашу беседу мы хотим закончить общей рекомендацией, продиктованной опытом многих поколений мотоциклистов: основа основ — профилактика!
1963N01P25
новый дорожный мотоцикл Перед вами на фото новый мотоцикл «Юпитер», или, как его сокращенно называют, ИЖ-Ю. Он спроектирован нашим СКБ мотоциклостроения и принят к массовому производству, которое началось во второй половине 1961 г. Опытные образцы мотоциклов ИЖ-Ю и ИЖ-ЮК (такой индекс присвоен модели с коляской) были всесторонне испытаны в разнообразных дорожных и климатических условиях. ИЖ-Ю может эксплуатироваться и с боковым прицепом. Для этого надо установить узлы крепления тяг. Коляска — легкого типа, рассчитана на одного пассажира или груз весом до 100 кг. Конструкция мотоцикла отвечает современным требованиям, предъявляемым к машинам такого класса. Защита карбюратора специальными кожухами, большие поверхности, покрытые лаком, красками и декоративным хромом, придают машине красивый внешний вид. Экипажная часть «Юпитера» и старой модели ИЖ-56 унифицированы за исключением кронштейнов крепления двигателя. Легкая сварная трубчатая рама, пружинная...
Читать далее >>Сравнительно недавно мотолюбители познакомились с новым дорожным мотоциклом «ИЖ Юпитер». Достаточно комфортабельный, простой в управлении, надежный, а главное — обладающий высокими динамическими и эксплуатационными качествами, он превосходит своего предшественника — ИЖ-56. Взять, например, такой важный показатель, как максимальная скорость. При полной нагрузке (водитель и два пассажира) у «ИЖ Юпитера» она составляет 85—90 км/час, в то время как у старой модели — 70 км/час. Такая скорость в сочетании с хорошей приемистостью достигается главным образом потому, что на «Юпитере» установлен более совершенный, чем на ИЖ-56, двигатель. Имея одинаковый с одноцилиндровым ИЖ-56 рабочий объем (346 см3), двухцилиндровый двухтактный ИЖ Юпитер развивает значительно большую (на 5 л. с.) мощность, а именно — 18 л. с. при 4900— 5100 оборотах коленчатого вала в минуту. Каковы конструктивные особенности нового двигател...
Читать далее >>Снова и снова приходят к нам письма (больше от мотоциклистов) с жалобами на детонацию. Но что характерно, многие называют детонацией не ее, злодейку, а нечто совсем другое! Вот выдержка из одного такого письма: "Включаю зажигание - а двигатель как-то конвульсивно делает еще несколько вспышек... И так вот детонирует с первых километров". Что ж, пора, видимо, вернуться к этой теме, не раз освещавшейся в журнале, - поговорить и о детонации, и о других явлениях, наблюдаемых при сгорании топлива. Сделать это мы попросили специалиста, которого большинство наших читателей хорошо знает по его выступлениям в "За рулем" - Эдуарда Викторовича КОНОПА. Вспомним для начала школьную скамью и то, как преподаватель красочно объяснял работу двигателя внутреннего сгорания: "...Сжатую в цилиндре смесь воздуха и паров бензина воспламеняет искра - и происходит взрыв". Понятно, яркий образ лучше запоминается. И кто-то, наверное, получал пятерки, отвечая так же. Но реальная картина, к счастью, сильно отлич...
Читать далее >>Один вместо двух на тяжелых мотоциклах ирбитского и киевского заводов Как известно, на тяжелых мотоциклах ирбитского и киевского заводов по два карбюратора. Такая схема позволяет точнее подобрать регулировку питания для каждого цилиндра в отдельности и тем сгладить огрехи изготовления. Но эта операция многим мотоциклистам представляется если не совсем лишней, то уж во всяком случае обременительной и сложной. И потому не прекращаются попытки упростить систему, использовать вместо двух только один карбюратор. Один из таких энтузиастов-экспериментаторов опытный мотоциклист А. ОХОТНИКОВ из Челябинска добился в этом направлении неплохих результатов. И сегодня делится опытом. Начну с предыстории. Первый мой мотоцикл М62 выпуска 1963 года с карбюраторами К37 расходовал в среднем 6,2—6,5 л на 100 км. После 60 тысяч километров пробега дроссели износились, и мне пришлось устанавливать новые карбюраторы К302 с плоским золотником. Расход топлива в тех же условиях увеличился до 8,5 л/1...
Читать далее >>Многие зарубежные социологи утверждают, будто существует некий неразрешимый конфликт между человеком и созданной им техникой, что человек-созидатель становится жертвой машины- и всего промышленного прогресса. В качестве одного из подтверждений обычно приводятся цифры роста дорожно-транспортных происшествий.Однако, если объективно проанализировать причины катастроф на дорогах, осмыслить и сопоставить факты, то нетрудно убедиться, что техника, как бы бурно она ни развивалась, тут совершенно ни при чем. Во всех случаях без исключения прямо или косвенно виноваты мы — люди. От нас целиком зависит, станем ли мы жертвами или повелителями машин, обречем себя или извлечем из достижений науки и техники максимум пользы и удобств. В связи с этим стоит поразмыслить над отношениями человека и мотоцикла, ибо пресловутое противоречие, как считают приверженцы вышеназванной теории, выражено здесь наиболее ярко. Главное достоинство современной машины — скорость. Она же может обернуться и боль...
Читать далее >>