Абрис это угол, определяющий положение полюсов ротора генератора относительно башмаков статора в момент размыкания контактов прерывателя.
Для надежной работы двигателя всегда желательно подавать на свечу ток максимальной величины. Этот максимум соответствует отклонению ротора от нейтрального положения на 7—9 градусов по ходу вращения в момент разрыва контактов. В зависимости от установки момента размыкания контактов прерывателя абрис может быть ранним, нормальным и поздним.
«Установите правильно абрис». Эту фразу часто можно встретить в книгах и наставлениях по эксплуатации мотоциклов. Но не все читатели с этим термином знакомы, и многие просят рассказать на страницах журналов о том, как правильно устанавливать абрис.
Мы предоставляем слово инженеру Б. В. Базякину. Он расскажет о том, как это делать на мотоциклах «Ковровец-175» и «Восход».
Мотоциклисты должны знать, что искрение контактов прерывателя (особенно на высоких оборотах двигателя) и затрудненный пуск двигателя из-за слабой искры на свече — это первые признаки неправильной установки абриса.
Рис. 1 Схема прерывателя: 1 — винт-эксцентрик для регулировки зазора; 2 — пластина регулировки абриса; 3 и 6 — винты, крепящие пластину; 4 — молоточек прерывателя; 5 — крепежный винт; 7 — прорезь для отвертки, поворачивающей пластину в процессе регулировки.
В процессе эксплуатации мотоцикла абрис может нарушаться из-за ослабления винтов и смещения регулировочной пластины (рис. 1) или износа молоточка прерывателя и кулачка ротора. Абрис сбивается также при неправильном зазоре между контактами прерывателя, вследствие чего падает вторичное напряжение на свече и искра становится слабой. Отсюда затрудненный пуск двигателя и снижение его мощности.
На заводе-изготовителе наивыгоднейший абрис устанавливают при помощи игольчатого разрядника, реже — по осциллографу или на специальной абрисной плите.
В «домашних» условиях самый простой способ регулировки абриса — по цвету искры в свече. Нужно тщательно прочистить и промыть свечу в бензине. Установить между электродами зазор 2,5—3 мм и подключить свечу и проводу высокого напряжения. Если абрис отрегулирован правильно — искра должна быть голубоватого цвета; при неправильном абрисе — цвет искры красноватый.
Рис. 2. Сборочный чертеж и детали разрядника для установки абриса: 1 — кожух из органического стекла: 2 (а и б) — острия из легированной антикоррозийной стали 14 X 19Н9А или 12хНЗА: 3 (а и б) — держатели из латуни или бронзы; 4 (а и б) — гайки из этого же металла.
Более точная регулировка достигается при помощи портативного игольчатого разрядника (рис. 2), который нетрудно изготовить. Он позволит проверять работу всех приборов цепи зажигания.
На полированный кожух разрядника из органического стекла наносят риски с интервалом 1 мм. По этим рискам устанавливают зазор между электродами в 4—6 мм. Разрядник крепят держателем к ребру головки цилиндра. Теперь, если нажимать на пусковую педаль, имитируя пуск двигателя, между электродами разрядника будет проскакивать искра. Нужно найти такое положение пластины регулировки абриса, при котором образуется устойчивая искра. Далее пластину затягивают винтами 3 и 6 (см. рис. 1), снимают прибор и надевают на свечу колпачок. Предварительно промывают контакты прерывателя и устанавливают между ними нормальный зазор 0,3— 0,4 мм. После этого проверяют пуск двигателя и его работу на всех оборотах. Нужно также проверить, нет ли искрения в контактах прерывателя.
Работа цепи зажигания считается нормальной при зазоре между электродами разрядника 4—6 мм и устойчивом искрении между ними. Если удается отрегулировать искрение только при зазоре меньше 4 мм, то есть вероятность, что генератор или катушка зажигания имеют неисправность, хотя система зажигания и будет работать некоторое время.
г. Ковров
Б. БАЗЯКИН, инженер
1968N05P25
Советские гоночные мотоциклы Два года тому назад ЦКЭБ мотоциклостроения изготовило первые опытные образцы нового гоночного мотоцикла С-259 (класс до 250 см3), созданного в содружестве советскими и чехословацкими специалистами. На этих мотоциклах не раз весьма успешно выступали советские гонщики в сезоне 1960/61 г. Так, заслуженный мастер спорта Николай Севостьянов дважды выиграл звание чемпиона СССР по шоссейно-кольцевой гонке и завоевал первое место в международных соревнованиях на таллинской и рижской трассах. На базе мотоцикла С-259 в 1960 году ЦКЭБ спроектировало и изготовило первые образцы мотоцикла С-360 (класс до 350 см3), которые также хорошо зарекомендовали себя на всесоюзных и международных соревнованиях. Увеличение рабочего объема с 247 до 347 см3 получено за счет большего хода поршня и диаметра цилиндров. Поэтому кривошипно-поршневая группа двигателей С-259 и С-360 не взаимозаменяемы. Больший рабочий объем двигателя С-360 потребовал изменения диаметров клапанов и ди...
Читать далее >>Техническая характеристика мопеда Рига 7 Длина, мм 1860 Ширина, мм 650 Высота, мм 1050 Вес, кг 36 Рама трубчатая, сварная Передняя вилка телескопическая с пружинным амортизатором Размер шин, мм 559—48(26" Х 2") Скорость, км/час 40
Читать далее >>Спортивный мопед - гоночный мотоцикл По уровню форсировки двигателей, высоким удельным параметрам 50-кубовые гоночные мотоциклы занимают особое место даже в ряду аналогичных мотоциклов других классов. В самом деле, их двигатели сегодня развивают 16—21 л. с./12—15 кВт, то есть 320— 420 л. с. в пересчете на 1 литр.Детали этих моторов имеют относительно малую массу и потому более охотно поддаются форсированию по оборотам. Но, конечно, создание и доводка миниатюрного в обычном понятии двигателя, обладающего столь высокими показателями, — дело очень непростое. На рижском заводе «Саркана Звайгзне» эту работу начали еще в 60-х годах. Тогда для спортивной машины в качестве базового использовали серийный двигатель мопеда. На гоночном мотоцикле СЗ—50 с форсированным двигателем в 1964 году была достигнута скорость 105 км/ч. На этом ресурс серийного мотора оказался исчерпанным, и на заводе начали разрабатывать мотоцикл с современным силовым агрегат...
Читать далее >>Безопасных доз нет Там, где законодательство идет на компромисс, половина погибающих в ДТП — жертвы пьяных водителейИ одна рюмка полна коварстваДля водителя «знать меру» — это не пить вообщеОдин мой знакомый, назову его О., справлял свадьбу дочери. И, как положено водителю, которому еще предстоит поездка, чокался нарзаном. Как ни уговаривали его заменить напиток более серьезным, как ни намекали на исключительность отмечаемого события, он был неумолим. Пока не предложили тост за прочность новой семьи. «Что будет здоровому мужику от одного бокала», — подбадривали его окружающие. И О. выпил фужер шампанского. Вскоре он был за рулем. Улица, по которой ехал, тонула в сумерках. Вдруг у самой осевой О. увидел пешехода. Мгновение — и тот исчез, задетый крылом автомобиля... Вечер, обещавший быть счастливым, закончился горестно. При освидетельствовании у О. было обнаружено опьянение легкой степени, и приговор суда, несмотря на неосторожн...
Читать далее >>Jawa для гонок по льду За всю историю первенств мира в мотоциклетных гонках по льду те, кто становились чемпионами, выступали на мотоциклах ЯВА. Это лучшая рекомендация завода в Дивишове, выпускающего трековые гоночные мотоциклы. Что же представляет собой специальная модель ЯВЫ для гонок по льду? Разрабатывая ее конструкцию, чехословацкие специалисты опирались на богатый опыт советских спортсменов. За основу была взята рама, созданная в свое время В. Карнеевым. С годами она, естественно, совершенствовалась, изменялась также конструкция передней вилки, некоторых второстепенных деталей. Сегодня после пяти модернизаций модель Jawa-891.5 (она выпускается с 1978 года) продолжает оставаться машиной чемпионов, и значительное количество этих мотоциклов поступает в СССР. Ежегодно советские спортивные клубы, располагающие сильнейшими в мире спортсменами в гонках по льду, получают более ста этих машин.Помимо рамы, передней вилки, масляного бака измененной конструкции ЯВА-891.5 отличается от ...
Читать далее >>