Советы по ремонту. Тем, кто ездит на мотоциклах Ява и Чезет

Советы по ремонту

 

500 тысяч мотоциклов этих марок бегают по дорогам нашей страны. Они завоевали популярность у советских мотолюбителей мощностью, приемистостью и надежностью двигателей. Обкатка, обслуживание и своевременный ремонт позволяют безаварийно эксплуатировать «Явы» и «Чезеты» на протяжении десятков тысяч километров.

Что касается обкатки и обслуживания мотоцикла, то об этом сказано в инструкции. О ремонте же литературы почти нет, а ремонтных мастерских, где можно было бы получить квалифицированную помощь или консультацию, пока недостаточно.

Редакция получает много писем, авторы которых спрашивают совета по ремонту чехословацких мотоциклов. Для ответа мы предоставляем слово инженеру Б. В. Синельникову.

В статье рассматриваются основные положения, связанные с ремонтом главной части мотоцикла — его двигателя.

Диагноз и ремонт

Приступая к ремонту, запомним основное правило: устранение неисправностей следует начинать с самого простого. Не секрет, что всякая разборка нарушает о определенной степени взаимное положение приработавшихся деталей и в итоге может вызвать их интенсивный износ. Поэтому к разборке прибегают, только убедившись в ее необходимости.

Первое «близкое знакомство» с двигателем обычно происходит после пробега 15—20 тысяч километров. К этому времени из-за износа поршневых колец снижается мощность. Ремонт состоит в их замене. Эта работа подробно изложена в инструкции.

Через 25—35 тысяч километров мощность двигателя опять снижается. Здесь уже может потребоваться замена или расточка цилиндра. Сигналом служит увеличение его диаметра на 0,1—0,15 мм в любом сечении или образование продольных рисок глубиной более 0,05 мм. К этому моменту могут износиться поршневой палец, втулка верхней головки шатуна и стенки отверстий в бобышках поршня. О возникновении в этих соединениях зазора свидетельствует появление стуков при переходе поршня через мертвые точки. Наиболее отчетливо они слышны в верхней части цилиндра при движении мотоцикла накатом с включенным сцеплением. При увеличении опережения зажигания стуки усиливаются.

Изношенный подшипник нижней головки шатуна тоже вызывает стуки, но более глухого тона. Определить их на слух очень трудно. Для проверки состояния всех этих соединений достаточно снять головку цилиндра и цилиндр (см. инструкцию).

Покачивая поршень при неподвижном шатуне, а шатун при неподвижном коленчатом вале, можно определить величину люфта в соединениях. Если в подшипнике нижней головки шатуна он превышает 0,3 мм — коленчатый вап нуждается в замене. Для этой работы, так же как и при ремонте коробки передач, необходима разборка (в условиях мастерской) картера двигателя, предварительно снятого с мотоцикла.

Состояние опорных (коренных) шарикоподшипников коленчатого вала проверяют так. Сняв статор генератора, берутся руками за якорь и приподнимают и опускают коленчатый вал. Если слышны стуки и к тому же ощущается его движение — значит, подшипники изношены и их надо менять. Это удобнее делать, когда картер разобран.

Снижение мощности двигателя, работа его «через такт», затрудненный пуск иногда являются следствием износа уплотняющего «воротника» самоподжимающихся сальников, установленных на цапфах с наружной стороны коренных подшипников. О повреждении левого сальника говорит уменьшение уровня масла в картере (оно засасывается в цилиндр), увеличение дымности выпускных газов (это особенно заметно в левом глушителе у «Явы-350»), При неисправности правого — в цилиндр подсасывается воздух, топливная смесь обедняется и часть ее выбрасывается через сальник на генератор. Об этом же сигнализируют следы масла на наружной стороне сальника и в генераторе, и хлопки, прослушивающиеся при снятой правой крышке.

Для замены сальников двигатель не нужно снимать с мотоцикла. Доступ к левому открывается после снятия левой крышки картера, сцепления и ведущей звездочки с коленчатого вала; к правому— после снятия статора и якоря генератора.

Меняем поршневой палец и его втулку

Чтобы определить причины люфта поршня на шатуне, необходимо снять поршень (предварительно закрыв тряпкой отверстие картера). Для этого достаточно удалить плоскогубцами два стопорных кольца пальца и вытолкнуть палец. Если он сидит плотно, можно воспользоваться приспособлением (рис. 1).

 

Приспособление для снятия и установки поршневого пальца

Рис 1. Приспособление для снятия и установки поршневого пальца: 1 — хомут: 2 — направляющая для установки пальца; D — диаметр поршня; L = 2D; d=d0 + 1,5 мм; d1 — внутренний диаметр пальца; - d0 — 0.1 мм; d0 — наружный диаметр пальца; 1 = 2D + 20 мм; I1 = D.

 

Вставляя новый палец по очереди в поршень и втулку, определяют, какая же деталь износилась. Во втулку смазанный палец должен входить от усилия руки и сидеть в ней плотно. А в отверстия холодного поршня он не должен входить (при запрессовке поршень надо нагреть до 80 градусов).

Ко времени первого ремонта обычно изнашивается палец в месте соединения со втулкой, и его просто заменяют деталью того же размера. Если же износились стенки отверстий поршня или втулки, их развертывают до нужного диаметра (см. таблицу 1) и устанавливают ремонтный палец на 0,05 или 0,1 мм больше.

 

Таблица 1. Ремонтные размеры цилиндров

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Чезет 350 модель 472.3

Возвращение Чезета ( CZ 472 3) Марка CZ хорошо известна у нас по кроссовым мотоциклам, поступающим в спортивные клубы, и, конечно, по тем машинам, на которых ведущие мотоспортсмены страны завоевывали призовые места на чемпионатах мира. Однако старые мотоциклисты помнят и дорожные ЧЗ классов 175 и 250 смЗ, поступившие в СССР в небольшом количестве лет пятнадцать тому назад.Прошлой осенью возобновились поставки дорожных мотоциклов этого известного завода (см. «За рулем», 1976, № 12), и редакция получила возможность испытать новую модель CZ-472 класса 350 см3.Мотор нового ЧЗ почти не отличается от хорошо уже известного двигателя Ява-634; разница лишь в небольшом изменении заднего крепления к раме (у ЧЗ оно уже), наличии механизма полуавтоматического выключения сцепления и указателя нейтрали в коробке передач. И хотя наступившая вскоре зима прервала испытание, с ЧЗ-472 мы успели познакомиться достаточно подробно.Общее впечатление таково: это довольно хороший дорожный мотоц...

Читать далее >>

ИЖ Юпитер-3 регулировка для достижения полной мощности

Выполните регулировку  «Мотоцикл «ИЖ — Юпитер-3» прошел уже более 5000 км, но полной мощности, как я могу судить по Другим таким же машинам, не выдает. Какие могут быть причины?» — спрашивает К. Усольцев из Магнитогорска.Если обкатка мотоцикла была проведена правильно, то есть в соответствии с инструкцией, и заметных дефектов двигатель не имеет, вероятно, удастся повысить его мощность, выполнив следующие работы.Выверните свечу и осмотрите. Если на ней много нагара, значит, в цилиндр поступает слишком богатая смесь, и нагар отложился также в камере сгорания и в выпускных каналах. Снимите цилиндр и удалите нагар с его головки, днища поршня и выпускных каналов. По отпечаткам на прокладке цилиндра проверьте, полностью ли совпадают контуры перепускных каналов картера и цилиндра и не перекрывает ли их прокладка. При необходимости подгоните каналы и прокладку.Проверьте и, если надо, установите одинаковое опережение зажигания в обоих цилиндрах (2,6...

Читать далее >>

Три сезона на ИЖ Планета 4. Отзыв владельца

Отзыв владельца   Если говорить о причинах, по которым мой выбор пал на «Планету-4», то их просто не было: купил то, что оказалось в продаже. Но теперь, после 25 тысяч километров пробега я уже уверенно говорю, что не ошибся. Что же касается критических замечаний и пожеланий в адрес завода-изготовителя, то они продиктованы только заботой о деле, которое считаю общим. Прежде всего несколько слов о боковом прицепе ВМЗ-9.203. Несомненно, он очень практичен. Даже владельцы ЯВ и «уралов» завидуют нам, «ижатникам». И это имеет под собой почву. Приходилось возить и мебель, и мешки с цементом, не раз спал в прицепе — при росте 180 см неудобств почти не испытываешь. Правда, мешают ребра жесткости, которые с внутренней стороны днища хорошо бы перенести на внешнюю. Пока же, создавая постель в прицепе, без надувного матраца не обойтись. Очень удобны для посадки, погрузки и выгрузки подъемные капоты. К тому же их полный демонтаж занимает несколько минут...

Читать далее >>

ИЖ Планета 3-01, ИЖ Юпитер 3-01 (3К-01)

Комфортабельнее, мощнее, безопаснее С конвейера мотоциклетного производства объединения «Ижмаш» в нынешнем году сошла пятимиллионная машина. Коллектив мотоциклостроителей отметил это событие переходом на выпуск модернизированных моделей «ИЖ—Планета-3-01» и «ИЖ—Юпитер-3-01». Что нового в них, чем они отличаются? Мы провели модернизацию по трем основным направлениям: усиление активной и пассивной безопасности, улучшение удобства езды, повышение мощности.Начнем с безопасности. На обеих моделях введены защитные дуги, смонтированное на руле зеркало заднего вида, удлиненные кронштейны указателей поворота. Наши мотоциклы теперь будут оснащены откидывающимися подножками для пассажира, которые предотвращают травмы ног. На рычагах управления сцеплением и передним тормозом предусмотрены 20-миллиметровые резиновые шарики. В случае падения машины мотоциклист не рискует теперь получить травму острым концом рычага. Модификация «ИЖ&m...

Читать далее >>

Кросс 1 - ирбитский кроссовый Урал

Ирбитский кроссовый Кросс на тяжелых мотоциклах с коляской (класс 750 см3) и последние годы приобретает все большую популярность. С 1971 года Международная мотоциклетная федерация разыгрывает н этом классе машин «Кубок ФИМ». А с 1974 года намерена возвести эти соревнования в ранг чемпионата мира.Пробуя свои силы, ирбитские гонщики выступали в некоторых этапах «Кубка» на мотоциклах «Кросс-750». Несмотря на сравнительно большой вес этих машин и мощность в пределах всего 42 — 44 л. с. спортсменам удалось занять 1-е и 3-е места в Бельгии, 5-е и 6-е — в Голландии и 7-е и 9-е — в Швеции.К нынешнему сезону Ирбитский завод создал новый мотоцикл с коляской — Кросс-1. Проектируя его, конструкторы основное внимание уделили повышению мощности, снижению веса и улучшению работоспособности всех узлов и механизмов на тяжелых кроссовых трассах.Благодаря изменению фаз газораспределения, впускного и выпускного трактов, новым бумажному фильтру и...

Читать далее >>
Тип двигателя Ява-175 мод. 356 Ява-350 мод. 354, 360 Чезет-175 мод. 450
Селективные группы A B C A D C
Отклонение (мм) + 0,006 + 0,006 + 0.007 + 0.01 + 0.01 + 0.01
Нормальный 58,00 58.006 58,012 58.00 58,01 58,02

1-й ремонтный

56,25 58.256 58.262 58,25 58,26 58.27
2-й ремонтный 58,50 58.506 58,512 58,50 58.51 58.52
3-й ремонтный 58,75 58,756 58.762 58,75 58,76 58,77
4-й ремонтный 59,00 59,006 59,012 59,00 59,01 59,02
  - E-mail*
+7 - Номер телефона* (логин) 10 цифр, без 8 или +7 например: 9876543210
  - Как к вам обращаться?*
  - Пароль*
  - Повторите пароль*
 введите код слева

Я согласен с условиями Пользовательского соглашения
поля отмеченные * (звездочкой) обязательны для заполнения