Почему умолк двигатель

Молодым мотоциклистам

 

Почему умолк двигатель

Кажется, что может быть неприятней в пути, чем возня с безнадежно замолкшим двигателем. Правда, бывалые люди говорят, что спустившая шина хуже. В первом случае не поедешь, но можно хоть катить, во втором — лишаешься и этого преимущества. Все же мне хочется рассказать об одном таком типичном случае.

Двое бегом катят «Ковровца». Расположение участников «прогулки» классическое: один, ухватив руль, бежит сбоку, другой — толкает сзади. Слышно, коленчатый вал крутится вовсю, но двигатель хлопков не издает. Мотоциклисты — дюжие ребята — уже изрядно взмокли. Набегавшись досыта, они принялись заводить двигатель так, как это стали бы делать очень многие на их месте. Они без устали толкали, сменяя друг друга, пусковую педаль, энергично вертя ручку управления дросселем карбюратора. При этом то закрывали, то открывали бензокран, заменяли намокавшую свечу. «Ковровец», вероятно, боясь, что его доконают, изредка обнадеживающе чихал и подхлопывал, чем воодушевлял мотоциклистов, уже хватавшихся было за инструменты, чтобы что-нибудь развинтить.

Вероятно, новички не знали, что для пуска двухтактного двигателя необходимы определенные условия.

Первое: достаточно сильная искра в свече зажигания. Проверка проста — свечу в наконечнике приближают к массе не меньше чем на 4 мм. Между электродами и между корпусом и массой должна проскакивать искра.

Второе: рабочая смесь в цилиндре. У холодного двигателя после безуспешных попыток пуска вывернутая свеча бывает влажной (в дальнейшем могут появиться потеки топлива на выпускной трубе и даже капли его из глушителя). У горячего — из глушителя выходят пары не сгоревшего топлива.
Третье: установка зажигания, соответствующая норме, указанной заводом.

Четвертое: правильное газораспределение.Оно обеспечивается выполнением соответствующих правил при сборке, а также свободным проходом воздуха, горючей смеси и отработавших газов соответственно через воздухоочиститель, каналы цилиндра и через глушитель.

Пятое: достаточная компрессия в цилиндре, обнаруживаемая при прокручивании кривошипа пусковой педалью. Чтобы уточнить это, кривошип прокручивают при завинченной и вывинченной свече. В первом случае упругое сопротивление велико, во втором - незначительно.

Шестое: герметичность картера, при которой в нем образуются достаточные разрежение и давление для впуска и продувки. При нарушении герметичности (из-за повреждения сальников, прокладок, ослабления затяжки соединений и износа) свеча сухая, и горючая смесь попадает в цилиндр только после многих попыток пуска.

Седьмое: нормальное содержание масла в бензине.

Состояние двигателя «Ковровца» как будто отвечало всем этим условиям. Почему же тогда не было вспышек? Не надо быть Шерлоком Холмсом, чтобы восстановить цепь обстоятельств, в результате которых поездка на мотоцикле превратилась в пешую прогулку с ним. Двое оседлали в летний день, может быть, еще не полностью обкатанного «Ковровца». Остановились для перекура. Не будем усложнять обстоятельств и предполагать, что в топливе содержалось излишнее масло, дозирующая игла установлена слишком высоко, завышен уровень топлива, под запорную иглу попала соринка, пропускал сальник на левой шейке кривошипа, — причин ухудшения воспламеняемости рабочей смеси можно привести много.

Вероятнее, все дело обстояло более прозаично: горячий двигатель попросту не завелся с первого нажима на педаль, и водитель недавил утолитель поплавка.

В этом простом случае (как и в более сложном) в картере двигателя в результате избыточного попадания топлива при пуске, переобогащения смеси и увеличенного содержания масла в бензине возможно скопление конденсата жидкого топлива. На ходу двигатель может, как говорят, «проработать» обогатившуюся смесь, и существенного нарушения в его работе не произойдет. Но если двигатель сильно нагреется да мотоцикл еще постоит, то пары испаряющегося конденсата вызовут переобогащение рабочей смеси в цилиндре и вспышки не будет. Чтобы смесь опять приобрела способность воспламеняться, необходимо либо продуть двигатель, либо дать ему остыть. Желательно и то и другое.

Продувают двигатель, медленно проворачивая коленчатый вал при открытом дроссельном золотнике и декомпрессоре. Иногда для ускорения вывинчивают свечу, а в тех случаях, когда топливо уже капает из глушителя, полезно перекрыть бензокран. При «пересосе» и перегреве продувка воздухом облегчает пуск и служит самым надежным способом заставить двигатель давать вспышки.

Из-за быстрого же прокручивания коленчатого вала, в особенности при прикрытом дросселе, происходит не ожидаемая продувка воздухом, а дальнейшее засасывание горючей смеси. Перекрывая бензокран, необходимо учитывать, что вначале это не дает результата, так как уровень топлива в поплавковой камере понижаетсямедленно (вспомните: «на карбюраторе» проезжают не одну сотню метров). Эффект будет при длительном прокручивании.

Наши знакомые, пытавшиеся пустить «Ковровца», вероятно, всего этого не знали и не имели опыта, не привыкли еще к особенностям новой машины, зря торопились и старались как можно сильнее толкать педаль. Недостаточно продув двигатель, они спешили пробовать: «авось, заведется». Прикрывали дроссельную заслонку и даже топили поплавок, после чего опять требовалось продувать двигатель.

О нормализации рабочей смеси при прокручивании двигателя с открытыми дроссельной заслонкой и декомпрессором сигнализируют вспышки в цилиндре. Чтобы не вызвать в горячем двигателе «пересоса», рекомендуется начинать пуск при полностью открытом дросселе, а в случае неудачи постепенно прикрывать его.

Эту короткую лекцию мотоциклисты выслушали с явным недоверием. Пришлось взяться за ручку управления дросселем. Минуты ожидания — и замученный «Ковровец», раздраженно вздрагивая, начал давать редкие вспышки, выталкивая струи дыма. Затем он пришел в себя и как ни в чем не бывало бодро застрекотал, приглашая мотоциклистов в путь-дорогу.

М. ГИНЦБУРГ




1966N11P17

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Ява 680 Триал ( 250 кубов )

Jawa-680 250 кубов для триала   Среди поклонников мотоциклетного спорта все больше становится людей, увлекающихся триалом. Соответственно растет доля машин для триала в мировом производстве спортивных мотоциклов. Сейчас их делают такие заводы, как итальянские «Априлиа», «Бета», «Гарелли», японский «Хонда», «Симсон» — в ГДР, ЧЗ и ЯВА — в Чехословакии. Один из крупнейших производителей спортивных мотоциклов, итальянская фирма «Фантик», выпускает ежегодно 5000 машин, специально сконструированных для подобных соревнований. В масштабах Западной Европы это довольно внушительная цифра. ЯВА-680 — специальный мотоцикл модели 1987 года. Мотор рабочим объемом 246 см3 с диаметром цилиндра 70 мм и ходом поршня 64 мм — дальнейшая модификация двигателя ЯВА-125. При его создании преследовалась цель обеспечить минимальные внешние размеры и массу. Цилиндр — из сплава легких металлов, смесь в нем р...

Читать далее >>

Установка переключателя День-Ночь на мотоцикл ИЖ Юпитер 5

Правила дорожного движения требуют: в светлое время суток у мотоцикла должен быть включен ближний свет фар. Чтобы при этом бесполезно не горели другие лампы, нагружая аккумуляторную батарею и генератор, целесообразно ввести переключатель «День-Ночь». На ИЖ Юпитер 5 с этой целью я дополнительно поставил такой же переключатель, как для указателей поворота, введя его в разрыв черного провода, идущего от вывода 6 замка зажигания, как показано на рисунке.В положении «День» (переключатель выключен) горит только ближний свет фары, в положении «Ночь» (переключатель включен) система освещения действует как обычно.Б. БОБКОВМосковская область, п. Лопатино  Схема подсоединенияпереключателя «День—Ночь»: 1 — замок зажигания; 2 — дополнительный переключатель.   1988N07P33

Читать далее >>

Как увеличить долговечность реле поворотов ИЖРП-1С на мотоциклах ИЖ Планета 3 и Юпитер 3

Реле ИЖРП-1С На мотоциклах «ИЖ— Планета-3» и «ИЖ-Юпитер-3» реле указателей поворота ИЖРП-1С постоянно включено одновременно с зажиганием. Чтобы оно работало только при пользовании указателями поворота, некоторые мотоциклисты переделывают переключатели, как об этом рассказывалось в журнале «За рулем».Мотолюбители, которые знакомы с основами электро- и радиотехники, могут достичь той же цели незначительной переделкой реле. Достаточно ввести в схему два диода типа Д208 (или Д7) и изменить цепи коммутации, как показано на рисунке.Переделанное таким образом реле безотказно работает уже в течение трех лет.Б. РОГОЖИН141300, Московская область, г. Загорск, 4, кв. 4 Схема переделанного реле ИЖРП-1С(изменения выделены жирными линиями). 1976N06P37

Читать далее >>

Недостатки 12В системы и пути ее совершенствования

12-вольтовая   12-вольтовая система электрооборудования на мотоциклах позволила решить одним махом множество проблем. При тех же габаритах генераторов удалось практически в два раза увеличить их мощность. Появилась возможность применить на мотоциклах те же оптические элементы фар головного света, что и на автомобилях, а это не только экономически целесообразно, но и весьма выигрышно для безопасности движения, поскольку наконец-то мотоциклисты получили в свое распоряжение хороший яркий свет. Но тема нашего сегодняшнего разговора - о недостатках системы, о путях ее совершенствования. И снова, как и в прошлый раз («За рулем», 1988, № 3), речь пойдет, главным образом, о приборах мотоциклов ИЖ, самых массовых. Объект номер один - аккумулятор. Что греха таить, его долговечность нередко уступает сроку службы 6-вольтового. И виной тому - не генератор, тут как раз все в порядке, на него нареканий нет. Больше всего жалоб вызывает работа реле-регулятора, который главным образом...

Читать далее >>

Днепр МТ-9. Коробка передач

 «Расскажите, пожалуйста, о коробке передач мотоцикла «Днепр» с задним ходом», — просят мотолюбители А. Вороненко из Каховки, Т. Качура из Полтавы и другие. Предоставляем слово главному инженеру Киевского мотозавода И. Е. МУРАТОВУ и начальнику КБ И. Л. ЭНДЕЛЬМАНУ. Они ответят на вопросы читателей.Коробка передач мотоцикла «Днепр» МТ-9 в отличие от прежних коробок тяжелых мотоциклов снабжена передачей заднего хода и механизмом, автоматически выключающим сцепление при переключении передач. Она заметно облегчает управление машиной и повышает ее маневренность. Передаточное число задней передачи составляет 3,67; остальные передачи не изменились.Хотя новая коробка на 15 мм длиннее прежней, ее с небольшими переделками можно установить на все модели, выпускавшиеся Киевским мотозаводом (для ирбитских мотоциклов она не подходит). Рис. 1 Переделка диска упругой муфты. Тонкой линией показан прежний профиль. На мотоциклах с укороченной рамой,...

Читать далее >>