Мотоцикл Тула ТМЗ-5.951 глазами владельца

Тульский мотоцикл глазами владельца

 

В прошлогоднем майском номере «За рулем» представил читателям новый мотоцикл ТМЗ—5.951 «Тула» машиностроительного завода имени в, М. Рябикова. По замыслу конструкторов, он рассчитан прежде всего на езду по проселкам и бездорожью. Ре должны облегчать дисковые колеса с широкопрофильными шинами, принудительное воздушное охлаждение двигателя. Оригинален и внешний вид мотоцикла. Тульский «вездеход» привлек внимание как попытка отойти от привычных шаблонов конструирования, придать машине новые качества. Поэтому мы решили проследить за его судьбой: узнать о впечатлениях владельцев, выяснить их пожелания с тем, чтобы мнение потребителей более активно воздействовало на дальнейшие шаги создателей мотоцикла. Итак, что думают читатели о новой модели?

Многие письма начинаются с благодарности в адрес конструкторов ТМЗ, «предложивших очень перспективную конструкцию мотоцикла» (Е. Терлецкий и группа его товарищей из г. Новгорода). Конечно, важнейшим критерием для ее оценки стала проходимость. Любопытно, что в первых откликах людей на помещенное в журнале описание мотоцикла встречались на сей счет скептические, а порой и безапелляционные суждения и оценки. Но мотоциклисты, наездившие на «Туле» не одну тысячу километров преимущественно вне дорог («по вороньему следу»г как метко сказано в одном письме), оценивают проходимость высоко. «Мотоцикл показал себя более совершенным, чем все другие, — именно на сельских дорогах!» (И. Ильичев, г. Весьегонск). «Вряд ли можно проехать на другом мотоцикле там, где проедет «Тула» (О, Псчесьев, г. Тула) «Я со своим «кентавром» оказался в выигрыше по сравнению с владельцами легких и средних мотоциклов благодаря именно повышенной проходимости» (В. Гончаренкс, г. Друж-ковка). Впрочем, в некоторых ситуациях — на раскисшем от дождя проселке пространство вокруг заднего колеса порой забивается грязью настолько, что колесо перестаем вращаться, как пишет А. Чекулов из г.Сарапула. И здесь, считает он, преимущества «Тулы» сходят не нет.

К сожалению, мы не располагаем собственным,, опытом езды на «Туле», который помог бы скорректировать опенки. Но. видимо, слово «вездеход» применительно к этой машине не следует понимать буквально и требовать, чтобы она могла пройти повсюду.

Таково общее впечатление о возможностях мотоцикла. Немало внимания читатели уделили особенностям и качеству его узлов и агрегатов. На конструкцию и работу деигателя нареканий немного. «Ложкой дегтя» стало письмо И. Ильичева: на его мотоцикле двигатель заклинило в период обкатки (при пробеге 633 километра). Отправленный на завод мотор восстановили в счет гарантии, Автор признателен за ремонт, однако справедливо сетует, что ему ничего не сообщили о причинах дефекта. Думаем, приятнее было бы узнать, что заводчане сумели ликвидировать саму возможность появления таких неисправностей (если, конечно, они не вызваны неграмотной эксплуатацией).

А. Матисонса из г. Гробння Латвийской ССР беспокоят сильные вибрации, присущие, по его мнению, всем тульским моторам «От этого. — пишет он, — появилась первая неисправность — течь бака. Ушки для крепления баков (их два — ред.) к раме начинают обламываться, оставляя в баках дырки». Впрочем, виновата в этом, как считает автор письма, и не вполне удачная конструкция крепления. А коль уж речь зашла о баках, упомянем о малом диаметре заливных горловин, что создает неудобства при заправке, и о недостаточной вместимости.

Говоря о трансмиссии, мотоциклисты отмечают завышенное передаточное число третьей передачи, предлагая «сблизить» третью и четвертую ступени.

Вызывает нарекания низкое качество изготовления некоторых узлов и деталей: «При пуске кик-стартером дважды из крышки выскакивала возвратная пружина. Пришлось снимать глушитель, сливать масло, убирать аккумуляторы, снимать крышку» (Г. Лузин из г. Перми). «Кик-стартер при пуске часто цепляет за рычаг переключения передач. Мне кажется, можно обойтись рычагом для включения передач носком» (А. Матисонс). «Уже писали о качестве цепей, но нельзя не повториться: цепь пришлось заменить после 5 тысяч километров пробега» (И. Ильичев).

В письмах — жалобы на неаккуратную сварку глушителя («из швов гонит дым»), плохое гальваническое покрытие передних амортизаторов, заусенцы, задиры на деталях карбюраторов. И все это, по верной оценке В. Гончаренко, «только качество работы». Низкий его уровень тут и там обесценивает удачные конструкторские решения: «Сидень^ удобное, ничего не скажешь, но по всему нижнему периметру обивка лопнула, в месте соединения с баком потерлась очень сильно». «Не выдержала и одного сезона обивка сиденья, она просто треснула, — прочли мы в другом письме. — Передний пластмассовый щиток буквально изрубил острыми кромками резиновые чехлы вилки. Я сам, сняв щиток, сделал края округлыми... Ход вилки большой, мягко работает, но очень быстро изнашиваются втулки».

Выявились и такие недостатки, в которых читатели винят только конструкторов. Чаще всего упоминают неудобное и ненадежное крепление аккумуляторов: «Резиновые жгуты — не лучшее решение вопроса... На неровностях дороги батареи трясет, и в одной из них образовалась дыра — протерло о поддон». «Испытываю трудности с установкой и демонтажем батарей» - таковы типичные отклики.

Многие, подобно И. Исаеву из г. Ростова-на-Дону, вообще считают, что «для села больше подошел бы мотоцикл без аккумуляторной батареи». Эту точку зрения разделяют и в редакции.

Обращают внимание, что отдельные детали мотоцикла, а главное, его водитель плохо защищены от грязи. Просят устанавливать брызговики для ног, опустить щиток переднего колеса или увеличить его размеры, прежде всего длину. Не слишком удобна и, как показал первый опыт, ненадежна (ломается!) центральная подставка, поэтому просят заменить ее боковой.

И, конечно, почти в каждом письме настойчивая просьба комплектовать мотоцикл багажником (некоторые пишут и о боковых кронштейнах для багажа). Очевидно, настало время освободить покупателя от необходимости (именно необходимости) самому конструировать, изготовлять и монтировать багажник. Ведь он нужен порой и для того, чтобы приподнять, вытащить застрявшую машину. Сейчас при попытке сделать это нередко ломают задний фонарь. Надо полагать, задача вписать багажник в законченный облик машины не так проста. Тем больше оснований решать ее профессионалам, а не владельцам машин, каждый из которых сделает это лишь в меру своего умения и вкуса.

Последнее, о чем необходимо сказать. Как видно из писем, в продаже нет шин 6,70-10 для новых мотоциклов и камер к ним. Мотоциклисты просят прикладывать к мотоциклу хотя бы одну запасную камеру, интересуются, когда их обеспечат шинами.

Таковы основные пожелания наших читателей, ставших владельцами новых мотоциклов. Уверены, что вскоре специалисты тульского машзавода, Миннефтехимпрома и Минторга СССР расскажут, как и когда они будут удовлетворены. Ведь от этого во многом зависит репутация «Тулы», а значит, и спрос на нее.

Отдел науки и техники «ЗА РУЛЕМ»


 

1987N10P14-15

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Ява Автоматик

С автоматическим центробежным механизмом включения сцепления     Мотоцикл существует более полувека. На протяжении всего этого времени он постоянно совершенствовался. И сегодня продолжается неутомимая работа над увеличением мощности двигателя, улучшением компоновки машины, повышением комфортабельности. Ежегодно сотни заявок поступают в патентные бюро. Последние годы многие конструкторы заняты разработкой новых видов двигателей для одноколейных экипажей. На дорогах уже появились опытные модели с таким оснащением. Если учесть, что путь от экспериментальных образцов до серийного занимает иногда десятилетие, то можно предположить, что появление кардинально новых машин дело не столь близкого будущего. Гораздо ближе к завершению работы, направленные на облегчение вождения мотоцикла. Сравнительно недавно внимание специалистов мотоциклостроения было привлечено к двум «Явам». Красные машины внешне мало чем отличались от своих так хорошо известных собратьев. И компоновка та...

Читать далее >>

Советы по устранению неисправностей мотоциклов Ява

Тем, кто ездит на мотоциклах Ява     В редакцию приходит множество писем от владельцев мотоцикла Ява. Они просят советов по устранению неисправностей, появляющихся в процессе эксплуатации. Редакция обратилась к специалистам и публикует их ответы на эти вопросы. Рассказывает механик московской мастерской гарантийного ремонта мотоциклов Ява и Чезет В. Т. БОЙКО.   О неисправностях механизма сцепления, коробки передач и кик-стертера Механизм сцепления. Если правильно отрегулированное сцепление включается не плавно, а рывками, то для установления дефекта необходимо сцепление разобрать. Прежде всего снимают левую крышку. Педаль переключения перед этим демонтировать не нужно: ее следует установить в положение для переключения передач, а не в положение пуска двигателя. Педаль снимают вместе с крышкой и валом переключения (осторожно, чтобы не потерять отжимную крышку вала). Перед снятием крышки сливают масло из картера коробки передач или кладут мотоцикл на правый бок, предварите...

Читать далее >>

Путь длинной в полвека. ИЖ-7, ИЖ-Д, ИЖ-9, ИЖ-350, ИЖ-49, ИЖ-56, ИЖ-Планета-4, ИЖ-Юпитер-4

ИЖ-7, ИЖ-Д, ИЖ-9, ИЖ-350, ИЖ-49, ИЖ-56, ИЖ-Планета, ИЖ-Юпитер   На окраине Ижевска высится монумент — мотоциклисты на вздыбленных машинах. Он символизирует успехи тружеников города в производстве мотоциклов, в развитии мотоспорта. Полвека назад в соответствии с решением Наркомата тяжелой промышленности здесь, в Ижевске, на базе опытных мастерских Ижстальзавода было организовано мотоциклетное производство. Еще раньше, в 1928 году в этих мастерских группа энтузиастов под руководством инженера П. В. Можарова спроектировала и построила опытные образцы машин. Однако- из-за отсутствия производственных возможностей тогда не удалось развернуть серийный выпуск мотоциклов. К их изготовлению ижевцы приступили в 1933 году. Между двумя моделями, которые вы видите на снимках, лежит путь длиной в полвека. Начинали с мотоцикла ИЖ—7, который лишь в деталях отличался от простой машины Л—300 с двухтактным двигателем, освоенной к тому времени ленинградским заводом «Красный Ок...

Читать далее >>

Новинка. ИЖ Планета-Спорт

Открытие новой планетыКороткие сообщения в печати о создании нового мотоцикла на знаменитом Ижевском машиностроительном заводе — крупнейшем в стране производителе двухколесных машин вызвали естественный интерес мотолюбителей. Свидетельство тому — многочисленные письма в редакцию с просьбой подробно рассказать о новом ИЖе на страницах журнала.Пока шли испытания и доводка конструкции машины, завод готовился к ее производству. И в конце минувшего (1973) года уже появились первые мотоциклы ИЖ Планета-спорт. Это событие знаменательно не только для завода, но и для отечественного мотоциклостроения — у нас появился мотоцикл нового типа, причем не уступающий большинству зарубежных образцов. Его называют дорожно-спортивным, потому что он обладает качествами и дорожной и спортивной машины. От первой он унаследовал оборудование, необходимое при движении в потоке транспорта, удобства для водителя и пассажира в длительных поездках, экономичность, простоту обслуживания и ремонта, р...

Читать далее >>

Мотоцикл ИЖ Юпитер 4. Первая тысяча километров

Юпитер четвертого поколения  Коллектив производственного объединения «Ижмаш» завершил десятую пятилетку двойной трудовой победой: введен в строй новый механосборочный корпус, где освоено производство мотоциклов «ИЖ-Юпитер—4».«Юпитер—4» отличает удачное сочетание лучших решений, проверенных как на его предыдущих моделях, так и на «Планете-спорт».ДВИГАТЕЛЬ подвергся дальнейшей модернизации. Благодаря улучшению наполнения, изменению конструкции продувочных каналов его максимальная мощность увеличена с 25 до 28 л. с., а крутящий момент — с 3,23 до 3,58 кгс.м. В связи с этим в СЦЕПЛЕНИЕ введена дополнительная пара дисков.РАМА также взаимозаменяема с прежними моделями «Юпитера». Изменения коснулись лишь крепления бензобака, где для уменьшения вибраций применены резиновые амортизаторы. Форма бака стала более современной, по-новому выглядит и заводская эмблема.В ХОДОВОЙ ЧАСТИ благодаря модернизации передней...

Читать далее >>