Мотоцикл Тула ТМЗ-5.951 глазами владельца

Тульский мотоцикл глазами владельца

 

В прошлогоднем майском номере «За рулем» представил читателям новый мотоцикл ТМЗ—5.951 «Тула» машиностроительного завода имени в, М. Рябикова. По замыслу конструкторов, он рассчитан прежде всего на езду по проселкам и бездорожью. Ре должны облегчать дисковые колеса с широкопрофильными шинами, принудительное воздушное охлаждение двигателя. Оригинален и внешний вид мотоцикла. Тульский «вездеход» привлек внимание как попытка отойти от привычных шаблонов конструирования, придать машине новые качества. Поэтому мы решили проследить за его судьбой: узнать о впечатлениях владельцев, выяснить их пожелания с тем, чтобы мнение потребителей более активно воздействовало на дальнейшие шаги создателей мотоцикла. Итак, что думают читатели о новой модели?

Многие письма начинаются с благодарности в адрес конструкторов ТМЗ, «предложивших очень перспективную конструкцию мотоцикла» (Е. Терлецкий и группа его товарищей из г. Новгорода). Конечно, важнейшим критерием для ее оценки стала проходимость. Любопытно, что в первых откликах людей на помещенное в журнале описание мотоцикла встречались на сей счет скептические, а порой и безапелляционные суждения и оценки. Но мотоциклисты, наездившие на «Туле» не одну тысячу километров преимущественно вне дорог («по вороньему следу»г как метко сказано в одном письме), оценивают проходимость высоко. «Мотоцикл показал себя более совершенным, чем все другие, — именно на сельских дорогах!» (И. Ильичев, г. Весьегонск). «Вряд ли можно проехать на другом мотоцикле там, где проедет «Тула» (О, Псчесьев, г. Тула) «Я со своим «кентавром» оказался в выигрыше по сравнению с владельцами легких и средних мотоциклов благодаря именно повышенной проходимости» (В. Гончаренкс, г. Друж-ковка). Впрочем, в некоторых ситуациях — на раскисшем от дождя проселке пространство вокруг заднего колеса порой забивается грязью настолько, что колесо перестаем вращаться, как пишет А. Чекулов из г.Сарапула. И здесь, считает он, преимущества «Тулы» сходят не нет.

К сожалению, мы не располагаем собственным,, опытом езды на «Туле», который помог бы скорректировать опенки. Но. видимо, слово «вездеход» применительно к этой машине не следует понимать буквально и требовать, чтобы она могла пройти повсюду.

Таково общее впечатление о возможностях мотоцикла. Немало внимания читатели уделили особенностям и качеству его узлов и агрегатов. На конструкцию и работу деигателя нареканий немного. «Ложкой дегтя» стало письмо И. Ильичева: на его мотоцикле двигатель заклинило в период обкатки (при пробеге 633 километра). Отправленный на завод мотор восстановили в счет гарантии, Автор признателен за ремонт, однако справедливо сетует, что ему ничего не сообщили о причинах дефекта. Думаем, приятнее было бы узнать, что заводчане сумели ликвидировать саму возможность появления таких неисправностей (если, конечно, они не вызваны неграмотной эксплуатацией).

А. Матисонса из г. Гробння Латвийской ССР беспокоят сильные вибрации, присущие, по его мнению, всем тульским моторам «От этого. — пишет он, — появилась первая неисправность — течь бака. Ушки для крепления баков (их два — ред.) к раме начинают обламываться, оставляя в баках дырки». Впрочем, виновата в этом, как считает автор письма, и не вполне удачная конструкция крепления. А коль уж речь зашла о баках, упомянем о малом диаметре заливных горловин, что создает неудобства при заправке, и о недостаточной вместимости.

Говоря о трансмиссии, мотоциклисты отмечают завышенное передаточное число третьей передачи, предлагая «сблизить» третью и четвертую ступени.

Вызывает нарекания низкое качество изготовления некоторых узлов и деталей: «При пуске кик-стартером дважды из крышки выскакивала возвратная пружина. Пришлось снимать глушитель, сливать масло, убирать аккумуляторы, снимать крышку» (Г. Лузин из г. Перми). «Кик-стартер при пуске часто цепляет за рычаг переключения передач. Мне кажется, можно обойтись рычагом для включения передач носком» (А. Матисонс). «Уже писали о качестве цепей, но нельзя не повториться: цепь пришлось заменить после 5 тысяч километров пробега» (И. Ильичев).

В письмах — жалобы на неаккуратную сварку глушителя («из швов гонит дым»), плохое гальваническое покрытие передних амортизаторов, заусенцы, задиры на деталях карбюраторов. И все это, по верной оценке В. Гончаренко, «только качество работы». Низкий его уровень тут и там обесценивает удачные конструкторские решения: «Сидень^ удобное, ничего не скажешь, но по всему нижнему периметру обивка лопнула, в месте соединения с баком потерлась очень сильно». «Не выдержала и одного сезона обивка сиденья, она просто треснула, — прочли мы в другом письме. — Передний пластмассовый щиток буквально изрубил острыми кромками резиновые чехлы вилки. Я сам, сняв щиток, сделал края округлыми... Ход вилки большой, мягко работает, но очень быстро изнашиваются втулки».

Выявились и такие недостатки, в которых читатели винят только конструкторов. Чаще всего упоминают неудобное и ненадежное крепление аккумуляторов: «Резиновые жгуты — не лучшее решение вопроса... На неровностях дороги батареи трясет, и в одной из них образовалась дыра — протерло о поддон». «Испытываю трудности с установкой и демонтажем батарей» - таковы типичные отклики.

Многие, подобно И. Исаеву из г. Ростова-на-Дону, вообще считают, что «для села больше подошел бы мотоцикл без аккумуляторной батареи». Эту точку зрения разделяют и в редакции.

Обращают внимание, что отдельные детали мотоцикла, а главное, его водитель плохо защищены от грязи. Просят устанавливать брызговики для ног, опустить щиток переднего колеса или увеличить его размеры, прежде всего длину. Не слишком удобна и, как показал первый опыт, ненадежна (ломается!) центральная подставка, поэтому просят заменить ее боковой.

И, конечно, почти в каждом письме настойчивая просьба комплектовать мотоцикл багажником (некоторые пишут и о боковых кронштейнах для багажа). Очевидно, настало время освободить покупателя от необходимости (именно необходимости) самому конструировать, изготовлять и монтировать багажник. Ведь он нужен порой и для того, чтобы приподнять, вытащить застрявшую машину. Сейчас при попытке сделать это нередко ломают задний фонарь. Надо полагать, задача вписать багажник в законченный облик машины не так проста. Тем больше оснований решать ее профессионалам, а не владельцам машин, каждый из которых сделает это лишь в меру своего умения и вкуса.

Последнее, о чем необходимо сказать. Как видно из писем, в продаже нет шин 6,70-10 для новых мотоциклов и камер к ним. Мотоциклисты просят прикладывать к мотоциклу хотя бы одну запасную камеру, интересуются, когда их обеспечат шинами.

Таковы основные пожелания наших читателей, ставших владельцами новых мотоциклов. Уверены, что вскоре специалисты тульского машзавода, Миннефтехимпрома и Минторга СССР расскажут, как и когда они будут удовлетворены. Ведь от этого во многом зависит репутация «Тулы», а значит, и спрос на нее.

Отдел науки и техники «ЗА РУЛЕМ»


 

1987N10P14-15

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Проблемы Явы - 638 (характерные "болячки")

Что болит у Явы 638 - наиболее часто встречающиеся проблемы у владельцев Jawa 638: Для того чтобы оценить новую модель ЯВЫ ( Jawa 638 ), надо вспомнить недостатки предыдущей: слабое шестивольтовое электрооборудование, хронический недозаряд аккумулятора, малоемкие инструментальные ящики и вечнотекущие сальники передней вилки. Все эти «узкие» места успешно «расшиты» в новой модели с индексом 638. Мотоцикл имеет рациональный и законченный внешний вид. Новое седло, которое на 50 мм шире и на 70 мм длиннее, гораздо удобнее прежнего. К сожалению, немного добрых слов можно сказать о двигателе, в котором, хотя и собраны удачные конструкторские находки, имеются серьезные недостатки. Вообще же на сегодняшний день среди мотоциклистов принято считать лучшим двигатель ЧЗ-350 ( CZ-350) модели «472-6», который сочетает в себе надежность Jawa 634 и 12V- генератор. Двигатель Явы 638 хорошо скомпонован. Его легкие алюминиевые цилиндры с развитым оребрением неплохо охл...

Читать далее >>

Дорожный ремонт генератора на мотоцикле Ява 634

 В дальней поездке на мотоцикле ЯВА-350 модели «634.01» неожиданно отказал генератор. В результате разборки и прозвонки при помощи лампочки и аккумулятора я обнаружил, что какая-то из обмоток якоря пробита на «массу», из-за чего генератор давал недостаточное напряжение. Внешним осмотром место замыкания найти не удалось, и я поступил следующим образом. Обмотав коллектор якоря медным проводом (соединив таким образом все обмотки якоря параллельно), подключил мощный автомобильный аккумулятор 12 В между коллектором и сердечником якоря. Неисправная обмотка быстро нагрелась, задымила и заискрила в месте замыкания — там, где обмоточный провод изгибается и входит в паз сердечника. Дальше — уже дело техники. Отодвинув провод от острой грани сердечника, изолировал провод и залил место ремонта лаком для ногтей. Генератор заработал. С этим якорем я благополучно вернулся домой, езжу до сих пор. уже более 5000 километров, и не замечал ни перебоев, ни каких-либ...

Читать далее >>

Ява 891.5. Мотоцикл для гонок по льду

Jawa для гонок по льду За всю историю первенств мира в мотоциклетных гонках по льду те, кто становились чемпионами, выступали на мотоциклах ЯВА. Это лучшая рекомендация завода в Дивишове, выпускающего трековые гоночные мотоциклы. Что же представляет собой специальная модель ЯВЫ для гонок по льду? Разрабатывая ее конструкцию, чехословацкие специалисты опирались на богатый опыт советских спортсменов. За основу была взята рама, созданная в свое время В. Карнеевым. С годами она, естественно, совершенствовалась, изменялась также конструкция передней вилки, некоторых второстепенных деталей. Сегодня после пяти модернизаций модель Jawa-891.5 (она выпускается с 1978 года) продолжает оставаться машиной чемпионов, и значительное количество этих мотоциклов поступает в СССР. Ежегодно советские спортивные клубы, располагающие сильнейшими в мире спортсменами в гонках по льду, получают более ста этих машин.Помимо рамы, передней вилки, масляного бака измененной конструкции ЯВА-891.5 отличается от ...

Читать далее >>

Электроника на ИЖевских машинах. Основные неисправности, методы обнаружения и устранения

Основные неисправности электроники, методы обнаружения и устранения.  Все ижевские мотоциклы последних лет выпуска оборудованы электронными прерывателями указателей поворота, а те из них, у которых 12-вольтовое оборудование, — еще и выпрямительными блоками.Характеристики и надежность этих приборов выше, чем механических, но и с ними случаются неполадки. Как правило, отказавший прибор заменяют новым, что влечет дополнительные затраты и расход запасных частей. Между тем, если знать схему прибора и методику ремонта, в большинстве случаев его можно восстановить. Это доступно многим мотоциклистам, знакомым с электро- или радиотехникой. Предлагаем им рекомендации, подготовленные инженерами-конструкторами из Ижевска В. АРДАШЕВЫМ и В. МЕЗРИНЫМ. Тема этой первой статьи — описание конструкции, проверка и ремонт прерывателя.На мотоциклах ИЖ П3-02, ИЖ Ю3-02, ИЖ ПС, ИЖ Ю4 с 1980 года ставят универсальный электронный прерыватель указателей поворота ИЖ РП 2СМ-10. Он полностью заменяе...

Читать далее >>

Пять лет эксплуатации ИЖ Юпитер 4К

Эксплуатация ИЖ Юпитер 4 с коляской: Пять лет на ИЖе Самая распространенная марка мотоцикла в нашей стране — ИЖ — и выпускается давно и тираж наибольший. Так же велик накопленный опыт эксплуатации этих машин, поскольку каждая новая модель создается на основе предшествующей (за исключением «Планеты-спорт» ). Но известен этот опыт не так широко, как следовало бы, свидетельством чему служат письма в редакционной почте. Среди них немало и таких, где новые владельцы ИЖей просят рассказать вообще о машине и особенностях ее эксплуатации в сельских условиях. Выполняя эти просьбы, публикуем рассказ опытного мотоциклиста Ю. БУГАЕВА из Черкасской области об эксплуатации «Юпитера—4» с коляской, имеющего много общего с «Юпитером— 5», выпуск которого начат недавно. Вот уже пять лет я езжу на ИЖ-Ю4К. За это время пробег его составил 30 тысяч километров, в основном по районным дорогам: булыжным, щебеночным, грунтовым и лишь иногда по асфал...

Читать далее >>