Мотоцикл ИЖ Юпитер 5К 01. Юпитер пятый и последний ?

Юпитер пятый и последний ?

Мотоцикл ИЖ Юпитер 5К 01. Испытания

К началу зимы, когда я принялся за этот отчет, редакционный «Юпитер-5К-01» стал раскручивать шестнадцатую тысячу километров, Такой пробег еще не позволяет дать исчерпывающую информацию о достоинству и недостатках модели. Тем не менее впечатлений достаточно; специалисты утверждают, что для определения качества блюда не обязательно съедать его целиком. Будем следовать этому принципу.

Начну с того, что, несмотря на радикально-красный цвет, никаких революционных изменений в «Юпитере-5» не заметил. По существу это все тот же, хорошо известный «ИЖ-Юпитер» более современного внешнего вида. Безусловно, движение к лучшему в нем есть, но лишь с целью «дотянуть» мотоцикл, в то время когда необходим качественный скачок. Изделие ковалось сугубо для внутреннего потребления, видно, что конкурировать с такими породистыми скакунами, как, например, БМВ, «Хонда» или «Ямаха», «Ижмаш» пока не планирует. У нас в свободной, продаже и «Юпитер» — большая редкость.

Тем более, что в известном смысле это выгодная покупка, если сравнивать с тяжелыми мотоциклами. Будучи на треть дешевле, «Юпитер» допускает максимальную нагрузку 265 кг. К нашему удивлению, это оказалось на 10 кг больше, чем записано в инструкции для «Урала»! Конечно, подходить к этим цифрам нужно здраво: ведь удельная (на единицу массы) мощность у «Юпитера» почти на треть ниже, да и собственная масса на 20% меньше. Поэтому езда с полной нагрузкой требует от него столь же полной отдачи: резервы, в конечном итоге определяющие долговечность, у «Юпитера» все-таки скромнее.

Разумеется, мотоцикл не раз модернизировали, и, безусловно, с добрыми намерениями. Осуществлялись они, правда, лишь отчасти: избавив машину от одних недостатков, владельца заставляли ломать голову над тем, как побороть новые. О том хорошем, что удалось внести в конструкцию, успели рассказать мои предшественники по испытаниям «Юпитера». Постараюсь не повторяться и уделить больше места недостаткам и дефектам, с которыми пришлось столкнуться.

Начну с силового агрегата. В редакционной почте несколько владельцев «Юпитера-5» сообщают о том, что отворачиваются винты крепления у крышек подшипников коленчатого вала, вызывая заклинивание двигателя. Насколько характерен дефект, сказать трудно, так как никогда раньше подобных жалоб не было. Но если по какой-либо причине придется вскрывать этот узел, лучше проверить эти винты и закрепить.

Часто читатели предлагают заводу устанавливать натяжитель моторной цепи. Приводят в пример то, как здорово это сделано на двигателях «жигулей» и «москвичей», теоретически обосновывают необходимость компенсирующего механизма. Определенный смысл в нем, конечно, есть. Сложность в том, что, в отличие от привода распределительного вала у автомобильного мотора, на мотоцикле ведомая и ведущая ветви при разгоне и торможении двигателем меняются местами, поэтому натяжитель получился бы довольно громоздким и сложным. На наш взгляд, его отсутствие компенсируется простотой конструкции, достаточной надежностью и долговечностью узла. Еще лучше, конечно, иметь зубчатую передачу, как было на «ИЖ-Планете-спорт».

Рычаг переключения передач довольно тугой. Из-за этого приходится, особенно в поисках нейтрали, снимать ногу с подножки, поскольку отрегулировать взаимное положение рычага и подножки предусмотренным способом не удается. Да и педаль тормоза могла бы больше соответствовать своему назначению. Полбеды, что она неестественно торчит и оскорбляет взгляд: в дождливую погоду или в мороз нога с нее соскальзывает, так что бывалые приверженцы ИЖей вынуждены самостоятельно доводить площадку педали «до ума».

При остановках груженого мотоцикла с коляской на спусках или подъемах очень помогает стояночный тормоз. Для удобства стоило бы дополнить механизм возвратной пружиной флажка, сделав растормаживание полуавтоматическим. Неудобно, что приходится регулировать тормоз после подтягивания цепи. В остальном тормоза хорошие.

Нередко мотоциклисты снимают щитки, закрывающие воздушный фильтр и карбюратор. Опыт показал, что в таком случае чистить фильтр приходится в несколько раз чаще. Расположение воздухозаборника, похоже, не самое удачное. Вообще хотелось бы видеть на этом месте современный фильтр более легкой конструкции с бумажным сменным элементом.

Выпускные патрубки теперь с фланцевым креплением. Так гораздо удобнее, да и чище, чем на прежних моделях. Подытожу сказанное о двигателе. Он не изумил ни мощностью, ни умеренностью аппетита (расход в городе около 9 л/100 км), но показался нам достаточно надежным и неприхотливым.

Теперь об экипажной части. Переднее колесо на пятнадцатой тысяче стало проявлять склонность к рысканию. Вибрацию, напоминающую танец шимми, устранить пока не удалось. Демпфер особой пользы не приносит, к тому же маховичок демпфера, касаясь трубы руля, отгибается и гнет лапки своей пружины.

Довольно быстро появился люфт у маятников заднего колеса и коляски. Думаю, установка в эти узлы подшипников Качения или хотя бы возможность их смазки через пресс-масленки позволила бы облегчить обслуживание.

Заклепки ведомой звездочки ослабли настолько, что пришлось приклепать ее заново, а для большей надежности в нескольких местах прихватить сваркой. Долговечность цепи по-прежнему невысока, даже при герметичном кожухе.

Электрооборудование нередко доставляет хлопоты тем, кто ездит на ИЖах последних моделей. Мы не стали исключением. Грязь и вода, не встречая серьезных препятствий, попадают на реле-регулятор, и к настоящему времени контакты настолько повреждены коррозией, что едва держатся. Если оставлять этот узел на своем месте, то позаботиться о его защите просто необходимо. Недавно перестал работать прерыватель указателей поворота — пришлось заменить транзистор. Правый цилиндр периодически стал отключаться. После того как поменял местами катушки зажигания, то же стало происходить с левым. Проверил вызывающую подозрение катушку: искра была довольно мощная, но розовая. Заменил ее — новая работает нормально.

За 15 тысяч километров износились отверстия в корпусах подвижных контактов. Чтобы их боковые поверхности не замкнули на «массу», пришлось, пока не нашли новые, надеть на оси под контакты широкие пластмассовые шайбы.

Приборный щиток, как и на «Юпитере-4», расположен таким образом, что показаний спидометра почти не видно. Казалось бы, немного увеличить наклон — и все будет в порядке. Но это завод предоставляет владельцам сделать самостоятельно.

На щитке есть загадочная лампа «масло». Установленная не иначе как «в расчете на перспективу», у нас она с успехом дублирует стоп-сигнал.

Есть еще недочеты, на первый взгляд мелкие, но весьма досаждающие в повседневной эксплуатации. Например, рычаги сцепления и ручного тормоза не удалось закрепить неподвижно при помощи штатных хомутов. Зеркала держатся на таких тонких стойках, что от вибрации в них практически ничего не видно.

Понравилось новое сиденье в сочетании с высоким, удобным рулем. Оно позволяет долго ехать, не уставая, тем более при хорошем обтекателе. Но и здесь, к сожалению, есть замечания. Хорошо бы упростить и облегчить открывание сиденья: его кнопка туго нажимается, да и рвет обивку. Много хлопот доставляет смена лампы в фаре — доступ к ней затруднен обтекателем.

Пробка бензобака — деталь, казалось бы, вовсе пустячная. Но вот на ковровских мотоциклах она в свое время имела на внутренней поверхности мерный стаканчик для масла. Учитывая, что на наших АЗС практически нигде нет готовой смеси для двухтактных двигателей, этот вариант подошел бы и «Юпитеру».

По-прежнему не отличаются надежностью замки инструментальных ящиков. С ними легко остаться без аккумулятора: ведь открыть такой замок можно гвоздем. Известны случаи, когда аккумулятор просто выпадал на ухабах шоссе.

Теперь несколько слов о коляске. Мягкость хода она унаследовала от предыдущей модели, более современна и удобна. Однако все так же дует на водителя со стекла коляски, так же сомнительно и крепление самого стекла. Если винты ослаблены, его можно потерять, перетянуты — стекло треснет, что у нас и случилось. Слабые петли «капота» заставляют обращаться с ним крайне нежно, но при существующих запорах без предварительного прицеливания захлопнуть его не удается. Багажник более вместительный, а доступ к нему сверху,( бесспорно, удобнее, чем прежде из-за спинки сиденья. Досадно, что огромные рычаги петель съедают немалую часть полезного объема, да к тому же могут повредить багаж, если о них забудете.

Не верится, что на заводах в Ижевске и Вятских Полянах не знают об этих и других недоработках. Устранить их, как всегда, мешает множество трудностей — разумеется, объективных и при этом таких привычных... Но борьба с ними вряд ли может изменить судьбу «Юпитера». Ветеран честно отработал свой век, и не стоит растягивать его агонию. Мотоциклисты заждались по-настоящему новой машины.

А. СИДОРОВ, инженер




1991N02P10-11

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Ява Автоматик

С автоматическим центробежным механизмом включения сцепления     Мотоцикл существует более полувека. На протяжении всего этого времени он постоянно совершенствовался. И сегодня продолжается неутомимая работа над увеличением мощности двигателя, улучшением компоновки машины, повышением комфортабельности. Ежегодно сотни заявок поступают в патентные бюро. Последние годы многие конструкторы заняты разработкой новых видов двигателей для одноколейных экипажей. На дорогах уже появились опытные модели с таким оснащением. Если учесть, что путь от экспериментальных образцов до серийного занимает иногда десятилетие, то можно предположить, что появление кардинально новых машин дело не столь близкого будущего. Гораздо ближе к завершению работы, направленные на облегчение вождения мотоцикла. Сравнительно недавно внимание специалистов мотоциклостроения было привлечено к двум «Явам». Красные машины внешне мало чем отличались от своих так хорошо известных собратьев. И компоновка та...

Читать далее >>

Цветная схема электрооборудования CZ 350 472

Электрооборудование CZ 472 (Нажмите на картинке, для увеличения) 1— главная лампа фары (6 В, 35 + 35 Вт); 2— лампа стояночного света (6 В, 4 Вт); 3— лампа указателя поворота (6 В, 15 Вт); 4 — контрольная лампа указателя поворота (б В, 2 Вт); 5 — контрольная лампа дальнего света (6 В» 2 Вт); 6 — контрольная лампа включения нейтральной передачи (6 В, 2 Вт); 7 — лампа контроля работы генератора (6 В, 2 Вт); 8 — лампа освещения спидометра (в В, 2 Вт); 9 — центральный переключатель; 10 — реле-прерыватель указателя поворота; 11 — включатель указателя поворота; 12 — переключатель ближнего — дальнего света с кнопкой включения звукового сигнала; 13 — звуковой сигнал; 14 и 16 — свечи зажигания; 15 — катушки зажигания; 17 — включатель стоп-сигнала; 18 — включатель контрольной лампы нейтральной передачи; 19 — контакт прерывателя правого цилиндра; 20 — конденсаторы...

Читать далее >>

ИЖ Планета 5. Три новые модификации 7.107-014, 7.107-015, 7.107-016

Три модификации мотоцикла ИЖ Планета 5     Объединение «Ижмаш» на протяжении многих лет проводит в жизнь политику широкой унификации выпускаемых машин. Не только параллельной, то есть для изготовляемых одновременно моделей, например «ИЖ-Юпитер-5» и «ИЖ-Планета-5», но и последовательной — преемственность более поздних машин с предшественниками («ИЖ-Планета-5», «ИЖ-Планета-4», «ИЖ-Планета-3» и т. п.). Такая тенденция сохранится и в ближайшее время. Как известно, конструкторы «Ижмаша» предусматривают три перспективных семейства мотоциклов: «Сириус» на смену «Планете», «Сатурн» на смену «Юпитеру» и новое семейство «Орион» (ЗР, 1990, №6). Последнее базируется на японской лицензии, охватывающей четырехтактный одноцилиндровый двигатель, телескопическую переднюю вилку, дисковый тормоз переднего колеса, отлитые из легкого сплава колеса....

Читать далее >>

Берегите генератор

Владельцам мотоциклов ИЖ Если на мотоцикле ИЖ во время движения загорелась контрольная лампа работы генератора, немедленно остановитесь, даже когда вы почти у цели. Дело в том, что чаще всего генератор отказывает из-за неплотного прилегания щеток к коллектору. Электрическое сопротивление на этом участке цепи растет, сильно повышается температура, что быстро приводит к обугливанию и межвитковому замыканию обмотки якоря (установлено на горьком опыте).Чтобы избежать этого, восстановите контакт щеток с коллектором, очистив щеткодержатель (из-за скопившейся грязи щетки теряют подвижность) зачистите кольца на коллекторе либо замените чрезмерно изношенные щетки или ослабшие пружинки.Случается, что в пути устранить неполадку не удается, тогда отключите генератор, отсоединив одну щетку Добраться до дома можно «на аккумуляторе». Днем его емкости хватает не на одну сотню километров.В. АЛЕКСЕЕВ347927 г. Таганрог,ул. Ново-Ватутина, 17, кв. 8.1980N06P33

Читать далее >>

Урал ИМЗ - 8.103-30

В традициях уральской марки   Мотоциклы, выпускаемые ирбитским заводом, пользуются устойчивым спросом, особенно у жителей сельской местности. На проселочных дорогах, в горах «Урал» более подвижен и маневрен, чем автомобиль, а порой превосходит его и в проходимости. Сочетание высокой грузоподъемности, хорошей комфортабельности и скоростных качеств делает его универсальным, пригодным для деловых поездок, туризма, отдыха.   Рис. 1.Мотоцикл ИМЗ—8.103-30 «Урал».  В основе популярности «Урала» — проверенная, надежная конструкция, хорошо согласованная со спецификой эксплуатации. Так, четырехтактный двигатель работает на повсеместно распространенных сортах бензина А-72, А-76. Карданная передача к заднему колесу рассчитана на долгую и безотказную службу. Рис. 2.На щитке приборов установлены спидометр и контрольные лампы.  Маятниковые рычаги в подвесках заднего колеса и колеса прицепа установлены на резиновых сайлент-блок...

Читать далее >>