Конструкции мотоциклетных шин

Низкопрофильные, радиальные, бескамерные

 

Важнейшие параметры мотоцикла — устойчивость и управляемость, тормозные качества и проходимость, расход топлива, максимальная скорость, комфортабельность и безопасность езды — все это во многом зависит от шин. Мотоциклетная шина, так же как и автомобильная, представляет собой упругую резино-тканевую оболочку, заполненную сжатым воздухом и способную воспринимать внешние нагрузки. Принципиальных различий в конструкции автомобильных и мотоциклетных шин нет. Однако мотоциклетные работают в более жестких условиях.

Существуют значительные различия в работе шин переднего и заднего колес. Начать с того, что автомобиль имеет четыре колеса, а мотоцикл только два. Ширина колеса мотоцикла по меньшей мере в два раза меньше автомобильного. Следовательно, условия сцепления с поверхностью дороги и условия передачи крутящего момента ведущим колесом мотоцикла в четыре раза труднее, чем у автомобиля. Кроме того, при выполнении поворота, чтобы обеспечить устойчивость мотоцикла-одиночки, водитель должен наклонить его к центру поворота на некоторый угол, вследствие чего возникают дополнительные боковые силы в месте контакта шины с дорогой. Для того, чтобы сцепление было удовлетворительным при любых маневрах, величина пятна контакта всегда должна оставаться достаточно большой. Это обеспечивается специально подобранным профилем сечения шины, имеющим определенную кривизну рабочей части протектора, отличающейся от автомобильной. Передняя шина должна обеспечивать устойчивое движение мотоцикла по прямой, хорошую управляемость при поворотах, оказывать возможно меньшее сопротивление качению. Поэтому она относительно уже, диаметр ее больше, рисунок протектора направленный с кольцевыми продольными выступами-ребрами.

Шина заднего колеса, кроме того, должна наиболее полно использовать крутящий момент и обеспечивать эффективное торможение. Эти качества лучше проявляют шины малого диаметра, имеющие протектор с выступами.

Рассмотрим требования, которые предъявляют к шинам различные дорожные условия. Для шоссе нужны шины, обеспечивающие езду с высокой скоростью по прямой и на поворотах, малое сопротивление качению, хороший отвод воды из зоны контакта с дорогой на случай мокрого шоссе. Шина должна быть легкой, с рисунком протектора большой насыщенности. Передняя может быть ребристой с поперечными каналами для отвода воды, задняя — с протектором, имеющим зигзагообразный рисунок. Чтобы такие шины обеспечивали лучшее сцепление, их делают из вязких резиновых смесей. На рисунке (а) изображен отпечаток протектора дорожной шины Л-170, которую устанавливали на переднее колесо «ИЖ-Планеты-спорт». Она хорошо зарекомендовала себя на дорогах с усовершенствованным покрытием.

Для мотоцикла, эксплуатируемого на неровных грунтовых, часто мокрых дорогах и на пересеченной местности, лучше шины повышенной проходимости — широкие, обеспечивающие надежную передачу крутящего момента, с рисунком протектора, имеющим массивные, редко расположенные грунтозацепы. Такая шина хорошо самоочищается от налипающей грязи. Отпечаток протектора шины повышенной проходимости размером 3,50—19 модели Л-175 изображен на рисунке (б).

Пока же практически шины, выпускаемые нашей промышленностью для дорожных мотоциклов, имеют универсальный рисунок протектора. В качестве примера мы приводим отпечаток протектора такой шины размером 3,25— 19 модели Л-130 (см. рисунок, в). Казалось бы, само слово «универсальная» означает, что эта шина хороша для любых дорог. Но испытания и опыт эксплуатации показывают, что и на шоссе и на проселке она работает недостаточно эффективно в экстремальных условиях.

Универсальные шины, как и универсальные мотоциклы, пользуются спросом. Но с каждым годом растет интерес к мотоциклам, наиболее пригодным к конкретным условиям эксплуатации. Соответственно и шины для новых мотоциклов по конструктивному исполнению и по рисунку протектора должны соответствовать вполне определенным сферам использования, и прежде всего дорожным условиям. Появилась первая ласточка — тульский завод приступил к выпуску мотоциклов повышенной проходимости на широкопрофильных шинах для сельской местности. Разрабатываются модели повышенной проходимости и на других заводах.

Рассмотрим некоторые тенденции изменения традиционной конструкции шины.

 

Отпечатки протектора шин

Отпечатки протектора шин: а — дорожной; б — повышенной проходимости; в — универсальной.

 

Низкопрофильные шины. У шины нормального профиля высота и ширина его примерно равны. Если высота меньше, а ширина больше, шину принято называть низкопрофильной. Ленинградский завод выпускает низкопрофильные шины размером 2,50/85—16 модели Л-264, у которых отношение высоты к ширине равно 0,85.

Уменьшение высоты профиля позволяет развить ширину беговой дорожки и тем самым увеличить площадь контакта ее с дорогой. Отсюда повышение срока службы шины, лучшие сцепление, боковая устойчивость. Значительное снижение массы шины улучшает управляемость мотоцикла. Но низкопрофильные шины пригодны лишь для хороших дорог, так как из-за малого объема воздуха не могут обеспечить достаточного гашения колебаний, вызываемых неровностями.

Радиальные шины. В настоящее время большое распространение получили шины типа Р (радиальные). Принципиальное их отличие — меридиональное расположение нитей корда в слоях каркаса, когда нити в соседних слоях параллельны. Каркас опоясан практически нерастяжимым брекером. Основные преимущества этих шин — большой срок службы, меньшее сопротивление качению, меньшая масса, хорошее сцепление с мокрой и скользкой дорогой. Но на мотоциклах радиальные шины не нашли широкого применения, поскольку у них низкая боковая жесткость и невысокая прочность боковины. В тяжелых условиях, в которых работает мотоциклетная шина, велика вероятность их повреждения.

Бескамерные шины. Преимуществ у них для мотоцикла много. Они легче обычных, меньше образуют тепла, более долговечны, оказывают меньшее сопротивление качению, обеспечивают постоянство давления в течение продолжительного времени, наконец, медленнее выпускают воздух при проколе. Отсутствие камеры удешевляет шину. Но для эксплуатации бескамерной шины необходим специальный герметичный обод колеса с усиленными закраинами. У нас ведутся работы по созданию бескамерной шины для мотоциклов.

Итак, какими должны быть шины для современного мотоцикла?

Во-первых, разнообразными по назначению. Каждый мотоциклист должен иметь возможность выбрать шину в соответствии с типом своего мотоцикла, стилем езды и дорожными условиями. Во-вторых, шина должна обладать высокими эксплуатационными характеристиками, надежностью и качествами, обеспечивающими безопасность.

Как видим, предстоит многое сделать для совершенствования мотоциклетных шин. И здесь нужно тесное сотрудничество предприятий шинной и мотоциклетной промышленности, расширение научных исследований на основе самых современных методов.

Н. ФАТТАХОВА, инженер отдела мотоциклов ВНИИмотопрома
г. Серпухов

.

 

1986N12P8

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Ява 634-01. Первые километры

Первые километры В прошлом году на смену известному мотоциклу ЯВА—350 модели «360/00» пришла новая модель — 634-01.О том, как проявил себя мотоцикл в ходе редакционного теста, рассказывает инженер Э. КОНОП.Первый выездМотоцикл ЯВА 634-01, поступающий в нашу страну, привлекает к себе внимание непривычно строгой, можно сказать, спартанской внешностью, лишенной некоторых элементов мотоциклетной «архитектуры», характерных для моделей 60-х годов.Надо признать: по внешнему виду мотоцикл нравится не всем. Очевидно, некоторые мотолюбители настолько привыкли к округлым формам прежней ЯВЫ, что, не будучи знакомы с современной, «спортивной» модой в мото-циклостроении, считают ее своеобразным эталоном, любое отклонение от которого режет глаз и отвергается.При оценке изменений, происшедших во внешности мотоцикла Ява, следует учитывать, что они связаны с разработкой усовершенствованной конструкции, отвечающей требованиям длительной эксплуатации в ...

Читать далее >>

Ява 350 634-01. Новинка

Jawa 350 634-01 Новая модель Ява 634 01 Редакцию посетили гости из Чехословакии — директор завода ЯВА С. ОЛДРЖИХ, главный конструктор Я. КРЖИВКА и директор конторы внешнеторгового объединения «Мотоков» А. МОГИЛА. Они рассказали о совместных работах советских и чехословацких мотоцикло-строителей, о достижениях мотоциклетной промышленности ЧССР» перспективах ее развития и спортивных успехах — четыре года подряд команды на мотоциклах ЯВА завоевывали главный приз мотоолимпиады — «Всемирный трофей» и три раза — «Серебряную вазу». Когда разговор перешел к машинам, поставляемым в СССР, гости рассказали о разработке новой дорожной модели, которая должна прийти на смену популярным у нас мотоциклов Ява-250 и Ява-350. Мотоцикл Ява 350 634-01 с новым боковым прицепом Велорекс Поскольку наших мотолюбителей этот вопрос интересует особенно, приводим подробную запись беседы. С. Олдржих. Сегодня можно говорить уже не об опытной ...

Читать далее >>

Ява Ойлмастер - Jawa Oilmaster

Jawa Oilmaster Эта золотистая ЯВА отличается от всех знакомых нам ее одномарочниц не только внешне. Главное здесь то, что не сразу бросается в глаза, — система раздельной смазки двигателя. Для некоторых читателей она уже не диковинка— для тех, кто знаком с ЯВОЙ «Калифорниан», хотя в нашу страну машина не поставлялась, и с «Планетой-спорт» (о них журнал рассказывал ранее). Мотоциклы CZ-350 модели «472.4» (слева) и ЯВА-350 «Ойлмастер» (с самодельным ветровым щитком) во время испытаний. Что же представляет собой система, названная конструкторами «Ойлмастер»? В баке — чистый бензин; кривошипно-шатунный механизм и детали цилиндро-поршневой группы смазываются маслом, впрыскиваемым в смесительную камеру карбюратора, а точнее — в зону максимального разрежения, под переднюю кромку дросселя, где оно смешивается с воздухом и бензином. Запас масла находится в специальном бачке емкостью около двух лит...

Читать далее >>

CZ 977.3 Кроссовый мотоцикл

ЧЗ держит шаг В последние годы обострилась борьба в соревнованиях по мотокроссу, особенно в классе 250 смЗ. Сегодня добрых два десятка фирм в разных странах выпускают такие мотоциклы для клубных гонщиков. Технические показатели машин значительно сблизились, и конструкторам приходится практически ежегодно обновлять спортивные машины.Чехословацкий завод CZ на 1979 год включил в свою производственную программу усовершенствованную модель CZ 977.3. Изменения по сравнению с известной у нас машиной ЧЗ-980 коснулись выпускной системы, передней и задней вилок, расположения спиц в колесах, натяжного устройства цепи, тормоза переднего колеса. Техническая характеристика кроссового мотоцикла ЧЗ 977.3Общие данные. Масса — 102 кг. База — 1420 мм. Дорожный просвет — 160 мм. Высота седла — 870 мм. Емкость бензобака — 8 л. Двигатель. Число цилиндров — 1 Рабочий объем — 246 см3. Топливо — бензин с октановым числом 96. Степень сжатия — 11,0. ...

Читать далее >>

Мотоциклы, которых ждут. Будущие новики ИЖ Планета 2 и Юпитер 2

Будущие новики ИЖ Планета 2 и Юпитер 2   Сотни голубых ИЖей сходят ежедневно с заводского конвейера. Этому мотоциклу тоже недолго ждать. Еще несколько усилий, и машина оживет. Мотолюбителям хорошо известны мотоциклы «ИЖ-Планета» и «ИЖ-Юпитер». Выпускает их наш завод с 1961 — 1962 годов. И с того же времени непрерывно идет работа над их улучшением. Намного повысилась надежность машин, и благодаря этому на 20 процентов увеличен гарантийный пробег мотоциклов. Заводские конструкторы работают не только над устранением выявленных в процессе эксплуатации изъянов, совершенствованием модели, стоящей на конвейере. Наше КБ готовило и новые, модернизированные модели мотоциклов, особое внимание уделяя таким качествам, как надежность и долговечность. Сейчас осе работы по созданию и испытанию новых машин закончены. «ИЖ-Планета-2» и «ИЖ-Юпитер-2» готовы к старту.Чем же они отличаются от своих широко известных предшественников? Первое, что бро...

Читать далее >>